Роза ЧУРАКОВА
Практики о перспективах развития
дидактической системы Л.В. Занкова
В связи с переходом начальной школы на
четырехлетнее обучение многие учителя-занковцы
испытывают значительные затруднения. Как пишут
учителя, все это связано с необходимостью
повышения квалификации, так как изменился
базисный учебный план, из него ушли одночасовые
предметы (естествознание, история, география).
Введены новые учебные предметы: литературное
чтение (вместо чтения), окружающий мир,
иностранный язык. Увеличено количество часов на
физическое воспитание. Переработаны программы,
учебники и методические пособия по обучению
грамоте, русскому языку, математике, трудовому
обучению.
К нам приходят многочисленные письма,
в которых учителя спрашивают: нельзя ли в
условиях четырехлетнего обучения использовать
базисный учебный план и учебно-методический
комплект из системы 1–3? Это обосновывается тем,
что школьные библиотеки имеют полные комплекты
учебников по системе 1–3. Кроме того, есть примеры
такого перехода на четырехлетнее обучение в
других системах. Как доказательство учителя
присылают нам соответствующие учебные пособия,
предназначенные как для 3-летнего, так и для
4-летнего обучения.
В развивающей системе такой
"безболезненный" переход невозможен.
Основная цель системы Л.В. Занкова –
оптимальное общее развитие ученика. Еще один год
обучения в начальной школе должен
способствовать именно этой цели. Представим, что
мы бы пошли по такому варианту: программа,
рассчитанная на три года обучения, растягивается
на четыре года. Тогда неизбежно нарушается один
из основных принципов системы – прохождение
материала быстрым темпом. С другой стороны,
невозможно лишить систему тенденции общего
развития начального образования – переходу к
интегрированным курсам обучения.
В 2003–2004 учебном году все, кто работает
в выпускных 3-х классах, будут вынуждены в 1-м
классе работать по новому базисному учебному
плану. И это не зависит от того, какую из систем
они выбирают: развивающую или одну из
традиционных. Чем же мы, газета "Начальная
школа" и ФНМЦ им. Л.В. Занкова, можем помочь
учителю занковских классов, который оказался в
затруднительном положении, так как не знает
нового содержания учебно-методического
комплекта?
Прежде всего, газета "Начальная
школа" совместно с ФНМЦ им. Л.В. Занкова
второй год проводит заочные курсы повышения
квалификации учителей начальных классов (№№ 2, 6,
14, 20, 27–28, 31, 36, 37, 44, 45/2002). Приглашаем всех, кто в
следующем учебном году начинает работать по
новому базисному учебному плану, в дружную
группу заочников. При успешном обучении
гарантируем выдачу удостоверения
государственного образца. Кроме того, авторский
коллектив обязуется своевременно отвечать на
все ваши вопросы, используя надежную постоянную
связь – страницы нашей любимой газеты. Начнем с
этого номера.
Вы спрашиваете: какой из учебников вам
выбрать при обучении грамоте: "Азбуку"
Нечаевой Н.В., Белорусец К.С. или
"Букварь" Андриановой Т.М.,
Андриановой И.Л.?
Что же вам посоветовать? Рассмотрим
эти учебники в системе учебно-методических
комплектов по обучению грамоте и русскому языку.
Комплект Нечаевой Н.В. включает в себя:
учебные программы по обучению грамоте и русскому
языку; "Азбуку"; рабочие тетради к
"Азбуке" ("Я читаю? Я читаю. Я читаю!");
тетради по письму для 1-го класса. Прописи (авт.
Нечаева Н.В., Булычева Н.К.); учебник по
русскому языку для 1-го класса (авт.
Нечаева Н.В.); методические пособия по обучению
грамоте и методическое пособие по обучению
русскому языку...
Комплект по обучению грамоте и
русскому языку, ориентированный на
"Букварь", включает в себя программу по
обучению грамоте, тетради по письму в 4 частях
(авт. Андрианова Т.М. и др.), методическое
пособие (авт. Андрианова Т.М.). Как правило,
учителя, которые выбирают этот комплект, в 4-й
четверти изучают русский язык по учебнику
Поляковой А.В. Комплект по русскому языку этого
автора включает программу, учебник и
методическое пособие для учителя.
Однако учителя, выбравшие первый из
указанных комплектов, могут взять из второго
учебник русского языка Поляковой А.В. или
прописи Андриановой Т.М. А учителя, выбравшие
второй комплект, также вправе брать из первого
любые пособия. Комплекты разработаны авторскими
коллективами в соответствии с принципами и
типическими свойствами дидактической системы
Л.В. Занкова. И Полякова А.В., и Нечаева Н.В.
– ученики и последователи Л.В. Занкова. У них
нет расхождения в теоретических позициях
дидактической системы общего развития ученика.
Обучение осознанному чтению
продолжается и при изучении литературного
чтения. Авторы комплекта: Свиридова В.Ю.
(Литературное чтение. 1-й класс), Чуракова Н.А.,
Малаховская О.В. (методические пособия к
учебнику, подбор слайдов к урокам).
В связи с тем что в школу может прийти и
шестилетний ребенок, переработаны программа,
учебники, рабочие тетради и методические пособия
по математике. Авторы комплекта –
Аргинская И.И., Ивановская Е.И.,
Бененсон Е.П., Итина Л.С.
Проблема выбора встает перед учителем
при знакомстве с учебно-методическими
комплектами по образовательной области
"Окружающий мир". Изучение окружающего мира
может идти по одному из двух комплектов. Один из
них разработан Дмитриевой Н.Я.,
Казаковым А.Н., Трофимовой Г.В., другой –
Товпинец И.П., Борзовой Н.В., Крыловой О.В.
В том и другом случае учащиеся получат
достаточно большой объем знаний из разных
образовательных областей – естествознания,
географии, истории, обществознания, анатомии и
др. Программы курсов рассчитаны на формирование
общей культуры и эрудиции школьников. Важным
аспектом комплектов является воспитание
экологической культуры. В рамках курсов учащиеся
знакомятся с наиболее существенными
экологическими связями в природе. Через
экскурсии и практические занятия обогащается
опыт эмоциональных оценок взаимоотношений детей
с природой, развиваются умения и навыки ухода за
домашними животными и растениями.
Волнует наших читателей и проблема
преемственности начального и основного звена
школы. Они справедливо полагают, что дальнейшее
развитие системы неизбежно связано не только с
разработкой учебно-методического комплекта для
5–6-х классов, но и с организацией системы
повышения квалификации учителей-предметников.
Как решается эта проблема?
Комплекты по обучению грамоте и
русскому языку имеют продолжение в основном
звене школы. Учебники начальной школы по
русскому языку (концепция Нечаевой Н.В.)
поддержаны в 5-м классе "Программой по русскому
языку 5–9-х классов", учебником для 5-го класса,
тетрадями по русскому языку, методическими
рекомендациями (авт. Нечаева Н.В.). Учебники
Поляковой А.В. также имеют продолжение. Под
общей редакцией Поляковой А.В. разработаны:
"Программа по русскому языку 5–9-х классов",
учебник по русскому языку 5-го класса, тетрадь по
русскому языку для 5-го класса, методические
рекомендации к учебнику (авт. Тишина О.Ю.,
Шапошникова Т.Д.).
Учебно-методический комплект по
литературному чтению для основного звена
продолжают авторы учебников и методических
пособий литературного чтения 2–4-х классов –
Чуракова Н.А. и Малаховская О.В.
Содержание комплекта по окружающему
миру Дмитриевой Н.Я., Казакова А.Н.
развивается в учебно-методическом комплекте
"Природоведение" для 5-го класса (авт.
Бахчева О.А., Шилина И.Б), а содержание
комплекта Товпинец И.П. – в учебнике
физической географии для 6-го класса (авт.
Крылова О.В.).
Учебно-методические комплекты для 1-го
класса по трудовому обучению разработаны хорошо
известными авторами Цирулик Н.А. и
Просняковой Т.Н., по музыке – Ригиной Г.С.
В работе круглого стола
"Перспективы развития образовательной
системы Л.В. Занкова, ведущая Чуракова Роза
Гельфановна, – руководитель ФНМЦ им. Л.В. Занкова,
участвуют: Полякова Антонина Владимировна,
Нечаева Наталья Владимировна, Аргинская Ирэна
Ильинична, Чуракова Наталья Александровна,
Дмитриева Нинель Яковлевна, Смирнова Татьяна
Викторовна, Проснякова Татьяна Николаевна.
|