Марина СОЛОВЕЙЧИК
Время отдавать
Последние несколько десятилетий были
для школы очень плодотворными. В нее пришли не
только теоретически важные идеи, но и конкретные
предложения, конструктивные решения, повлиявшие
на наши представления о том, как лучше учить
детей.
Например, еще десять лет назад,
оценивая урок, отмечая его достоинства, мы
серьезно говорили, что в нем было "три
развивающих момента", а может быть, и "два
воспитательных...". Сегодня же все хорошо
понимают, что не от количества таких
"моментов" зависит успешность развития и
воспитания школьников и вообще ничего развить
или воспитать отдельными "моментами"
невозможно. Развивать и воспитывать, если
говорить об обучении, может только вся
организация учебного процесса. И здесь важны как
содержание, способы обучения, так и характер
общения на уроке, взаимоотношения учителя с
детьми. Что же помогло измениться нашим взглядам?
Долгие годы накапливались, вызревали,
оттачивались идеи, которые привели к появлению
целых систем обучения, названных по именам их
основателей, – системы Л.В. Занкова и
Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. Новые подходы
к обучению, воплощенные в учебниках этих систем,
получили широкое распространение. Их приняли к
сведению не только те, кто работал по этим
учебникам, но и многие другие. Не могли не
повлиять на взгляды педагогической
общественности идеи "гуманной педагогики"
Ш.А. Амонашвили, и теперь с его именем
связывается вошедшее в школу понятие
"сотрудничество". Не прошла бесследно и
работа педагогов-новаторов, причем не только той
группы известных учителей-подвижников
(С.Н. Лысенковой, В.Ф. Шаталова и т.д.), но и
многих других. Прочитайте выдержку из статьи,
опубликованной 15 лет назад в "Учительской
газете". Это отчет о четвертой встрече
педагогов-экспериментаторов, педагогов-ученых и
публицистов. Как ясно расставлены все акценты,
как четко сформулированы мысли!
"...Десятилетиями в голову
учительству, в наши головы вбивали мысль, что
школа должна прежде всего давать знания,
умения, навыки... Но школа не раздаточный пункт, не
склад готовых знаний... Первая задача школы –
развить ребенка, чтобы он мог и хотел добыть (а не
получить!) знания, мог приобрести умения и
навыки...
Кто требует от школы лишь знаний,
умений и навыков и при этом не ставит на первый
план духовное, нравственное, умственное и
физическое развитие ребенка, тот пытается по
сути поставить телегу впереди коня. На первом
месте должно быть развитие ребенка, которое и
позволит ученику добывать знания, вырабатывать
умения и навыки...
А что такое развитие? Это не только
приращение знаний, умений, навыков, но и
превращение ребенка в обновленного человека,
превращение знаний и умений в способности, в
возможности свободной деятельности...
Развивающий урок – это не урок готовых истин, а
урок поиска истины" (Учит. газ. – 1988, 18 окт.).
Разве могли эти брошенные зерна не
прорасти?! Конечно, нет. Они послужили толчком для
поиска новых способов и средств обучения, для
раздумий над его содержанием. Еще более активно
стали разрабатываться направления, получившие
название развивающих.
Однако прошли годы, и стало ясно:
многое из приобретенного, нового – прекрасно, но
нельзя потерять и то, что наработано
традиционной методикой, что проверено десятками
лет, что сложилось и отточилось в практике.
Стал актуальным вопрос: нельзя ли
органично синтезировать отстоявшиеся
традиционные решения и современные?
Для курса русского языка в начальных
классах считаем и сегодня не утратившим своей
значимости, правильности, во-первых,
традиционный тезис о его практической
направленности, а во-вторых, основное содержание,
определяемое кругом изучаемых понятий. Цель
курса русского языка в начальных классах – это
обучение детей практическому владению русским
языком в устной и письменной форме, то есть
формирование у них умений, но умений осознанных.
А вот для того чтобы добиться желаемого уровня
осознания, нужно построить обучение с учетом
многих требований, сформулированных в
развивающих системах. При этом не видим
необходимости расширять объем того содержания,
которое привычно для традиционной начальной
школы. На этом содержании, не выходя за круг
всегда изучавшихся понятий, можно построить
обучение, которое "поведет за собой
развитие" (Л.С. Выготский). Именно это мы и
попытались сделать в учебнике "К тайнам
нашего языка" (авторы – М.С. Соловейчик,
Н.С. Кузьменко).
Кроме того, нам хотелось сделать
предмет "Русский язык" близким и понятным
детям: ведь это язык, которым они давно
пользуются. Они многое знают (на практическом
уровне), только даже не догадываются об этом. Так
поможем им "открыть" эти знания, удивиться,
порадоваться за себя и... двинуться вперед за
новыми открытиями! Именно в такой логике
"открытий" мы и строим работу. Потому
учебник и получил свое название.
В традиционной методике преподавания
русского языка всегда высказывалась мысль о том,
что изучение языка должно служить развитию речи
школьников, поскольку именно хорошее владение
языком – это цель курса, а освоение самого языка
– средство достижения цели. Однако решить такую
задачу было практически невозможно до тех пор,
пока в науке о языке не были накоплены и
осмыслены достаточные сведения о речи, о ее
видах, о тексте, процессе его создания и т.д.
Сегодня необходимые сведения есть, поэтому
создание речевого курса стало возможным. В
учебнике
"К тайнам нашего языка" сделана попытка
представить такой курс. От наблюдений за речью,
от практического использования языковых средств
– к изучению языка, правописания, а затем снова к
речи, к более совершенному владению ей – такова
общая система изучения многих традиционных
грамматико-орфографических тем курса.
Самой большой проблемой при изучении
русского языка для многих школьников всегда
оказывается освоение орфографии. Конечно, надо
признать: у нас трудная орфография. Но можно ли
сделать так, чтобы процесс обучения пошел более
успешно, чтобы стало меньше ошибок, меньше слез?
Можно. Некоторые умные решения уже найдены
учеными. Но их надо методически детально
проработать и воплотить. В учебнике "К тайнам
нашего языка" сделана такая попытка. Мы, идя
по пути, проложенному психологами П.С. Жедек и
В.В. Репкиным, стараемся прежде всего научить
ребенка обнаруживать "опасные" при письме
места, то есть орфограммы, и вполне сознательно…
уходить от ошибки, оставляя на месте неизвестной
буквы "окошко". Когда умение, именуемое
орфографической зоркостью, в той или иной мере
сформировано, ученик психологически готов к
изучению правила, он, не удивляйтесь, хочет его
изучать, так как оно оказывается ему нужным. Так
ученик из "обучаемого объекта" становится
"субъектом учебной деятельности". Так
обучение орфографии становится развивающим, а
проводимая через весь курс мысль о том, что
стыдно, неудобно на родном языке писать с
ошибками, и одновременное формирование умения
избегать их – делает это обучение еще и
воспитывающим.
К какому направлению отнести учебник "К
тайнам нашего языка"? К традиционному? К
развивающему? Не знаем. На наш взгляд, авторов, –
к тому и другому одновременно. Мы считаем, что
продолжаем линию традиционного обучения, но при
этом привносим в него то, что накоплено наукой и
практикой в последние десятки лет.
Современная методика обучения
русскому языку все это время впитывала, вбирала в
себя то, что создавалось в базовых дисциплинах –
в лингвистике, педагогике, психологии. Теперь
настал момент, когда накопленное надо отдать
практике – школе. Учебник "К тайнам нашего
языка" – одна из таких попыток.
Приглашаем вас стать участником
семинара Марины Сергеевны Соловейчик "К
тайнам нашего языка", который состоится 23
апреля 2003 года в Московском городском доме
учителя.
|