Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

Александр САВЕНКОВ

Одаренные дети в массовой школе

Ни для кого не секрет, что большая часть выдающихся людей (ученых, деятелей культуры, политических лидеров, руководителей производства и др.) обучалась в детстве не в "специальных", "элитных" учебных заведениях, а в самых "обычных", "массовых" школах. И есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится в дальнейшем: в любом случае в "массовой" школе обучается и всегда будет обучаться значительная часть будущих интеллектуальных лидеров. Особенно это характерно для такой страны, как Россия.

Естественно предположить, что выдающиеся люди получаются из "выдающихся" детей, детей, которых следовало бы считать одаренными. При этом по давней традиции проблема детской одаренности в системе образования многих стран мира на организационном уровне обычно решается путем создания специальных школ либо специальных классов для одаренных. Эти организационные подходы в значительной мере определяют структуру и содержание всей педагогической работы по развитию детской одаренности в сфере образования.

Их высокая популярность, несмотря на целый ряд очевидных сложностей, вероятно, объясняется внешней простотой. Путь решения в этом случае представляется предельно простым – выявить одаренных и создать для них специальную школу или хотя бы специальный класс. И дальше все просто...

Именно по этому кажущемуся простым и эффективным пути и идет большая часть образовательных учреждений в нашей стране. Создаются специальные школы для одаренных и талантливых детей, специальные ("гимназические", "лицейские" и др.) классы. Это, безусловно, позитивное явление, заслуживающее поддержки. Но нельзя не признать, что, решая задачу обучения одаренных детей, таким образом мы решаем в первую очередь свои собственные учительские проблемы. А в качестве побочного эффекта возникает множество практически не разрешимых социально-педагогических проблем у самих детей (деформации в формировании "Я-концепции", мотивационно-потребностной сферы одаренного ребенка и многое другое), что часто умножает на ноль все полученные преимущества.

Существует возможность и другого решения – не удалять ребенка из естественной для него микросреды. Обучать и воспитывать, не вырывая его из круга "нормальных" сверстников, создав там условия для развития и максимальной реализации его выдающихся возможностей и аналогичных возможностей его "нормальных" одноклассников. Может быть, кто-то из них тоже одаренный, только мы этого пока не замечаем! Это позволит решить ряд важнейших социально-педагогических задач:

– не терять потенциально одаренных, дать шанс не только тем, у кого выдающиеся способности проявились рано, но и тем, у кого они проявятся на поздних возрастных этапах;

– создать адекватные условия для развития психосоциальной сферы (формирование "Я-концепции", коммуникативных способностей и др.) одаренных детей, что крайне сложно сделать в "тепличных" условиях специальной школы;

– формировать у одаренных и их сверстников позитивное отношение (толерантность) к различиям в умственных и творческих способностях людей.

Но вслед за признанием возможности такого решения возникает целый спектр вопросов о том, как это может быть реализовано. Поиску ответов на них были посвящены специальные исследования, проведенные мной и моими коллегами – практическими психологами и педагогами в образовательных учреждениях Москвы и Новосибирска. С результатами этой работы и проблемами, которые мы пока не можем решить, вас познакомит предлагаемая серия статей под общим названием "Одаренные дети в массовой школе".

Мы последовательно рассмотрим самые важные вопросы:

  • Что такое одаренность и кого считают одаренным?

  • Как выявлять одаренных? Какую роль в выявлении одаренных могут и должны играть педагоги и родители?

  • Можно ли прогнозировать развитие? Насколько современные научные знания позволяют предсказывать выдающиеся достижения?

  • Каким должно быть содержание образования? Что такое "обогащение содержания образования" или как, не разрушая отечественных культурно-образовательных традиций, помочь одаренному ребенку в обычной школе?

  • Какие формы организации обучения необходимо использовать для развития интеллектуально-творческого потенциала личности школьника?

  • Какие методы, методики, технологии, ориентированные на развитие детской одаренности, существуют в современной педагогике и психологии?

Ответы на эти вопросы, найденные нами, мы не склонны рассматривать как истину в последней инстанции. Мы надеемся на сотрудничество с вами и совместный поиск новых, более качественных решений.

Ответы на вопросы, поставленные в статье, вы получите, став участником круглого стола "Одаренные дети в массовой школе", ведущий Савенков Александр Ильич, докт. пед. наук, докт. психол. наук, профессор кафедры психологии развития МГПУ.