Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №10/2003

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН

В.А.ИЛЮХИНА

Письмо с Секретом

Тема: "Знакомство с основным алгоритмом письма" (прохождение первых шести элементов – шести "воротец").

Цели. Обучающая: начать знакомство учащихся с основными элементами письма (алгоритмом); развивающая: развивать внимание, наблюдательность, логику, графическую зоркость; воспитывающая: воспитывать интерес к предмету, культуру письма, любовь к народным промыслам, трудолюбие, стремление к преодолению трудностей.

Оборудование. Передняя часть класса представлена предметами народных промыслов: хохлома, гжель, вологодские кружева, жостовские подносы, палех, расшитые скатерти, рушники и др.; пропись, ручка; карта Букволандии; лучшие тетради и прописи учащихся прошлых лет (для показа образцов); изображение Гномика-Секретика (игрушка резиновая, мягкая или какая-либо другая с изображением гномика).

ХОД УРОКА

Учитель. Дорогие дети! Сейчас у нас с вами будет урок письма. На партах у вас ручки, тетради – это то, что вам нужно, чтобы начать учиться писать. Но пока мы не будем их трогать. Сначала вы посмотрите, что у меня на столе и что я буду вам показывать.

Учитель показывает изделия с хохломской росписью, гжель, вологодские кружева, жостовские подносы. Восторгаясь красотой, дети высказываются о том, что они увидели, о том, чем понравилось то или иное изделие.

– Как вы думаете, какие руки должны быть у людей, создавших эти творения, не оставившие наши сердца равнодушными?

Дети. Добрые!
– Теплые!
– Ласковые!
– Все умеют!
– Золотые!

У. А теперь я вам покажу тетради моих прежних учеников.

Учитель показывает лучшие тетради – аккуратные, с красивым почерком. Можно раздать тетради по рядам, попросить передать от парты к парте, чтобы дети учились аккуратно обращаться с вещами и работать совместно.

– Ребята, вам понравились тетради? Как в них написано?

Дети выражают свое одобрение, а то и восторг – как красиво, ровно, аккуратно.

– Можно ли сказать про руки этих ребят, что они тоже золотые?

Д. Да!

У. Почему?

Д. Очень красиво написано.
– Приятно смотреть.
– Наверное, их мамы очень радуются за своих детей.
– Это похоже на кружево!

У. Хотелось бы вам научиться так же красиво писать?

Д. Да!

– Конечно, хотим!

У. Вот и давайте учиться, чтобы в будущем ваши руки тоже можно было назвать золотыми. Мы тоже будем учиться плести кружева. Но наши кружева будут необыкновенными – кружева из букв. Посмотрите еще раз, как научились их плести ребята, которые уже закончили 1-й класс.

Дети рассматривают еще раз лучшие тетради прежних учеников.

– Такие волшебные кружева, с помощью которых вы сможете доставить радость родителям, учителю, друзьям, себе, вы сможете плести с помощью шариковой ручки и тетрадного листа. И как много разнообразных букв в тетрадях! Кружевами-буквами заполнены все тетради. Это целая волшебная страна букв. Я даже придумала ей сказочное название – сказать какое?

Д. Да!

У. Букволандия. Это слово похоже на название некоторых настоящих стран, тоже для нас с вами далеких, неизвестных, пока как бы сказочных, – никто не слышал похожего названия страны?

Если никто из детей не догадается, учитель сам произносит: Шотландия, Исландия, Голландия. Но могут быть случаи, что кто-то и слышал такое название, и очень важно, чтобы ребенок заявил об этом на уроке.

– И вот в эту сказочную страну мы с вами и отправимся в путешествие, будем в ней знакомиться с ее прекрасными обитателями – буквами. Будем узнавать, как они пишутся, и сами своей рукой будем учиться их красиво писать, чтобы не обидеть прекрасных жителей Букволандии. В конечном итоге вы и сами, каждый в своей тетради, создадите свою сказочную страну Букволандию.
Итак, в путь. Но хочу еще сказать, что на пути нам будут встречаться трудности – не боитесь трудностей?

Д. Нет.

У. Будем их преодолевать вместе, унывать не будем, будем помогать друг другу, будем ждать того, кто вдруг отстанет, правда?

Д. Да!

У детей радостное настроение, как будто и на самом деле собрались в увлекательное путешествие.

У. Но прежде всего давайте рассмотрим дорожку, по которой мы будем двигаться при обучении письму.

Учитель просит рассмотреть тетрадь. Дети знакомятся с тетрадью и ее внешним видом, выделяют обложку, страницы. Особое внимание уделяется знакомству с разлиновкой, со строчкой.

– Вы должны понять, уяснить себе, что такое рабочая строка, где она находится в наших тетрадях. Это будет дорожка, по которой мы отправимся в путешествие и преодолеем все трудности.

Учитель объясняет назначение горизонтальных линий в тетради:

После знакомства с орудиями труда, с правилами посадки учитель переходит к знакомству детей с алгоритмом письма.

– Итак, в путь по нашим дорожкам-строчкам в сказочную страну Букволандию! Посмотрите на слово, написанное на доске, – это название нашей сказочной страны: Букволандия. Давайте рассмотрим, сколько здесь букв. Оно написано слитно, но оно состоит из разных букв. Кто хочет подойти к доске и выделить в этом слове буквы?

Дети выходят к доске и выполняют задание.

– Молодцы! Может быть, кто-то из вас хочет сказать, сколько всего букв в этом слове?

Д. В этом слове 11 букв, это очень длинное слово.

У. А теперь послушайте меня внимательно. Среди этих букв есть одна совершенно особая. Вот она – это буква и. Она скромно разместилась в конце слова, но она очень важная. С нее мы и начнем учиться писать. Если научимся правильно и красиво ее писать, то и все остальные буквы будут получаться красиво. Буква на вид простая. Иногда говорят, что она всего и состоит из двух крючков: . Соединим их (учитель показывает сближение двух крючков, имитируя сближение движением рук или, например, двумя изогнутыми проволочками), и получится буква и. Как будто очень просто. Это, с одной стороны, правильно, потому что мы действительно в букве и видим два крючка, но, с другой стороны, и не совсем правильно, потому что тут все не очень просто: не только соединять крючки друг с другом непросто, но и писать крючки правильно и красиво достаточно сложно. Поэтому нужно старательно учиться. И вот сейчас я вам скажу удивительную вещь: при написании буквы и нам встретится целых семь трудностей, семь преград. Я их назвала "воротцами". Интересное слово?

Д. Да!
– Это через что проходить?

У. А как вы думаете, почему я такое слово употребила вместо слова "трудности"?

Д. Так интереснее!
– Воротца маленькие, надо аккуратно пройти. Не задеть что-нибудь.
– Надо нагнуться, они низенькие.

У. Молодцы, правильно рассуждаете. В воротца не просто пройти, размашисто, во весь рост, а надо сосредоточиться, быть аккуратным, осторожным, надо потрудиться...

О том, как пройти следующие "воротца", можно узнать на встрече с автором методики "Письмо с Секретом" Верой Алексеевной Илюхиной 23 апреля на Дне учителя начальной школы, во время проведения Московского марафона учебных предметов.