Ирина КОЛИСНИЧЕНКО,
проректор АПКиПРО,
директор Центра
по сопровождению эксперимента
и совершенствованию структуры
и содержания общего образования.
Мониторинг и его результаты
С 1 сентября 2001 года в Российской
Федерации проводится эксперимент по
совершенствованию структуры и содержания общего
образования, который направлен на решение
проблем, связанных с сохранением здоровья детей,
повышением качества общего образования,
обеспечением конкурентноспособности
отечественного образования, влиянием
демографических и социально-экономических
факторов, обеспечением преемственности уровней
образования, созданием условий для
индивидуализации и профилизации обучения.
Эксперимент осуществляется в соответствии с
планом реализации Концепции модернизации
российского образования в 1734
общеобразовательных учреждениях 76 субъектов
Российской Федерации. По спектру поставленных
задач, направлений, охвату экспериментальных
школ, учащихся, педагогических кадров различных
категорий этот эксперимент уникален для
российской школы. Можно вспомнить в этой связи
эксперимент по обучению детей с 6-летнего
возраста, по результатам которого начальная
школа в России перешла на четырехлетнее
начальное обучение.
В соответствии с планом в эксперимент
вступили 1-е и д10-е классы в 2001/2002 учебном году, 2-е
и 11-е – в 2002/ 2003 учебном году. Рассматривая задачи
эксперимента в целом, необходимо отметить, что на
каждом из уровней обучения имеются свои
специфические задачи. Так, начальная школа
апробирует пять моделей, представленных
различными комплектами учебников:
"Гармония", "Школа 2000 – 2100",
"Начальная школа ХХI века", система Л.В.
Занкова, система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова. В
ходе эксперимента отрабатываются технологии
здоровьесбережения учащихся, безотметочного
обучения, со 2-го класса вводятся предметы – ИКТ и
иностранный язык.
Важнейшим звеном, позволяющим делать
научно обоснованные выводы относительно
проводимых в рамках эксперимента педагогических
мероприятий, является мониторинг. Основными
целями мониторинга являются:
выявление педагогической
эффективности и социальных последствий
эксперимента как на этапе его реализации, так и
распространения результатов,
накопление образцов передового
педагогического опыта, соответствующего
стратегии реформирования образования.
Мониторинг в экспериментальных
образовательных учреждениях проводится два раза
в год – осенью и весной. Обследовался
социально-педагогический фон, характеризующий
особенности начала эксперимента, были получены
данные о готовности первоклассников к обучению,
состоянии здоровья, режиме дня и учебной
нагрузке изучено состояние образовательных
достижений по двум предметам – математике и
русскому языку; выявлены наиболее
распространенные недостатки в результатах
обучения, выявлены тенденции в состоянии
подготовки обучающихся по предметам за первый
год эксперимента. Получены данные об учителях,
работающих в начальной школе экспериментальных
общеобразовательных учреждений. Методика
проведения мониторинговых исследований
разработана сотрудниками Российской академии
образования (Инфститут возрастной физиологии –
руководитель коллектива Безруких М.М., Институт
общего среднего образования – под руководством
Дика Ю.И., Ковалевой Г.С., Журовой Л.Е.), ими же
проводился и анализ полученных данных.
Технологическая обработка осуществлялась
Центром тестирования Минобразования России.
Собранные в ходе мониторинга данные позволили
проанализировать влияние на успешность обучения
первоклассников целого ряда факторов, таких как
расположение школы по региону, вид
образовательного учреждения, пол учащихся,
возраст поступления в школу, программа обучения.
Результаты мониторинга можно
представить в динамике на начало и конец
учебного года.
Динамика учебных достижений учащихся
1-х классов.
На первом этапе мониторинга для
выяснения уровня готовности первоклассников к
обучению в школе первые две недели учебного года
была проведена педагогическая диагностика. В
качестве диагностических были предложены
задания, проверяющие сформированность
предпосылок к овладению грамотой и математикой:
состояние зрительного и пространственного
восприятия; состояние моторики и
зрительно-моторных координаций; элементарные
умения проводить классификацию; наличие
интуитивных дочисловых представлений; овладение
представлениями, лежащими в основе счета,
представлениями об операциях сложения и
вычитания; умение сравнивать два множества по
числу элементов; развитие фонематического слуха
и восприятия. В диагностическую проверку не были
включены задания, выясняющие умения детей
читать, писать и считать, то есть проверяющие при
поступлении в школу наличие тех знаний и умений,
формирование которых предусматривает программа
обучения в 1-м классе.
Всего было предложено 8
диагностических заданий, определяющих
готовность детей к обучению в школе. За
выполнение каждого из восьми заданий ребенок мог
получить от 0 до 3 баллов, таким образом,
максимальное количество баллов, которое мог
получить ребенок, безукоризненно выполнивший
все задания, – 24 балла.
В зависимости от полученного
суммарного балла все дети, прошедшие
педагогическую диагностику, были разделены на 4
уровня готовности к обучению в 1-м классе:
высокий уровень готовности – 21–24
балла;
средний уровень готовности – 13–20
баллов;
низкий уровень готовности – 8–12
баллов;
не готов к обучению – ниже 8 баллов.
Для исследования готовности к
обучению в 1-м классе были получены данные из 61
региона РФ по 29 647 первоклассникам. Диагностика
готовности к школьному обучению показала, что в
целом по стране уровень готовности достаточно
высок. 55% детей находилось на среднем уровне (а
это значит, что они не должны были испытывать
особых трудностей в обучении), а 35,1% детей
обнаружили высокий уровень готовности к
обучению. Только 2,1% детей оказались совсем не
готовы к школе и 7,6% были подготовлены плохо.
В ходе второго этапа мониторинга
уровень успешности обучения первоклассников в
школах РФ, принимавших участие в эксперименте по
модернизации структуры и содержания общего
образования, определялся с помощью проверочных
работ по русскому языку и математике. Тестовые
работы были составлены в строгом соответствии с
основными требованиями программ к знаниям,
умениям и навыкам учащихся 1-го класса
четырехлетней начальной школы.
При составлении тестовых заданий
учитывалось, что в настоящее время существует
несколько параллельно действующих авторских
программ обучения и соответствующих им
учебников. В результате проведенной работы были
составлены тесты по русскому языку и математике,
позволяющие выяснить, насколько прочно и глубоко
первоклассники усвоили программный материал
(общий для используемых программ), как они умеют
пользоваться приобретенными знаниями, умениями
и навыками при выполнении тестовой работы.
Одновременно выяснялось, насколько сформировано
у учащихся умение воспринимать учебную задачу,
контролировать и корректировать собственные
действия по ходу выполнения задания,
использовать свои знания в новой, нестандартной
ситуации.
Собранные данные показали, что
первоклассники в целом достаточно успешно
справились с предложенными им заданиями. Так, по
русскому языку на высоком уровне выполнили
работу 52% всех участников эксперимента, на
среднем уровне – 28% детей и на низком уровне –
20% первоклассников. Более высоким оказался
уровень выполнения заданий по математике: 65,5%
детей показали высокий уровень, 23,5% – средний
и 11% – низкий.
Сравнение результатов I и II этапа
эксперимента показало, что за время обучения в 1-м
классе наблюдается явный прогресс в выполнении
детьми предложенных им заданий.
Приглашаем учителей начальной школы
на семинар "Мониторинг и его результаты",
ведущая Колисниченко Ирина Ивановна. Семинар
состоится 23 апреля 2003 года во время проведения
Московского педагогического марафона учебных
предметов.
|