Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2003

ПРАЗДНИКИ

 

"Дяде Степе — 68, Михалкову — 90!"

Сергей Михалков

Пожалуй, немного найдется в отечественной (да и в мировой) литературе писателей, чье имя можно было бы зашифровать "паролем" – названием главного, самого известного и любимого читателями его произведения. У Сергея Михалкова такой пароль есть, и обозначается он двумя всем знакомыми с детства словами: "Дядя Степа". Именно этот добрый великан, храбрый и великодушный, спасающий людей "задаром" и одним движением руки предотвращающий крушение поездов, ассоциируется в сознании читателей с личностью самого поэта: неслучайно некоторые художники изображают героя поэмы с лицом Сергея Михалкова. И так – с 1935 года, года "рождения" дяди Степы, который и сегодня, в 2003 году, ровно 68 лет подряд триумфально шествует от одного ребячьего сердца к другому.

Раннее детство Сергея Михалкова прошло в подмосковном имении Назарьево. Ходить в школу было далеко, и начальное образование Сережа получал дома. Немка-гувернантка Эмма Ивановна Розенберг обучила его немецкому языку на таком уровне, что уже в детстве мальчик мог читать Шиллера и Гете в подлиннике. Географию, историю и русский язык преподавал молодой священник Борис Васильевич Смирнов. В обычную школу Сережа пошел сразу в 4-й класс, когда семья переехала в Москву.

В младенчестве по недосмотру няни Сережа перевернулся вместе с коляской. Травма стала причиной заикания.

– Как я сам относился к собственному заиканию? Робел ли? Смущался? Старался отмолчаться?
Мне хотелось говорить, и я говорил, и товарищи мои действительно терпеливо ждали, когда я выскажусь до конца. И если кто-то из них пробовал поначалу подшучивать над этой моей бедой, я тотчас перехватывал инициативу и пускал в ход юмор, сам первым смеялся над своей "особенностью". В школе, помню, меня мое заикание не раз выручало. Например, вызывает меня учительница химии, я же не знаю, что отвечать, и начинаю с великим усердием заикаться... Сердобольная женщина ставит мне "удовлетворительно"... Товарищи мои тихо умирают от смеха...

Стихи Сережа начал писать с девяти лет, прятал их в заветную шкатулку со своими мальчишескими сокровищами. Однажды в дом Михалковых залезли беспризорные воришки и стащили эту шкатулку вместе с первыми поэтическими опытами.

Сережа издавал домашний "литературно-художественный" журнал, сам он был и автором, и редактором, и художником. Читали журнал родственники и друзья.

Однажды отец, ничего не говоря сыну, послал несколько стихотворений известному поэту Александру Безыменскому. "У мальчика есть способности. Однако трудно сказать, будет ли он поэтом. Могу только посоветовать: пусть больше читает и продолжает писать стихи", – ответил тот.

Сочинив "Сказку про медведя", Сережа сам рискнул отнести ее в московское издательство Мириманова. "Главный" наскоро просмотрел рукопись, протянул три рубля (немалые по тем временам деньги), попросил оставить рукопись в редакции. Однако через неделю пришел конверт с извещением, что рукопись не может быть напечатана.

В 1927 году семья Михалковых переехала в Пятигорск. Сергей продолжал писать стихи, в 1928 году в журнале "На подъеме" появилось первое напечатанное стихотворение Сергея Михалкова "Дорога". После нескольких публикаций в местной печати Сергея приняли в Терскую ассоциацию пролетарских писателей. В 1930 году Сергей окончил пятигорскую среднюю школу и решил ехать в Москву учиться и писать. С 1933 года Сергея Михалкова печатают в "Огоньке", "Известиях", "Комсомольской правде", "Вечерней Москве", в "Правде". Тогда же он становится внештатным сотрудником отдела писем газеты "Известия" и членом Московского группкома писателей. В 1935 году поэту предложили участвовать в конкурсе на пионерскую песню. Сергей Михалков, чтобы лучше понять ребят, прожил целую смену в подмосковном пионерлагере, ходил в походы, жег костры, пек картошку – самому поэту было в то время 22 года.

Из поездки Михалков привез три песни и несколько веселых стихотворений для детей. Стихи он отнес в журнал "Пионер", стихи понравились, и поэт решил написать целую поэму для детей. Первая публикация состоялась в 1935 году в номере 7 журнала. С тех пор тиражи изданий "Дяди Степы" давно перевалили за двадцать миллионов экземпляров. Вскоре после выхода "Дяди Степы" Сергей Михалков познакомился с Маршаком.

– За "Дядю Степу" он похвалил меня, но одновременно и пожурил, объяснив, что мой великан должен еще подрасти духовно. Разговор с Маршаком мне хорошо запомнился. И если впоследствии я не счел своего "Дядю Степу" случайным эпизодом в литературной работе, а продолжал трудиться для юного читателя, – в этом, может быть, прежде всего заслуга Самуила Яковлевича Маршака.
Популярность детской книги – вещь очень загадочная. Прогнозировать ее невозможно. Но факт остается фактом: если в доме у ребенка много книг, а он требует, чтобы ему читали одну и ту же, – значит, это и есть настоящая детская книга. Так что не я выбрал детей, а дети выбрали меня. Почему? Для меня это тайна.

Так сколько же лет Сергею Владимировичу Михалкову – человеку-легенде? Когда этот вопрос задали ученикам начальных классов, они, не задумываясь, ответили: "Лет 150–200", – имея в виду, что его книжки читали еще их бабушки. А ему всего-то 90!

Совет по детской книге России (национальная секция Международного совета по детской книге – RBBY, основана в 1968 году по инициативе и при поддержке Сергея Михалкова) присоединяется к редакции и от души поздравляет своего президента Сергея Владимировича Михалкова с наступающим юбилеем!

В марте этого года замечательному детскому поэту Сергею Владимировичу Михалкову исполняется 90 лет. С его произведениями познакомилось не одно поколение ребятишек.
Вопросы, задания и игры, предлагаемые ниже, помогут учителям провести занятия, посвященные юбилею С.В. Михалкова.

Вопросы для игр

Знаете ли вы?

1. Когда и где родился С.В. Михалков? (В марте 1913 г. в г. Москве.)

2. Когда поэт был маленьким, о каких подарках он мечтал?

("Когда мне было восемь лет,
Мечтал я лишь о том,
Чтоб небольшой велосипед
Ко мне вкатился в дом.
О санках я зимой мечтал,
Хотелось вырастить щенка".
)

А что ему дарили?

("То – шкаф, то – новое пальто,
То – "музыкальное лото",
То – Барто"
.)

3. Сколько лет было С.В. Михалкову, когда он впервые написал стихотворение? (9 лет.)

4. На страницах какой газеты впервые были опубликованы стихи поэта? Где в то время жила семья Михалковых? (В газете "Терек", поэту было 15 лет. На Северном Кавказе, в г. Пятигорске.)

5. Как оценило государство заслуги знаменитого детского писателя? (С.В. Михалкову в честь 60-летия со дня рождения присвоено звание Героя Социалистического Труда, а в 1970 г. присуждена Ленинская премия.)

6. Как связаны все торжественные мероприятия, проводимые в России, с именем С.В. Михалкова? (На всех торжественных мероприятиях звучит главная песня страны – Гимн, одним из авторов которого является С.В. Михалков.)

7. Какие жанры использовал в литературном творчестве С.В. Михалков? (Стихи, сказки, пьесы, басни и др.)

8. В каком стихотворении ребята затеяли спор о профессиях мам? ("А что у вас?")

9. Продолжите:

Ты в дальнюю дорогу
Бери с собой друзей:
Они тебе помогут,
И с ними ... . (веселей).

Из какого стихотворения эти строки? ("Песенка друзей".)

10. Кого ребята взяли с собой в дорогу?

(Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая –
Вот компания какая!
)

11. Какое предложение писал герой стихотворения "Чистописание"? ("Дает корова молоко".)

Какой вывод он для себя сделал? ("Да! Стать ученым нелегко!")

12. Чем опечалена девочка?

И вдруг по той же улице,
По той же мостовой
Идет навстречу девочка
С поникшей головой.

(Девочка потеряла кошелек.)

13. Перечислите прозвища Дяди Степы. (Каланча, Маяк, Светофор.)

14. Где служил Дядя Степа? Куда пошел работать после армии? (Служил на флоте, работал милиционером.)

15. Какие породы собак упоминаются в стихотворении С.В. Михалкова "О тех, кто лает"? (Дог, терьер, бульдог, фокстерьер, такса, дворняга, болонка.)

16. Что коллекционировали Варя с Верой? (Автографы.)

17. С какими животными выступает укротитель Иванов. (Со львами.)

Сколько колец бросает в воздух жонглер Силантьев? (Сто.)

18. Мать сказала:
– Дверь закрой!
К нам летит...

Продолжи! (Пчелиный рой.)

19. Отгадайте кроссворд, и вы узнаете, сколько лет исполняется поэту в марте 2003 года.

1. На стадион Дядю Степу пропускали бесплатно: думали, что он...

2. Как называли Дядю Степу за его высокий рост?

3. Раз, Два, Три, Четыре, Пять – кто носит такие имена?

4. "Вот ящик. Расстаться я с ним не могу. Любимые вещи я в нем берегу". Назовите один из любимых предметов.

5. Как наденешь это ...
Так на улице не встать –
Все подходят:
– "Здравствуй, Катя!
Можно ... почитать.

6. Топтыгин занемог. Созвали лекарей: Дятла, Филина. Кто спас, облегчил страдания медведя?

7. Мораль басни: "Мне жаль Полкана. ... мне не жаль".

8. Имя упрямого мальчика, который нигде и никому не верил.

9. "У меня пропал щенок". Количество времени (часов), которое девочка ждала, звала своего друга.

Ответы: 1. Чемпион. 2. Каланча. 3. Котята. 4. Свисток. 5. Платье. 6. Пчела.
7. Шавка. 8. Фома. 9. Два.

В выделенных клетках – слово "девяносто".

Головоломка

Ты отгадаешь название стихотворения С.В. Михалкова, если назовешь авторов книг:

1. "Лесные сказки" (С.Сладков)

2. "Детки в клетке" (С.Маршак)

3. "Конек-горбунок" (П.Ершов)

4. "Живая шляпа" (Н.Носов)

5. "Дюймовочка" (Х.К. Андерсен)

с

м

е

н

а

Ответ: "Смена".

Конкурсы

Что произошло дальше?

Ведущий читает стихотворение, а дети отвечают на вопрос: "Что произошло дальше?"

1. Я выбежал на улицу,
По мостовой пошел,
Свернул налево за угол
И кошелек нашел.

(Стихотворение "Находка")

2. Хотел иметь я клетку
И денег накопил,
И вот на Птичьем рынке
Я зяблика купил.

(Стихотворение "Зяблик")

3. Три девочки-одноклассницы купили хрустальную вазу в подарок своей учительнице.

(Стихотворение "Хрустальная ваза")

4. – Съешь яичко, Юлечка!
– Не хочу, мамулечка!
– Съешь с колбаской бутерброд! –
Прикрывает Юля рот.
– Супчик?
– Нет.
– Конфетку?
– Нет.
Стынет Юлечкин обед.

(Стихотворение "О девочке, которая плохо кушала")

5.  Женя празднует рожденье –
Юбиляру восемь лет!
Подарили гости Жене:
Пушку, танк и пистолет.
А еще подарили мальчику черный, новенький, блестящий, с круглым диском автомат.

(Стихотворение "Мир")

6. Мы оставили Трезора
Без присмотра,
Без надзора...

(Стихотворение "Трезор")

Узнай предмет

Ведущий показывает предмет или рисунок, дети должны назвать стихотворение, которому соответствует этот предмет.

1. Медицинский градусник. (Стихотворения "Тридцать шесть и пять", "Грипп")

2. Велосипед. (Стихотворение "Несбывшиеся мечты")

3. Ружье. (Стихотворение "Андрюшка")

4. Кошелек. (Стихотворение "Находка")

5. Клетка для птиц. (Стихотворение "Зяблик")

6. Светофор. (Стихотворение "Дядя Степа – милиционер")

7. Шприц. (Стихотворение "Прививка")

Кто это? Что это?

Ведущий читает стихотворение, а дети отвечают на вопрос: "Кто это?"

1. Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?
Кто лежит на трех подушках
Перед столиком с едой?
Обувают, одевают
И всегда, в любом часу,
Что попросит, то несут.

(Витя, "Про Мимозу")

2. С людьми он дружбы не искал,
Детей к себе не подпускал.
А вот со мной дружил...
Я чем-то нравился ему.

(Бык по кличке Метеор, стихотворение "Метеор")

3. Что-то с ним произошло.
Он постригся и побрился
Волосатикам назло.
Чистит ногти, моет руки,
Каждый вечер гладит брюки,
Джинсы снял, надел костюм,
Вообще взялся за ум!

(Федя, "Чудо")

4. а) Лихо мерили шаги
Две огромные ноги:
Сорок пятого размера
Покупал он сапоги.

б) Он разыскивал на рынке
Величайшие ботинки.
Он разыскивал штаны
Небывалой ширины.

(Дядя Степа)

5. Нос распух, не видно глаза,
Перекошена щека...

(Щенок, "Мой щенок")

6. Разорвал на кукле платье,
Зайцу выдрал шерсти клок,
В коридор из-под кровати
Наши туфли уволок.

("Трезор")

7. Я в самых разных городах
Менял в пути отели.
На иностранных языках
Наклейки на моих боках
Заманчиво пестрели.

("Старый чемодан")

8. Сперва от магазина
Несла покупку Зина,
А до угла бульвара
Несла ее Тамара.
Вот у Тамары Женя
Берет ее из рук...

("Хрустальная ваза")

Нина ШИПОВСКАЯ,
учитель школы № 1,
р.п. Самойловка
Саратовской области

Кроссворд "Профессии"

(по произведениям С.B. Михалкова)

1. Весь день
Продувает его ветерком.
Он песни поет
И стучит молотком.

("Холодный сапожник")

2. – На прививку! Первый класс!
– Вы слыхали? Это нас!.. –
Я прививки не боюсь:
Если надо – уколюсь!
Ну подумаешь, укол!
Укололи и – пошел...

("Прививка")

3. Смельчак идет, смеется,
Ни разу не споткнется.
Нельзя ему споткнуться –
Под куполом канат!
Он может по канату
Пройтись, как по Арбату,
Пройтись, и повернуться,
И пробежать назад!

("Цирк. Канатоходцы")

4. А когда сундук открыли,
Зашуршали чьи-то крылья,
Кто-то весело залаял,
И потом из сундука
Появились:
Птичек стая,
Два надутых индюка,
Кошка, кролик и собака,
Мальчик с факелом в руке.

("Цирк. Фокусник")

5. Зимой и летом, круглый год,
Журчит в лесу родник.
В лесной сторожке здесь живет
Иван Кузьмин – ...

("Так")

6. Чтобы ходики
Ходили,
А будильники будили
И всегда любой из нас
Точно знал,
Который час,
По каким часам
Вставать,
По каким часам
В кровать, –
В часовой мастерской
Чинят время день-деньской.

("Часы")

7. Я познакомить с ним могу –
Он целый день на берегу...
А если шлюпку унесет,
И ты хлебнешь воды,
И если он тебя спасет –
Двухсотым будешь ты!
Сто девяносто девять раз
Он говорил: "Ну вот,
Какое дело! Спас так спас!
И человек живет!"

("Хороший человек")

8. – Кто трусы ребятам шьет?
Ну конечно, не пилот.

("А что у вас?")

9. Иванов повадку львиную
Изучает пятый год –
Он спокойно в пасть звериную
Руку левую кладет.
А потом со львом целуется,
Зверя за уши берет...
Удивляется,
Волнуется,
Аплодирует народ.

("Цирк. Львы")

Ответы: 1. Сапожник. 2. Врач. 3. Канатоходец. 4. Фокусник. 5. Лесник. 6. Часовщик. 7. Спасатель. 8. Портниха. 9. Укротитель.

В выделенных клетках – слово "профессии".

Кроссворд "Животные"

 (по произведениям С.В. Михалкова)

1. Как могут они
Под землею расти
И скучную жизнь
Под землею вести?
Их в темную нору
Запрятала мать,
Она не пускает
Их днем погулять.

("Барсуки", из Льва Квитко)

2. Вдруг
Какой-то страшный зверь
Открывает лапой дверь,
Прыгает через порог...
Кто же это?
Мой...

("Мой щенок")

3. Красота! Красота!
Мы везем с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, ... –
Вот компания какая!

("Песенка друзей")

4. Много лет, за годом год,
Из глубин соленых вод,
Как затворница-монашка,
Выплывает ...

("Печальная история")

5. Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой
Под мостом
Жил в реке усатый ...

("Про сома")

6. Живет у нас под крышей
Непризнанный артист,
И целый день мы слышим
Художественный свист.

("Скворец")

7. Целый день долблю, долблю,
А как день кончается,
Равен мой улов нулю.
Вот что получается!
Надоело зря долбить!
Присоветуй, как мне быть?

("Дятлы")

По вертикали в выделенных клетках у нас получилось название героя стихотворения "Печальная история".

На исходе двух столетий,
А точней – под Новый год,
Черепашку как-то встретил
Одинокий ...

Ответы: 1. Барсук. 2. Щенок. 3. Попугай. 4. Черепашка. 5. Сом. 6. Скворец. 7. Дятел.

В выделенных клетках – слово "бегемот".

Светлана ДЫРИНА,
учитель школы № 1,
г. Покачи Тюменской обл.
Ханты-Мансийского АО