Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №9/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Елена БАЙДЕК,
школа № 7,
г. Москва

Как узнать массу?

Любые знания, полученные в ходе обучения, необходимо применять на практике. Урок, разработанный Еленой БАЙДЕК, учителем школы № 7 г. Москвы, дает возможность в игровой форме познакомить детей со значимым материалом, имеющим применение в жизни.

3-й класс

Тема. "Единицы массы. Грамм".

Цели. Познакомить с новой единицей массы – граммом, его обозначением и местом в таблице единиц массы; показать возможность работы с разновесами (гирями); познакомить с разными видами весов.

Оборудование. Учебник "Математика" (М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 3-й класс (1–4), часть 2 (2000)), весы (лабораторные), безмен, гири (или рисунки разновесовых гирь), набор продуктов, рисунки весов, ребус, таблица единиц массы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы с вами отправимся прогуляться. А куда, вы сможете сказать, разгадав ребус.

На доске:

– Что у вас получилось?

Дети. Магазин.

У. Итак, мы пойдем в магазин. Для чего туда ходят? Что там можно купить?

Д. Одежду, обувь, мебель, продукты...

У. Мы с вами пойдем в продуктовый магазин. Какие продукты чаще всего покупаете вы и ваши родители?

Д. Крупу, хлеб, молоко, овощи...

У. Когда вы покупаете картофель, муку, крупу, то как определяете количество продуктов?

Д. Картофель взвешивают.

У. В каких единицах массы?

Д. В килограммах.

У. A если нам не надо покупать килограмм колбасы или масла?

Д. Берем меньше.

У. В каких единицах массы взвешивают тогда?

Д. В граммах.

У. Правильно. Вам это слово знакомо, так как мы его часто слышим в магазине.

III. Знакомство с новым материалом

У. Посмотрите в таблицу единиц массы. Что в нее уже занесено?

Д. Килограмм.

У. Сегодня наша таблица пополняется еще одним наименованием – граммом (г). Запишем это слово в наш словарь и запомним его написание – "грамм". При сокращении точка не ставится. Какое слово по написанию оно нам напомнило?

Д. Килограмм.

У. Эти два слова – родственники, они связаны друг с другом. Слово "грамм" является частью слова "килограмм". На это указывает часть "грамм". Что обозначает часть "кило"?

Д. Не знаем.

У. "Кило" – тысяча. Что же получается? Кило – тысяча – грамм. Один килограмм состоит из тысячи граммов. Вот это соотношение мы занесем в таблицу единиц массы и запомним.

1 кг = 1000 г

– Как вы думаете, для чего люди ввели эту единицу массы, ведь уже есть килограмм?

Д. Не все можно взвесить в полных килограммах.

У. Где еще, кроме магазина, что-либо взвешивают?

Д. Врачи – наш вес.

У. Правильно. Каждый год в медицинские карты заносят ваш вес. Как выглядят эти весы?

Д. Они стоят на полу.

У. Это напольные весы. У врачей также есть настольные весы, на них взвешивают грудных детишек. Где еще пользуются весами?

Д. На рынке.

У. На рынке весы такие же, как и в магазине. Как они выглядят?

Д. Есть чашки для гирь и товара, гири, шкала, стрелка.

– А есть еще электронные весы, в которых вся информация высвечивается на табло.

У. У кого из вас есть дома весы? Какие?

Д. У нас есть напольные весы для взвешивания людей.

– У нac есть ручные. Мы с ними ходим на рынок.

У. Кто из вас знает, как называются ручные весы?

Д. Не знаем.

У. Это безмен. Я на урок принесла образец таких бытовых ручных весов. Они рассчитаны на небольшую массу, до 4–5 кг. Что в них общего с большими магазинными?

Д. Есть шкала и стрелка.

У. Правильно. На шкале нанесены деления, как на линейке и термометре, где отмечено количество граммов и килограммов. По этим делениям ориентируются продавцы и покупатели. Откройте учебник на с. 73. Рассмотрите рисунок с изображением весов.

Дети выполняют задание.

– Где можно встретить такие весы?

Д. На рынке.

У. На них нет шкалы со стрелкой. Как же с их помощью узнают массу груза?

Ответы детей.

– На одну чашку ставят груз, на другую – подбирают гири. Когда обе чашки остановятся на одном уровне – подсчитывают вес набранных гирь. Таким образом получается вес груза. Если ниже чашка с гирями – груз легче, если ниже чашка с грузом – его вес больше веса гирь. Прочитайте вопросы под рисунком.

Д. Масса кочана больше или меньше, чем 1 кг? 2 кг?

У. Рассмотрите рисунки. Можете ли вы ответить на вопрос?

Д. Масса кочана больше 1 кг, но меньше 2 кг.

У. Можем ли мы точно указать массу?

Д. Нет.

У. Почему?

Д. Кочан весит 1 кг и еще несколько граммов. Но гирь с граммами нет, поэтому точного веса мы не знаем.

У. Какие же бывают гири? Об их массе узнаем из учебника.

Д. От 1 г до 1 кг.

У. Как вы думаете, где могут быть использованы гири в l, 2, 5 г? Таких маленьких гирек в магазинах нет.

Дети высказывают предположения.

– Я сегодня специально на наш урок принесла весы и гири (лабораторные весы из кабинета физики, химии). Берут такие гирьки специальным пинцетом, чтобы со временем на грузиках не оставались жир или грязь, иначе вес будет неточным. Раньше такими весами пользовались в аптеках при изготовлении лекарств, ученые – при изготовлении различных препаратов. Сейчас, конечно, им на смену приходят более точные электронные весы.

IV. Практическая работа

Для практической работы используются гирьки лабораторных весов и гири от буфетных весов.

У. Откройте учебник на с. 73, задача № 1. Какое задание надо выполнить?

Учащиеся по одному у доски набирают нужный вес с помощью разновесов, остальные в тетрадях записывают результат.

  • 7 г = 5 г + 2 г или 5 г + 1 г + 1 г

  • 80 г = 50 г + 20 г + 10 г или 20 г + 20 г + 20 г + 20 г

  • 300 г = 200 г + 100 г или 100 г + 100 г + 100 г

Аналогично выполняется все задание до конца.

На столе учителя лежит набор продуктов: банка горошка, пачка масла, пачка печенья, пакет муки, пакетики ванилина, специй, йогурт...

У. Как определить массу продуктов в магазине без весов?

Д. На упаковке многих продуктов указан вес.

У. Прежде чем мы дальше пойдем по магазину, потренируйтесь определять массу продуктов.

По одному учащиеся выходят к доске и считывают массу продукта с этикеток. Класс записывает значения в тетрадь.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление нового материала

У. Прочитайте текст задачи № 2 на с. 73. Дополните его вопросом.

Д. Сколько весила покупка девочки?

У. Запишите решение задачи.

Д. 200 х 2 + 50 х 2 = 500 (г).

У. Можно сказать "500 г", а можно –"полкило". Почему?

Д. 1 кг – 1000 г, половина – 500 г.

У. Мы остаемся в кондитерском отделе. Прочитайте задачу, написанную на доске.

На доске:

Ира купила пакет кофе массой 100 г и 5 пирожных по 50 г каждое. Какова масса всей покупки?

Д. 50 х 5 + 100 = 350 (г).

У. Идем по магазину дальше и попадаем в молочный отдел.

На доске:

Таня купила 2 йогурта по 125 г каждый, пачку масла массой 250 г и упаковку сметаны массой 500 г. Покупка какой массы получилась у Тани?

Д. 125 + 125 + 250 + 500 = 1000 (г).

У. Как можно сказать по-другому?

Д. Один килограмм.

У. Продолжаем работать с задачами.

На доске:

Сергею надо было купить 1 кг масла. В магазине масло продавали в пачках по 200 г. Сколько пачек масла надо купить Сергею?

Д. 1 кг – 1000 г, 1000 : 200 = 5 (п.).

У. Зайдем в секцию "Овощи".

На доске:

Юля купила 2 кг картофеля, 1 кг моркови и полкило лука. Сколько весила ее покупка?

Д. 2 кг + 1 кг + 500 г = 3 кг 500 г.

У. Откуда появилось число 500? В условии задачи его не было.

Д. Полкило – 500 г.

У. Молодцы!

VII. Итог урока

У. Мы двигаемся к выходу из нашего магазина. Давайте подведем некоторый итог нашего похода за продуктами. В каких единицах массы мы взвешивали наши покупки?

Д. В килограммах и граммах.

У. С какой из них мы сегодня познакомились?

Д. С граммом.

У. Как он обозначается? Напишите на доске.

Дети выполняют задание.

– Для чего нужна эта единица массы? Какое соотношение единиц массы появилось в нашей таблице?

Д. 1 кг = 1000 г.

У. Молодцы! Вы хорошо работали.

Учитель выставляет оценки за урок.

VIII. Домашнее задание

С. 73, № 3, 4.