Елена БАЙДЕК,
школа № 7,
г. Москва
Как узнать массу?
Любые знания, полученные в ходе обучения,
необходимо применять на практике. Урок,
разработанный Еленой БАЙДЕК, учителем школы № 7
г. Москвы, дает возможность в игровой форме
познакомить детей со значимым материалом,
имеющим применение в жизни.
3-й класс
Тема. "Единицы массы. Грамм".
Цели. Познакомить с новой единицей
массы – граммом, его обозначением и местом в
таблице единиц массы; показать возможность
работы с разновесами (гирями); познакомить с
разными видами весов.
Оборудование. Учебник
"Математика" (М.И. Моро, М.А. Бантова и др. 3-й
класс (1–4), часть 2 (2000)), весы (лабораторные),
безмен, гири (или рисунки разновесовых гирь),
набор продуктов, рисунки весов, ребус, таблица
единиц массы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами
отправимся прогуляться. А куда, вы сможете
сказать, разгадав ребус.
На доске:
– Что у вас получилось?
Дети. Магазин.
У. Итак, мы пойдем в магазин. Для
чего туда ходят? Что там можно купить?
Д. Одежду, обувь, мебель,
продукты...
У. Мы с вами пойдем в продуктовый
магазин. Какие продукты чаще всего покупаете вы и
ваши родители?
Д. Крупу, хлеб, молоко, овощи...
У. Когда вы покупаете картофель,
муку, крупу, то как определяете количество
продуктов?
Д. Картофель взвешивают.
У. В каких единицах массы?
Д. В килограммах.
У. A если нам не надо покупать
килограмм колбасы или масла?
Д. Берем меньше.
У. В каких единицах массы
взвешивают тогда?
Д. В граммах.
У. Правильно. Вам это слово
знакомо, так как мы его часто слышим в магазине.
III. Знакомство с новым материалом
У. Посмотрите в таблицу единиц
массы. Что в нее уже занесено?
Д. Килограмм.
У. Сегодня наша таблица
пополняется еще одним наименованием – граммом
(г). Запишем это слово в наш словарь и запомним его
написание – "грамм". При сокращении
точка не ставится. Какое слово по написанию оно
нам напомнило?
Д. Килограмм.
У. Эти два слова – родственники,
они связаны друг с другом. Слово "грамм"
является частью слова "килограмм". На это
указывает часть "грамм". Что обозначает
часть "кило"?
Д. Не знаем.
У. "Кило" – тысяча. Что же
получается? Кило – тысяча – грамм. Один
килограмм состоит из тысячи граммов. Вот это
соотношение мы занесем в таблицу единиц массы и
запомним.
– Как вы думаете, для чего люди
ввели эту единицу массы, ведь уже есть килограмм?
Д. Не все можно взвесить в полных
килограммах.
У. Где еще, кроме магазина,
что-либо взвешивают?
Д. Врачи – наш вес.
У. Правильно. Каждый год в
медицинские карты заносят ваш вес. Как выглядят
эти весы?
Д. Они стоят на полу.
У. Это напольные весы. У врачей
также есть настольные весы, на них взвешивают
грудных детишек. Где еще пользуются весами?
Д. На рынке.
У. На рынке весы такие же, как и в
магазине. Как они выглядят?
Д. Есть чашки для гирь и товара,
гири, шкала, стрелка.
– А есть еще электронные весы, в
которых вся информация высвечивается на табло.
У. У кого из вас есть дома весы?
Какие?
Д. У нас есть напольные весы для
взвешивания людей.
– У нac есть ручные. Мы с ними ходим
на рынок.
У. Кто из вас знает, как
называются ручные весы?
Д. Не знаем.
У. Это безмен. Я на урок принесла
образец таких бытовых ручных весов. Они
рассчитаны на небольшую массу, до 4–5 кг. Что в
них общего с большими магазинными?
Д. Есть шкала и стрелка.
У. Правильно. На шкале нанесены
деления, как на линейке и термометре, где
отмечено количество граммов и килограммов. По
этим делениям ориентируются продавцы и
покупатели. Откройте учебник на с. 73.
Рассмотрите рисунок с изображением весов.
Дети выполняют задание.
– Где можно встретить такие весы?
Д. На рынке.
У. На них нет шкалы со стрелкой.
Как же с их помощью узнают массу груза?
Ответы детей.
– На одну чашку ставят груз, на
другую – подбирают гири. Когда обе чашки
остановятся на одном уровне – подсчитывают вес
набранных гирь. Таким образом получается вес
груза. Если ниже чашка с гирями – груз легче, если
ниже чашка с грузом – его вес больше веса гирь.
Прочитайте вопросы под рисунком.
Д. Масса кочана больше или
меньше, чем 1 кг? 2 кг?
У. Рассмотрите рисунки. Можете
ли вы ответить на вопрос?
Д. Масса кочана больше 1 кг, но
меньше 2 кг.
У. Можем ли мы точно указать
массу?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Кочан весит 1 кг и еще
несколько граммов. Но гирь с граммами нет,
поэтому точного веса мы не знаем.
У. Какие же бывают гири? Об их
массе узнаем из учебника.
Д. От 1 г до 1 кг.
У. Как вы думаете, где могут быть
использованы гири в l, 2, 5 г? Таких маленьких
гирек в магазинах нет.
Дети высказывают предположения.
– Я сегодня специально на наш урок
принесла весы и гири (лабораторные весы из
кабинета физики, химии). Берут такие гирьки
специальным пинцетом, чтобы со временем на
грузиках не оставались жир или грязь, иначе вес
будет неточным. Раньше такими весами
пользовались в аптеках при изготовлении
лекарств, ученые – при изготовлении различных
препаратов. Сейчас, конечно, им на смену приходят
более точные электронные весы.
IV. Практическая работа
Для практической работы
используются гирьки лабораторных весов и гири от
буфетных весов.
У. Откройте учебник на с. 73,
задача № 1. Какое задание надо выполнить?
Учащиеся по одному у доски набирают
нужный вес с помощью разновесов, остальные в
тетрадях записывают результат.
7 г = 5 г + 2 г или
5 г + 1 г + 1 г
80 г
= 50 г + 20 г + 10 г или
20 г + 20 г + 20 г + 20 г
300 г = 200 г + 100 г или
100 г + 100 г + 100 г
Аналогично выполняется все задание
до конца.
На столе учителя лежит набор
продуктов: банка горошка, пачка масла, пачка
печенья, пакет муки, пакетики ванилина, специй,
йогурт...
У. Как определить массу
продуктов в магазине без весов?
Д. На упаковке многих продуктов
указан вес.
У. Прежде чем мы дальше пойдем по
магазину, потренируйтесь определять массу
продуктов.
По одному учащиеся выходят к доске и
считывают массу продукта с этикеток. Класс
записывает значения в тетрадь.
V. Физкультминутка
VI. Закрепление нового материала
У. Прочитайте текст задачи № 2
на с. 73. Дополните его вопросом.
Д. Сколько весила покупка
девочки?
У. Запишите решение задачи.
Д. 200 х 2 + 50 х 2 = 500 (г).
У. Можно сказать "500 г", а
можно –"полкило". Почему?
Д. 1 кг – 1000 г, половина –
500 г.
У. Мы остаемся в кондитерском
отделе. Прочитайте задачу, написанную на доске.
На доске:
Ира купила пакет кофе массой
100 г и 5 пирожных по 50 г каждое. Какова масса
всей покупки? |
Д. 50 х 5 + 100 = 350 (г).
У. Идем по магазину дальше и
попадаем в молочный отдел.
На доске:
Таня купила 2 йогурта по 125 г
каждый, пачку масла массой 250 г и упаковку
сметаны массой 500 г. Покупка какой массы
получилась у Тани? |
Д. 125 + 125 + 250 + 500 = 1000 (г).
У. Как можно сказать по-другому?
Д. Один килограмм.
У. Продолжаем работать с
задачами.
На доске:
Сергею надо было купить 1 кг
масла. В магазине масло продавали в пачках по
200 г. Сколько пачек масла надо купить Сергею? |
Д. 1 кг – 1000 г,
1000 : 200 = 5 (п.).
У. Зайдем в секцию "Овощи".
На доске:
Юля купила 2 кг картофеля,
1 кг моркови и полкило лука. Сколько весила ее
покупка? |
Д. 2 кг + 1 кг + 500 г = 3 кг
500 г.
У. Откуда появилось число 500? В
условии задачи его не было.
Д. Полкило – 500 г.
У. Молодцы!
VII. Итог урока
У. Мы двигаемся к выходу из нашего
магазина. Давайте подведем некоторый итог нашего
похода за продуктами. В каких единицах массы мы
взвешивали наши покупки?
Д. В килограммах и граммах.
У. С какой из них мы сегодня
познакомились?
Д. С граммом.
У. Как он обозначается? Напишите
на доске.
Дети выполняют задание.
– Для чего нужна эта единица массы?
Какое соотношение единиц массы появилось в нашей
таблице?
Д. 1 кг = 1000 г.
У. Молодцы! Вы хорошо работали.
Учитель выставляет оценки за урок.
VIII. Домашнее задание
С. 73, № 3, 4.
|