Аркадий КУЗНЕЦОВ
Путешествие в страну исторических
источников
Путешествие двенадцатое
– Вы хотите сказать – семейство
луковых: Чиполлино, Чиполе... – недоуменно
вставила Настя.
– Нет, семейство Чиполлино совсем из другой
истории! – ответил Насте папа Карло. – Семейство
смычковых заняло самое видное место в
симфоническом оркестре.
– "Виолино" – по-итальянски
"скрипка", а "виоле" – "альт", –
объяснил Сергей Сергеевич.
– Тогда же, в средние века, получил
законченный вид появившийся еще в древности
божественный орган! – продолжал папа Карло.
– А почему божественный? – задал вопрос Алеша.
– На органе играют церковную музыку во многих
европейских странах. Это и духовой, и клавишный
инструмент.
– Но вообще-то вы шарманщик, папа Карло? –
поинтересовалась Настя.
– Да, шарманщик. Пришлось мне освоить это
нехитрое ремесло. Крути ручку – и звучит простая
мелодия.
– А откуда такое название – шарманка? – уже в
порядке вещей задала вопрос Настя и запела: –
Шарманка – шарлатанка...
– Только никакая она не шарлатанка, а от
французского слова "шарман" –
"прекрасно".
– Значит, она прекрасная! – сказала вывод
Настя.
– Нет, дело не в том. В старину все шарманки
исполняли одну и ту же мелодию песни: "Шарман,
шарман, Катарина".
– Поэтому по-польски шарманку называют
"катаринкой", – заметил Сергей Сергеевич.
Снаружи раздались бойкие шаги, и в мастерскую
Джузеппе заглянула красавица в изящном платье и
башмачках, отороченных мехом.
– Я искала синьора Карло и наконец нашла! –
проговорила она. – У меня к вам важный вопрос.
– Синдерелла! – узнал девушку папа Карло.
– Сандрильона, – с улыбкой поправила гостья.
– Ах, я вижу – здесь гости из России. Рада вам
представиться – Золушка.
– Золушка? А вы что делаете в Стране
исторических источников? – тут же задал вопрос
бесцеремонный Алеша.
– Я кое-что усвоила от моей тетушки, известной
как волшебница, и стала здесь распорядительницей
в салоне мод. Помните, как я училась в сказке шить
бальные наряды?
– Конечно, помним! – отозвалась Настя. – А вы
нам покажете свой салон?
– С удовольствием! Но сначала я хочу вот что
выяснить у папы Карло. Договоритесь ли вы с
музыкантами, чтобы они сыграли на показе мод XVIII?
У нас должны быть танцы того времени: сарабанда,
гавот, менуэт...
– Разумеется, за нами дело не станет. Как вы
сказали, XVIII век? Вас устроит струнный квартет –
две скрипки, альт и виолончель?
– Прекрасно! – сказала Золушка. – А теперь
приглашаю наших гостей в салон мод.
Попрощавшись с Джузеппе и Карло, гости пошли по
дороге, вьющейся посреди каких-то старинных
парковых аллей, к большому круглому павильону.
– "Достали нот, баса', альта', две скрипки"!
– вспомнила Настя по пути басню Крылова. –
Значит, играть в салоне будут мартышка, осел,
козел да косолапый мишка?
– Ну зачем же так – осел, козел... У мсье Карло
есть друзья, прекрасные музыканты. Они играют
музыку любой эпохи и страны на соответствующих
инструментах. А в XVIII и отчасти в XIX веке были
популярны струнные квартеты, – объявила Золушка.
– Вот и салон. Здесь вы столько всего увидите!
Вдоль стены здания внутри стояло множество
манекенов в разнообразных костюмах.
– А почему здесь висят какие-то рисунки,
картины? – спросила Золушку Даша. – А, на них же
люди в костюмах...
– А еще орнаменты, здания разных времен. Ведь
во всем ощущался определенный стиль. Вот,
например, древние греки. Они строили белые и
скромные по своим украшениям храмы. И одевались в
белые строгие одежды – хитоны, на которые
набрасывали темный плащ – хламиду. У женщин
длинные платья – пеплосы. А вот – усадьба богача
из Древнего Рима. Роскошный дом, пестрые
украшения. И одежда манекенов – такая же пестрая,
с завитушками.
– Кстати, греки бородатые, а римляне –
безбородые, – отметил Ваня.
– Но и римляне одно время отращивали бороды –
тогда они подражали грекам.
– А когда стали носить штаны? А то тут мужчины
– и все в платьях, – ввернул Алеша.
– Штаны? Вообще-то более северные народы
носили порты еще c незапамятных времен, но по всей
Европе мода на штаны пришла вместе с племенами
варваров, которые пришли с севера и разрушили
Римскую империю. Вот на тех манекенах люди
раннего средневековья – у них штаны и
подпоясанные рубашки.
– А какие все они лохматые, косматые! –
воскликнула Настя.
– А вот дальше, – продолжала показывать
Золушка, – вы увидите, как одежда стала
вытягиваться и удлиняться. Это время в искусстве
Европы называют готикой. В XIV–XV веках строили
остроконечные крыши, шпили, вытянутые карнизы. И
вот какие костюмы появились у знатных людей на
моей родине – во Франции.
– Ух ты! – удивился Алеша. – Какие колпаки –
как у клоунов! Нет, если это женщина – то, значит,
клоуница...
– Клоунесса, – поправил Сергей Сергеевич. –
Только это никакие не клоуны, а знатные феодалы и
горожане.
– И даже ботинки длинные с острыми носами! –
заметила Настя.
– А потом, – продолжала показывать манекены
Золушка, – наступила эпоха Ренессанса, или,
по-русски, Возрождения.
Возродился интерес к древности, но в одежде в это
время произошли перемены в основном в сторону
большей нарядности. Видите эти яркие костюмы,
цветистые манжеты, воротники, перья на шляпах?
– А вон те манекены – прямо как мушкетеры! –
показал Ваня на несколько мужских манекенов.
– Да, конечно, это – XVII век, время д’Артаньяна
и других героев романов Дюма. Шляпы стали
загнутыми, волосы – длинными и завитыми. Это
соответствует вычурному стилю барокко. В XVIII веке
знатные мужчины в Европе носили поверх
собственных волос пудреные парики – волнистые
или с косицей. На ногах были штаны до колен –
кюлоты и белые чулки.
– Ой, а
дамы – что у них на голове? – прыснула Настя.
– В это время вошло в моду вплетать в женскую
прическу огромные брошки в виде птицы или
корабля и даже горшки с цветами!
– Но они ведь могут упасть! – заметила Настя.
– Чтобы они не падали, их укрепляли на каркасе,
надевавшемся на голову. Да еще дамы все время
держали голову прямо, не глядя по сторонам.
– Бедные дамы! – вздохнула Настя.
– Не очень, конечно, позавидуешь. А рядом –
костюмы простых людей Европы. Видите, они без
париков и в длинных панталонах. В конце XVIII века
во Франции произошла революция. В правах
уравняли все сословия, а революционеры, презирая
дворян, носили простонародные панталоны вместо
кюлотов. Их так и называли – санкюлоты, то есть –
кто без кюлотов. Так в мужском костюме
окончательно утвердились брюки. XIX век стал
временем деловых, практичных людей, и это
отразилось на костюме – у мужчин были типичными
фраки, пиджаки, короткие галстуки, узкие шляпы,
трость. Женщины стали носить одну юбку вместо
целого вороха, платья и кофточки.
– То есть костюм стал похож на современный,
только в XX веке появились еще спортивные костюмы,
комбинезоны, мини-юбки... – как всегда показал
свои знания Ваня.
– А как одевались в старину в России, здесь
показано? – спросила Золушку Даша.
– Здесь показаны костюмы всего мира. Мне легко
в них разбираться, потому что меня знают и любят
буквально во всех странах, в том числе и в России.
Пойдемте вот в ту сторону. Перед вами костюмы
знатных людей времен Киевской Руси – шапка на
меху, длинное платье. У простого человека –
подпоясанная рубаха с короткими рукавами.
– Потому что он работал, засучив рукава, я
вспомнила! – сказала Даша.
– Длинные бороды, прямые волосы – в общем,
похоже на то, как выглядели и западноевропейцы в
те же самые времена. Выделяются только особый
покрой платья и характерные славянские цвета
одежды – белый, символ света, и красный, символ
солнца. Красные орнаменты во всех странах были
"ближе к телу" – на воротниках, рукавах,
чтобы как бы оберегать людей. А позднее в
Московском государстве появляются те детали
одежды, которые стали считаться типичными для
России, – мужской кафтан, армяк, женские
душегрейки и кокошник – головной убор замужней
женщины (от слова "кокошь" – курица).
– Это почему же курица? – удивилась Настя. – А,
поняла – кокошник похож на куриный гребешок!
– В женском костюме XVI века появился сарафан,
– показала на манекен в сарафане Золушка. – Он
пришел из стран Востока, как и шаль из Индии.
Смотрите, и в русском костюме, как и в западном,
все тянется ввысь и вширь – появились высокие
боярские шапки, остроконечные сапоги, отвороты
на рукавах. А при Петре Первом в Россию пришел
западноевропейский костюм.
– Петр даже приказывал обрезать кафтаны. А еще
он брил бороды боярам, – заметил Ваня.
– Ты, мальчик, просто все знаешь! – восхищенно
сказала ему Золушка. – Но западный костюм долгое
время был принадлежностью только дворян. Купцы,
горожане, а потом и крестьяне стали
надевать брюки, сюртуки и шляпы только в XIX веке,
но при этом в России оставались и характерные для
нее полушубки, картузы, косоворотки...
Но тут в салон мод заглянули ожидаемые музыканты
с инструментами, и Золушка поспешила проститься
с гостями, потому что должна была начаться
репетиция.
– Обязательно загляните еще в коллекцию
утвари! – посоветовала она ребятам, показывая на
соседнее здание.
Сергей Сергеевич подвел учеников к дверям с
затейливым ключом в замке. Повернув его, он
пригласил ребят в помещение, напоминавшее
огромную гостиную в старом доме, – комоды,
буфеты, столы и столики, диваны и кресла.
– Интересно, а здесь нас кто-нибудь встретит?
– поинтересовался Алеша.
И правда: едва гости вступили на зеркальный
паркет, как что-то зазвенело, и со столика
замахала ручками фарфоровая фигурка.
– Здравствуйте! Я пастушка из сказки Ханса
Кристиана Андерсена. А вот там – мой милый
чугунный трубочист. Сейчас он спустится к вам по
лестнице. Так приятно кого-то тут увидеть и
пообщаться!
– А что вы можете рассказать? – спросила Даша.
– Мы знаем наизусть истории всех предметов,
которые тут находятся. Начну с себя. Скажите, из
чего я сделана?
– Из фарфора, – ответили ребята.
– А знаете ли вы, откуда пришел фарфор? Из
Китая. Ведь вы, наверное, знаете, что мой дедушка
– старый китаец. Вот он – кивает головой. Фарфор
получается только из особых сортов глины. Он так
красив, что покорил буквально все страны! Вот там,
в углу, стоит очень старый китайский сосуд из
фарфора.
– Это чайник? – предположила Даша.
– А вот и нет! Этот сосуд предназначался для
вина. Но в Европе с такими пузатиками с фигурной
ручкой связали именно чаепитие – ведь оно тоже
пришло из Китая. У меня тут есть любимые
фарфоровые чашечки и блюдечки XVIII века – тогда на
них изображали пастушек и пастушков.
– Но, дорогая, – отозвался трубочист, подходя
с лестницей ближе к ребятам, – здесь кроме
фарфора есть еще много интереснейшей утвари.
Взять хотя бы то, что сделано из металла. Какие
чудные ложки стоят тут рядом, в буфете! Считается,
что ложки появились в Англии примерно в XIX веке.
– А до этого, что, ели руками? – не поверил
Алеша.
– Или руками, или нанизывая куски пищи на
вертела, или палочками, как до сих пор едят...
– В Китае! – глухо отозвался старый китаец. –
Но только, молодой человек, в моей родной
Поднебесной была и ложка, но ей не ели, а смотрели
на нее!
– Это зачем же? – спросила Даша.
– Еще в древности ложка с тяжелым концом
служила компасом!
– Ой, как интересно! – удивилась Настя.
– А вон там – затейливые вилки для разных
блюд, – продолжал рассказывать трубочист. –
Вилки появились в XIV веке в Италии. Как вы думаете,
для чего они там служили?
– Вообще-то вилками удобно есть макароны, а
они появились, кажется, в Италии, – ответил Ваня.
– Точно! – подтвердил трубочист.
– Мы можем устроить тут настоящий бал вещей! –
проговорила пастушка и хлопнула в ладоши.
И тут же по комнатам запрыгали большие расписные
тарелки.
– Видите эти тарелки? Они из итальянского
города Фаэнца. От его названия произошло слово
"фаянс". Дa, именно там появилась техника
изготовления фаянса!
Вслед за
тарелками понеслись какие-то каретки с
различными мелкими предметами.
– А это – медные старинные бюро! В них все
необходимое для работы за письменным столом –
чернильницы, подставки для перьев и карандашей...
Кстати, как вы думаете, в каком веке в Европе
появились карандаши?
– Ну, наверное, в XIII или XIV, – попытался
предположить Ваня.
– Что вы, молодой человек! Только в конце XVIII
века – двести лет назад! Именно тогда додумались
одеть грифель в деревянную палочку. А само слово
"карандаш" – турецкое и означает "черный
камень". Так когда-то называли собственно
грифель.
Кругом шествовали, скакали и летали всевозможные
предметы, а пастушка рассказывала:
– Вот это – веера со сценами из комедий и опер!
А это – ножи для бритья, которыми пользовались
цирюльники – да, именно цирюльники, потому что
парикмахеры готовили парики! А вот пляшут на
своих ножках канделябры с
фигурками-подсвечниками!
В окно просунулся... столб с фитилем и заговорил
человеческим голосом:
– Можно и мне рассказать свою историю? Она, как
многие помнят, не бог весть как интересна, но
послушать ее стоит.
– А, старый уличный фонарь! – узнал незнакомца
Сергей Сергеевич.
– Он тоже из сказки Андерсена! – добавила
Настя.
И новый гость продолжил:
– Вы видите один из самых старых уличных
фонарей. До меня на улице были только масляные
плошки и костры для освещения. Или же человек шел
в темноте, неся с собой зажженный масляный
фитиль. И вот наконец в некоторых странах в XVII
веке, а в России – в XVIII придумали устанавливать
фитиль на столбе посреди улицы.
– Но ведь фитиль может погаснуть! – сказала
Даша.
– У меня, как и у других фонарей, был
неразлучный друг – фонарщик. Он ходил по улицам и
зажигал или тушил нас в определенное время. А
потом у меня появились младшие братья –
керосиновые, газовые и, наконец, электрические
фонари.
– Ой, как здорово! – показала рукой в сторону
Настя. – Тут пляшут тряпичные куклы. А вот
оловянные солдатики – целый полк!
– Они пришли из кабинета игрушек! – объяснила
пастушка.
– Левой, правой! Левой, правой! – командовал
впереди строя лихой офицер в треуголке. –
Обязательно посетите исторический цейхгауз и
арсенал, где вы увидите коллекцию оружия и
военного снаряжения армий всех времен и стран!
А рядом раскрывал зубастый рот деревянный
щелкунчик:
– Служивый, повремени! Юные гости еще не
познакомились со всеми столовыми приборами и
историей трапезы!
– Стойте, не сейчас, не сейчас! – обратился к
вещам и игрушкам Сергей Сергеевич. – Как-нибудь в
другой раз!
И он попросил ребят сойти с паркета. Тотчас же все
предметы замерли на своих местах.
– Говорим заклинание...
– Зачем вы, Сергей Сергеевич? – обиделись
ребята. – Могли бы еще столько посмотреть!
– А кто хотел, чтобы я вас отпустил домой?
Ничего не поделаешь, даже у волшебного времени
есть свои пределы. Но теперь вы знаете, насколько
интересен мир вещей!
У каждой вещи – свой рассказ,
История своя.
И каждая важна для нас –
Частица бытия.
|