Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2003

ЧИТАЕМ ДЕТЯМ

Аркадий КУЗНЕЦОВ

Путешествие в страну исторических источников

Путешествие двенадцатое

– Вы хотите сказать – семейство луковых: Чиполлино, Чиполе... – недоуменно вставила Настя.
– Нет, семейство Чиполлино совсем из другой истории! – ответил Насте папа Карло. – Семейство смычковых заняло самое видное место в симфоническом оркестре.
– "Виолино" – по-итальянски "скрипка", а "виоле" – "альт", – объяснил Сергей Сергеевич.
– Тогда же, в средние века, получил законченный вид появившийся еще в древности божественный орган! – продолжал папа Карло.
– А почему божественный? – задал вопрос Алеша.
– На органе играют церковную музыку во многих европейских странах. Это и духовой, и клавишный инструмент.
– Но вообще-то вы шарманщик, папа Карло? – поинтересовалась Настя.
– Да, шарманщик. Пришлось мне освоить это нехитрое ремесло. Крути ручку – и звучит простая мелодия.
– А откуда такое название – шарманка? – уже в порядке вещей задала вопрос Настя и запела: – Шарманка – шарлатанка...
– Только никакая она не шарлатанка, а от французского слова "шарман" – "прекрасно".
– Значит, она прекрасная! – сказала вывод Настя.
– Нет, дело не в том. В старину все шарманки исполняли одну и ту же мелодию песни: "Шарман, шарман, Катарина".
– Поэтому по-польски шарманку называют "катаринкой", – заметил Сергей Сергеевич.
Снаружи раздались бойкие шаги, и в мастерскую Джузеппе заглянула красавица в изящном платье и башмачках, отороченных мехом.
– Я искала синьора Карло и наконец нашла! – проговорила она. – У меня к вам важный вопрос.
– Синдерелла! – узнал девушку папа Карло.
– Сандрильона, – с улыбкой поправила гостья. – Ах, я вижу – здесь гости из России. Рада вам представиться – Золушка.
– Золушка? А вы что делаете в Стране исторических источников? – тут же задал вопрос бесцеремонный Алеша.
– Я кое-что усвоила от моей тетушки, известной как волшебница, и стала здесь распорядительницей в салоне мод. Помните, как я училась в сказке шить бальные наряды?
– Конечно, помним! – отозвалась Настя. – А вы нам покажете свой салон?
– С удовольствием! Но сначала я хочу вот что выяснить у папы Карло. Договоритесь ли вы с музыкантами, чтобы они сыграли на показе мод XVIII? У нас должны быть танцы того времени: сарабанда, гавот, менуэт...
– Разумеется, за нами дело не станет. Как вы сказали, XVIII век? Вас устроит струнный квартет – две скрипки, альт и виолончель?
– Прекрасно! – сказала Золушка. – А теперь приглашаю наших гостей в салон мод.
Попрощавшись с Джузеппе и Карло, гости пошли по дороге, вьющейся посреди каких-то старинных парковых аллей, к большому круглому павильону.
– "Достали нот, баса', альта', две скрипки"! – вспомнила Настя по пути басню Крылова. – Значит, играть в салоне будут мартышка, осел, козел да косолапый мишка?
– Ну зачем же так – осел, козел... У мсье Карло есть друзья, прекрасные музыканты. Они играют музыку любой эпохи и страны на соответствующих инструментах. А в XVIII и отчасти в XIX веке были популярны струнные квартеты, – объявила Золушка. – Вот и салон. Здесь вы столько всего увидите!
Вдоль стены здания внутри стояло множество манекенов в разнообразных костюмах.
– А почему здесь висят какие-то рисунки, картины? – спросила Золушку Даша. – А, на них же люди в костюмах...
– А еще орнаменты, здания разных времен. Ведь во всем ощущался определенный стиль. Вот, например, древние греки. Они строили белые и скромные по своим украшениям храмы. И одевались в белые строгие одежды – хитоны, на которые набрасывали темный плащ – хламиду. У женщин длинные платья – пеплосы. А вот – усадьба богача из Древнего Рима. Роскошный дом, пестрые украшения. И одежда манекенов – такая же пестрая, с завитушками.
– Кстати, греки бородатые, а римляне – безбородые, – отметил Ваня.
– Но и римляне одно время отращивали бороды – тогда они подражали грекам.
– А когда стали носить штаны? А то тут мужчины – и все в платьях, – ввернул Алеша.
– Штаны? Вообще-то более северные народы носили порты еще c незапамятных времен, но по всей Европе мода на штаны пришла вместе с племенами варваров, которые пришли с севера и разрушили Римскую империю. Вот на тех манекенах люди раннего средневековья – у них штаны и подпоясанные рубашки.
– А какие все они лохматые, косматые! – воскликнула Настя.
– А вот дальше, – продолжала показывать Золушка, – вы увидите, как одежда стала вытягиваться и удлиняться. Это время в искусстве Европы называют готикой. В XIV–XV веках строили остроконечные крыши, шпили, вытянутые карнизы. И вот какие костюмы появились у знатных людей на моей родине – во Франции.
– Ух ты! – удивился Алеша. – Какие колпаки – как у клоунов! Нет, если это женщина – то, значит, клоуница...
– Клоунесса, – поправил Сергей Сергеевич. – Только это никакие не клоуны, а знатные феодалы и горожане.
– И даже ботинки длинные с острыми носами! – заметила Настя.
– А потом, – продолжала показывать манекены Золушка, – наступила эпоха Ренессанса, или, по-русски, Возрождения.
Возродился интерес к древности, но в одежде в это время произошли перемены в основном в сторону большей нарядности. Видите эти яркие костюмы, цветистые манжеты, воротники, перья на шляпах?
– А вон те манекены – прямо как мушкетеры! – показал Ваня на несколько мужских манекенов.
– Да, конечно, это – XVII век, время д’Артаньяна и других героев романов Дюма. Шляпы стали загнутыми, волосы – длинными и завитыми. Это соответствует вычурному стилю барокко. В XVIII веке знатные мужчины в Европе носили поверх собственных волос пудреные парики – волнистые или с косицей. На ногах были штаны до колен – кюлоты и белые чулки.
– Ой, а дамы – что у них на голове? – прыснула Настя.
– В это время вошло в моду вплетать в женскую прическу огромные брошки в виде птицы или корабля и даже горшки с цветами!
– Но они ведь могут упасть! – заметила Настя.
– Чтобы они не падали, их укрепляли на каркасе, надевавшемся на голову. Да еще дамы все время держали голову прямо, не глядя по сторонам.
– Бедные дамы! – вздохнула Настя.
– Не очень, конечно, позавидуешь. А рядом – костюмы простых людей Европы. Видите, они без париков и в длинных панталонах. В конце XVIII века во Франции произошла революция. В правах уравняли все сословия, а революционеры, презирая дворян, носили простонародные панталоны вместо кюлотов. Их так и называли – санкюлоты, то есть – кто без кюлотов. Так в мужском костюме окончательно утвердились брюки. XIX век стал временем деловых, практичных людей, и это отразилось на костюме – у мужчин были типичными фраки, пиджаки, короткие галстуки, узкие шляпы, трость. Женщины стали носить одну юбку вместо целого вороха, платья и кофточки.
– То есть костюм стал похож на современный, только в XX веке появились еще спортивные костюмы, комбинезоны, мини-юбки... – как всегда показал свои знания Ваня.
– А как одевались в старину в России, здесь показано? – спросила Золушку Даша.
– Здесь показаны костюмы всего мира. Мне легко в них разбираться, потому что меня знают и любят буквально во всех странах, в том числе и в России. Пойдемте вот в ту сторону. Перед вами костюмы знатных людей времен Киевской Руси – шапка на меху, длинное платье. У простого человека – подпоясанная рубаха с короткими рукавами.
– Потому что он работал, засучив рукава, я вспомнила! – сказала Даша.
– Длинные бороды, прямые волосы – в общем, похоже на то, как выглядели и западноевропейцы в те же самые времена. Выделяются только особый покрой платья и характерные славянские цвета одежды – белый, символ света, и красный, символ солнца. Красные орнаменты во всех странах были "ближе к телу" – на воротниках, рукавах, чтобы как бы оберегать людей. А позднее в Московском государстве появляются те детали одежды, которые стали считаться типичными для России, – мужской кафтан, армяк, женские душегрейки и кокошник – головной убор замужней женщины (от слова "кокошь" – курица).
– Это почему же курица? – удивилась Настя. – А, поняла – кокошник похож на куриный гребешок!
– В женском костюме XVI века появился сарафан, – показала на манекен в сарафане Золушка. – Он пришел из стран Востока, как и шаль из Индии. Смотрите, и в русском костюме, как и в западном, все тянется ввысь и вширь – появились высокие боярские шапки, остроконечные сапоги, отвороты на рукавах. А при Петре Первом в Россию пришел западноевропейский костюм.
– Петр даже приказывал обрезать кафтаны. А еще он брил бороды боярам, – заметил Ваня.
– Ты, мальчик, просто все знаешь! – восхищенно сказала ему Золушка. – Но западный костюм долгое время был принадлежностью только дворян. Купцы, горожане, а потом и крестьяне стали
надевать брюки, сюртуки и шляпы только в XIX веке, но при этом в России оставались и характерные для нее полушубки, картузы, косоворотки...
Но тут в салон мод заглянули ожидаемые музыканты с инструментами, и Золушка поспешила проститься с гостями, потому что должна была начаться репетиция.
– Обязательно загляните еще в коллекцию утвари! – посоветовала она ребятам, показывая на соседнее здание.
Сергей Сергеевич подвел учеников к дверям с затейливым ключом в замке. Повернув его, он пригласил ребят в помещение, напоминавшее огромную гостиную в старом доме, – комоды, буфеты, столы и столики, диваны и кресла.
– Интересно, а здесь нас кто-нибудь встретит? – поинтересовался Алеша.
И правда: едва гости вступили на зеркальный паркет, как что-то зазвенело, и со столика замахала ручками фарфоровая фигурка.
– Здравствуйте! Я пастушка из сказки Ханса Кристиана Андерсена. А вот там – мой милый чугунный трубочист. Сейчас он спустится к вам по лестнице. Так приятно кого-то тут увидеть и пообщаться!
– А что вы можете рассказать? – спросила Даша.
– Мы знаем наизусть истории всех предметов, которые тут находятся. Начну с себя. Скажите, из чего я сделана?
– Из фарфора, – ответили ребята.
– А знаете ли вы, откуда пришел фарфор? Из Китая. Ведь вы, наверное, знаете, что мой дедушка – старый китаец. Вот он – кивает головой. Фарфор получается только из особых сортов глины. Он так красив, что покорил буквально все страны! Вот там, в углу, стоит очень старый китайский сосуд из фарфора.
– Это чайник? – предположила Даша.
– А вот и нет! Этот сосуд предназначался для вина. Но в Европе с такими пузатиками с фигурной ручкой связали именно чаепитие – ведь оно тоже пришло из Китая. У меня тут есть любимые фарфоровые чашечки и блюдечки XVIII века – тогда на них изображали пастушек и пастушков.
– Но, дорогая, – отозвался трубочист, подходя с лестницей ближе к ребятам, – здесь кроме фарфора есть еще много интереснейшей утвари. Взять хотя бы то, что сделано из металла. Какие чудные ложки стоят тут рядом, в буфете! Считается, что ложки появились в Англии примерно в XIX веке.
– А до этого, что, ели руками? – не поверил Алеша.
– Или руками, или нанизывая куски пищи на вертела, или палочками, как до сих пор едят...
– В Китае! – глухо отозвался старый китаец. – Но только, молодой человек, в моей родной Поднебесной была и ложка, но ей не ели, а смотрели на нее!
– Это зачем же? – спросила Даша.
– Еще в древности ложка с тяжелым концом служила компасом!
– Ой, как интересно! – удивилась Настя.
– А вон там – затейливые вилки для разных блюд, – продолжал рассказывать трубочист. – Вилки появились в XIV веке в Италии. Как вы думаете, для чего они там служили?
– Вообще-то вилками удобно есть макароны, а они появились, кажется, в Италии, – ответил Ваня.
– Точно! – подтвердил трубочист.
– Мы можем устроить тут настоящий бал вещей! – проговорила пастушка и хлопнула в ладоши.
И тут же по комнатам запрыгали большие расписные тарелки.
– Видите эти тарелки? Они из итальянского города Фаэнца. От его названия произошло слово "фаянс". Дa, именно там появилась техника изготовления фаянса!
Вслед за тарелками понеслись какие-то каретки с различными мелкими предметами.
– А это – медные старинные бюро! В них все необходимое для работы за письменным столом – чернильницы, подставки для перьев и карандашей... Кстати, как вы думаете, в каком веке в Европе появились карандаши?
– Ну, наверное, в XIII или XIV, – попытался предположить Ваня.
– Что вы, молодой человек! Только в конце XVIII века – двести лет назад! Именно тогда додумались одеть грифель в деревянную палочку. А само слово "карандаш" – турецкое и означает "черный камень". Так когда-то называли собственно грифель.
Кругом шествовали, скакали и летали всевозможные предметы, а пастушка рассказывала:
– Вот это – веера со сценами из комедий и опер! А это – ножи для бритья, которыми пользовались цирюльники – да, именно цирюльники, потому что парикмахеры готовили парики! А вот пляшут на своих ножках канделябры с фигурками-подсвечниками!
В окно просунулся... столб с фитилем и заговорил человеческим голосом:
– Можно и мне рассказать свою историю? Она, как многие помнят, не бог весть как интересна, но послушать ее стоит.
– А, старый уличный фонарь! – узнал незнакомца Сергей Сергеевич.
– Он тоже из сказки Андерсена! – добавила Настя.
И новый гость продолжил:
– Вы видите один из самых старых уличных фонарей. До меня на улице были только масляные плошки и костры для освещения. Или же человек шел в темноте, неся с собой зажженный масляный фитиль. И вот наконец в некоторых странах в XVII веке, а в России – в XVIII придумали устанавливать фитиль на столбе посреди улицы.
– Но ведь фитиль может погаснуть! – сказала Даша.
– У меня, как и у других фонарей, был неразлучный друг – фонарщик. Он ходил по улицам и зажигал или тушил нас в определенное время. А потом у меня появились младшие братья – керосиновые, газовые и, наконец, электрические фонари.
– Ой, как здорово! – показала рукой в сторону Настя. – Тут пляшут тряпичные куклы. А вот оловянные солдатики – целый полк!
– Они пришли из кабинета игрушек! – объяснила пастушка.
– Левой, правой! Левой, правой! – командовал впереди строя лихой офицер в треуголке. – Обязательно посетите исторический цейхгауз и арсенал, где вы увидите коллекцию оружия и военного снаряжения армий всех времен и стран!
А рядом раскрывал зубастый рот деревянный щелкунчик:
– Служивый, повремени! Юные гости еще не познакомились со всеми столовыми приборами и историей трапезы!
– Стойте, не сейчас, не сейчас! – обратился к вещам и игрушкам Сергей Сергеевич. – Как-нибудь в другой раз!
И он попросил ребят сойти с паркета. Тотчас же все предметы замерли на своих местах.
– Говорим заклинание...
– Зачем вы, Сергей Сергеевич? – обиделись ребята. – Могли бы еще столько посмотреть!
– А кто хотел, чтобы я вас отпустил домой? Ничего не поделаешь, даже у волшебного времени есть свои пределы. Но теперь вы знаете, насколько интересен мир вещей!

У каждой вещи – свой рассказ,
История своя.
И каждая важна для нас –
Частица бытия.