Антонина МИРОНОВА,
школа № 2
г. Алатырь ОЙ.
Люблю березку русскую
"На березе", "под березой", а главное
– "о березе". Для чего в нашей речи нужны
предлоги и как с их помощью поговорить о русском
дереве? На эти вопросы поможет ответить
план-конспект урока, составленный учителем школы
№ 2 г. Алатырь Антониной МИРОНОВОЙ.
2-й класс
Тема. "Предлоги".
Цели. Формировать представления о
предлоге как слове и его роли в предложении,
учить детей формулировать правило на основе
подводящих к этому выводу упражнений,
воспитывать у детей любовь к родной природе.
Оборудование. Общедемонстрационная
таблица с предлогами, дидактические карточки с
текстом "Береза", картины березы в весеннее
и летнее время года.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель.
Слышите, звенит звонок,
Говорит: "Начнем урок!"
Садитесь, дети. Сейчас у нас будет урок
русского языка.
II. Постановка темы урока
У. Сегодня на уроке мы
познакомимся с новой частью речи и узнаем о том,
как она пишется.
III. Чистописание
На доске – карточка со словом,
перевернутая обратной стороной.
У. Слово спряталось. Чтобы
узнать, какое слово мы будем писать, нужно
отгадать загадку. Прочитайте и подумайте, что
это?
На доске:
В белом сарафане
Встала на п...ляне.
Л...тели птицы,
Сели на к...сицы. |
– Что это?
Дети. Это береза.
У. Какие слова помогли
догадаться, что это береза?
Д. Белый сарафан – это ствол
березы, косицы – это ее ветви.
У. Прописываем слово береза.
Учитель показывает правильное
написание слова, обращая внимание на соединения
и орфограммы.
IV. Орфографическая пятиминутка
У. Вернемся к нашему
стихотворению-загадке. В некоторых словах
пропущены буквы. Вам надо записать текст в
тетрадь, вставив пропущенные буквы. В скобках
запишите проверочные слова.
Дети выполняют задание.
V. Знакомство с новым материалом
У. Какие слова из стихотворения
вы называете "маленькое словечко"?
Д. Слова в, на.
У. У этих "маленьких
словечек" есть специальное название.
Прочитаем об этом в учебнике.
Правило
Слова к, на, с,
от, над, под, по, до,
из, без, у, в, для,
о, около, об, за –
предлоги. |
У. Как называются наши
"маленькие словечки"?
Д. Предлоги.
У. Вам надо будет запомнить, как
пишутся основные предлоги. Посмотрите на доску. (На
доску прикрепляется плакат.)
На доске:
в, к, с –
с одной согласной буквой
на, за – с буквой а
о, об, от, до, по,
во – с буквой о
под, над – с буквой д
из, без – с буквой з |
– Прочитайте текст. Назовите
предлоги. Конечно, это не все предлоги,
существующие в русском языке. Но пока запомним
написание этих.
Дети выполняют задание.
– Положите перед собой карточки с
текстом. Прочитайте его.
Карточка
Это дерево легко узнать.
Кора ... его стволе белая.
Приложи ... коре ладошку.
Кора гладкая, шелковистая.
... березки ветви гибкие,
... красивыми листочками и сережками. |
– Хорошо ли понятен текст?
Д. Нет.
У. Почему?
Д. Не хватает предлогов.
У. Почему в некоторых
предложениях были нужны предлоги?
Д. Без предлога нельзя понять
смысл предложения. В предложении нет связи слов
между собой.
У. Прочитаем правило в учебнике.
Правило
Предлоги служат для связи слов в
предложении. |
– Вот мы и узнали, для чего нужна эта
часть речи. Как пишутся предлоги? Для этого снова
вернемся к нашей загадке. Обратите внимание на
написание предлогов с другими словами.
Д. Предлоги пишутся раздельно с
другими словами.
У. Чтобы проверить правильность
нашего предложения, прочитаем правило в
учебнике.
Правило
Предлоги пишутся раздельно с другими
словами в предложении. |
– Попробуем составить одно большое
правило.
Д. Предлог – это часть речи,
которая пишется раздельно с другими словами и
служит для связи слов в предложении.
У. Выпишите из текста на
карточках одно любое предложение о русской
березе и подчеркните предлоги.
Дети выполняют задание.
VI. Физкультминутка
VII. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Ни в одной стране нет столько
берез, как у нас. Мила она русскому человеку.
Береза – и в песнях, и в загадках, и в сказках. А
сколько рек, сел, деревень названо в честь нашей
веселой березки! Любит наш народ свою зеленую
красавицу и за красоту ее, и за пользу, которую
она приносит.
Какую пользу приносит береза?
Если дети не знают, то познавательные
сведения сообщает учитель.
Из почек приготавливают лекарства.
Из ветвей делают метлы и веники.
Из бересты народные умельцы мастерят
туески и лукошки для сбора грибов и ягод.
Березовые дрова – лучшее топливо в
русской печке.
Из древесины березы изготавливают
фанеру, мебель, прочные лыжи, древесный спирт,
уксус, добывают скипидар.
– Ребята, я не сказала о березовом
соке. Народная пословица гласит: "Березовицы
на грош, а лесу на рубль изведешь". Раненое
дерево истощается. Запасы сока нужны для
образования молодых ветвей и листьев. Через
ранку попадают микробы, и они вызывают болезнь
дерева. Вот как важно беречь березы.
Посмотрите на доску. Перед вами
словосочетания со словом береза. Спишите,
вставляя нужные предлоги.
На доске:
спрятался ... березу
забрался ... березу
сидел ... березой
упал ... березы |
– Проверяем,
подчеркиваем предлоги.
Дети записывают словосочетания в
тетради. Один ученик вставляет предлоги у доски
для дальнейшей проверки.
– Прочитайте последнее
словосочетание.
Д. Упал с березы.
У. Какой предлог слышится?
Д. Предлог з.
У. Почему написали с?
Д. Предлога з не бывает.
У. Предлоги пишутся всегда
одинаково, независимо от того, как произносятся.
Об этом мы будем говорить на следующем уроке.
VIII. Итог урока
У. Подведем итог нашего урока. О
какой части речи мы сегодня говорили?
Д. О предлогах.
У. Что вы о них узнали? Для чего
они нужны?
Дети еще раз формулируют выведенное
ими правило.
– Молодцы! Вы хорошо сегодня
работали.
IХ. Домашнее задание
|