Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №8/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана ХРИПУНКОВА,
г. Белгород

Буратино решает задачи

3-й класс

Тема. "Внетабличное умножение и деление на однозначное число".

Цели. Закреплять умения учащихся умножать и делить двузначные и трехзначные числа на однозначное число (внетабличные случаи умножения и деления), решать уравнения, составные задачи разными способами; развивать логическое мышление, внимание; формировать умение работать самостоятельно.

Оборудование. Рабочие тетради, дидактический материал, иллюстрация с изображением Буратино, карточки с заданиями.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Проверьте, все ли у вас на местах. Хозяин урока – учебник, его помощники – рабочая тетрадь, ручка, линейка, карандаш, резинка.

II. Сообщение темы и целей урока

У. Сегодня к нам на урок придет один из сказочных героев. А кто именно, вы узнаете, отгадав загадку.

У отца был мальчик странный,
Необычный – деревянный.
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?

Дети. Буратино.

У. Буратино – герой какой сказки?

Д. "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

У. Кто автор этого произведения?

Д. Алексей Николаевич Толстой.

У. Буратино приготовил сегодня для вас много интересных заданий. Давайте напомним ему и всем гостям, какую тему мы изучали на прошлых уроках.

Д. Внетабличное умножение и деление на однозначное число.

У. Сегодня мы закрепим полученные ранее знания по этой теме, а также умения решать простые и усложненные уравнения, составные задачи. Скажите, где нам в жизни может пригодиться умение умножать и делить двузначные и трехзначные числа на однозначное число?

Выслушиваются ответы детей.

III. Повторение пройденного

У. Какие арифметические действия вы знаете?

Д. Сложение, вычитание, умножение, деление.

У. Как называются компоненты при умножении?

Д. Множитель, произведение.

У. Как найти неизвестный множитель?

Д. Произведение разделить на известный множитель.

У. Как называются компоненты при делении?

Д. Делимое, делитель, частное.

У. Как найти неизвестное делимое?

Д. Делитель умножить на частное.

У. Как найти делитель?

Д. Делимое разделить на частное.

У. Буратино для каждой из групп приготовил интересные задания. У учащихся группы 1 на столах лежит конвертик со звездочкой. Откройте его и выполните задание (задания со звездочкой – усложненные).

Карточка 1

– Для учащихся группы 2 – задание на доске. Надо решить уравнения и сделать проверку.

На доске:

х х 6 = 32 + 88
320 : е = 20 – 16
200 + а = 4 х 100
196 – а = 32 х 3
с х 4 = 280 – 120
в : 5 = 32 + 18

– Группа 3 работает со мной.

На доске:

у х 3 = 270 600 : k = 6 а : 5 = 70

– Рассмотрите выражения. Что в них общего?

Д. Везде есть неизвестное число.

У. Как эти выражения можно назвать?

Д. Уравнения.

У. Что неизвестно в каждом из уравнений?

Д. Первый множитель, делитель, делимое.

Третье и первое уравнения решаются у доски с объяснением, а второе – самостоятельно, с последующей проверкой.

IV. Устный счет

У. Буратино в своей сказочной школе тоже изучал тему "Внетабличное умножение и деление на однозначное число". Посмотрите, правильно ли он выполнил домашнее задание? Если есть ошибки в вычислениях, исправьте их и обоснуйте свой ответ.

На доске:

200 х 2 = 400
147 х 1=1
420 : 6 = 7
600 : 3 = 200
4 х 100 = 400
0 х 215 = 215
0 : 321= 321
27 : 27 = 0

Учащиеся устно находят значение выражений, исправляя ошибки, допущенные Буратино при вычислении, и доказывают правильность своего ответа, пользуясь основными правилами математики: умножение числа на 1, 0; деление числа на 1 и само на себя. Записывают правила в общем виде:

0 : а = 0 а х 1= а
0 х а = 0 а : а = 1

– Мы убедились, что Буратино не очень внимательный ученик, так как допустил много ошибок при счете в примерах. Но он очень любит фантазировать и сочинять. Для вас он приготовил несколько интересных задач.

Задача 1

Мальвина, Пьеро и Артемон собирали на полянке цветы: незабудки, васильки и ромашки. Мальвина собирала не васильки и не ромашки. Пьеро – не ромашки. Какие цветы собирал каждый из героев сказки?

Задача 2

Д. Мальвина – незабудки, Пьеро – васильки, Артемон – ромашки.

В своем фруктовом саду на яблоне Мальвина насчитала 15 яблок, а слив в 2 раза больше. Сколько всего фруктов насчитала Мальвина?

Д. 15 х 2 + 15 = 45 фруктов.

Задача 3

У Змея Горыныча три головы. Каждая голова в месяц съедает 200 кг репы. Сколько килограммов репы съедает в месяц Змей Горыныч?

Д. 200 х 3 = 600 кг.

Задача 4

В день Змей Горыныч выпивает 300 л сока. Сколько литров сока достается каждой голове, если сок они делят поровну?

Д. 300 : 3 = 100 л.

V. Закрепление пройденного материала

У. Буратино надо было выполнить такое задание: распределить примеры в три группы. Помогите ему справиться с ним.

На доске:

23 х 2 142 х 3 500 : 5

420 : 6 270 : 3 42 х 5

332 х 2 4 х 35 3 х 212

Дети распределяют примеры следующим образом:

23 х 2 = 46
332 х 2 = 664
4 х 35 = 140
142 х 3 = 426
42 х 5 = 210
3 х 312 = 936
420 : 6 = 70
270 : 3 = 90
500 : 5 = 100

У. Пользуясь каким математическим законом, можно найти значение произведений в 1-м и 2-м столбиках? Запишите его в общем виде.

Д. (а + в) х с = ас + вс – распределительный закон умножения относительно сложения.

У. Учащиеся группы 1 выполняют задание самостоятельно. К каждому столбику надо придумать по 1–2 примера; группы 2 и 3 выполняют первую строку у доски с объяснением. Затем группа 2 решает остальные примеры самостоятельно, а группа 3 – у доски с объяснением.

Дети выполняют задание.

 Дети групп 1 и 2, сравните свои результаты с теми, которые записаны на доске. Есть ли у вас ошибки? Исправьте, если есть.

VI. Физкультминутка

Выполняется под песню "Бу-ра-ти-но".

Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
На носочки нужно встать.

VII. Решение задач

У. Буратино и его друзья в свободное от учебы и отдыха время любят что-либо мастерить. Особенно им нравится делать весной скворечники. Как вы думаете, а зачем они нужны?

Д. Птицы прилетают из теплых стран. Они проделывают долгий путь, летя к себе на родину. Не все вернутся в свои домики, которые надо будет еще и благоустраивать для вывода птенцов. Скворцы будут рады новому жилищу.

У. Мы тоже можем принять участие в изготовлении скворечников так же, как это сделали ученики двух школ в следующей задаче. Откройте конверты под номером 2, выньте из них карточки с текстом задачи.

Карточка 2

Весной в одной школе сделали 36 скворечников за 3 дня, а в другой школе – столько же скворечников за 2 дня. Сколько скворечников делали в день в каждой школе?

– Что известно в задаче? Что надо узнать? Запишем условие задачи в виде таблицы. Какие главные слова необходимы для заполнения таблицы?

В ходе анализа задачи в тетрадях учащихся и на доске появляется таблица.

– Теперь мы можем приступить к решению задачи.

Решение:

1) 36 : 3 = 12 (сквор.) – изготовила 1-я школа.
2) 36 : 2 = 18 (сквор.) – изготовила 2-я школа.

Ответ: в первой школе – 12 скворечников в день, во второй – 18 скворечников.

– Составьте обратные задачи. Кратко запишем их условия в таблицу и решим.

На доске:

Решение:

1) 36 : 12 = 3 (д.) – работала 1-я школа;
2) 36 : 18 = 2 (д.) – работала 2-я школа.

Ответ: 3 дня работала 1-я школа, 2 дня – 2-я школа.

На доске:

Решение:

1) 12 х 3 = 36 (сквор.) – изготовила 1-я школа;
2) 18 х 2 = 36 (сквор.) – изготовила 2-я школа.

Ответ: по 36 скворечников изготовила каждая школа.

VIII. Самостоятельная работа

У. А теперь я предлагаю выполнить самостоятельную работу. Дети группы 1 выполняют задание 1 полностью и задание 2.
Дети группы 2 выполняют задание 1 по вариантам и задание 2.
Дети группы 3 выполняют задание 1 по вариантам, так же, как группа 2.

На доске:

Решите примеры (по вариантам).

Вариант 1

4 х 18 – 6 х 8 =
3 х 18 – 95 : 5 =
7 х 14 – 100 : 20 =

Ответы: 24, 35, 93.

Вариант 2

68 : 4 + 27 х 3 =
91 : 7 + 7 х 12 =
76 : 4 + 96 : 6 =

Ответы: 98, 97, 35.

 

Составьте и запишите различные выражения на умножение, используя только эти числа: 16, 5, 64, 80, 20, 4.

Ответы: 20 х 4 = 80, 16 х 5 = 80,
16 х 4 = 64, 5 х 4 = 20.

IХ. Итог урока

У. Что повторяли на уроке? Что вам понравилось? Какое задание вызвало затруднение?

Выслушиваются ответы детей.

– Какое настроение у вас после сегодняшнего урока? Если отличное – наклейте на полянку настроения красные цветочки, если хорошее – желтые, а если не очень хорошее – синее. Как вы думаете, а какое настроение у нашего сказочного героя? Я думаю, что у Буратино хорошее настроение. Ведь мы помогли ему и его друзьям справиться с трудными заданиями. Попрощаемся с ним и будем ждать его в гости.

Х. Домашнее задание

У. Учащимся группы 1: придумать составную задачу на кратное сравнение, чтобы было внетабличное умножение и деление, и решить ее; учащимся групп 2 и 3: составить примеры с использованием внетабличного умножения и деления на порядок действий.