Людмила Ивановна ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник
Института общего среднего образования МО РФ
Русский язык
Контрольные работы
Предлагаемые контрольные работы по русскому
языку (диктанты, проверочное списывание,
грамматические задания, работа над предложением
и текстом) позволят учителю узнать, насколько
прочно, осознанно усвоен учащимися материал по
пройденным темам за III четверть.
1-й класс (1–4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
записывать текст под диктовку (написание не
расходится с произношением) на диапазоне всех
изученных букв с использованием правил
правописания большой буквы в начале предложения,
именах людей, кличках животных.
При диктовке четко проговариваются все
встретившиеся орфограммы.
Объем работы: 15–20 слов.
Вариант 1
Испугался
Грызет зайка ветку осины. Дунул ветер.
Треснул сук. Сухой лист зашуршал по земле.
Зайчишка испугался и прыгнул в кусты.
Слова для справок: осины, ветер, земле.
Вариант 2
Марки
Это наша улица. На углу улицы почта.
Алеша и Яша там покупают новые марки. Дома у Алеши
альбом с марками.
Слова для справок: улица, почта,
покупать.
Вариант 3
Вороны
Витя принес корм для Жучки. В миске
были вкусные косточки. Жучка бегает по двору. А
вороны клюют косточки с мясом.
Слово для справки: принес.
Вариант 4
Индюк
Ходит по двору индюк Буда. Клюет индюк
зерна. Он гонит кур и уток. Пес Урсик рычит на
Буду. Индюк сердится.
Слово для справки: гонит.
Примечание. Запишите на доске и проговорите
по слогам слово сердится.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умение
списывать с доски.
Объем работы: 15–20 слов.
Зяблик
У нас дома уборка. Марина вымыла пол.
Алеша стер пыль с книжных полок. Маленькая Ариша
полила цветы.
Мох
Вот темный бор. В бору рос мох. Грибы
любят мох. Где мох, там и грибок. Хороши грибы под
елкой.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения
составлять предложения из отдельных слов, так,
чтобы затем образовался текст; заканчивать
предложения, не нарушая логику повествования;
отвечать на вопросы по тексту.
1. Из слов каждой группы составь
предложение.
ветер, липу, сильный, сломал,
старую
ее, дядя, спилил, Андрей
на, сирень, этом, Илюша, месте, посадил
Запиши предложения. Обрати внимание на
"опасные" места.
2. Прочитай. Обрати внимание на
заголовок.
Домик для птиц
Скоро весна. Яша и Коля взяли ... и ...
Мальчики стали делать домик для ... . Рядом
кружился ... ... .
Запиши текст. Подбери слова, которыми
ты хотел бы закончить предложение.
Слова для справок: доски, гвозди,
птиц, пернатых друзей, пес Рябка, кот Пушка.
3. Прочитай текст.
Тимка и мышка
Кот Тимка пил молоко. В
кустах он заметил мышку. Тимка пустился за
мышкой. Мышка юркнула в норку.
Запиши ответы на вопросы.
1. Кого заметил в кустах кот Тимка?
2. Что сделал Тимка?
3. Куда спряталась мышка?
2-й класс (1–4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыков правописания звонких и
глухих согласных в конце слова, безударных
гласных в словах и формах слов, удвоенных
согласных в простейших словах, разделительного
мягкого знака.
Четко проговаривать неизученные орфограммы.
Объем работы: 30–35 слов.
Вариант 1
Весна идет
Медленно сходит снег. Около старой ели
большой сугроб. Ночью мороз затягивает лужи
льдом. Днем весна набирает силу. Звонко журчат
ручьи. На голых сучьях берез поселились грачи.
Они вьют гнезда. А вот и первая травка.
Слова для справок: затягивает,
набирает, поселились.
Вариант 2
Утром
Мы живем в деревне Быково. Утро. У села
столб пыли. Это пастух Кирилл гонит стадо к реке.
Рядом бежит его верный друг Хомка. Пес подгоняет
коров, овец и коз. Коза Тоська всегда отстает. Вот
беда.
Слова для справок: гонит,
подгоняет, всегда.
Вариант 3
Первый цветок
Улыбнулся веселый апрель. В лесу, в
поле все загудело, запрыгало, зажужжало. От шума
проснулся подснежник. Он встал на тонкую ножку.
Красив был первый цветок. Пчелки и жучки заметили
его. Они каждый день подлетали к нему.
Слова для справок: проснулся,
подснежник, заметили, подлетали, к нему.
Примечание. Предупредите о
постановке знаков препинания.
Вариант 4
Летом
Жарко. На лугу Петя и его братья
убирали сено. Рядом прыгала собака Вьюнок. Быстро
рос стог сена. Работали все быстро и весело.
Дома их ждала сестра Анна. Она сварила рыбный суп.
Крупных окуньков наловил дед Василий.
Слова для справок: убирали,
сварила, наловил.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить, как
сформированы умения, связанные с проверкой
написанного текста.
Объем работы: 35–40 слов.
Про Томку
Какой щенок будет помощник на охоте?
Этот щенок злой. Он сердито рычит, любит драться.
Я не люблю злых.
Один щенок грыз деревяшку. Я спрятал деревяшку.
Он стал нюхать и нашел деревяшку. Я взял этого
щенка и назвал Томкой.
(Е.Чарушин)
* * *
Солнце пригрело землю. На зеленой
травке распустились первые цветы. Как они
украшали сад! Веселый ручеек побежал по
тропинкам. Вот он попал в земляную норку и
забулькал там. Лениво выползали муравьи из-под
кучи сухих листьев. Весна пришла.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения
составлять текст, добавив к нему начало;
озаглавливать текст; самостоятельно составлять
текст по аналогии; составлять текст с опорой на
словосочетания.
1. Прочитай.
. . . . . . . . . . . . . . . . .
Еж выбрался из домика на лесную поляну. Свежий
ветерок разносил по лесу вкусные запахи. Еж лег
на спинку. Он подставил солнышку свое брюшко. Как
хорошо весной!
С чего бы ты начал текст? Какие бы
предложения добавил?
Добавь эти предложения и запиши весь текст от
начала до конца.
2. Прочитай.
Весна
Родилась на зорьке почка,
Показались два листочка.
Заглянуло солнце в окно
И росой умыло стекло.
Встали дети после сна –
Нету зорьки, нету почки,
А в окно стучат листочки:
– Посмотри, пришла весна!
(В.Семеркин)
Подумай, как весна тихонько приходит к
нам в гости.
Запиши свой текст.
3. Используя словосочетания, составь
текст. Запиши его и озаглавь.
березовая роща
заглянули под куст
Игорь нашел
пирог с грибами
3-й класс (1–4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыков правописания
безударных гласных в корне слова, приставках;
правописания разделительного твердого знака,
мягкого знака на конце имени существительных
после шипящих.
Четко проговаривать все встретившиеся
орфограммы.
Объем работы: 50–60 слов.
Вариант 1
В брянском лесу
На траве серебрилась роса. Подул
свежий ветерок. Росинка скатилась с мохнатого
листочка. Лучи солнца проникли сквозь листву
деревьев. Они высушили пни. Защелкал в кустах
соловей.
Мы сидели на бревнышке. Горел костер. Старые
солдаты вспоминали эти места. Они здесь воевали,
смело громили врага. Группа партизан взрывала
мосты. В разведку ходили взрослые и дети. Сегодня
тихо в густом брянском лесу.
Слово для справки: защелкал.
Примечание. Предупредите детей о
постановке запятой.
Вариант 2
Из жизни одного зайца
Зима. Заяц надел беленькую шубку.
Только кончики длинных ушей – черные. Прижал
зверек ушки к спине и заснул. Кругом тишь.
Наступила весна. Стояла ночь. Жители деревни
проснулись от шума. Это освобождалась ото льда
река. Громадные льдины налетали друг на друга. На
одной льдине сидел бедный зайчишка. Он дрожал от
холода. Ветер пригнал льдину к берегу. Подъехал
лесник. Он помог спрыгнуть зайцу на берег.
Вариант 3
Взгляд
Коля подъехал к школе. У входа он
встретил соседку, тетю Марину. В руках она
держала сумку. Сумка упала, лопнула ручка.
Высыпался лук. Круглые желтые луковицы
покатились по дороге. Коле стало смешно. Тетя
Марина поглядела на мальчика и покачала головой.
Коля не пришел ей на помощь. Он убежал. В школе он
не мог забыть ее взгляда. Во взгляде были боль и
укор.
Вариант 4
Встреча с весной
Весенняя вода размыла дорогу. Идти
было трудно. Ноги разъезжались. Я шел медленно.
Мне не надо было спешить. Хорошо в такой погожий
денек вдыхать свежий воздух молодой листвы и
ранних цветов. Я сел на пенек и оглядел местность.
После зимнего сна оживала природа. Бойко бегали
муравьи. Над головой прогудел шмель. Небо было
чистое и светлое. Здравствуй, весна!
Слово для справки: не надо.
Примечание. Предупредите учащихся
о постановке запятой.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить умения
списывать текст, проверять написанное.
Объем работы: 50–60 слов.
В горах
Прошла ночь. Бледная дуга выросла над
горой. Солнечный луч осветил горы и скатился со
склонов на землю. Высоко кружил в утреннем небе
орел. На склоне горы лежала зеленая полоска. Там
из земли бил ключ. Трава у ключа еще не умерла от
осенних ночных заморозков. Ключ разливался по
земле ручьями. К ключу медленно двигалось белое
пятно. Это была лошадь.
В гостях у больного
Ребята вошли в маленькую комнату. Там
лежал их больной товарищ. Он уже поправлялся, но
врач велел ему провести в постели денек-другой.
Вся обстановка комнаты состояла из кровати,
стола, ночного столика. Лучи заходящего солнца
косо падали на стену. В этих лучах лица друзей
казались золотыми. В руках у больного была
тетрадка. Он друзьям стал читать свои стихи.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения
воспроизводить, озаглавливать текст, выделять
законченные части.
1. Изложение.
Друзья
У нас дома жила маленькая белочка.
Она подружилась с кошкой Сонькой. У Соньки была
рыжая пушистая шерсть, зеленые глаза, на груди
белый галстук.
Однажды кошка решила угостить свою соседку. Она
принесла ей живую мышь. Белочка равнодушно
смотрела на подарок.
У дома рос густой орешник. Белка прыгнула на
ветку и занялась орехами.
Сонька жалобно замяукала. Кошка оберегала
белочку, охраняла ее от собак. Но ловить мышей так
и не научила.
Слова для справок:
I часть – у нас.
II часть – принесла, равнодушно.
III часть – занялась.
IV часть – так и не научила.
2. Прочитай. Раздели текст на части.
Составь и запиши план и весь текст.
Встреча
Солнце согнало с полянок снег. В
траве показались свежие стебельки первых цветов.
Почки на деревьях выпустили молоденькие
листочки. Я медленно шел по лесу. Свежий ветерок
ласкал лицо. Вдруг на поляну выбежал котенок.
Глаза глуповатые, хвост короткий, шерсть
рыжеватая. Котенок гнался за мухой. Тут жук
попался на глаза. Котенок побежал за ним. В кустах
зашуршало. Я спрятался за деревья. К котенку
подходила мать. Это была рысь.
3. Прочитай текст.
Все жужжит она, жужжит –
Над цветком кружит, кружит,
Села, сок с цветка взяла:
Мед готовит нам пчела.
Используя данные слова и
словосочетания, составь небольшой текст
"Пчелка".
4-й класс (1–4)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
писать безударные падежные окончания имен
прилагательных, предлоги с местоимениями,
безударные гласные в корне слова.
Объем работы: 70–80 слов.
Вариант 1
У озера
Жарко. Притих, задремал могучий лес.
Солнечные лучи залили всю окрестность. В такие
дни мы ходили к лесному озеру Онежка. Часть
берега заросла густым тростником. Мы бросались в
чистую прохладную воду. Папа подплывал к белым
кувшинкам. Они тихо качались на воде. Он не рвал
их, а любовался ими.
Около озера мы смастерили шалаш. После купания
там отдыхали. Брат всегда носил с собой альбом и
краски. Под большим развесистым дубом я с отцом
играл в шахматы.
Вариант 2
Около дома
Раньше мы жили в маленьком домике.
Теперь нам дали новую квартиру. Наша квартира на
одиннадцатом этаже. Мне из окон виден весь наш
прекрасный город. Скоро меня стали навещать
гости. Это были синички, воробьи, голуби. Я их
подкармливал.
От нашего дома тянулась березовая аллея. Я часто
бывал там. Раз иду по аллее и слышу стук. Я поднял
голову и заметил дятла. Головка у него черная, на
макушке красная шапочка, на крыльях белые
полоски. Как он сюда попал? Ведь до ближнего леса
далеко.
Слова для справок: видел, заметил.
Вариант 3
На пашне
Ранняя весна. От теплого ветерка
просыхала земля. Грачи важно прохаживались среди
борозд и крепких кольев. Они склевывали все
съестное.
Я подъезжаю к весеннему полю. По полю двигался
трактор с плугом. Показалась черная, жирная
полоса. Но вот чудо! Рядом с грачами были куры. Они
спешили за трактором. Самые бойкие хватали
жирных личинок и червей прямо из-под плуга.
Смешно было видеть этих новичков на поле. Белыми
мячиками перекатывались они по бороздке. Грачам
трудно было поспевать за ними.
Слова для справок: прохаживались,
мячиками.
Вариант 4
Начало весны
Ослепительными потоками солнце лилось
с вышины. По синему небу плыли облака, словно кучи
снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и
гнездами птиц. Перед домом лопнули большие почки
на душистом тополе. В саду из теплой земли лезла
трава. Она была чистой, блестящей. Весь луг
покрылся белыми, желтыми звездочками. С каждым
днем прибывали птицы. Забегали между стволами
дрозды. В липах поселилась иволга и свистела
медовым голосом. Сереньким платочком сквозь
прозрачные березы пролетел дятел. Весна вступала
в свои владения.
(По А.Толстому)
Слова для справок: прибывали,
сквозь, владения.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
сформированность орфографической зоркости,
навык самоконтроля.
Самое дорогое
У матери один сын. Он служил на берегу
холодного моря. Там все холодное: и осеннее небо,
и низкие облака, и бурливое море.
Загрустил солдат. Он попросил мать прислать из
дома что-нибудь самое дорогое.
Послала мать сыну щепоточку родной земли.
Приложил сын землю к сердцу и сразу вспомнил
теплое солнышко, теплую речку, цветущий сад.
Посмотрел он на море, и стало оно теплее, роднее.
Понял солдат, что и на далеком Севере охраняет он
самое дорогое – родную землю.
(По В.Сухомлинскому)
Трудно
У маленькой Кати большая радость –
поправился ее папа. Больше года он болел. Мама и
Катя горевали. Ночью мама тихо плакала. А сегодня
папа здоров и вышел на работу. В школе и во дворе
девочка поделилась своей радостью с друзьями.
Ребята посмотрели на Катю с удивлением, пожали
плечами и побежали играть в мяч. Катя
почувствовала, как к горлу подкатил тяжелый
комок, дышать ей стало трудно. Она отошла к
одинокому деревцу и горько заплакала. Почему, ты
догадался?
(По В.Сухомлинскому)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения
составлять текст-рассуждение; воспроизводить
логически правильный текст; составлять и
записывать текст по одному из заголовков.
1. Прочитай.
Одинаковые
Жили две подружки. Обе они
маленькие, розовощекие, светловолосые. Они очень
похожи друг на друга. Обеих мамы одевали в
одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
Но однажды Соня прибежала домой и похвалилась
маме:
– Я получила по математике пятерку, а Вера
только тройку. Мы стали неодинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку и сказала
грустно:
– Да, ты стала хуже...
Как ты думаешь, что огорчило маму,
почему она так сказала?
2. Текст-изложение.
* * *
Ребята отправились с лесником
дядей Федей к вырубке. Там после рубки леса
оставался хворост. Его надо было сжечь.
Весенний лес показался прозрачным. Веточки
молодой березки блестели на солнце. На осинке
висели длинные сережки. У дороги ожил муравейник.
На вырубке лежали кучи хвороста. Ребята нарвали
сухой травы и положили вместе с хворостом. Вдруг
из кучи вылетела большая птица. В куче ребята
увидели гнездо тетерки. Лесник быстро погасил
огонь. Пусть тетерка выведет в гнездышке птенцов!
Дядя Федя с ребятами не разорили гнезда. Они ушли
на другой конец вырубки.
Составь план.
Запиши изложение.
Слова для справок:
I часть – хворост, сжечь.
III часть – увидели.
3. Составь текст по одному из
заголовков.
Весна пришла в наш город.
Весна в парке.
Хрустальные сосульки.
Капель в лесу.
2-й класс (1–3)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить умение
записывать под диктовку текст, в который
включены орфограммы на непроизносимую
согласную, разделительный твердый знак, мягкий
знак после шипящих в конце имен существительных
женского рода.
Объем диктанта: 50–55 слов.
Вариант 1
Грибы
Кругом тишь. Лес спал. Вот блеснул луч
солнца. С листочка скатилась капелька росы.
Росинка разбудила остальные капли. Подала голос
синица. Деревья молча стояли во всей своей гордой
и грустной осенней красе. Они сторожили свое
богатство – грибы. Один смельчак выбежал на
дорогу и был объеден жучками. Остальные тихо
сидели в мягком мху или густой траве.
Примечание. Предупредите учащихся
о постановке тире.
Вариант 2
Весна
Уходило время зимы. Но по ночам за
окнами еще выли метели. Стекла на окнах были
покрыты морозными узорами. Казалось, что весна
еще далеко. Солнце съедало только корочки льда у
крыльца. У Кати на носу появились веснушки. Она
ходила грустная. Мать утешала дочь. Она говорила,
что у кого веснушки, того солнце любит. Девочка
повеселела.
Примечание. Обратите внимание
детей на знаки препинания.
Вариант 3
У озера
В дождливый, ненастный день я подходил
к озеру. Из кустов вылетела собака и залилась
звонким лаем. Собака узнала меня и притихла. Я
вошел в избу. На длинной полке стоял медный
походный чайник. Я повесил его над огнем, достал
съестные припасы. Умная собака сидела рядом и
виляла хвостом. В дверях показался хозяин. Собака
радостно взвизгнула.
Слова для справок: притихла,
припасы.
Вариант 4
Лунная дорожка
Я любил с друзьями ходить в походы. Мне
нравилось житье под открытым небом. Мы
остановились на ночлег у реки. Наступала ночь. Я
любил смотреть на лунную дорожку на воде. Тихо
шуршал камыш. Иногда луна скрывалась. Наступала
темь. Слышался плач какой-то птицы. Но вот сквозь
темные пятна пробилась луна. Свет ее озарял всю
местность.
Слова для справок: какой-то, озарял.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить у
учащихся орфографическую зоркость.
Объем работы: 50–60 слов.
Лесная обувь
Зима. Лесные звери разгуливают в шубах.
Но одной шубы маловато, нужна и зимняя обувь.
Широкие лапы рыси обросли дополнительной
длинной шерстью и стали намного шире. Лесная
кошка в этих "валенках" лихо бежит по
рыхлому снегу. Соболь, заяц-беляк утеплили
подошвы лап густой шерстью. Белая куропатка
отрастила на голых лапах жесткие перья. Не
страшен зверькам и птицам русский холод.
Наша горка
Красив наш сад. Там мы сделали
альпийскую горку. В центре высадили эдельвейс. Он
может расти на одном месте несколько лет. Все
растение покрыто мягким белым пушком. Листья
собраны в розетку. Изящные цветоносы несут на
себе большое количество чисто белых цветов. Все
любуются нашей горкой. А весной наш сад утопает в
тюльпанах! Хорошо, когда много цветов. Они
ласкают глаз.
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умения
воспроизводить готовый текст, озаглавливать его,
разбивать на части; составить текст на заданную
тему и продолжить его.
1. Прочитай. Сколько частей ты
выделишь в этом тексте? Озаглавь их.
Бобрёнок
Разлилась река. Она затопила
бобровую хатку. Бобрята расплылись в разные
стороны. Один малыш стал тонуть. Я подплыл на
лодке и вытащил его из воды. Дома бедняга долго
сушился. Утром я вошел в комнату и увидел такую
картину. На полу около тонкой ножки стола
валялась стружка. Мой гость подгрыз его со всех
сторон. Я посадил зверька в мешок и отнес к реке.
Там он отыщет своих родных.
Слова для справок: вышел, увидел,
отыщет.
Запиши текст так, как запомнил.
2. Прочитай заголовки. Определи их
темы.
Земляника поспела.
Наш огород.
Любимая сказка.
Составь и запиши рассказ на одну из
них.
3. Закончи текст, описав свою
игрушку.
Магазин игрушек
Я люблю магазин игрушек. Смотрят на
детей с полок разные зверюшки. Тут и пушистые
мишки, веселые куклы, красивые машины. А я любуюсь
всегда...
3-й класс (1–3)
ДИКТАНТЫ
Цель работы – проверить
сформированность навыков правописания падежных
окончаний имен прилагательных, предлогов с
местоимениями, безударных гласных в корне слова.
Объем диктанта: 70–75 слов.
Вариант 1
Из стороны детства
Снег идет густо. Крупными снежными
мотыльками кружит в свете окон. За одну долгую
ночь все в природе меняется. Зимнее солнце
высвечивает изумительной красоты белоснежный
ковер. Каждая былинка выбелена лебяжьим пухом.
Зимние игры остаются в памяти как самое дорогое.
Ребятишки раскатали до льда горки. Бегут к ним с
санками, дощечками. Всем охота ехать с ветерком.
Щеки горят, мороз щиплет нос. А сколько радости
сулит зимняя рыбалка, разгадывание тайн снежной
книги!
Слова для справок: меняется,
остаются.
Вариант 2
Откуда Москва пошла
Кто едет на могучем коне узкой
просекой в богатырских доспехах? Кто зорко
смотрит по сторонам? Чью громкую речь слушают
воины?
Из богатого и славного города Суздаля прискакал
с дружиной князь Юрий Долгорукий.
Полюбился князю удобный для обороны холм – место
при слиянии узенькой речки Неглинки с
полноводной Москвой-рекой. Много городов основал
Долгорукий, но Москва ему сразу полюбилась.
Славный будет город!
Росла и крепла Москва. Вскоре в народе и
поговорка про Москву родилась: "Москва – всем
городам голова".
(По Е.Осетрову)
Слово для справки: Долгорукий.
Примечание. Обратите внимание
учащихся на неизученные знаки препинания.
Вариант 3
И радостно, и грустно
Мы выходим на солнечную поляну. Она
покрыта ромашками и красными луговыми
васильками. Стучит в сосновую грудь лесной
доктор. В корзине у мамы лежит зайка. Он с весны
жил у нас. Ранки от когтей коршуна у него зажили.
Теперь он гладкий и пушистый. Мама пустила
зайчишку на травку. Он долго принюхивался к
близким волнующим запахам. Я хлопнул в ладоши.
Зайка сделал несколько прыжков и исчез в густой
траве. Радостно и грустно было смотреть вслед
зверьку.
Слова для справок: принюхивался,
исчез.
ПРОВЕРОЧНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Цель работы – проверить
сформированность навыка списывания с
соблюдением основных норм каллиграфии.
Объем работы: 70–75 слов.
Котька
Котька начал жить четвертую весну. Он
выбежал за околицу и направился к отцу на пасеку
один. Юркая тропка спустилась в овражек. Там
Котька поиграл с ручейком. Он казался малышу
живым и хитрым. В воде барахтались три пчелки.
Мальчик положил соломинку. Пчелки охотно приняли
помощь. Вскоре они обсохли, отдохнули и медленно
полетели в ульи. Солнце уходило за лес. Потянуло
сыростью, злее заныли комары. За кустом Котька
заметил двух полосатых козлят. Мать-косуля
охраняла их.
(По А.Максимову)
Первый цветок
Снег был холодный, но весь просвечивал,
а солнечные лучи были теперь совсем близко. И
цветок поднялся из снега навстречу солнечному
миру. Лучи гладили и целовали его так нежно, что
он совсем раскрылся. Он был белый, как снег.
Цветок нес в города и селения весть о теплом лете.
Улетали холодные ветры. Скоро все зазеленеет.
Цветку было так радостно, словно пел весь воздух.
Он стоял нежный и хрупкий и вместе с тем сильный в
своей юной красоте.
(По Х.К. Андерсену)
РАБОТА НАД ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ТЕКСТОМ
Цель работы – проверить умение
включать в готовый текст элементы описания.
1. Прочитай. Опиши Снежную Королеву,
включив в текст 3–4 предложения.
Снежная Королева
Набежала большая серая туча. Она
закрыла солнце. Вдруг за окном закружились белые
снежинки. Одна снежинка упала на крыльцо и стала
быстро расти. Она росла, росла, и Кай вдруг увидел,
перед ним стоит ослепительная красавица...
Запиши весь текст.
2. Каких частей в тексте не хватает?
Допиши их.
У осоки на освещенных зарей волнах
легко колыхались две одинаковые птицы. Белые, как
снег, большие, с длинными, гибкими шеями. Они были
словно посланцы из сказочной страны.
Озаглавь текст. Запиши весь текст.
3. Запиши сочинение-миниатюру на
одну из тем.
1. Весенняя капель.
2. Первый весенний день.
3. Беда миновала.
4. Отшумела злая вьюга.
|