Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Марина СОЛОВЕЙЧИК

Первый урок по учебнику "К тайнам нашего языка"

"К тайнам нашего языка"

С 1-го сентября вы с вашими первоклассниками терпеливо, звук за звуком, буква за буквой учились слушать, читать и писать слова. С вашей помощью они уже открыли не один секрет русской речи и многому научились. Вот-вот пройдет праздник прощания с Букварем и наступит момент, когда вы с ребятами возьмете в руки учебник "К тайнам нашего языка". Как представить его детям, как приступить к работе? Хотелось бы, чтобы каждый маленький школьник почувствовал, что учебник, как сказал один первоклассник, "с ним разговаривает".
Опишем возможный ход того урока, который следует считать вводным. Это урок первого знакомства с учебником.

ХОД УРОКА

Учитель. У вас уже было немало таких дел, о которых можно сказать: я в первый раз… Хотите что-нибудь назвать из того, что вы в этом году сделали в первый раз?

Дети. Пришел в школу.
– Села за эту парту.
– Сама прочитала книжку.
– Сделал елочную игрушку.
– Не побоялся и прыгнул с трамплина…

У. Вот и сегодня у нас с вами важный день. Мы в первый раз все вместе откроем учебник русского языка и начнем по нему учиться.
Положите его перед собой, рассмотрите обложку и скажите: чем подсказано, что это учебник – книга, по которой учатся в школе?

Д. На обложке нарисованы доска, мел.

У. А где подсказка, что это учебник для 1-го класса?

Д. Цифра 1 на обложке.

У. Давайте откроем страницу 3. Как вы ее узнаете?

Д. По номеру страницы внизу.

Далее учитель берет учебник и читает приветствие: "Уважаемый первоклассник, здравствуй!"

У. Как вы поняли, к кому это обращение?

Д. К нам.

У. Ко всем вместе или к каждому в отдельности?

Д. К каждому, потому что сказано не первоклассники, а первоклассник.

У. А кто это обращается? Хором прочитаем подпись.

Д. Авторы.

Учитель читает первый абзац и спрашивает: "Хотите узнать фамилии авторов? А их имена?" Если ребята хотят "познакомиться", учитель сообщает им эти сведения, после чего продолжает чтение приветствия.

У. Что авторы просят сделать?

Д. Прочитать, как называется книга.

У. А почему я спросила, что авторы просят? Как я об этом догадалась?

Д. По слову "пожалуйста".

У. Давайте выполним эту просьбу, а точнее – предложение, совет авторов.

Хором читается основное название: "К тайнам нашего языка".

– А какого это – нашего? На обложке книги есть подсказка? Найдите и хором прочитайте ее так, как написано.

Д. "Русский язык".

У. Не кажется ли вам, что уже на обложке есть какая-то тайна? Есть что-то, что вас удивляет, что вам непонятно?

Д. Есть. Это какая-то запись рядом со словом "мел". Она какая-то странная.

У. Ну вот видите, это один из секретов, который нам скоро предстоит открыть. Но продолжим читать то, что вам написали авторы.

Дети вслух читают еще два предложения: "Мы предлагаем..." и " На первой же странице...". Когда они доходят до изображения персонажа, учитель помогает им, подставляя на место рисунка слово "мальчик"; а потом советует остановиться, проверить сказанное и предлагает перевернуть страницу, еще 2–3...

– Встречается ли еще этот мальчик? Кто же он? Самостоятельно прочитайте одно предложение приветствия после рисунка в письме и скажите, как мальчика зовут.

Д. Антон.

Далее учитель дочитывает абзац до конца.

У. Постараемся выполнить совет авторов. Прочитаем хором еще два предложения.

Когда дети доходят до изображения второго персонажа, учитель снова договаривает: "с мальчиком".

– А хотите сразу открыть секрет и узнать, кто это? Тогда аккуратно перелистайте страницы, пока не встретитесь с этим мальчиком. (В учебнике 2001, 2002 гг.
он первый раз встречается на с. 25.)

Рядом с его изображением жирным шрифтом написано, кто он. Найдите эти слова и каждый пусть сам шепотом прочитает их.

Д. Мальчик-иностранец.

У. Что же вы о нем узнали? Что означает слово иностранец?

Ответы детей.

Учитель уточняет детские объяснения: иностранец – это человек, который живет в иной, другой стране.

– Позже мы познакомимся с этим мальчиком поближе. А теперь я прочитаю, что каждому из вас желают авторы учебника.

Может быть, кто-то догадался, как можно назвать то, что авторы написали каждому из вас?

Д. Письмо.

У. Что же интересного для себя вы из письма узнали?

Ответы детей.

– Вернемся к обложке и еще раз хором прочитаем полное название учебника.

Д. "Русский язык. К тайнам нашего языка".

У. Как вы думаете, что мы будем делать, занимаясь по этому учебнику?

Д. Читать, писать.
– Узнавать о русском языке.
– Открывать тайны русского языка...

У. Давайте и в тетради на первой странице красиво напишем такой же заголовок, как в учебнике. Напишем вторую часть названия. Но сначала скажите, как вы будете действовать, чтобы не допустить ни одной ошибки?

Д. По правилам списывания.

Учитель открывает на доске заранее заготовленную запись и по ней проводит всю подготовку к списыванию.
Каждому ряду достается по одной части заголовка (первому ряду достанется два слова "к тайнам"), в которой кто-то из учеников (под контролем своего ряда) отметит все "опасные места".
Запись приобретет такой вид:

Учитель обязательно привлекает внимание детей к "опасному месту", которое по правилам не должно быть таким, – к букве г в слове нашего. Говорит о том, что здесь скрыт один из секретов русского языка, а для невнимательных таится "ловушка", в которую легко попасть.
После прочитывания заголовка орфографически ("как написано") учитель закрывает запись на доске. Дети пишут ее под самодиктовку. Затем учитель открывает строку для проверки.

У. Загляните в конец книги (с.110). Кто прочитает название, которое дано в первой красной рамке?

Д. "Как правильно списывать? Памятка 1."

У. Давайте проверим, правильно ли мы сейчас списывали. Я прочитаю пункты памятки, а вы следите по картинкам и решайте: выполнили мы это действие или нет.

После каждого пункта ребята отвечают: да или нет.

– Есть ли такие действия, которые мы не очень хорошо, полно выполнили? (Таковыми могут оказаться действия проверки.)

Вместе выполним их еще раз, потому что проверка того, что написано, – это очень важно.

Дети читают свою запись, выполняя первое действие проверки: решают, все ли звуки верно обозначены.

– Выполнили первое действие проверки?

Д. Да.

У. Поставьте на той же строке на полях знак "+". Как вы думаете, что он будет обозначать?

Д. Действие выполнено.

У. Выполните второе действие проверки – сверьте "опасные места": все ли отмечены, верныR ли буквы?

Дети выполняют задание.

– Выполнили?

Д. Да.

У. Как вы это покажете?

Д. Рядом с первым "плюсом" поставим еще один.

У. Вот мы и начали с вами учиться русскому языку по учебнику "К тайнам нашего языка". Откройте еще одну страничку этого учебника (с. 4). Она называется: "Тебе будут помогать такие условные обозначения". Что вы на ней видите?

Дети просто перечисляют то, что привлекло их внимание: рамки разных цветов, красный восклицательный знак, голубая стрелка...

– Этими знаками-подсказками мы постепенно научимся пользоваться. Их специально запоминать не надо. Просто, если захотите, дома прочитайте, что каждый знак обозначает. А потом перелистайте учебник и проверьте, встречаются ли они на страницах.
Вот и подошел к концу наш первый урок русского языка. Понравился ли он вам? Что вы расскажете о нем дома?

Ответы детей.