Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина СИМАРАНОВА,
школа № 6
г. Красноуфимск

Я принимаю гостей

Как поздравить человека с днем рождения, чтобы ему было приятно? Как встретить друзей, чтобы их время не было потрачено впустую? Как вести себя, чтобы окружающие сказали о вас: "Это воспитанный человек"?

Тема. "Культура общения. На дне рождения".

Цели. Соотнести представления о праздничном дне и праздничных словах; ввести в речевой обиход выражения поздравлений и пожеланий; познакомить с правилами поведения в гостях.

Оборудование. Толковый словарь, костюмы гномов, Винни-Пуха, Иа-Иа, Пятачка, открытки с поздравлениями.

Литература. "Развитие речи", "Уроки риторики" (авт. Антонова Л.Г., Ярославль, 1997), "Веселый этикет" (авт. Богуславская Н.Е., Екатеринбург, 1998), "Азбука вежливости" (авт. Васильева Л., М., 1998), "Этическая грамматика" (авт. Шемчурина А.И., Донецк, 1990).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня такое чудесное весеннее утро. Вы пришли в школу с хорошим настроением. Улыбнитесь друг другу. Я тоже очень рада видеть вас. Надеюсь, что вы будете дружными. Жду от вас красивых ответов.

II. Постановка темы урока

У. Сегодня у нас необычный урок – урок культуры общения. Мы узнаем, как нужно вести себя, когда приходишь на день рождения.

– Как вы думаете, нужно ли в школе изучать эту тему?

Дети. Нужно.

У. Почему вы так считаете?

Дети высказывают свои мнения.

III. Работа со словарем

У. Еще можно сказать, что у нас сегодня занятие по этикету. Вспомните, что такое этикет.

Выделенные определения оформлены на карточках.
Объяснение смысла слов учащиеся находят в Толковом словаре.

Д. Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни и в общении с людьми.

У. Эти правила выведены особой наукой, которая называется "этика". Что такое этика?

Д. Этика – наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

У. Под этикетом мы понимаем различные правила хорошего тона. Сегодня мы будем говорить о речевом этикете. Что это такое?

Д. Речевой этикет – свод правил и рекомендаций о грамотном речевом поведении.

У. Это касается прежде всего правильного употребления слов или словесных оборотов, которые называются речевыми формулами. Общие правила помогают людям разумно и красиво оформить свое поведение, чтобы другие почувствовали проявленное к ним уважение, чтобы им было приятно общаться друг с другом. Как мы называем человека, который всегда следует правилам этикета?

Д. Воспитанным.

У. Верно, это воспитанный человек. Надеюсь, что большинство из вас хотят стать воспитанными людьми.

IV. Введение понятий "день рождения", "именины"

У. Сегодня к нам на занятие пришли два Гномика, которые будут с нами изучать правила этикета, потому что иногда допускают ошибки в своем поведении.

Появляются Гномы в костюмах.

– Послушайте отрывок. Подумайте, из какой он сказки.

...Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали,
А букашки – по три чашки
С молоком и крендельком.
Нынче Муха-Цокотуха –
Именинница!

Д. "Муха-Цокотуха".

У. Кто автор?

Д. Корней Иванович Чуковский.

У. О каком празднике идет речь?

Д. О дне рождения.

У. У каждого из вас тоже есть самый замечательный день в году – день рождения. От какого слова образовалось слово "рождение"?

Д. Родиться.

У. Подберите другие родственные слова.

Д. Род, родители, родные, новорожденный...

У. Назовите синоним к словам "день рождения".

Д. Именины.

У. Что такое именины?

Д. Не знаем.

У. Раньше слово "именины" имело другое значение. Через какое-то время после рождения ребенка крестили в церкви и там давали ему имя. Называли его обычно по имени того святого, память которого церковь отмечала в этот день. Отсюда слово "именины", то есть день, в который человек получил свое имя. Именины – имя, именинник.

V. Знакомство с ситуацией "Я иду в гости"

У. Представьте ситуацию: мы приглашены на день рождения к другу. С чего мы начнем готовиться к этому событию?

Д. Приготовим подарок.

У. Верно, с выбора подарка. А как выбрать подарок ко дню рождения? Что лучше подарить?

Гном 1. Я думаю, самый лучший подарок – тот, который дороже стоит. Главное в подарке – его цена.

У. Прав ли Гном?

Д. Нет.

У. Почему при выборе подарка нельзя ориентироваться на его цену?

Д. Подарок может быть дорогим, но не понравиться имениннику.

У. А чем же ценен подарок?

Д. Вниманием.

У. Как можно проявить внимание к своему другу, выбирая подарок?

Д. Выбрать мы постараемся то, что обязательно понравится имениннику. Например, книгу, которую он хотел бы прочитать, краски, если он увлекается рисованием.

Гном 2. Можно подарить то, что самому не нужно. Например, игрушку, с которой уже надоело играть.

У. А прилично ли так поступать?

Д. Нет.

У. Итак, мы обсудили, как выбрать подарок. А что еще нужно сделать, прежде чем идти на день рождения.

Д. Празднично одеться.
– Продумать пожелания имениннику.
– Дождаться назначенного часа.

У. Послушайте, что произошло в один день рождения.

В костюмах Винни-Пуха, ослика Иа-Иа, Пятачка дети инсценируют отрывок из сказки "Винни-Пух и все-все-все".

Винни-Пух. Почему у тебя такой грустный вид?

Иа. Грустный? Отчего это мне быть грустным? Сегодня же день моего рождения, самый лучший день в году.

Винни-Пух. Твой день рождения?

Иа. Конечно. Разве ты не замечаешь? Посмотри на все эти подарки. Посмотри на именинный пирог.

Винни-Пух. Подарки? Именинный пирог? Где?

Иа. Разве ты их не видишь?

Винни-Пух. Нет.

Иа. Я тоже. Это шутка. Ха-ха.

Винни-Пух. А сегодня и правда твой день рождения?

Иа. Правда.

Винни-Пух. Ну, поздравляю тебя и желаю много-много счастья в этот день.

Иа. И я тебя поздравляю и желаю много-много счастья в этот день.

Винни-Пух. Но ведь сегодня не мой день рождения.

Иа. Нет, не твой, а мой.

Винни-Пух. А ты говоришь "желаю счастья в этот день".

Иа. Ну и что же? Разве ты хочешь быть несчастным в мой день рождения?

Винни-Пух. А, понятно!

Иа. Хватит и того... хватит и того, что я сам такой несчастный – без подарков, без именинного пирога и вообще позабытый... и позаброшенный.

У. А вот как поздравил ослика маленький Пятачок.

Дети инсценируют отрывок сказки.

Пятачок. Доброе утро, Иа!

Иа. Доброе утро, Пятачок! Если это утро доброе, в чем я лично сомневаюсь.

Пятачок. Поздравляю тебя с днем рождения.

Иа. Спасибо.

У. Из чего состоит поздравление Пятачка?

Д. Из поздравления.

У. А поздравление Винни-Пуха?

Д. Из поздравления и пожелания.

У. Чье поздравление понравилось вам больше? Почему?

Д. Винни-Пуха. Он сказал приятные слова Иа.

У. Конечно, приятно, когда тебя поздравляют с днем рождения, но еще приятнее услышать в свой адрес добрые пожелания. Обычно мы желаем человеку того, чего он пожелал бы себе сам, или мы желаем ему быть таким, каким хотели бы его видеть. Настал момент вручения подарка. Что вы считаете важным при этом?

Д. Как вручить подарок.

У. Верно, к имениннику надо обратиться со словами: "Прими мой подарок, это тебе на память, это тебе от меня в день рождения". При вручении подарка важны и добрый взгляд, и улыбка, и правильно выбранная поза. Послушайте, что желает друзьям Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении "Пожелание друзьям".

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье –
Оно для дальнего пути
Главнейшее условие.
Пусть каждый день
И каждый час
Вам нового добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего!
А все хорошее, друзья,
Дается нам недешево!

У. Понравилось вам поздравление?

Д. Да.

У. А теперь представьте, что у Кати сегодня день рождения. Одноклассники написали ей поздравления на открытках. Она получила 20 вот таких поздравлений. (Учитель зачитывает на открытке). "Дорогая Катя! Поздравляю тебя с днем рождения. Желаю счастья и здоровья!" А одно поздравление было вот таким: "Дорогая Катюша! Поздравляю тебя с днем рождения! Мне так хочется, чтобы ты всегда была такой веселой, доброй, внимательной. Будь здорова и счастлива! Твой друг Кирилл". Как вы думаете, какое поздравление понравилось Кате больше всего? Почему?

Д. Второе. Оно более теплое, доброе.

VI. Знакомство с ситуацией "Я принимаю гостей"

У. А теперь представьте эту ситуацию по-другому: это у вас сегодня день рождения и вы ждете гостей. Как будете готовиться к их приходу?

Д. Накроем на стол. Красиво оденемся.

У. А вот и первый гость. Какие слова вы скажете, чтобы гость почувствовал себя по-настоящему желанным?

Д. Очень рада тебя видеть.
– Очень тебе рада.
– Как я тебе рада!
– Как хорошо, что ты пришел!
– Как я рада, что ты пришел!

У. Разыграйте в парах ситуацию "Встреча гостей".

Дети разбиваются на пары и разыгрывают ситуацию.

– А как надо принимать подарок?

Гном 1. Нужно взять, поблагодарить и, не глядя, отложить в сторону.

Гном 2. Нет, нужно взять, поблагодарить, развернуть и, если не понравится, отложить в сторону.

У. Правильные ли рекомендации дают Гномы?

Д. Нет.

У. Как надо правильно поступить?

Д. Принять подарок, рассмотреть его.

– Обязательно выразить удовольствие, признательность тому, кто подарил, независимо от того, нравится вам подарок или нет.

У. Как следует поблагодарить за подарок?

Д. Спасибо за...
– Благодарю за...
– Я тебе очень благодарна...
– Я очень тебе признательна…

Дети исполняют песню "День рождения" (ноты в кн. Богуславской "Веселый этикет", с. 188–189).

Ученик 1.

Сегодня день рожденья
Не чей-нибудь, а мой.
И я бегу скорее
Домой, домой, домой.

Ученик 2.

Там ждут меня подарки
От всех моих друзей:
Машины, книги, марки –
Не комната – музей!

Ученик 3.

Я всем скажу спасибо
И позову за стол.

Ученик 4.

Пусть без подарка даже –
Улыбки хватит мне.
Я стал сегодня старше
И, может быть, умней.
И, кажется, сильней!
И, кажется, длинней!
И, кажется, взрослей!

У. День рождения – это светлый семейный праздник. Его принято отмечать в кругу семьи и приглашать самых близких друзей и родственников. Давайте представим себя в этот приятный праздник. Вы проснулись и получили в подарок то, о чем давно мечтали. Улыбнитесь, вдохните. На выдохе произнесите: "Ах, как замечательно!" После слова "Ах" сделайте паузу, остановите выдох. Слово "замечательно" протяните, особенно 3-й слог (повторить 2–3 раза).

VII. Знакомство с ситуацией "В гостях"

У. Как правило, в день рождения хозяева готовят для гостей праздничный стол. Когда надо за него садиться?

Гном 1. Как только вручишь подарок, сразу же можно садиться и приниматься за угощение.

Гном 2. Да, набрать в свою тарелку побольше вкуснятины, пока не разобрали, и есть, пока не наешься.

У. Правильные ли советы дают Гномики? Можно ли сразу садиться за стол?

Д. Нельзя.

У. А чем следует заняться?

Д. Поиграть в нешумную игру.
– Посмотреть мультики.
– Почитать детские журналы.
– Пообщаться.

У. Вы уже знакомы с книгами Г. Остера "Вредные советы"?

Д. Да.

У. А какие "вредные советы" придумали вы?

Ученик 1.

Ты пришел на день рожденья.
Облей всех чаем и вареньем,
И тогда все сладости
Достанутся тебе.

Ученик 2.

Если вам на дне рожденья
Предложили чаю выпить,
Незаметно от хозяев
Сахар с солью поменяйте.
То-то гости рассмеются,
Всем понравится напиток.

Ученик 3.

Нет, постой, постой, постой,
Я совет вам дам простой.
В гости с палкой приходи
И хозяина лупи.
Чай на скатерть ты пролей,
В стул гвоздей скорей набей,
Вазу с сахаром просыпь –
Будет веселее жить.

У. А вот какой шуточный совет дает сам Григорий Остер.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов "пожалуйста", "спасибо"
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

– В гостях надо уметь общаться, то есть вежливо беседовать, чтобы приятно проводить время. Задача хозяина в том, чтобы время не пропало впустую. Когда встречаешь гостя, нужно улыбнуться и сказать...

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Ученик 1.

Здравствуй, Маша, проходи,
Нашей гостьей будь.
Если хочешь, посиди,
Чтобы отдохнуть.
Если хочешь, посмотри
Красивую ты книжку.
Если хочешь, покачай
Красивого ты мишку...

У. А как нужно приглашать гостей к столу? Что при этом говорит хозяйка?

Д. Дорогие гости, прошу к столу.
– Позвольте пригласить вас к столу.
– Приглашаю вас к столу.

У. А что должны ответить гости?

Д. С удовольствием.
– С радостью...

У. Гости рассаживаются. Хозяйка разливает чай, предлагает угощение.

Подготовленный ученик продолжает рассказывать.

Ученик 2.

Пожалуйста, чай,
Конфеты, варенье.
Потом мы послушаем
Нюшино пенье.
Извольте откушать
Домашний пирог,
Отведать печенье,
Пирожное, сок.

У. Гости благодарят хозяйку. Что при этом нужно сказать, чтобы доставить радость, чтобы сделать ей приятное? Как отметить, что все, что приготовлено ею, было очень вкусно?

Д. Спасибо.
– Большое спасибо.
– Все было просто замечательно.
– Все было очень вкусным.

Ученик 3.

Спасибо хозяйке –
Марии Донатовне.
Как говорят:
Угощение знатное.
Тают во рту
И пирог, и печенье.
Вышло на славу
И ваше варенье.

У. Разыграйте в парах ситуацию "За праздничным столом".

Дети разыгрывают сценку.

– Пришла пора прощаться. Какие слова при этом говорят?

Д. Спасибо за приятный вечер.
– Всего хорошего, всего вам самого доброго.
– Всегда рады вас видеть.
– До скорой встречи.
– Счастливо.
– Всего наилучшего, вы для нас желанный гость.

У. Разыграйте в парах ситуацию "Прощание".

Дети разыгрывают сценку.

VIII. Итог урока

У. Подведем итоги. С пользой ли прошло сегодняшнее занятие?

Д. Да.

У. Докажите.

Д. Мы научились выбирать подарки.

– Узнали, как себя вести в гостях, как встречать гостей.

У. Гномики, стали ли вы воспитаннее?

Гномы 1 и 2. Да.

У. Этому вас научили ребята.

IХ. Домашнее задание

У. Дома представьте, что вы приглашены на день рождения к герою вашей любимой книги. Напишите поздравление к его дню рождения. К своему поздравлению можно нарисовать картинку.

Х. Практическая работа

У. Сейчас вас ждет практическое применение правил. Мы отправляемся в столовую. За хозяйку будет Настя. Посмотрим, как она сможет пригласить нас за стол. Все остальные – гости. Не забудьте поблагодарить хозяйку за прекрасное угощение.