Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №6/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Жанна КЛИМЕНКО,
Майская гимназия,
Белгородская область

Давайте порадуем зиму

4-й класс

Повторяя падежи существительных, определяя склонения, вы можете еще раз обратить внимание детей на красоту уходящей зимы. Сделать это можно так, как предлагает учитель Майской гимназии Белгородской области Жанна КЛИМЕНКО.

Тема. "Упражнения в определении склонения имен существительных и распознавании падежей".

Цели. Отработка умения определить склонение и падеж имен существительных; развитие орфографической зоркости, логического мышления учащихся, связной речи, обогащение и активизация словарного запаса, творческого воображения, фантазии; воспитание чувства прекрасного.

Оборудование. Магнитофон, аудиокассета с записью зимней вьюги.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Повторение пройденного материала

Учитель. Какое время года сейчас хозяйничает на земле?

Дети. Зима.

У. Изменчива погода зимой: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.

Звучит мелодия с записью зимней вьюги.

– Какое состояние природы передали звуки музыки?

Д. Завывает холодный ветер, стонет злая вьюга, свистит метель...

На доске:

вьюга
пурга
метель

У. Дайте общее название словам, записанным на доске.

Д. Явление природы.

У. Назовите "лишнее" слово и разберите его по составу.

Д. Это слово метель. В нем количество букв и звуков неодинаково, это существительное 3-го склонения.

– Это слово пурга. В нем нет мягкого знака, нет мягких согласных звуков.

– Это слово вьюга. В нем первый слог – ударный.

У. Подберите к данным словам синоним-существительное 2-го склонения.

Д. Буран.

У. Расположите слова по степени возрастания силы этих природных явлений.

Д. Метель, пурга, вьюга, буран.

У. По каким признакам имена существительные относят к 1-му, 2-му, 3-му склонениям?

Дети рассказывают правила.

III. Сообщение темы урока

У. Сегодня на уроке мы с вами окунемся в удивительный мир красок и волшебных звуков зимы. А также будем совершенствовать умение определять склонения и падежи имен существительных.

IV. Чистописание

У. Зима опускается на землю во всей своей красе. Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры – блестки. Ясные березки распустили кружевные веточки, сияют на солнце нежно-розовой тонкой берестой.

Давайте и мы порадуем зиму. Поработаем в тетрадях. Назовите слово из записанных на доске, в котором все согласные звуки мягкие.

Д. Это слово метель.

У. Дайте характеристику первого звука в этом слове.

Д. [м,] – согласный, звонкий, мягкий.

У. Подберите к слову "метель" однокоренное существительное.

Д. Метель – метелица.

У. Сравните склонения однокоренных слов.

Д. Метель – 3-го склонения.
– Метелица – 1-го склонения.

У. Запишите еще пары однокоренных слов, относящихся к разным типам склонения.

Д. Лошадь – лошадка.
– Ель – елка.
– Тишь – тишина.
– Ночь – ночка.

V. Словарная работа

У. Ребята, сейчас я прошу вас сконцентрировать все внимание на следующем задании. В течение нескольких секунд вы должны запомнить предложенные слова и записать их по памяти.

На доске:

воробей

январь

дятел

календарь

сорока

скатерть

 Найдите в каждой группе "лишнее" слово, учитывая тему урока.

Д. В первой строке "лишнее" слово сорока, оно 1-го склонения.
– Во второй строке – слово скатерть, оно 3-го склонения.

У. Составьте предложения, в которых слово сорока является главным членом предложения, а слово скатерть – второстепенным членом предложения.

Д. Мама постелила скатерть на стол.
– Сорока села на ветку дерева.

У. Определите падежи этих существительных.

Д. Скатерть – Винительный падеж.
– Сорока – Именительный падеж.

Д. В слове сорока.

У. Как определить падеж, если слово является второстепенным членом предложения?

Дети рассказывают правило.

– Эти знания пригодятся вам в последующей работе.

VI. Физкультминутка

На доске висит картина с изображением зимнего леса.

У. Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Ребята, а вы хотите побывать на лесной полянке? Представьте, что мы входим в заснеженный лес. (Дети встали.)
Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица (движение ветерка). Мороз щиплет и румянит щеки (вращение головой). Пройдем по тропинке, потрогаем белые стволы (потирают руки), тонкие веточки берез (руки вперед – разминают пальцы).
Сели, закрыли глаза, расслабились.
Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звездочками пушистый иней. Околдованный лес запел песню. О чем она? (Звучит музыка.)

VII. Закрепление пройденного материала

У. Обратимся к отрывку из стихотворения.

На доске:

Прил...тели к нам м...тели,
Зал...пили снегом щели.
На ...кне ст...рик м...ро...
Льдинкой росп...си нанес.

– Проведите классификацию слов в зависимости от орфограмм.

Д. Группа 1: прилетели, метели, залепили, на окне, старик, росписи – безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

– Группа 2: мороз, нанес – парная согласная в корне.

У. Какими способами можно проверить парную согласную?

Д. Изменив форму слова – морозы или подобрав однокоренное слово – морозец.
– Группа 3: прилетели, залепили, нанес – правописание приставок.
– Группа 4: к нам, на окне – правописание предлогов.

У. Выпишите из стихотворения словосочетания с именами существительными в таком порядке.

На доске:

3 скл. В.п.,
2 скл. Т.п.,
2 скл. П.п.,
1 скл. Т.п.

Дети записывают в тетради:

Залепили щели,
нанес росписи,
залепили снегом,
нанес на окне,
нанес льдинкой.

– Какие слова вы не выписали? Почему?

Д. Прилетели метели, так как существительное в Именительном падеже.

Д. Нераспространенное предложение.

У. Распространите первое предложение, чтобы оно соответствовало схеме.

На доске:

Д. В феврале с далекого севера к нам прилетели холодные снежные метели.

У. Назовите второстепенные члены предложения из группы сказуемого.

Д. Обстоятельства в феврале, с севера и дополнение к ним.

У. Из группы подлежащего?

Д. Определения – холодные, снежные.

У. Укажите падежи всех существительных.

Дети выполняют задание.

– Запишите текст под мою диктовку.

Русский лес зимой очень красив! На хрупких ветвях берез серебрится волнистый иней. С мохнатых хвойных ресниц ели летят пушистые снежинки.

– Проведите классификацию предложений на две группы.

Дети выполняют задание.

– По каким признакам вы делили предложения?

Д. По интонации: восклицательные – невосклицательные.

– По наличию предлогов: есть предлоги – нет предлогов.

У. Объясните все орфограммы только в предложении, где есть существительные трех склонений.

Дети объясняют написание слов из второго предложения.

– Определите склонения и падежи существительных.

Дети выполняют задание.

VIII. Творческая работа

У. Прочитайте текст, записанный на доске.

На доске:

Волшебно преобразился лес. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге.

– Продолжите этот текст несколькими предложениями и озаглавьте его.

Дети выполняют задание, после чего осуществляется проверка работы.

У. Чем мы занимались сегодня на уроке?

Д. Закрепляли умение определять склонение и падеж существительных.

У. Как правильно определить склонение и падеж имени существительного?

Дети вспоминают правила.

– Русская зима вступила в свои права. Тихо и плавно падают на землю кружевные снежинки.

Закройте глаза и представьте себе одну-единственную снежинку, не похожую ни на чью. Вы сегодня хорошо поработали, и мне хочется подарить вам эти чудесные звездочки.

У. Но я вручаю вам не просто подарок. Дома попробуйте составить акростих "Зима". Определите склонение и падеж имен существительных.