Аркадий КУЗНЕЦОВ
Путешествие в страну исторических
источников
Путешествие двенадцатое
Разные вещи с вещами
– Сергей Сергеевич, а может быть,
вы отпустите нас пораньше? – вдруг в начале
занятия сказала Даша. – Посмотрите, какая погода,
– мы хотим гулять!
– Да, у нас весеннее возбуждение, – стала
вторить Настя. – Учиться совсем не хочется...
– Но ведь можно настроить себя по-разному, –
возразил Сергей Сергеевич. – Кто-то совсем
устает к концу учебного года и становится
равнодушен к тому, что изучает, а кому-то весеннее
солнце, весенняя бодрость, наоборот, помогают
вникать во все, что интересно.
– А что, разве осталось что-то в Стране
исторических источников, что мы не посетили? –
задал вопрос Ваня.
– Осталась еще очень большая область, где
изучают различные вещественные источники. Ну-ка,
вспоминаем: какими вещественными источниками мы
уже успели познакомиться?
– Находками археологов, – ответил Алеша.
– А ведь остались еще орудия труда, утварь,
одежда, посуда, предметы мебели, роскоши,
осветительные приборы... да мало ли что еще! И нас
там ожидают встречи со многими знакомыми.
– Какими знакомыми? – поинтересовался Алеша.
– Сейчас попадете туда и увидите.
Вещественные и письменные,
Устные, изобразительные –
Раскройтесь нам, таинственные
Источники удивительные!
И все очутились перед какой-то
мастерской.
– Здесь пахнет стружками, – заметила Даша.
Из двери, перед которой у стены стояли деревянные
ножки стульев и спинки кресел, вышел хозяин –
рослый пожилой человек в шляпе.
– Рад вас приветствовать! Я столяр Джузеппе
Сизый Нос. Вы пришли посмотреть на мое ремесло?
– Что-то знакомое! Джузе... где-то читал, –
сказал Алеша.
– Какой непосредственный мальчик! Прямо
настоящий Буратино, – улыбнулся столяр.
– Вы из книжки про Буратино? – вставила слово
Настя.
– Вы все знаете, – заметил столяр. – В своей
мастерской я собирал образцы самых разных
деревянных изделий. Кто, как не я, столяр, знает
цену дереву! Человек начал обрабатывать дерево
еще тогда, когда у него появился каменный топор.
– Он запел: – Неплохая вещь полено, очень хорошая
вещь...
– Из нее можно смастерить что-нибудь вроде
ножки для стола, – подхватил Сергей Сергеевич.
– Но сначала человек догадался, что на полено
можно сесть, и так появилась самая первая
завалинка. А потом увидел, что топором можно
выдолбить углубление в полене и вставить туда
другое полено. Так появился деревянный сруб.
– А стул, а стол? – спросил Алеша.
– Не так быстро, молодой человек! Сперва из
бревна сделали большую гладкую доску и
прикрепили ее на бревна внизу.
– Это уже лавка, – определил Ваня.
– Смотрите, вот образец древней лавки. На
таких сидели и гости за обедом, и гребцы на
корабле. Затем сверху сделали ручки и спинку.
Получилось...
– Кресло, – догадался Ваня.
– Кресла с резными спинками были уже в Египте
при фараонах. А в Древнем Риме с креслами связана
очень интересная история. На площади народных
собраний – Форуме устанавливали кресла, в
которые садились представители различных
племен, управляемых Римом, – трибы. Каждая триба
образовала свои ряды. Как вы думаете, как стали
эти ряды называться?
– Может быть, трибуны? – предположила Даша.
– Правильно, трибуны! А избранное должностное
лицо из той или иной трибы, кстати, стали называть
народным трибуном.
– И еще есть судебный трибунал, – заметил
Сергей Сергеевич, – а все потому, что судьи
первоначально сидели на такой вот трибуне из
кресел.
– А помните, как в области Метрологии мы
узнали о том, откуда пошел стадион? А здесь мы
узнали, откуда на нем трибуны, – заключила Настя.
– Уважаемый Джузеппе, а как появился стол? –
спросила столяра Даша.
– Поначалу стол служил только для приема пищи
и подношения жертв древним богам. Древние греки
называли его "трапеза".
– Вот откуда слово "трапеза", то есть еда,
– догадался Ваня.
– В средние века, – продолжал Джузеппе, –
король садился с придворными за круглый стол –
так было легче видеть всех сидящих. Вот так
появились баллады о короле Артуре и рыцарях
Круглого стола. Поглядите, синьоры, – у меня есть
даже средневековый королевский трон!
– Ого, какой высокий! – отозвался Алеша.
– Это затем, чтобы король был выше своих
подданных. А чтоб он... в общем, не болтал ногами,
ставили вот такую скамеечку для ног. А знаете,
почему трон такой широкий?
– Чтобы на нем сидели и король, и королева? –
нашелся Алеша, которому нравилось расположение к
нему Джузеппе.
– У королевы чаще всего был отдельный трон.
Нет, дело в том, что за троном часто стояли
советники, которые подсказывали королю, что
говорить на приеме! Видите ли, нередко короли
бывали... ну, ниже средних умственных
способностей. Почти как мой сказочный
Тарабарский король. А еще за троном часто
помещалась дверца, ведущая в потайной ход. Туда
можно было скрыться в случае опасности.
– Все могут короли, – усмехнулся Сергей
Сергеевич. – Эти дворцовые тайны подчас были
похитрее тайны золотого ключика!
– Что верно, то верно! В некоторых странах
Востока правителя на троне даже спускали на
цепях сверху, чтобы все думали, что он нисходит на
землю с неба! Но давайте посмотрим более простые
деревянные изделия.
Столяр указал на уложенные в углу различные
инструменты.
– Поглядите вон на эти веретена. За ними в
течение многих веков пряли женщины. Во многих
странах существовал обычай, по которому с юных
лет будущие невесты готовили себе приданое. А вон
там, рядом, – деревянные башмаки.
– Как вы говорите? Деревянные башмаки? –
удивился Алеша.
– Ну да, а что в этом такого? Ведь простым людям
приходилось много ходить по немощеным и грязным
дорогам, и спасала их именно такая обувь. А дальше
музыкальные инструменты – деревянные рожки,
волынки и струнные...
Тут в мастерскую зашел еще один немолодой
человек с большим ящиком, перекинутым на бечевке
через плечо.
– А вот и дружище Карло! – представил гостя
Джузеппе.
– Папа Карло?
– Ну конечно, – сказал вошедший, – я и есть
папа Карло, шарманщик и по совместительству –
друг и помощник кукол. Я слышу, что ты, Джузеппе,
рассказываешь детям про музыкальные
инструменты? Позволь это сделать мне, я все-таки
больше понимаю в них толк!
– Давай, Карло, правда твоя, – откликнулся
Джузеппе.
– Знаете ли вы, друзья, какими были первые
музыкальные инструменты на земле?
– Наверное, всякие дудки, – отозвался Алеша. –
Да еще барабаны, бубны – они у всех дикарей были.
– Главное, что первые музыкальные инструменты
человек позаимствовал у самой природы. Это были
тростинки, издающие внутренний звук на ветру,
барабаны-кругляки из звучных бревен и тонкие
нити, натянутые на изогнутый прут.
– Так это же лук! – сказал Ваня.
– Но это был и первый струнный инструмент –
прообраз арфы и лиры. Арфу знали уже древние
египтяне, а в Греции лиру называли кифарой. От
кифары, или цитры, в средневековой Испании
произошла гитара. Но ее струны уже стали
натягивать на деревянную основу. Одновременно
люди заметили, что мелодичный звук можно
получать от прикосновения к струнам не только
пальцев, но и смычка. Так в средние века возникла
виола, а от нее произошло все семейство смычковых
– виолино, виоле, виолончель...
Продолжение следует
|