Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №4/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Людмила БОНДАРЕНКО,
г. Саров,
Нижегородская область

Игра "Литература и природа"

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Он обеспечивает взаимосвязь предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов. С помощью межпредметных связей учитель начальных классов осуществляет целенаправленное решение комплекса учебно-воспитательных задач в нравственном, трудовом, экономическом и эстетическом направлении. Людмила БОНДАРЕНКО из г. Сарова Нижегородской области показывает возможности интеграции природоведения и чтения во внеклассной работе.

3, 4-й классы

Цель. Создание единой учебно-развивающей среды в начальной школе.

Оборудование. Таблица с фамилиями поэтов; конверты с бумажными геометрическими фигурами, на которых зашифрована пословица; чистый альбомный лист бумаги; оценочные карточки учащихся; оценочная карточка жюри; карандаши.

Подготовительная работа. Игра может быть проведена в конце учебного года для учащихся 3-го класса и в начале учебного года для учащихся 4-го класса. О ее проведении учащимся сообщается заранее. Класс делится на команды по 5–6 человек. Участники дают названия командам, оформляют табличку с названием, готовят небольшое представление команды. Время проведения игры – 1 урок.

ХОД ИГРЫ

I. Организационный момент

II. Представление команд

III. Выполнение заданий по командам

Задание 1. "Природа в стихах русских поэтов" На доске:

 На доске:

Учитель. Я зачитаю отрывки из стихов перечисленных в таблице поэтов и задам вопрос по природоведению, исходя из содержания стихотворного отрывка. В течение 2 минут вы должны поставить в оценочных карточках номер, которым обозначен автор прочитанного стихотворного отрывка, а в скобках написать ответ на вопрос. Каждый вопрос оценивается в 2 балла.

И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.

– Кто автор этого отрывка? В скобках напишите, какое явление природы описывал автор в этом четверостишии.

Дети. 1 . (Белые ночи.)

У. Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется.
Разогрелся день
Огнем солнечным,
По дорогам туман
Выше, темя гор.

– Укажите автора этих стихов. В скобках напишите, что такое туман.

Д. 3 . (Туман – скопление водяных паров, расположенных над землей.)

У. Наступило бабье лето –
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
Солнце! Что на свете слаже
После зябкого денька?
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.

– Кто автор этого маленького стихотворения? В скобках укажите, когда наступает бабье лето.

Д. 2 . (14 сентября.)

У. Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...

– Кто написал эти стихотворные строчки? В скобках напишите, когда наступает день весеннего равноденствия.

Д. 5 . (21 марта.)

У. В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман.
Вот уж веет прохладой ночною;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.

– Кто автор этого стихотворения? Чем облака отличаются от тумана?

Д. 6 . (Облака расположены высоко над землей, а туман низко.)

Задание 2. "Научные неточности в стихах"

У. Я прочитаю вам несколько стихотворений о природе. Каждая команда должна будет найти в них научные неточности.

Каждый вопрос оценивается в 2 балла. На обсуждение вопроса дается 1 минута.

Учитель читает стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета "Бабочка".

У. Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.

– Какую биологическую ошибку допустил поэт?

Д. У бабочки четыре крыла, а не два.

Учитель читает отрывок из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова "Дары Терека":

У. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
"Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне..."

– В чем не прав поэт?

Д. С географической точки зрения Каспий – озеро.

Учитель читает стихотворение Анны Андреевны Ахматовой:

У. Отчего цветы цветут,
А потом увянут?
Травы зелены сперва,
А потом желтеют.
В этом мире лишь одно
Неизменно – камень.

– В чем мы можем не согласиться с Анной Андреевной Ахматовой?

Д. В природе ничего неизменного нет. Камни разрушаются.

Задание 3. "Расшифруй и объясни пословицу"

У. Вы получили конверт, в котором на различных геометрических фигурах написаны слова: семя, и, плод, каково, таков. Вам надо сложить пословицу и записать ее на альбомном листе.
Задание оценивается в пять баллов. Участникам игры, которые расшифровали пословицу первыми, присуждается еще один дополнительный балл.

Дети выполняют задание.

Д. Каково семя, таков и плод.

У. Как вы понимаете смысл пословицы?

Д. Если взять хорошие, здоровые семена, то и плоды вырастут хорошие, их будет много.

Задание 4. "Сочинение "Ты в ответе за всех, кого приручил""

У. В течение 5 минут вам надо написать маленькое сочинение, началом которого являются слова: "Ты в ответе за...".

Дети выполняют задание, текст записывается на листочках. Сочинения команд зачитываются вслух.
Задание оценивается в 10 баллов. Команде, написавшей лучшее сочинение, присуждается еще один дополнительный балл.

IV. Подведение итогов