Людмила БОНДАРЕНКО,
г. Саров,
Нижегородская область
Игра "Литература и природа"
Межпредметные связи – важнейший принцип
обучения в современной школе. Он обеспечивает
взаимосвязь предметов естественнонаучного и
гуманитарного циклов. С помощью межпредметных
связей учитель начальных классов осуществляет
целенаправленное решение комплекса
учебно-воспитательных задач в нравственном,
трудовом, экономическом и эстетическом
направлении. Людмила БОНДАРЕНКО из г. Сарова
Нижегородской области показывает возможности
интеграции природоведения и чтения во
внеклассной работе.
3, 4-й классы
Цель. Создание единой
учебно-развивающей среды в начальной школе.
Оборудование. Таблица с фамилиями
поэтов; конверты с бумажными геометрическими
фигурами, на которых зашифрована пословица;
чистый альбомный лист бумаги; оценочные карточки
учащихся; оценочная карточка жюри; карандаши.
Подготовительная работа. Игра
может быть проведена в конце учебного года для
учащихся 3-го класса и в начале учебного года для
учащихся 4-го класса. О ее проведении учащимся
сообщается заранее. Класс делится на команды по
5–6 человек. Участники дают названия командам,
оформляют табличку с названием, готовят
небольшое представление команды. Время
проведения игры – 1 урок.
ХОД ИГРЫ
I. Организационный момент
II. Представление команд
III. Выполнение заданий по командам
Задание 1. "Природа в стихах русских
поэтов" На доске:
На доске:
Учитель. Я зачитаю отрывки из
стихов перечисленных в таблице поэтов и задам
вопрос по природоведению, исходя из содержания
стихотворного отрывка. В течение 2 минут вы
должны поставить в оценочных карточках номер,
которым обозначен автор прочитанного
стихотворного отрывка, а в скобках написать
ответ на вопрос. Каждый вопрос оценивается в 2
балла.
И, не пуская тьму ночную
На золотые небеса,
Одна заря сменить другую
Спешит, дав ночи полчаса.
– Кто автор этого отрывка? В скобках
напишите, какое явление природы описывал автор в
этом четверостишии.
Дети. 1 . (Белые ночи.)
У. Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется.
Разогрелся день
Огнем солнечным,
По дорогам туман
Выше, темя гор.
– Укажите автора этих стихов. В
скобках напишите, что такое туман.
Д. 3 . (Туман – скопление водяных
паров, расположенных над землей.)
У. Наступило бабье лето –
Дни прощального тепла.
Поздним солнцем отогрета,
В щелке муха ожила.
Солнце! Что на свете слаже
После зябкого денька?
Паутинок легких пряжа
Обвилась вокруг сучка.
– Кто автор этого маленького
стихотворения? В скобках укажите, когда
наступает бабье лето.
Д. 2 . (14 сентября.)
У. Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебель колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она
И ей невольно улыбнулась...
– Кто написал эти стихотворные
строчки? В скобках напишите, когда наступает день
весеннего равноденствия.
Д. 5 . (21 марта.)
У. В синем небе плывут над полями
Облака с золотыми краями;
Чуть заметен над лесом туман.
Вот уж веет прохладой ночною;
Месяц огненным шаром встает,
Красным заревом лес обдает.
– Кто автор этого стихотворения?
Чем облака отличаются от тумана?
Д. 6 . (Облака расположены
высоко над землей, а туман низко.)
Задание 2. "Научные неточности в
стихах"
У. Я прочитаю вам несколько
стихотворений о природе. Каждая команда должна
будет найти в них научные неточности.
Каждый вопрос оценивается в 2 балла. На
обсуждение вопроса дается 1 минута.
Учитель читает стихотворение
Афанасия Афанасьевича Фета "Бабочка".
У. Ты прав. Одним воздушным
очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем –
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я легкий опустилась
И вот – дышу.
– Какую биологическую ошибку
допустил поэт?
Д. У бабочки четыре крыла, а не
два.
Учитель читает отрывок из
стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова
"Дары Терека":
У. Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят.
Но, по степи разбегаясь,
Он лукавый принял вид
И, приветливо ласкаясь,
Морю Каспию журчит:
"Расступись, о старец-море,
Дай приют моей волне!
Погулял я на просторе,
Отдохнуть пора бы мне..."
– В чем не прав поэт?
Д. С географической точки зрения
Каспий – озеро.
Учитель читает стихотворение Анны
Андреевны Ахматовой:
У. Отчего цветы цветут,
А потом увянут?
Травы зелены сперва,
А потом желтеют.
В этом мире лишь одно
Неизменно – камень.
– В чем мы можем не согласиться с
Анной Андреевной Ахматовой?
Д. В природе ничего неизменного
нет. Камни разрушаются.
Задание 3. "Расшифруй и объясни
пословицу"
У. Вы получили конверт, в котором
на различных геометрических фигурах написаны
слова: семя, и, плод, каково,
таков. Вам надо сложить пословицу и
записать ее на альбомном листе.
Задание оценивается в пять баллов. Участникам
игры, которые расшифровали пословицу первыми,
присуждается еще один дополнительный балл.
Дети выполняют задание.
Д. Каково семя, таков и плод.
У. Как вы понимаете смысл
пословицы?
Д. Если взять хорошие, здоровые
семена, то и плоды вырастут хорошие, их будет
много.
Задание 4. "Сочинение "Ты в ответе
за всех, кого приручил""
У. В течение 5 минут вам надо
написать маленькое сочинение, началом которого
являются слова: "Ты в ответе за...".
Дети выполняют задание, текст
записывается на листочках. Сочинения команд
зачитываются вслух.
Задание оценивается в 10 баллов. Команде,
написавшей лучшее сочинение, присуждается еще
один дополнительный балл.
IV. Подведение итогов
|