Валентина КУЗНЕЦОВА,
учитель начальных классов,
школа № 60,
г. Москва
Не ветер бушует над бором...
Тема. "Николай Алексеевич Некрасов.
"Не ветер бушует над бором..." (отрывок из
поэмы "Мороз, Красный нос")".
Цели. Обучающие: познакомить
учащихся с содержанием отрывка из поэмы
Н.А. Некрасова "Мороз, Красный нос" –
"Не ветер бушует над бором..."; работать над
умением выразительно читать стихи и над
развитием воображения детей; расширить кругозор
учащихся, обогатить словарный запас.
Воспитывающие: прививать любовь к русской
природе.
Оборудование. Учебник "Родная
речь-2" (авт. М.В. Голованова, В.Г. Горецкий,
Л.Ф. Климанова); портрет Н.А. Некрасова;
детские книги со стихами Н.А. Некрасова (с
иллюстрациями); грамзапись стихотворения "Не
ветер бушует над бором..."; проигрыватель.
2-й класс
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
Учитель. Сегодня мы с вами
познакомимся со стихотворением Николая
Алексеевича Некрасова "Не ветер бушует над
бором...".
III. Проверка домашнего заданиz
У. Прочтите наизусть отрывок из
стихотворения Некрасова "Железная дорога"
– "Славная осень!..".
К доске вызываются два ученика,
которые читают наизусть стихотворение.
– Какими словами описал
Н.А. Некрасов осенний воздух?
Дети. Здоровый, ядреный.
У. С чем сравнивает он первый лед
на реке?
Д. С тающим сахаром.
У. Как в стихотворении показано,
что лес изменился?
Дети зачитывают строки из
стихотворения.
– Картины какой осенней поры
описаны в стихотворении?
Д. Золотой осени.
У. Каким настроением проникнуто
стихотворение Некрасова?
Д. Радостным настроением. Поэт
наслаждается осенней природой, красками золотой
осени.
У. Чем вам понравилось это
стихотворение? Какое название вы дали бы этому
отрывку?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Молодцы, ребята! Вы выразительно
прочли стихотворение и правильно ответили на все
мои вопросы.
IV. Знакомство с новым материалом
У. Николай Алексеевич Некрасов
– великий русский поэт, жил в середине ХIХ века.
Детство он провел в деревне близ Волги. Его отец
был помещиком. Вся семья жила в барской усадьбе, в
большом и просторном доме, а неподалеку от дома
стояли убогие избы крестьян. Отец Некрасова
запрещал ему бывать в этих избах: он считал, что
зазорно сыну дворянина водиться с детьми
крепостных. Но мальчик, улучив свободную минуту,
тайком убегал в деревню, где у него было много
друзей среди деревенских ребят. Он купался с
ребятами в речке, собирал вместе с ними лесную
малину, чернику, грибы, а когда наступала зима,
уходил с той же ватагой на Волгу – кататься с
крутых берегов на салазках. Так с самого раннего
детства Некрасову стала близка и мила жизнь
простого народа.
Его няня была крепостная крестьянка. Первые
сказки, какие довелось ему услышать от няни, были
старинные русские народные сказки, те самые, что
в течение многих столетий рассказывали в каждой
крестьянской семье. Сказки очень полюбились
Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь.
Николай Алексеевич Некрасов очень любил родную
природу: красоту полей, рек, лугов, весенний
"зеленый шум" лесов, русские морозы и снега.
Он вспоминал о временах своей юности:
Мне лепетал любимый лес:
Верь, нет милей родных небес!
Нигде не дышится вольней
Родных лугов, родных полей...
Стихи Некрасова написаны прекрасным,
певучим, богатым и в то же время очень простым
языком, тем самым, которому поэт научился еще в
детские годы, живя в деревне. Он чуствовал
крестьянскую речь, она звучала в его стихах так
просто, естественно и так хорошо! Когда мы читаем
у него:
Стала скотинушка в лес убираться,
Стала рожь-матушка в колос метаться... –
мы чувствуем, что это подлинная, живая народная
речь.
Много сравнений, образных выражений он
брал из народных загадок, поговорок и сказок. В
сказках он нашел и замечательный образ
Мороза-воеводы – могучего богатыря, чародея.
Сейчас вы услышите отрывок из поэмы Некрасова
"Мороз, Красный нос" – "Мороз-воевода",
как его называет поэт. Но сначала уточним
значение некоторых слов, которые встретятся в
тексте.
На доске:
У. Воевода – предводитель
войска в Древней Руси, а также управляющий
городом или округом. Воеводы избирались из
богатых, знатных фамилий. Это были родовитые
бояре, приближенные царя. Одеты они были пышно.
Палица – древнейшее оружие в виде
тяжелой дубины с утолщенным концом; применялось
в старину как ударное или метательное.
Слушайте внимательно стихотворение и будьте
готовы ответить на вопросы.
Учитель включает грамзапись с
отрывком из поэмы "Мороз, Красный нос".
– Чем вам понравилось это
стихотворение?
Выслушиваются ответы детей.
– Чем оно вам напоминает сказку?
Д. Мороз показан как живое
существо, сравнивается с воеводой.
У. Каким вы представляете себе
Мороза?
Д. Строгим, грозным, властным,
богатым.
У. Прочитайте про себя
стихотворение, отметьте легонько карандашом, что
вам непонятно, потом спросите. Подумайте, на
какие две большие части можно разделить это
стихотворение?
Дети самостоятельно читают
стихотворение.
– Какие слова оказались вам
непонятны?
Д. Дозор, гнет, обозы, казна, не
скудеет.
У. Кто может объяснить смысл
этих слов?
Д. Гнет – тяжесть, груз.
– Дозор – обход для осмотра.
– Казна – имущество, денежные и иные средства.
– Обоз – несколько повозок с грузом.
– Не скудеет – не беднеет.
У. На какие две большие части
можно разделить это стихотворение? Как мы их
озаглавим?
Д. Часть 1 – "Шествие
Мороза", часть 2 – "Песня Мороза".
V. Физкультминутка
Встаньте, дети!
Скажем тихо: раз, два, три, четыре, пять!
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели...
А теперь придется встать,
Тихо сесть, читать начать.
VI. Работа над содержанием
стихотворения
У. Найдите в стихотворении
место, где описывается шествие Мороза.
Прочитайте это место и ответьте на вопросы.
Почему поэт называет Мороза воеводой?
Д. Мороз руководит жизнью
природы.
У. Что хотел подчеркнуть поэт,
изображая Мороза как воеводу?
Д. Что ему все подчиняются.
У. Как вам кажется, удачно ли это
сравнение?
Д. Да.
У. Найдите первые два сравнения.
Д. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
У. Зачем они употреблены?
Д. Чтобы показать шумное,
грозное шествие Мороза.
У. Посмотрите внимательно на
иллюстрацию к стихотворению.
Каким изобразил Мороза художник? Почему художник
нарисовал Мороза выше деревьев?
Выслушиваются ответы учащихся.
– Прочитайте те строки
стихотворения, в которых говорится о
"заботах" Мороза.
Д. Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли,
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
Пушисты ли сосен вершины,
Красив ли узор на дубах?
И крепко ли скованы льдины
В великих и малых водах?
У. Найдите песню Мороза,
прочитайте ее и подготовьтесь выразительно
прочитать вслух.
Дети выполняют задание.
– Как Мороз говорит о своем
могуществе?
Д. Хвастливо, гордо.
У. Найдите, как называет эту
песню Некрасов?
Д. Хвастливой.
У. Какие качества характера
Мороза вы постараетесь передать слушателям при
чтении?
Д. Он властный, грозный, удалой,
хвастливый.
У. Прочитаем песню Мороза вслух.
Выслушивают 2–3 учеников.
– Кто лучше прочитал?
Высказывания детей.
– Найдите в стихотворении слова,
которые изображают Мороза как живое существо.
Д. Обходит, глядит, идет, шагает,
бьет, поет, пойду, построю, задумаю, упрячу, не
считаю, убираю.
У. Эти действия может совершать
человек. Некрасов сумел подобрать такие слова,
что показал Мороза как живое существо, изобразил
его могучим владыкой. Некрасов – мастер
поэтического слова. Как надо читать это
стихотворение?
Д. Первую часть – неторопливо,
веско, бодро.
– Вторую часть – гордо, несколько хвастливо.
У. Прочитайте стихотворение про
себя. Найдите описание русской природы в этом
стихотворении.
Дети выполняют задание.
– Как понять выражение: "Я
царство мое убираю/В алмазы, жемчуг, серебро"?
Д. Мороз украшает все снегом,
инеем.
У. Прочитайте стихотворение
вполголоса. Приготовьтесь нарисовать словами
картины к этому стихотворению.
Учащиеся выполняют задание.
– Какое отношение Мороз-воевода
вызывает к себе у вас?
Выслушиваются ответы детей.
– Прочитайте стихотворение вслух,
передавая свое отношение к Морозу.
Дети выполняют задание.
– Какие звуки мы слышим, читая
стихотворение Некрасова?
Д. Такие звуки, словно ветер
бушует, с гор побежали ручьи...
– И еще треск льда, то есть замерзшей
воды, удары палицей по ветвям.
– Пение песни.
У. Какие картины видим?
Дети описывают картины.
– Докажите, что стихотворение
Некрасова написано народным языком. Приведите
примеры из текста.
Д. Используются слова
"глядит", "чу", "навряд",
"краше", "моря-окияны".
У. Расставьте паузы и поставьте
логические ударения.
Д. Не ветер | бушует над
бором, |
Не с гор побежали | ручьи, |
Мороз-воевода дозором |
Обходит владенья свои. | |
Глядит | – хорошо ли метели |
Лесные тропы занесли, |
И нет ли где трещины, щели, |
И нет ли где голой земли? | |
У. Прочитаем еще раз
стихотворение вслух с соблюдением темпа чтения,
пауз, логического ударения. Прочитайте так, чтобы
слушатели почувствовали силу, могущество и удаль
Мороза-воеводы.
Дети читают "по цепочке".
VII. Итог урока
У. Некрасов писал стихи на
подлинно народном языке. Они полны любви к
русской природе, такой прелести зимнего дня, что
мы запоминаем на всю жизнь слова: "Не ветер
бушует над бором..."
Стихотворная фраза у Некрасова строится так
естественно, все паузы, все знаки препинания
настолько четко обозначены в ней, что любой
школьник напишет его стихи под диктовку, не
слишком ошибаясь в расстановке точек и запятых.
С каким произведением вы познакомились на уроке?
Д. С отрывком из поэмы "Мороз,
Красный нос".
У. Чему учились на уроке?
Д. Выразительно, с правильной
интонацией, паузами читать стихотворение.
VIII. Домашнее задание
Вариант 1: выучите наизусть отрывок
"Шествие Мороза".
Вариант 2: выучите наизусть отрывок
"Песня Мороза".
Нарисуйте иллюстрацию к тексту
стихотворения, подпишите ее словами
стихотворения.
Принесите книги со стихами Некрасова.
|