Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №3/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Галина САКОВА, Елена АНТОНОВА,
средняя школа поселка Петровска
Ростовского района Ярославской области

Растения и части речи

Упражнение в распознавании частей речи. Охрана растений

Очень часто учителя начальных классов проводят интегрированные занятия. Примером такой интеграции является урок, составленный учителями средней школы поселка Петровска Ростовского района Ярославской области – Галиной САКОВОЙ и Еленой АНТОНОВОЙ. Для упражнений по распознаванию частей речи преподаватели использовали природоохранный материал.

3-й класс

Тема. "Упражнение по распознаванию частей речи. Охрана растений" (интегрированный урок по русскому языку и природоведению, 3-й класс (1–4)).

Цели. Совершенствовать умение распознавать части речи, повторить изученные орфограммы; обогатить знания детей о жизни растений, их месте в жизни человека; воспитывать чувство любви к природе, ответственность за ее сохранность; развивать любознательность, наблюдательность у детей; учить их делать выводы, обобщения.

Оборудование. Учебник "Природоведение" (авт. А.А. Плешаков), гербарий, картины, фотографии растений, индивидуальные карточки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Объявление темы и целей урока

Учитель. Сегодня у нас необычный урок, на котором мы с вами попробуем как можно больше узнать о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, о необходимости охранять и беречь растения, о правилах поведения в природе; одновременно будем повторять все изученные орфограммы, работать над распознаванием частей речи.

III. Словарная работа

У. Разговор у нас сегодня пойдет о растениях, значит, посвятим этой теме и словарную работу. Про какое дерево говорят: "Листок колючий, а ствол липучий?"

Дети. Про сосну.

У. Запишите это слово.

Дети выполняют задание.

– Какое "кудрявое" чудо-дерево имеет единственную в мире белую кору, которая не нагревается солнцем?

Д. Береза.

У. А как ласково называем это дерево?

Д. Березка, березонька.

У. Запишите слово "березка" в тетрадь.

Дети выполняют задание.

– Какое дерево называют "спичечной королевой"?

Д. Осину.

У. Записываем это слово.

Дети выполняют задание.

– Какое растение – ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы?

Д. Шиповник.

У. Записываем и это слово.

Дети выполняют задание.

– Я капелька лета
На тоненькой ножке,
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне родная землица.

Д. Земляника.

У. Прочитайте слова, которые вы записали в тетради.

Д. Сосна, березка, осина, шиповник, земляника.

У. На какое правило записаны вами слова?

Д. Безударные гласные, проверяемые и не проверяемые ударением.

У. На какие группы можно разделить все эти растения?

Д. Деревья, кустарники, травы.

У. Какие еще группы растений вы знаете?

Д. Мхи, водоросли, папоротники, хвойные и цветковые, дикорастущие и культурные.

У. Без какого органа большинство растений не могут жить?

Д. Без корня.

У. А без чего не может существовать слово?

Д. Без корня.

У. Выделите в словах, обозначающих деревья, корень. Слово "березка" разберите по составу.

IV. Работа по распознаванию частей речи

У. К какой части речи относятся записанные вами слова?

Д. Это существительные.

У. Что такое имя существительное?

Д. Слова, обозначающие предметы и отвечающие на вопросы кто?, что?, являются именами существительными.

У. Что выделяют в воздух растения?

Д. Кислород.

У. Как вы уже знаете, кислород необходим для дыхания живых существ. Для животных растения – это и дом, и пища. Люди тоже питаются растениями и продуктами, полученными из них.

На доске:

Твой завтрак

Белая булочка с изюмом.
Чай с сахаром.

– Какие растения дали тебе пищу?

Д. Пшеница, виноград, чай, сахарная свекла или сахарный тростник.

У. Назовите словосочетания.

Д. Белая булочка, булочка с изюмом, чай с сахаром.

У. Запишите эти словосочетания в тетрадь на следующей строчке.

Дети выполняют задание.

– Какими частями речи выражены слова?

Д. Существительными и прилагательными.

У. Что такое имя прилагательное?

Д. Часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?.

V. Работа по охране природы

У. Человек стремительно вторгается в природу. К чему это приведет, давайте прочитаем в учебнике "Природоведение" на с. 101.

Дети читают.

– Многие замечательные растения находятся под угрозой исчезновения. О некоторых из них вам сейчас расскажут...

Выслушиваются рассказы подготовленных учеников.

Ученик 1. Эдельвейс – это горное растение, растет высоко в горах, в переводе с латинского он означает "лев и лапа". Люди заметили отдаленное сходство этого растения с лапой царя зверей, а в переводе с немецкого это слово означает "благородная белизна". Растение находится на грани полного исчезновения и заслуживает самой строгой охраны.

Рассказ о каждом растении сопровождается иллюстративным показом.

Ученик 2. Водяной орех, или чилим, – это водное растение, его семена содержат много питательных веществ. Они вкусны и полезны. Растет на юге России. В настоящее время численность этого растения заметно сокращается. Это связано с обмелением и загрязнением водоемов.

У. Какие действия человека привели к исчезновению многих растений?

Д. Загрязнение окружающей среды, неограниченный сбор растений.

У. Сегодня мы познакомимся с одним из растений, занесенных в Красную книгу России. А называется это растение – венерин башмачок.

Выслушивается рассказ подготовленного ученика.

Ученик 3. Про это растение сложена интересная легенда. Пролетая над Землей, богиня Венера обронила башмачок, который превратился в цветок. Даже дословный перевод с латинского звучит как "туфелька".

Это довольно крупное растение с крепким стеблем. Этот цветок – ловушка для насекомых, заставляет их опылять себя. Жуки, мухи, пчелы залетают внутрь цветка. Оттуда очень трудно выбраться. Когда насекомые выбираются из него, они оставляют принесенную ими пыльцу на цветке. Насекомое поднимается все выше и выше, ближе к свету. Но тут выход сужен, а когда оно протискивается в этот выход, то та пыльца, которая была на цветке, налипает на брюшко насекомого. Слабые насекомые так и прилипают к цветку, а те, кто посильнее, выбираются уставшие и на некоторое время теряют способность двигаться.

У. Вот видите, какое это интересное растение. К сожалению, оно встречается редко и поэтому занесено в Красную книгу.

В охране нуждаются и такие растения, как кувшинка белая, или белая лилия.

Выслушивается рассказ подготовленного ученика.

Ученик 4. Кувшинка имеет приятный тонкий аромат. Цветы в хорошую погоду всплывают рано утром, к вечеру закрываются и прячутся под водой. В ненастье не показываются совсем.

У. В охране нуждаются не только красивые и полезные, но и ядовитые растения, например, такие, как волчье лыко и ландыш.

Выслушиваются сообщения подготовленных учеников.

Ученик 5. Волчье лыко – небольшой кустарник, цветет ранней весной. На тонких голых прутиках появляются небольшие розовые цветки, которые имеют острый аромат. В середине лета созревают плоды – блестящие красные ягодки. Все растение ядовито. А вот пчелам и муравьям нравится его нектар и запах. Яд этого растения для них безвреден.

Ученик 6. Ландыш. Корневище ландыша живет самое большое двадцать один год. Ландыш первый раз цветет в возрасте семи лет, а к 10–12 годам растение утрачивает эту способность. Корневище образует ежегодно новые листья, а цветоносы образуются только через 2–3 года, вот и получается, что за свою длинную жизнь ландыш цветет всего два-три раза. Все растение ландыша ядовито, но препараты из листьев, цветков, семян – это лекарственное средство, которое улучшает работу сердца.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по распознаванию частей речи

У. А сейчас давайте продолжим выполнение работы в тетрадях. Подберите к каждому существительному нужное по смыслу прилагательное. Работу будем выполнять по вариантам.

На доске:

Вариант I
ландыш,
кувшинка

Вариант II
купальница,
колокольчик

лесной, луговой, желтая, белая, водная, синий, редкий, лекарственный

– Что у вас получилось?

Д. Вариант I: лесной лекарственный ландыш.
– Белая водная кувшинка.

– Вариант II: луговой синий колокольчик.
– Желтая водная купальница.

У. Какие части речи вы еще знаете?

Д. Глагол, предлог.

У. Что называется глаголом?

Д. Часть речи, обозначающая действия предметов и отвечающая на вопросы что делать?, что сделать?.

У. Прочитайте текст, записанный у вас на карточках.

Дети читают текст, написанный на карточках.

Лекарственные травы

Когда человек ... , врач ... ему лекарство. Часть лекарств ... из трав. Травы так и ... – лекарственные. Они ... на зеленых лугах, на широких полях, в густых лесах.

Слова для справок: делают, болеет, растут, прописывает, называются.

– Какая часть речи пропущена?

Д. Глаголы.

У. Используя слова для справок, подберите нужный глагол и спишите текст.

Дети выполняют задание.

– Прочитайте текст, который у вас получился.

Дети читают тексты.

– Действительно, лекарственные растения – это замечательное богатство природы. Какие лекарственные растения вы знаете?

Д. Подорожник, тысячелистник, липа...

У. Школьники часто собирают их и сдают в аптеки. Это важная работа, но выполнять ее нужно так, чтобы не нанести вреда природе.

Некоторые виды лекарственных растений из-за неумеренного сбора уже стали редкими. Одним из таких растений является первоцвет, или примула. Редко можно встретить и валериану, плаун. Все эти растения не надо собирать. Лучше заготавливать тысячелистник, крапиву, пижму, пастушью сумку, подорожник.

Ребята, какова роль предлога в нашей речи?

Д. Помогает связывать слова в предложении по смыслу.

У. Составьте предложение из слов, записанных на доске.

На доске:

на цветы лугах прелес…ные сер…це радуют

Дети составляют предложение.

– Давайте запишем это предложение.

Один ученик у доски записывает предложение с комментированием.

На доске:

– Разберите предложение по частям речи, выделите основу предложения.

Дети выполняют задание.

VIII. Решение проблемных ситуаций

У. А сейчас давайте разберем несколько небольших ситуаций. Мы должны оценить их и сказать, что сделано так, а что нет.

Ребята поставили палатки. Вот и кострище есть.
"Давайте разожжем здесь костер", – предложил Алик.
"Зачем здесь? Идите вон под то дерево – там уютнее", – возразили девочки.
Мальчики пошли туда, куда девочки показали, выкопали яму, землю откинули подальше, чтобы не мешала.

– Что сделано неправильно?

Д. После того как дети сняли дерн, постепенно корни дерева высохли, или вообще они сожгли корни.

У. В каком рассказе произошла подобная ситуация?

Д. В рассказе Скребицкого "Передышка".

У. Могут ли люди жить без природы? На этот вопрос один старшеклассник сказал: "Сейчас нет! Но придет время, когда люди научатся готовить искусственную пищу и они смогут жить без природы". Прав ли старшеклассник? А как бы вы ответили на этот вопрос? Почему?

Д. Люди не смогут жить без природы. Ни одно искусственное вещество не сможет полноценно заменить натуральное, природное.

У. Дополните предложение письменно:

Люди не могут жить без природы, потому что...

Дети выполняют задание.

IХ. Итоги урока

У. Объясните, почему в наши дни сокращаются площади, занимаемые растениями?

Д. Земли идут под строительство, их распахивают, осушают водоемы.

У. Какие правила поведения вы должны знать, находясь на природе?

Д. Не пугать животных, не жечь костры, не мусорить.

У. Какие части речи вы использовали на уроке при записи своих мыслей в тетрадь?

Д. Существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.

У. Расскажите об этих частях речи.

Дети отвечают на вопрос.

Х. Домашнее задание

У. Нарисуйте и подпишите плакат, призывающий охранять растения.