Светлана ДУБИНИНА,
школа № 307, СВАО,
г. Москва
Урок у Лукоморья
3-й класс (1–4)
Тема. "Деление и умножение
двузначных чисел".
Цели. Усвоение полученных знаний,
умений и навыков при делении и умножении
двузначных чисел в системе; развитие умения
переносить навыки в сходные и новые условия;
воспитание навыков самоконтроля и самопроверки.
Оборудование. Учебник по
математике для 3-го класса (1–4), часть 2 (авт.
М.И. Моро, М.А. Бантова и др. – М.: Просвещение,
2000); наглядные пособия для доски – карточки с
заданиями и ответами с обратной стороны, с
задачей; костюмы для сказочных героев – Царевна
Лебедь, князь Гвидон, работник Балда;
геометрические фигуры – квадрат, треугольник,
ромб, круг; рабочие тетради.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Учитель. Здравствуйте, дети.
Садитесь. Проверим нашу готовность. Запишем в
тетрадях сегодняшнее число.
II. Постановка темы урока
У. Сегодня мы отправимся в
волшебную сказочную страну, в путешествии по
которой вам очень понадобятся ваши знания по
математике, умения делить и умножать двузначные
числа и решать задачи. С нами будут
путешествовать сказочные герои.
III. Устный счет
У. Кому-то сказки надоели,
А кто-то сказками пленен,
И самый лучший наш урок
Начнем с знакомых нам имен.
Чтобы попасть в Лукоморье, нам следует
справиться с первым заданием: прочитайте
выражение и поставьте рядом его значение.
90+5
30+12
32+40
44+28
50+15 |
72
95
65
42
72 |
– Сейчас наши числа оживут.
Перевернем карточки и посмотрим, все ли верно.
Герои чьих произведений пришли к нам на урок?
На доске:
работник Балда |
царь Додон |
дядька Черномор |
князь Гвидон |
королевич Елисей |
Дети. Герои из сказок Пушкина.
У. Мы пропущены в Лукоморье.
Какие числа вам встретились?
Д. Нам встретились двузначные
числа.
У. Вспомним, как умножать
двузначное число?
Д. Заменяем его суммой разрядных
слагаемых.
У. Как выполнить проверку?
Д. Умножение можно проверить
делением или умножением, переставив множители.
У. Как делить?
Д. Заменив суммой разрядных или
удобных слагаемых или подбором частного.
У. Как проверять?
Д. Деление проверяем умножением
или же делением, разделив делимое на частное.
У. А теперь я предлагаю вам
математический диктант. Запишите только ответы.
Найдите произведение 20 и 4.
Найдите частное 55 и 5.
Делимое 70, делитель 5, частное – ?
Увеличьте число 3 в 30 раз.
Во сколько раз 90 больше 45?
Черномор построил 33 богатыря в ряды
по 11 человек. Сколько рядов получилось?
На доске:
– Перед вами карточки с числами.
Надо поставить их в том порядке, как у вас
записаны ответы.
Один человек выходит к доске и
располагает карточки:
– А теперь перевернем их обратной
стороной.
На доске появляется слово:
IV. Закрепление пройденного
– Сегодня у нас на уроке
присутствует князь Гвидон.
Два ученика инсценируют диалог Князя
и Лебеди.
У. Чтобы Лебедь оборотила
Гвидона шмелем, ему необходимо выполнить
примеры. Ребята, откройте на с. 20, № 3 и
помогите Гвидону.
28 : 2
72 : 4 |
33 x 3
28 x 2 |
56 : 2
33 : 3 |
99 : 11
46 x 2 |
99 : 9
72 : 3 |
Пять человек решают у доски по 2
примера.
У. Кто успел решить все примеры?
Какой пример решали подбором?
Д. 99 : 11.
У. Как выполнить проверку?
Д. Одиннадцать умножить на
девять.
У. Оборотила Царевна Лебедь
Князя шмелем, и полетел он вслед за кораблем. Но
чтобы ему попасть на корабль вовремя, нам
необходимо решить задачу, которая записана на
доске.
На доске:
Шмель пролетает 36 м за 18 с.
Сколько метров он пролетает за одну секунду, если
известно, что он движется равномерно? |
– Прочитайте, что утверждается в
задаче. Что требуется узнать? Как сделать краткую
запись? Повторите задачу по краткой записи.
Решение запишите самостоятельно.
18 с – 36 м
1 с – ?
– Проверим решение задачи.
Д. 36 : 18 = 2 (м).
У. Ребята, такую величину мы
будем называть скоростью, а более подробно об
этом вы будете говорить на уроках физики.
V. Физкультминутка
Лебеди летят, крыльями машут.
Проснулись над водой, машут головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
VI. Закрепление пройденного (продолжение)
У. Сегодня у нас в гостях еще
один пушкинский герой.
Выходит ребенок, одетый в костюм
работника Балды.
Балда. Я принес с собой свой
рабочий сундучок. Давайте посмотрим, какие у меня
там инструменты. Доставайте фигуру, называйте ее
и читайте название инструмента.
– Чтобы узнать название последнего
инструмента, необходимо самостоятельно решить
задачу, записанную на карточке.
Длина прямоугольника 14 см,
а ширина в 2 раза меньше. Вычислите его периметр. |
– Прочитайте задачу про себя. У кого
есть вопросы? Решив задачу, вы получите число.
Найдите его на доске и прочитайте под ним
название последнего инструмента.
На доске:
12 |
42 |
36 |
дрель |
клещи |
отвертка |
|
У. Так какой же еще инструмент
был у Балды?
Д. У Балды еще лежали клещи.
У. Объясните, как вы это узнали.
Д. Сначала мы нашли ширину
прямоугольника – 7 см. Чтобы найти периметр
данного прямоугольника, необходимо 14 сложить с 7
и умножить на 2. Получим 42.
У. Как проверить?
Д. Надо 42 разделить на 2 и вычесть
14. Должно получиться 7.
VII. Самостоятельная работа
У. Вы хорошо работали, правильно
вычисляли, справились с заданиями. А теперь –
самостоятельная работа. Чтобы хорошо ее
выполнить, вам понадобятся умения делить и
умножать двузначные числа. Вам надо решить
примеры из № 18 на с. 22 с первого по третий
столбик.
3 x 27 – 4 x 17
5 x 16 – 3 x 24
9 x 11 – 6 x 13
54 : 3 + 27
60 – 36 : 2
70 – 84 : 7
48 : 12
88 : 22
75 : 25
У. Наше путешествие закончилось.
Умея делить и умножать двузначные числа, вы
сможете быстро решать примеры и задачи, в которых
требуется увеличить или уменьшить число в
несколько раз, а главное, проверять самих себя.
IХ. Домашнее задание
Учебник, с. 21, № 11.
|