Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №2/2003

МАСТЕРСКИЕ

Лариса САЛОМАТИНА,
педагогический колледж № 4,
г. Москва

Очерк зимнего дня

Продолжаем демонстрацию уроков развития речи из цикла "У природы нет плохой погоды", полная публикация материалов начнется с августа 2003 года.

4-й класс

Тема. "С.Т. Аксаков. "Очерк зимнего дня" (отрывок). Имя прилагательное. Правописание родовых окончаний имен прилагательных (повторение)".

Цели. Развитие умения осмысленно читать произведение и почуствовать красоту родной природы, воссоздавая ее в своем воображении; формирование потребности общаться с книгой, желания обсудить прочитанное; обобщение знаний об имени прилагательном; развитие умения распознавать имена прилагательные в тексте и определять их роль в тексте; определять род имен прилагательных.

Оборудование. Портрет С.Т. Аксакова; выставка книг писателя; толковые словари; звукозапись "Вальса цветов" П.И. Чайковского.

Урок рассчитан на 2 часа.

 ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Сергея Тимофеевича Аксакова.

Учитель обращает внимание на портрет писателя.

– Поработаем с отрывком* из его рассказа "Очерк зимнего дня".

III. Постановка учебной задачи

У. Повторим с вами все, что знаем об имени прилагательном, выясним, какова роль имен прилагательных в тексте, будем упражняться в определении рода и числа имен прилагательных.

IV. Вступительная беседа

У. Мы уже говорили с вами, что с приходом зимы становится холодно, наступают морозы. Какую сказку мы читали на прошлом занятии?

Дети. Сказку Одоевского "Мороз Иванович".

У. Что хранит под своей периной Мороз Иванович?

Д. Добрый старик хранит под периной травку (озимые), чтобы она не замерзала.

У. Послушайте, как ответил Мороз Иванович на вопрос Рукодельницы о том, зачем он зимою по улицам ходит да в окошки стучится:

"Я затем в окошки стучусь, чтоб не забывали печей топить да трубы вовремя закрывать; а не то ведь, я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить – история, а трубу закрыть – не закроют, или и закрыть закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а от того в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах – зелено; даже и совсем умереть от угара можно. А затем еще я в окошко стучусь, чтоб никто не забывал, что есть на свете люди, которым зимой холодно, у которых нет шубки, да и дров купить не на что; вот я затем в окошко стучусь, чтобы им помогать не забывали".

Итак, какие же добрые дела делает Мороз Иванович, почему он называет себя добрым стариком?

Д. Напоминает людям в деревнях печи топить, трубы вовремя закрывать, а в городах окна утеплять, двери закрывать, чтобы тепло не уходило. Самое главное – Мороз Иванович напоминает нам о том, что мы должны помогать зимой людям, которым нечего есть, нечего надеть. Да и птицам в холод нелегко живется. Им тоже нужно помогать.

У. А бывает ли мороз злым?

Д. Бывает, когда очень холодно.

У. Как вы понимаете пословицу: "Мороз невелик, да стоять не велит"?

Д. В любой мороз, даже в маленький, холодно. Если стоять на месте, не двигаясь, можно замерзнуть.

У. Вот сейчас, ребята, я и расскажу вам о том, что случилось зимой 1813 года. Аксакову в то время было 22 года.

Установились в конце декабря такие морозы трескучие, что 29 декабря ртуть застыла в термометре. Так холодно было, что птицы мерзли на лету и падали на землю. Народ сильно захворал. Умирали даже от простуды и воспалений. Это время долго помнил Сергей Тимофеевич. И вот в 1858 году, когда ему было 67 лет, он написал рассказ "Очерк зимнего дня". В нем он и описал всю картину происходящего. Этим и начинается рассказ. Но мы не будем читать весь рассказ, а прочитаем только его отрывок.

V. Словарная работа

У. Когда я буду читать отрывок, вам встретятся непонятные слова. Разберем их.

Учитель открывает на доске запись слов, выбранных для словарной работы.

На доске:

древесный, опушились, заволокла, сумерки, мрак, покуда, разверзлись

– Объясните значение слов сами или воспользуйтесь толковым словарем.

Древесный – имя прилагательное от имени существительного "дерево".

Опушились – покрылись, запорошились.

Заволокла – закрыла, заслонила.

Сумерки – полутьма, наступающая после захода солнца до наступления ночи; бывают предрассветные сумерки.

Мрак – отсутствие света, тьма.

Покуда (разг.) – то же, что "пока".

Разверзлись – широко раскрылись, образовав отверстие.

VI. Первичное восприятие текста

У. Приготовьтесь внимательно послушать отрывок из рассказа "Очерк зимнего дня". Затем ответьте на такой вопрос: почему все так ждали снега, который наконец-то выпал?

Учитель зачитывает отрывок.

"Великолепен был вид зимней природы. Мороз выжал влажность из древесных сучьев и стволов, и кусты, и деревья, даже камыши и высокие травы опушились блестящим инеем, по которому безвредно скользили солнечные лучи, осыпая их только холодным блеском алмазных огней. Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни, похожие как две капли воды один на другой, а как-то невесело, беспокойно становилось на душе, да и народ приуныл. Болезни, безветрие, бесснежие, и впереди бескормица для скота. Как тут не приуныть? Все молились о снеге, как летом о дожде, и вот, наконец, померкла ясность синего неба, потянул западный ветер, и пухлая белая туча, незаметно надвигаясь, заволокла со всех сторон горизонт. Как будто сделав свое дело, ветер опять утих, и благоприятный снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю. Радостно смотрели крестьяне на порхающие в воздухе пушистые снежинки, которые, сначала порхая и кружась, опускались на землю.
Снег начал идти с деревенского раннего обеда, шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее. Я всегда любил смотреть на тихое падение снега. Чтобы вполне насладиться этой картиной, я вышел в поле, и чудное зрелище представилось глазам моим: все безграничное пространство вокруг меня представляло вид снежного потока, будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом и наполнили весь воздух движением и поразительной тишиной. Наступали длинные зимние сумерки; падающий снег начинал закрывать все предметы и белым мраком одевал землю. Хотя мне, как страстному ружейному охотнику, мелкоснежье было выгодно и стрельба тетеревов с подъезда, несмотря на стужу, была удобна и добычлива, но, видя общее уныние и сочувствия общему желанию, я также радовался снегу. Я воротился домой, но не в душную комнату, а в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями. Засветились огоньки в крестьянских избах, и бледные лучи легли поперек улицы; предметы смешались, утонули в потемневшем воздухе. Я вошел в дом, но и там долго стоял у окошка до тех пор, покуда уже нельзя было различить опускающихся снежинок..."

Понравилось вам описание зимнего дня?

Д. Да, очень.

У. Почему же крестьяне так радовались снегу?

Д. С началом снегопада становится теплее. Из-за того что были сильные морозы, люди приуныли, им было холодно. Больше всего их пугала бескормица для скота. И вот теперь, когда выпал снег, люди наконец-то ожили.

VII. Работа с текстом

Учитель раздает детям текст отрывка из рассказа "Очерк зимнего дня".

У. Прочитайте текст самостоятельно и расскажите, как люди ждали снега.

Учащиеся читают текст.

– Итак, как же люди ждали снега?

Д. Все молились о снеге, как летом о дожде.

У. А почему летом молятся о дожде?

Д. Когда долго нет дождей, наступает засуха. В такую сушь может погибнуть весь урожай, и тогда люди останутся голодными. Также без дождя летом очень жарко.

У. Вернемся к отрывку из рассказа. Какая картина представляется нам в начале рассказа? Опишите ее.

Д. Кусты и деревья стояли все в инее.

У. Как называет иней Аксаков?

Д. Блестящий иней.

У. Как вы думаете, почему?

Д. В морозные дни обычно бывает солнечно. От лучей солнца иней был блестящим.

У. Зачитайте, что еще сказано о солнечных лучах?

Д. Солнечные лучи осыпали кусты, деревья, камыши и высокие травы холодным блеском алмазных огней.

У. Какую картину мы наблюдаем в начале рассказа?

Д. Солнечный морозный день, небо ясное, ветра нет, тихо. Все деревья и кусты в блестящем инее, который сверкает алмазным огнем.

У. Нравится вам такой вид природы?

Д. Да.

У. Да, ребята, вид природы прекрасен, если бы только не сильный мороз, терпеть который у людей уже не было сил. Как вы думаете, а нравилась ли такая картина самому писателю?

Д. Да.

У. Как вы догадались? По каким словам?

Д. Сергей Тимофеевич пишет, что этот вид зимней природы был великолепен.

У. Правильно, ребята. Аксакову нравилась эта картина. Кто догадается, почему еще Аксаков любил такие безветренные, морозные дни?

Д. Писатель был страстным ружейным охотником, и мелкоснежье было ему выгодно. Стрельба тетеревов, например, была удобна и добычлива, несмотря на стужу.

У. Найдите то место в рассказе, в котором происходит смена картины зимней природы.

Дети перечитывают текст.

– Зачитайте то место в рассказе, где говорится о начале снегопада.

Д. ...И вот, наконец, померкла ясность синего неба... (до слов: ...опускались на землю).

У. Что же изменилось в природе? Каким было небо и каким стало? Что сказано о ветре?

Д. Небо было ясное и синее, теперь ясность неба померкла, потому что пухлая белая туча заволокла весь горизонт.

У. Обратите внимание на эпитеты – прилагательные "белая", "пухлая" туча. Почему так говорит Аксаков?

Д. Белая, так как из снега. Пухлая – значит, очень большая туча.

У. Видите, ребята, писатель использует существительное "туча" в единственном числе, но благодаря таким емким и выразительным прилагательным предложение не теряет своей точности. Сравните: "Туча заволокла весь горизонт" и "Пухлая белая туча заволокла весь горизонт". Прилагательное "пухлая" подчеркивает размеры тучи, что равносильно использованию имени существительного "туча" во множественном числе.

Что сказано о ветре?

Д. Потянул западный ветер, но вскоре он утих.

У. Как описывает снег писатель?

Д. Аксаков называет снег благоприятным. Снег начал прямо, медленно, большими клочьями опускаться на землю.

У. Вы, ребята, когда-нибудь наблюдали такую картину в природе?

Д. Да.

У. Поделитесь своими наблюдениями.

Дети описывают снегопад, который они наблюдали в природе.

– Зачитайте то место в рассказе, где автор говорит об отношении крестьян к снегопаду.

Д. Радостно смотрели...

У. Ребята, вы можете изобразить, как порхают снежинки в воздухе?

Д. Да.

У. На кого похожи снежинки в полете?

Д. На танцующих девушек.

VIII. Физкультминутка

У. Сейчас немного отдохнем. Возьмите в руки бумажные снежинки. Слушайте внимательно мелодию и изображайте порхающие снежинки.

Учитель включает звукозапись "Вальса цветов" П.И. Чайковского.

IХ. Работа с текстом (продолжение)

У. Да, действительно, тихое падение снега прекрасно. Почему Аксаков вышел в поле?

Д. Он хотел насладиться этой картиной.

У. Что теперь представляла собой картина зимней природы?

Д. Все безграничное пространство поля – это снежный поток, который постепенно закрывал все предметы.

У. Какие сравнения использует писатель?

Д. Будто небеса разверзлись, рассыпались снежным пухом.

– Писатель сравнивает снег с подушкой, из которой сыплется пух.

У. Что особенно привлекло Аксакова в этой картине?

Д. Поразительная тишина.

У. Не один Аксаков ощутил необыкновенную тишину во время снегопада. В одном из своих рассказов Константин Паустовский также поделился своими впечатлениями о той тишине, которая наступила в природе во время выпадения первого снега. Послушайте:

"Однажды ночью я проснулся от странного ощущения. Мне показалось, что я оглох во сне. Я лежал с открытыми глазами, долго прислушивался и, наконец, понял, что я не оглох, а попросту за стенами дома наступила необыкновенная тишина. Такую тишину называют "мертвой". Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад..."

Что еще, кроме тишины, было особенным в природе?

Д. Весь воздух был наполнен движением.

У. Как называл это зрелище Аксаков?

Д. Чудное зрелище.

У. "Снег шел беспрестанно, час от часу гуще и сильнее", – пишет Аксаков. Обратим внимание на слова "бесснежие", "мелкоснежье" в тексте. Можем ли мы теперь, когда снега уже выпало много, использовать эти слова?

Д. Нет.

У. Какое слово по аналогии можно составить?

Д. Многоснежье.

У. Действительно, снега было так много, что он закрывал все предметы и одевал землю белым мраком. Обратите внимание на необычное сочетание имени прилагательного с именем существительным "белый мрак". Что означает имя существительное "мрак"?

Д. Отсутствие света, тьму, темень.

У. Казалось бы, мрак бывает только ночью ("во мраке ночи"). Почему же Аксаков использует это словосочетание?

Д. Писатель сравнивает снежный поток со снежною мглой. Мгла – это завеса, ничего не видно. То есть снега было так много, что как будто мрак наступил. Ночью же ничего не видно, и когда снег идет беспрестанно, то нельзя ничего различить, будто ночью. А так как снег белого цвета, получилось словосочетание "белый мрак".

У. Молодцы, ребята. Действительно, часто художники слоRва объединяют в одно словосочетание, казалось бы, несовместимые по значению слова. Однако этот прием помогает передать контрастную картину.

Почему Аксаков, воротившись домой с поля, не зашел в дом, а пошел в сад и с наслаждением ходил по дорожкам, осыпаемый снежными хлопьями?

Д. Он хотел еще долго наслаждаться таким чудом. И даже войдя в дом, он долго стоял у окошка. Наблюдал эту картину до тех пор, пока уже нельзя было различить опускающихся снежинок.

У. Перечитайте текст еще раз и скажите, долго ли шел снег и какие картины вообще описаны в рассказе?

Дети читают текст.

– Как долго продолжался снегопад?

Д. Снег начал идти с раннего обеда. Наступили уже длинные зимние сумерки, а снег так и не прекратился.

У. И вот это все смог передать в своем рассказе Аксаков. Какие же картины описаны в рассказе в целом?

Д. Картина морозного утра.

– С обеда начало снегопада.

– Продолжение снегопада в сумерки.

– Вечер.

У. Все эти четыре картины смог наблюдать и передать нам Аксаков. С помощью чего автор передает движение времени и меняющиеся картины?

Д. Он каждый раз называет время суток, проводит каждую часть суток в разных местах: в поле, в саду, дома.

Х. Лингвистический эксперимент

У. С помощью различных изобразительно-выразительных средств автор смог нарисовать нам картины зимней природы.

Попробуйте прочитать текст, опустив все имена прилагательные.

Дети читают текст.

– Что у вас получилось?

Д. Текст стал невыразительным. Картины неясные.

У. Действительно, вся прелесть, все очарование и великолепие зимнего дня исчезло. Сохранилась лишь констатация фактов.

С какой же целью используются в тексте имена прилагательные?

Д. Для того чтобы точно описать предмет, явления природы, называя всевозможные признаки.

ХI. Определение типа текста, темы и основной мысли

У. Как вы думаете, к какому типу текста относится рассказ?

Д. К повествованию, так как действия сменяют друг друга.

У. Можно ли все описание зимнего дня сфотографировать на один снимок?

Д. Нет.

У. Поэтому это повествовательный текст. Но в этом отрывке описывается снегопад, причем очень подробно. К какому же типу текста относится этот отрывок?

Д. Повествование с элементами описания.

У. В художественной литературе преобладают смешанные типы текстов. Определим тему текста.

Д. Тема текста – снегопад.

У. Определим главную идею текста.

Д. Великолепен вид зимней природы во время снегопада.

У. Ребята, в начале рассказа Аксаков уже использовал такое выражение: "Великолепен был вид зимней природы". Что хотел он этим подчеркнуть, великолепие морозного утра или снегопада?

Д. Мы думаем, и то и другое, так как далее он напишет: "Чудное зрелище представилось глазам моим..."

У. Совершенно верно. Это выражение передает восторг как от морозного утра, так и от снегопада.

У. Крестьяне печалились из-за отсутствия снега, морозных дней. Какие слова в тексте подтверждают, что было очень холодно, голодно, не было снега, ветра?

Д. Слова "безветрие", "бесснежие", "бескормица".

У. Что означают приставки без- и бес-?

Д. В значении отсутствия чего-либо: отсутствие ветра, снега, корма.

У. К какой части речи относятся эти слова?

Д. К имени существительному.

У. Найдите еще в тексте слова с приставкой бес-, без-.

Д. Безграничное пространство.

У. Что означает это словосочетание?

Д. Пространство, у которого, кажется, нет границ.

У. На самом же деле так только кажется. Если находиться на поле, в середине моря, то глазу человеческому не видно предела этому пространству. Какую функцию выполняет приставка без-?

Д. Показывает отсутствие границ.

У. К какой части речи относится слово "безграничное"?

Д. К имени прилагательному.

У. Приставки без- и бес- выполняют ту же функцию, как в имени существительном, так и в имени прилагательном. Попробуйте привести примеры имен существительных и имен прилагательных с этими приставками.

Д. Бессонница, бесприданница, бездельник, безвкусица, безденежье, беззаконие, безлюдье, безработица, бессмыслица, бесценный...

У. От какого слова образовано имя прилагательное "древесный"?

Д. От имени существительного "дерево".

У. Выполним задание, в котором нужно образовать имена прилагательные в сочетании с именами существительными.

Например, лучи солнца – солнечные лучи.

На доске:

Дни зимы, ветер с запада, поток снега, хлопья снега, избы крестьян.

Дети выполняют задание.

– Укажите падеж зависимых имен существительных.

Д. Родительный падеж.

У. Мы уже говорили, что Родительный падеж существительных служит для выражения определительного значения: указывает на предмет, которому принадлежит другой предмет.

Запишем под диктовку первое предложение: "Великолепен был вид зимней природы". Вспомните, как определяют род у имени прилагательного?

Д. По роду имени существительного, с которым оно связано.

У. Определите род имени прилагательного "зимней" (природы).

Д. Женский род.

У. Как быть с теми именами прилагательными, которые относятся к имени существительному общего рода, например, забияка: больш ая , больш ой ?

Д. Определяем по окончанию имени прилагательного.

У. Определите в тексте род у всех имен прилагательных в единственном числе.

Задание выполняется карандашом.

– Выделите окончания у прилагательных.

Дети выполняют задание.

– Вспомним, какие окончания у имен прилагательных в единственном числе?

Д. Окончания женского рода: -ая, -яя.
– Мужского рода: -ой, -ий.
– Среднего рода: -ое, -ее.

У. А во множественном числе?

Д. -ые, -ие.

У. Каких же имен прилагательных оказалось в тексте больше?

Д. Прилагательных мужского рода, следовательно, и существительных этого рода.

ХIII. Физкультминутка

 У. Вы старались, вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем ручки
И дотянемся до тучки.
(Дети поднимают руки, потягиваются к снежной туче.)
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас, детей!
(Дети машут руками, прогоняют тучку.)
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло!
(Дети поворачивают голову влево, вправо, вверх, вниз.)

ХIV. Наблюдение над типами предложений

У. Какие предложения использует Аксаков для описания снегопада?

Д. Повествовательные.

У. Как вы думаете, почему?

Д. Этими предложениями писатель хотел подчеркнуть тихое падение снега, любование природой.

У. С какой интонацией мы будем читать текст?

Д. Спокойно, медленно.

ХV. Творческое задание

У. Попробуйте пересказать текст от третьего лица, пользуясь планом.

На доске:

П л а н

1. Морозное утро.
2. Мольба о снеге.
3. Начало снегопада.
4. Радость крестьян.
5. Чудовищное зрелище.
6. Сумерки.
7. Вечер.

ХVI. Обобщение

 У.Какое явление природы описал Аксаков?

Д. Снегопад.

У. Смог писатель выразить свою радость, восторг при виде снега?

Д. Да.

У. Как ему это удалось?

Дети высказывают свое мнение.

ХVII. Итог урока

У. Какую роль играют имена прилагательные в тексте?

Д. Украшают текст.

У. Как определить род имени прилагательного?

Д. По роду имени существительного, с которым оно связано, по окончаниям.

ХVIII. Домашнее задание

У. Напишите мини-сочинение на тему пословицы "В зимний холод всякий молод". Это может быть текст-рассуждение, повествование с элементами рассуждения, повествование с элементами описания.


* Рассказ (отрывок) взят из книги: Аксаков С.Т. Охота пуще неволи: Сб. произведений. – К.: Днiпро, 1991. – 590 с.; с. 574–576 (весь рассказ); с. 574–575 (анализируемый отрывок).