Елена ТИХОМИРОВА,
г. Троицк, Московская обл.
Сколько башен у Кремля?
Уроки, на которых проводится закрепление
знаний по теме, удобны свободным подбором
материала. Их можно проводить в виде игр,
соревнований, а можно даже в виде экскурсии.
Примером такого заочного путешествия является
урок Елены ТИХОМИРОВОЙ из г. Троицка
Московской области.
3-й класс (1–4)
Тема. "Внетабличное умножение и
деление. Памятники Кремля".
Цели. Закрепление вычислительных
навыков по теме "Внетабличное умножение и
деление"; закрепление умений по теме
"Порядок действий"; повторение единиц длины;
знакомство учащихся с некоторыми историческими
объектами Кремля; воспитание любви к истории
страны.
Оборудование. Схема Кремля,
иллюстрации объектов Кремля (башни, соборы,
колокольня Ивана Великого, Царь-пушка,
Царь-колокол, куранты); магнитофонная запись боя
курантов; книги "Стены и башни Кремля" (авт.
А.Гончарова, А.Хамцов), "Москвоведение. Краткий
справочник" (авт. Т.Александрова, С.Резников).
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Постановка темы урока
Учитель. Сегодня у нас
урок-закрепление по теме "Внетабличное
умножение и деление". Но учебники нам не
понадобятся, так как мы пойдем на экскурсию,
конечно, воображаемую.
Чтобы узнать, куда мы отправимся,
разгадайте слово, зашифрованное на доске.
III. Устный счет
На доске:
60 : 3 = Р
100 : 4 = Ь
30 х 3 = Л
51 : 3 = М
12 х 3 = К
48 : 4 = Е
|
У. Решив примеры, поставьте
буквы на места полученных результатов.
Дети выполняют задание.
– Что у вас получилось?
Дети. Кремль.
У. Молодцы! Именно туда мы с вами
и отправимся.
IV. Закрепление пройденного
У. Кто может сказать, где
находится Кремль?
Д. В центре Москвы, на Боровицком
холме.
У. Правильно. Добраться туда
можно на метро. Представим, что мы выходим на
станции "Александровский сад" и подходим к
стенам Кремля.
Строились они несколько раз. Сначала
были из дерева (и страдали от пожаров), затем из
белого камня и, наконец, кирпичные. Такие, какими
мы их видим сейчас. Этим стенам более 500 лет. Какие
же у них размеры? Чтобы ответить на этот вопрос,
надо выполнить несколько заданий.
Послушайте текст задачи.
Высота стен Кремля разная. Самая
маленькая – 5 м, а самая большая – на 14 м
выше. Какой максимальной высоты достигают стены
Кремля?
Д. От 5 до 19 метров.
У. Общая длина стен – более
2 км, толщина – от 3,5 до 6,5 м. По верху стен
идут двурогие зубцы, похожие на ласточкины
хвосты. Их больше тысячи.
Перед вами ширина и высота зубцов,
данная в сантиметрах. Переведите их в метры.
На доске:
ширина – 100–200 см
высота – 200–250 см
|
Д. Ширина – от 1 до 2 м, высота
– от 2 до 2,5 м.
У. А теперь посмотрим на башни.
Они разные: есть круглые, есть четырехугольные, а
есть проездные. Что значит "проездные"?
Д. Через них можно проехать, они
с воротами.
У. Как мы говорили в начале
урока, Кремль перестраивался несколько раз.
Какими были строения?
Д. Деревянными.
– Белокаменными.
– Кирпичными.
У. Помимо того что
перестраивались стены и здания, увеличивалась
территория, так как росло количество живущих в
Кремле людей. Стены дубового Кремля имели 5 башен.
В дальнейшем их стало больше.
Чтобы узнать, сколько башен было в белокаменном и
стало в кирпичном Кремле, решите задачу.
Тексты задач 1–3 напечатаны на
индивидуальных карточках.
Задача 1
Деревянный Кремль имел 5 башен,
белокаменный – на 3 башни больше, чем деревянный,
а кирпичный – в 4 раза больше, чем деревянный.
Сколько башен было у белокаменного Кремля и у
кирпичного Кремля?
Дети решают задачу в тетрадях, один
ученик – с объяснением у доски.
На доске:
Деревянный – 5 б.
Белокаменный – ?, на 3 б. больше.
Кирпичный – ?, в 4 р. больше.
5 + 3 = 8 (б.) – в белокаменном Кремле.
5 х 4 = 20 (б.) – в кирпичном Кремле. |
– Сколько же башен у Кремля сейчас?
Д. Двадцать.
У. Правильно, их 20. И, как мы
сказали, они разные. Какие именно, вы узнаете,
решив следующую задачу.
Задача 2
Кремль окружает стена с 20 башнями,
проездных из них – в 4 раза меньше. Через сколько
башен можно проехать в Кремль?
Дети самостоятельно записывают
решение задачи в тетрадях.
– Что вы узнали, ответив на вопрос
задачи?
Д. Можно проехать через 5 башен.
У. Хорошо. Вычислив значения
данных выражений, вы узнаете о разновидностях
башен.
На доске:
круглых башен – (100 – 25) : 5 – 12
четырехугольных башен – (20 + 22) х 2 : 7
башен со звездами – (64 + 4 х 9) : 20 |
– Что нового вы узнали?
Д. В кремлевской стене 3 круглых
башни, 12 четырехугольных, на 5 башнях есть звезды.
У. Остановимся на некоторое
время и посмотрим на башни со звездами. Сколько
их?
Д. Пять.
У. Правильно. Это Боровицкая,
Водовзводная, Спасская, Никольская, Троицкая
башни.
Учитель показывает иллюстрации с
изображениями башен.
– Размер каждой звезды – от 3 м до
3,75 м, вес – от 1 т до 1,5 т. Несмотря на это,
звезды свободно и плавно вращаются под действием
ветра.
Сделаны кремлевские звезды из рубина. Освещаются
изнутри мощными лампами днем и ночью. Самые
большие звезды – на Спасской и Никольской
башнях. Внутри башен есть специальные подъемные
приспособления для очистки звезд.
На какой же высоте установлены эти прекрасные
звезды? Чтобы узнать это, решим задачу и найдем
высоту башен.
Задача 3
Высота Спасской башни – 71 м;
Боровицкая – на 17 м ниже Спасской;
Водовзводная – на 7 м выше Боровицкой;
Никольская – на 9 м выше Водовзводной;
Троицкая – на 10 м выше Никольской. Найдите
высоту всех башен.
Дети записывают решение задачи в
тетрадях, один ученик работает у доски с
объяснением.
На доске:
Спасская – 71 м.
Боровицкая – ?, на 17 м ниже.
Водовзводная – ?, на 7 м выше.
Никольская – ?, на 9 м выше.
Троицкая – ?, на 10 м выше.
71 – 17 = 54 (м) – Боровицкая.
54 + 7 = 61 (м) – Водовзводная.
61 + 9 = 70 (м) – Никольская.
70 + 10 = 80 (м) – Троицкая. |
V. Физкультминутка
VI. Закрепление пройденного (продолжение)
У. А теперь войдем на территорию
Кремля через Боровицкие ворота.
Учитель прикрепляет на доску схему
Кремля.
Схематический план Кремля
Башни
1. Спасская
2. Сенатская
3. Никольская
4. Угловая Арсенальная
5. Арсенальная
6. Троицкая
7. Кутафья
8. Комендантская
9. Оружейная
10. Боровицкая
11. Водовзводная
12. Петропавловская
13. Тайницкая
14–15. Безымянные
16. Петровская
17. Беклемишевская
18. Константино-Еленинская
19. Набатная
20. Царская
Исторические памятники
21. Успенский собор (1475–1479 гг.)
22. Благовещенский собор (1484–1489 гг.)
23. Церковь Ризположения (1484–1485 гг.)
24. Грановитая палата (1487–1491 гг.)
25. Архангельский собор (1505–1509 гг.)
26. Колокольня Ивана Великого (1505–1508 гг.)
27. Теремной дворец (1670 г.)
28. Верхоспасский собор (1679 г.)
29. Собор 12 апостолов (XVII век)
30. Потешный дворец (XVII век)
31. Арсенал (1736 г.)
32. Бывший Сенат (1776–1787 гг.)
33. Большой Кремлевский дворец (1838–1849 гг.)
34. Оружейная палата (1844–1851 гг.)
35. Здание администрации президента
36. Дворец съездов (1960–1961 гг.)
37. Царь-пушка (1586 г.)
38. Царь-колокол (1733–1735 гг.)
– Посмотрите на схему. Мимо каких
строений мы двигаемся?
Д. Мимо Оружейной палаты,
Большого Кремлевского дворца.
У. Мы пришли на Соборную площадь.
Какие строения мы здесь видим?
Д. Успенский собор.
– Колокольню Ивана Великого.
– Архангельский собор.
– Благовещенский собор.
– Грановитую палату.
Учитель показывает иллюстрации всех
строений.
У. Как вы думаете, почему площадь
назвали Соборной?
Д. На ней находятся несколько
соборов.
У. Правильно. Пойдем ближе к
колокольне Ивана Великого. Это самое высокое
строение в Кремле. Найдите его высоту, найдя
значение выражения.
На доске:
– Какую высоту имеет колокольня?
Д. 81 метр.
У. Построена эта колокольня
около 500 лет назад. Толщина ее стен – от 2,5 м до
5 м, вверх идет 329 ступеней. Вычислив значения
выражений, вы узнаете количество колоколов на
звоннице и вес самого большого колокола.
На доске:
27 х 2 : 3
(90 – 18) + 4 х 7 – 12 х 3 |
– Что у вас получилось?
Д. На звоннице 18 колоколов. Самый
большой из них весит 64 тонны.
У. Рассмотрите схему. Рядом с
колокольней находятся еще 2 исторических
памятника. Посмотрите на мои открытки. Кто может
назвать эти памятники?
Д. Царь-колокол.
– Царь-пушка.
У. Сходство их в том, что
Царь-пушка никогда не стреляла ядрами, а
Царь-колокол никогда не звонил.
Это достаточно большие и тяжелые сооружения.
Вспомните вес самого большого колокола,
находящегося на колокольне.
Д. 64 тонны.
У. Так вот, вес Царь-колокола на
136 тонн больше. Кто может посчитать и сказать его
вес?
Д. 200 тонн.
У. Решив следующую задачу, вы
узнаете массу пушки.
Царь-колокол весит 200 т, а Царь-пушка
в 5 раз легче. Найдите массу Царь-пушки.
Дети самостоятельно решают задачу.
– Что у вас получилось?
Д. Царь-пушка весит 40 тонн.
У. Вот такие гиганты находятся в
Кремле. Давайте пойдем к Спасской башне.
Вспомните, что вы о ней узнали?
Д. Она проезжая, ее высота –
71 м.
– Наверху находится рубиновая звезда.
У. Молодцы! Кто из вас знает, чем
еще знаменита эта башня, чем отличается от всех
остальных?
Д. На ней находятся часы –
куранты.
У. Посмотрите на иллюстрацию (показ
иллюстрации) и вспомните вид курантов.
Каждый Новый год вся страна с замиранием слушает
12 ударов этих часов. Занимают они на башне 3 этажа.
Как вы понимаете, часы очень большие. Об их
размерах мы сейчас и поговорим.
Выполнив следующие вычисления, мы узнаем вес
часов, высоту цифр, диаметр часов (объяснить, что
такое диаметр), длину стрелок.
На доске:
Вес часов: 100 : 4 =
Высота цифр: 12 х 6 =
Диаметр часов: 66 : 11 =
Длина стрелок: 60 : 20 = |
– Что вы можете сказать о часах?
Д. Часы весят 25 тонн.
– Высота цифр – 72 см.
– Диаметр часов – 6 м.
– Длина стрелок – 3 м.
У. Это не совсем точная длина. Вы
знаете, что минутная стрелка длиннее часовой.
Поэтому чтобы узнать точную длину минутной
стрелки, к полученному результату надо прибавить
28 см.
Д. 3 м + 28 см = 3 м 28 см.
У. А часовая стрелка короче
нашего результата на 3 см.
Д. 3 м – 3 см = 2 м 97 см.
У. Вот какие огромные часы
находятся на Спасской башне. Прежде чем покинуть
территорию Кремля, послушаем бой курантов.
Учитель включает запись боя
курантов.
VII. Самостоятельная работа
У. Итак, мы познакомились с
некоторыми историческими памятниками с
математической стороны. Дальше – отправимся в
школу. Чтобы узнать, как я оценила вашу работу на
уроке, вы должны выполнить задание, похожее на то,
что было в начале урока.
На доске:
20 х 3 : 4 = О
60 + 48 : 2 = Д
(50 + 12) : 2 = В
30 : 2 + 8 = Ц
(100 – 20) : 2 = М
(33 + 27) : 20 = Е
13 х (20 – 14) = Л
81 : (18 : 6) = Ы
|
Дети самостоятельно решают примеры.
– Что у вас получилось?
Д. Слово "молодцы".
VIII. Итог урока
У. Действительно, вы молодцы,
хорошо работали. Оценки за работу на уроке
получили следующие ученики...
Завтра на уроке математики у нас новый материал,
а об архитектурных памятниках Кремля более
подробно вы узнаете на уроках истории.
|