Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2003

МАСТЕРСКИЕ

Светлана БАРАШКИНА,
г. Пенза

Чувствовать природу

Зимняя экскурсия

Важное место в структуре экскурсий занимают наблюдения, которые являются важнейшим источником знаний об окружающем мире и дают материал, на котором строятся мыслительные операции детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся.

3-й класс (1–4)

Тема. "Зимняя экскурсия в лес".

Цели. Познакомить учащихся с зимними изменениями в природе; доказать на природных объектах, что окружающий мир изменяется во времени и в пространстве; установить взаимосвязь между объектами и явлениями природы; воспитывать эстетическое и нравственное отношение к природе; научить младших школьников проводить научные исследования в природе и правильно фиксировать результаты деятельности.

Оборудование. Блокнот, карандаши, линейка, планшет, совок, коробка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Подготовительный момент

Настоящий натуралист никогда не отправляется на природу без дневника, в который он заносит (или зарисовывает в нем) все свои наблюдения и открытия.

План записи:

  • Число, месяц, год; время экскурсии.

    Характеристика погоды:

  • Куда планируется экскурсия.

  • Цель экскурсии (каждый ученик определяет самостоятельно: поиск интересных объектов природы или знакомство с явлениями природы).

  • Описание природной среды.

  • Что обнаружено (рисунки с надписями, схемы, модели, словесные записи).

Советы натуралисту:

1. Возьмите небольшую записную книжку.

2. Прикрепите карандаш к ее переплету, чтобы не потерять его и всегда иметь под рукой.

3. Чтобы ваш дневник был всегда плотно закрыт, используйте тугую резинку. Тогда вы сможете положить между страницами красивое перо или необычный лист и принести их домой в целости и сохранности.

4. Изготовьте небольшую 20-сантиметровую линейку из полоски бумаги. Покройте ее (сверху и снизу) прозрачным скотчем, чтобы она стала прочнее и не испортилась от воды. Держите ее в сложенном состоянии в записной книжке, в которой на первой странице напишите свою фамилию, адрес и телефон. Если вы потеряете свой дневник, кто-нибудь cможет вам его вернуть.

5. Дома перепишите все записи. Некоторые натуралисты ведут самый настоящий журнал, перенося туда записи из дневника.

II. Наблюдения за объектами природы зимой

1. Древесные растения зимой

  • Зимой хвойные деревья выглядят не менее величественно, чем летом. Их жесткие иголки выдерживают сильные морозы.

  • Лиственные деревья стоят с обнаженными ветвями, но их почки готовы раскрыться с первыми лучами весеннего солнца.

Изучите безлиственные стволы деревьев и схематично изобразите в дневнике их форму. Запомните особенности каждой формы.

 Ответьте на вопрос: почему деревья сбрасывают листву на зиму?

Проведите опыт. Положите на тоненькую веточку кустарника плотный комочек снега. Что происходит?

А почему же хвойные и лиственные деревья по-разному встречают зиму?

Чтение стихотворения.

Лист березки, каждый знает,
Много влаги испаряет.
Но зимой земля замерзнет.
Где водицы взять березе?
Вот поэтому она
Сбросить листики должна.
Ну а елочка схитрила,
Хвоей листья заменила:
Иглы ветки покрывают,
Мало влаги испаряют.
Можно ей спокойно спать,
Хвою в зиму не терять.

Что защищает травянистые растения от заморозков? Докажите, что снег является теплым покрывалом.

Выполните задание. Измерьте с помощью линейки глубину снежного покрова. Раскопайте снег, установите, является ли почва рыхлой и влажной, рассмотрите все компоненты почвы, наиболее удивительные: ходы животных, остатки опавшей листвы – зарисуйте в дневник. После исследования закройте участок почвы снегом, чтобы корни растений не замерзли и почва осталась рыхлой и влажной.

2. Следы животных

Даже в морозную погоду животные в лесу не прекращают своей активности. Найдите следы пребывания животных в лесу:

а) тропа со следами животных говорит о том, что это их постоянный маршрут, а размеры следов указывают на приблизительный рост животного. Следы зарисуйте в тетрадь, сделайте надписи названия животного, оставившего след. Незнакомые следы зафиксируйте и оставьте для последующего узнавания;
б) крупные млекопитающие часто трутся о стволы деревьев: отметьте, на какой высоте, и соберите остатки шерсти в коробку или пакет;
в) подберите для коллекции перья, упавшие на землю.

По остаткам пищи в лесу также можно определить обитателя.

  • Шишки, мелкие плоды, семена; посмотрите, как они объедены:

    – четко различимые или измельченные, как на терке, – грызуны;
    – бессеменные шишки – клест;
    – изъеденные или искромсанные – птицы.

  • Ободранная кора деревьев:

    – с крупными отверстиями – дятлы;
    – у самой земли – грызуны (полевая мышь);
    – на высоте (в рост человека) – крупные млекопитающие (кабан, олень).

  • Застрявшие в коре остатки пищи:

    – птицы (поползень, дятлы).

  • Тушки животных – крупные хищные животные (лисицы).

3. Наблюдение за птицами

Начните наблюдать за окраской и поведением птиц зимой. Вы быстро научитесь замечать и распознавать те немногочисленные виды, которые остаются зимовать в наших краях, ведь деревья стоят без листьев.

Воспользуйтесь правилом: старайтесь не делать резких движений, ведите себя тихо – ведь у птиц острое зрение, их легко спугнуть. Продвигайтесь против ветра, так как чуткий птичий слух улавливает малейший шум, издаваемый вами при ходьбе.

Найдите птиц по описанию.

Дятел – величиной с дрозда (23 см). Голос громкий, резкий – "кик-кик". Всем известна весенняя "дробь" дятла. Селится в лесах (преимущественно хвойных) и парках. Летом долбит кору деревьев, доставая личинок и взрослых насекомых; в зимнее время питается семенами сосны и ели.

Снегирь – величиной примерно с воробья (15 см). У самок верх серовато-коричневый, нос – розовато-серый. Голос – мягкое протяжное "дию" или "фью-фью", песня трескучая, с флейтовыми и свистовыми звуками. Живет в лесах (избегает чистых сосняков) с густым подлеском, в садах и парках. Держится скрытно в чаще; там же, невысоко над землей, часто у ствола молодой елочки, строит неглубокое гнездо.

Ворона – черно-серая или черная, 47 см в длину. Редко парит в воздухе. Издает громкое "карр-карр". Населяет открытые ландшафты, лесные опушки и полезащитные лесные полосы. Всеядна: кроме насекомых, червей, мышевидных грызунов, яиц и птенцов, употребляет и растительную пищу. Гнездится одиночно на высоких деревьях в апреле – мае. Оседлая и кочующая птица. Черная окраска характерна также для ворона, который отличается большими размерами, более мощным клювом и клиновидным хвостом.

Клест – крупнее воробья (17 см). Перекрещивание клюва возникает благодаря смещенному вбок росту подклювья. Подобно попугаям, использует клюв и для лазания. Голос – громкое "гипп-гипп-гипп", "кле-кле-кле". Песня – трескучее щебетание с трелями, немного напоминает пение зеленушки. Обитатель хвойных лесов. Питается семенами и почками ели и сосны, а также тлями. Гнездится с января до апреля. Кочующая птица.

В дневнике составьте модель цепи питания каждой птицы в условиях зимнего леса.

Например: семена сосны – дятел.

Чтобы перезимовать, некоторые птицы должны изменить свой рацион, довольствуясь лишь тем, что им удается раздобыть. Чтобы помочь им, установите кормушку. (Кормушку дети готовят заранее, до экскурсии.)

И помните: необходимо выкладывать пищу, когда идет снег или в сильный мороз. Как только погода улучшится, постепенно прекращайте подкормку. Тогда птицы начнут самостоятельно искать корм.

Чтение стихотворения "Помоги".

Не видать в лесу дорожек,
Зерен в поле не найти.
Не жалей для птичек крошек,
Надо их в мороз спасти!
Им ведь надо очень мало:
Воробью насыпь пшена,
Угости синичку салом –
Чтоб вернулась к нам весна.

Дети развешивают кормушки и выкладывают в них корм. В дневнике делают записи по следующему плану:

1. Дата установления кормушки.
2. Какой корм использовали.
3. Место прикрепления. (Краткая морфологическая характеристика дереву или кустарнику.)

Для того чтобы дети согрелись во время экскурсии, планируется физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,
Надо птичек посчитать.
Раз – веселая синица,
Ей на месте не сидится.
Два – задира воробей
Спорит с ветром: кто быстрей (бег).
Три – сорока-белобока,
Как подпрыгнула высоко (прыжок)!
А четыре – наш приятель,
Долбит шишку шустрый дятел (наклоны головы).
Пять – слепая совушка,
Круглая головушка (покачивание головой).

III. Подведение итогов экскурсии

  • Какие изменения произошли в неживой природе зимой?

  • Как эти изменения повлияли на жизнь обитателей леса?

  • Что понравилось вам в зимнем лесу?

  • С какими обитателями леса вы познакомились?

Предлагается по итогам экскурсии оформить записи в полевом дневнике и написать рассказ на тему "Тайна зимнего леса".