Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №1/2003

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана ЛЮЛЬКОВА,
п. Возжаевка Белогорского района Амурской области

Кто играет с нами в прятки?

Есть такие звуки, которые прячутся от нас: слышать мы их не слышим, а на письме обозначать должны. В таких прекрасных словах звуки играют в прятки: сердце, солнце, счастье.
Поплавайте на корабле по стране Орфографии вместе с учителем из п. Возжаевка Белогорского района Амурской области Светланой ЛЮЛЬКОВОЙ и повторите еще раз правило о написании слов с непроизносимыми согласными.

3-й класс

Тема. "Написание слов с непроизносимыми согласными".

Цели. Формировать умение проверять написание слов с непроизносимыми согласными; развивать орфографическую зоркость, речь, внимание.

Оборудование. Рисунок корабля, острова; листки-"паруса"; карточки с названием острова, с буквами в, д, л, т, с текстами; ребус.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы урока

Учитель. Сегодня на уроке мы посетим Необитаемый остров. Правда, этот остров не совсем необитаем, на нем проживают согласные, которые любят играть с людьми в прятки.

Вы спросите, как мы попадем на этот остров? Предлагаю отправиться в путешествие на корабле. Но для того чтобы подняться на палубу этого корабля, необходимо правильно записать число в тетрадях и объяснить написание изученных орфограмм.

III. Чистописание

Учитель прикрепляет на доску рисунок корабля.

У. Вот мы на палубе. Теперь – вперед покорять трудности, которые нам будут встречаться на пути. Вот каким будет первое испытание.

– Рассмотрите внимательно буквы в каждом столбце и найдите "лишние". Именно их мы будем писать.

Дети. Это буквы л, д, т, в.

У. Докажите свою точку зрения.

Д. В первом столбике – парные согласные, л – непарный согласный. Во втором столбике – глухие согласные, д – звонкий согласный. В третьем столбике – непарные глухие согласные, т – парный согласный. В четвертом столбике – непарные звонкие согласные, в – парный звонкий согласный.

IV. Словарно-орфографическая работа

У. Отправляемся в путь. Первый вариант будет располагаться на левом борту, второй вариант – на правом борту. Левый борт, подмигните мне левым глазом. Правый борт, помашите правой рукой. Полный вперед! Поднять паруса!

На доске:

Левый борт

Правый борт

ледок
моря
паруса
корабль
снежки
стоянка
волна

соленый
водичка
морской
веселая
холодная
порывистый
ночной

– Итак, на какие правила эти слова?

Д. Безударные гласные в корне слова.

У. В какой части слова находятся эти орфограммы?

Ответы детей.

– Левый борт, найдите слово, в котором буквой я обозначаем один звук [а].

Д. Моря.

У. Правый борт, найдите однокоренное слово.

Д. Морской.

У. Что вы можете сказать о написании корня в однокоренных словах?

Д. Корень в однокоренных словах пишется одинаково.

У. А теперь каждый найдет на своем парусе "лишнее" слово.

Д. На левом борту "лишнее" слово – "корабль". На правом борту – слово "резкий".

У. И с этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники: находчивые и сообразительные.

V. Знакомство с новым материалом

У. Плавание продолжается. Полный вперед!

На горизонте остров!

Учитель прикрепляет на доску картинку с островом.

– Предлагаю поприветствовать остров. Каким словом обычно приветствуют при встрече?

Д. Здравствуй.

У. Давайте поприветствуем остров все вместе.

Какой удивительный остров!

Как ярко светит...

Д. Солнце.

У. Как радостно бьется...

Д. Сердце.

На доске:

здравствуй

 

солнце

 

радостно

 

сердце

У. Прочитайте слова, написанные на карточках. Что их объединяет между собой?

Д. В середине каждого из этих слов имеется по нескольку согласных.

У. Произнесите данные слова так, как мы это делаем при разговоре, и определите, все ли согласные в середине слова хорошо слышны?

Д. Нет.

У. Произнесите слова по очереди, сравните с написанием. Какой согласный не произносится, а буква пишется?

Д. В слове "здравствуй" не произносится [в], но буква пишется.
– В слове "солнце" не произносится [л], но буква пишется.
– В слове "сердце" не произносится [д], а буква пишется.
– В слове "радостно" не произносится [т], а буква пишется.

У. Запишите эти слова в тетрадь и подчеркните непроизносимые согласные.

Дети выполняют задание.

– Перечислите согласные, которые в этих словах пишутся, но не произносятся.

Д. Согласные в, д, л, т.

У. В какой части слова находятся эти согласные?

Д. В корне слова.

У. Как называются согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся?

Д. Непроизносимые согласные.

У. Вот мы и узнали обитателей этого острова.

Учитель помещает карточки с буквами в, л, т, д на остров.

– Дайте название этому острову.

Учитель прикрепляет название острова на доску.

– Как проверить непроизносимые согласные в корне слова?

Д. Чтобы проверить непроизносимые согласные в корне слова, надо подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки четко произносятся.

У. Среди слов, которые написаны на карточках, найдите те, которые будут являться проверочными. Обоснуйте свой выбор.

На доске:

солнцу
солнышко
солнечно

здравие
здравствовать
здоровье

радость
радостно
радостный

сердечко
сердца
сердчишко

Д. Для слова "солнце" проверочными будут слова "солнышко" и "солнечно". Для слова "здравствуй" – "здравие" и "здоровье". Для слова "сердце" – "сердечко".

У. Запишите проверочные слова в тетрадь.

Дети выполняют задание.

У. Как называются согласные, которые в корне слова не произносятся, но пишутся?

Д. Непроизносимыми.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д. Подобрать однокоренные слова, в которых согласные звуки четко произносятся.

VI. Физкультминутка

У. На доске написаны слова на разные плавила. Если я покажу на слово, в котором есть непроизносимые согласные, вы "плывете". Если в слове нет непроизносимых согласных, вы выполняете прыжок.

На доске:

Земля, якорь, поездка, известняк, дожди, счастливый, туча, звездный.

Дети выполняют задание, сопровождая его указанными движениями.

У. Сегодня на уроке мы открыли для себя новый остров в океане Букв. Можно сказать, что это для нас радостное событие, счастливый радостный день. Каким близким по значению словом можно заменить эти выражения?

Д. Праздник.

Учитель прикрепляет карточку со словом "праздник" на доску.

У. Сколько в этом слове согласных звуков и сколько букв?

Д. Шесть согласных букв, но пять звуков.

У. Какой звук в этом слове непроизносимый?

Д. Звук [д].

У. Как проверить слово "праздник"?

Д. Не можем проверить.

У. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить, следует запомнить его написание. Запишите это слово в тетрадь, поставьте ударение и подчеркните непроизносимую согласную в корне.

Дети выполняют задание.

– Подберите однокоренные слова к слову "праздник".

Д. Отпраздновать, праздничный, празднично.

У. Запишите эти слова в тетрадь.

Дети выполняют задание.

– Что можно сказать о написании корня?

Д. Во всех словах корень пишется одинаково.

VIII. Закрепление

У. Положите перед собой листочки с текстами. Прочитайте задание.

Дети читают текст карточки.

Прочитай текст:

Наступил в...селый праздник. П...года ясная. Солнце льет св...и горячие лучи. На ул...цах н...род. Счастливые люди п...ют в...селые песни. Радостно встр...чают праздник школьники. Всем весело.

Спишите только те предложения, где встречаются слова с непроизносимыми согласными.

– Что необходимо сделать?

Д. Списать предложения, в которых есть слова с непроизносимыми согласными.

У. Найдите слова с непроизносимыми согласными.

Д. Праздник, солнце, счастливые, радостно.

У. Подберите проверочные слова.

Д. Солнце – солнышко, счастливые – счастье, радостно – радость.

У. Написание какого слова с непроизносимым согласным надо запомнить?

Д. Праздник.

У. Как этот текст можно озаглавить?

Выслушиваются предложения детей.

– Теперь вы можете выполнять письменное задание.

Дети списывают предложения.

IХ. Итог урока

У. Наш корабль взял курс домой. Отгадав ребус, вы узнаете название корабля, благодаря которому состоялось наше путешествие.

На доске:

Д. Буревестник.

У. Какая согласная в слове непроизносимая?

Д. Согласная т.

У. Подберите проверочное слово.

Д. Весть.

У. Как называют обитателей острова, на котором мы побывали?

Д. Непроизносимые согласные.

У. Почему их так называют?

Д. При произношении их не слышно.

У. Что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными?

Д. Подобрать проверочные слова, в которых эти согласные четко слышатся.