Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №48/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Надежда МАЛЫШЕВА

Продолжение. См. № 31, 38, 39/99; 1, 32/2000; 2, 24/2001; 3, 32, 35/2002

Остановись перед красотой

Художественный труд

Задача формирования творческой личности, – одна из основных задач, стоящих перед системой образования современного общества. Творческая личность легче адаптируется в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способна определить направление своей деятельности, найти оригинальное решение, обеспечить свою экономическую независимость.
Мы продолжаем знакомить вас с занятиями по программе "Художественный труд" автора Н.А. Малышевой, которые направлены на развитие творческого мышления, совершенствование имеющихся навыков и дальнейшее знакомство с народными ремеслами и традициями, расширение знаний об использовании и художественной обработке современных материалов, развитие способности выполнения коллективных проектов.
Предлагаемый материал направлен на освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами с применением разных инструментов, приспособлений и на развитие собственных возможностей и способностей в условиях свободного творчества учащихся, то есть развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка. Также материал направлен на художественно-практическую деятельность, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства.

4-й класс

В третьей четверти дети продолжают расширять свои знания и умения в ткачестве, вязании крючком, вышивании, знакомятся с народными ремеслами и традициями, вязанием на спицах, совершенствуют свои умения в изготовлении поделок из папье-маше, учатся понимать и работать по схемам, чертежам, лекалам, таблицам.

* * *

Сегодня наиболее распространенными видами пряжи являются шерсть, хлопок, искусственный и натуральный шелк и т.д.

Волокна, из которых делают пряжу для вязания, бывают натуральные и химические. К натуральным волокнам относятся волокна растительного и животного происхождения. Химические волокна получают путем химической переработки различных материалов – дерева, нефти, газа. К волокнам растительного происхождения относятся хлопок, лен, кенаф, джут, пенька.

Хлопок – волокно однолетнего растения хлопчатника, растет на юге. Тонкие, короткие, мягкие и пушистые волокна покрывают семена, находящиеся внутри созревших семенных коробочек. Хлопок-сырец перерабатывают и получают пряжу.

Лен – однолетнее травянистое растение, произрастающее в средней полосе. Его волокна расположены в коре стебля в виде пучков. Из льняной соломки получают льняное волокно – тонкое, прочное, малорастягивающееся.

Из кенафа и джута (травянистые однолетние растения, произрастающие на юге) производят техническое волокно, из пеньки (волокна конопли) – веревки, канаты, рыболовные снасти.

Натуральные ткани животного происхождения – это шерсть и шелк. Для изготовления шерстяной пряжи используют шерсть различных домашних животных – овец, коз, верблюдов, кроликов, собак, ламы, альпака. Шерстяная пряжа – эластичная, мягкая, теплая.

Волокна натурального шелка выделяют гусеницы тутового шелкопряда.

Материалом для различных вязаных поделок могут послужить остатки любой пряжи. Она бывает шерстяной, полушерстяной, искусственной, синтетической, хлопчатобумажной, шелковой, а также бывает пряжа от старых трикотажных вещей. Этот трикотаж нужно предварительно выстирать, высушить, распустить, смотать в клубки, нить выпрямить (клубки кладут в дуршлаг, который устанавливают в кастрюлю с кипящей водой и держат над паром в течение 15 мин) и вновь высушить. Даже узлы, которые получаются при связывании нитей распускаемого трикотажного полотна, не являются недостатком при вязании. Из сильно узловатой пряжи можно сделать гриву льва, уши собаке. Если пряжа в мотках, то ее нужно смотать в клубки. Наматывая нить на клубок, подкладываем под нее два пальца (указательный и средний). Намотаем несколько витков, освободим пальцы, поменяем положение клубка и снова сделаем несколько витков. В таком клубке нить остается ровной и пушистой.

Инструменты для вязания: спицы, крючки. Они бывают металлические, пластмассовые, деревянные, костяные. Две спицы могут быть соединены леской. Спицы бывают разной длины и толщины. И спицы, и крючки имеют номер. Номер соответствует диаметру спицы или головке крючка. Спица должна быть примерно в два раза толще нити.

Рабочее место должно быть хорошо освещено. Сидеть нужно прямо, касаясь спинки стула. Клубок во время вязания лучше положить в небольшую емкость (коробку), стоящую на полу слева.

Перед началом и после работы следует вымыть руки с мылом.

По окончании работы все инструменты уберем в рабочую коробку, концы спиц и крючков вкалываем в клубок и убираем вместе с неоконченной работой.

Перед работой напомним учащимся правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами, правила пользования утюгом.

Занятие 17

Мыльница-мочалочка (рис. 1)

Рис. 1

Рис. 1

Ранее мы учили детей вязать крючком воздушную цепочку, полустолбик, столбик, ободок на голову (№ 3, 2002)*. В начале занятия проведем выставку детских работ, которые они связали дома в свободное время. Отметим положительные стороны в каждой работе и оценим их.

Далее мы продолжим учиться вязать крючком. Для выполнения большинства поделок необходимо уметь вывязывать круг.

Для работы нам понадобятся эластичная нитка, крючок № 3–5. Эластичную нить подготовим заранее так – разрежем по спирали эластичные колготы или чулки (предварительно их выстирав и высушив). Ширина полоски – 2 см. Готовую полоску смотаем в клубок, немного растягивая.

Сначала свяжем воздушную цепочку из 8 петель и соединим последнюю петлю с первой полустолбиком в колечко (рис. 2, а, б, в). Затем введем крючок в колечко и, подхватывая нить, свяжем 16 столбиков (рис. 3)**, соединим первый и последний столбики полу столбиком. В каждом следующем ряду равномерно увеличиваем число провязываемых столбиков до тех пор, пока диаметр круга не станет равным 10–15 см (круг большего размера может стать ковриком у входной двери). Реальное число столбиков в каждом ряду может не совпадать с указанным на схеме количеством столбиков. Важно следить, чтобы вязание было ровным, не было сборок.

Рис. 2

Рис. 2

Далее свяжем 2 ряда без прибавления петель, а затем будем постепенно уменьшать количество столбиков. Это достигается путем периодического пропуска петель. Здесь очень важно соблюдать меру: если убавлять число столбиков слишком быстро, на круге будут складки; если слишком медленно, круг вытянется вверх в виде горки. Через оставшиеся петли (4–6 шт.) протянем крючком нить и стянем центр круга. Нить обрежем и втянем в последнюю петлю.

Рис. 3

Рис. 3

Кончик спрячем вовнутрь работы. В мочалку можно сложить обмылки, тогда ее не нужно будет намыливать.

На базе этого навыка строятся занятия 18 и 19. Поэтому для лучшего закрепления полученного навыка детям дома следует связать круги разного размера, цвета, используя толстую и тонкую пряжу. Будем их называть готовыми элементами. Эти заготовки используем в конструировании плоскостных образов и изготовлении игрушки-сувенира.

Занятие 18

Конструируем из кругов

Что можно сделать из кругов? Нарисуем эскизы будущих поделок в цвете, используя круги: большие и маленькие, однотонные и в полоску. У нас получились: неваляшка, дерево, облако, солнце (рис. 4, а, б). А что еще? А можно ли эти образы объединить в одном панно?

Рис. 4, а

Рис. 4, а

Рис. 4, б

Рис. 4, б

Работу выполняем, разбившись на группы. Можно называться мастерской, ателье, дизайн-студией, которые могут иметь свое название ("Рукодельница", "Мастерица" и пр.).

Каждый коллектив должен иметь руководителя, который определяет объемы, направление деятельности, распределяет обязанности между членами коллектива, готовит представление работы на выставке, ярмарке и пр. Элемент соревнования придаст значительный интерес всему процессу. Важно не допустить уравнивания и не вызвать разочарования у детей в случае поражения. Все эти нюансы можно учесть при создании коллективного проекта.

Создать коллективный проект – значит дать возможность учащимся почувствовать себя членами большой организации, совместно работающей над решением одной задачи, например: оформления интерьера детского учреждения (в который войдут выполненные ранее изделия). Он может стать итоговым завершением работы, проведенной на нескольких занятиях, и домашней работы.

Задачи. Учить детей согласовывать свои действия с действиями других детей, выполняя коллективную работу. Развивать эстетический вкус, желание мастерить красивые, полезные вещи. Формировать интерес к лучшим традициям народных ремесел.

* * *

Искусство изготовления игрушек – один из древних видов народного художественного творчества. Своеобразие изготовления игрушек определяется условиями быта и труда, обычаями народа, национальным характером и используемым материалом. Так, в областях, богатых лесами, игрушки, как правило, делались из дерева; в местах, богатых залежами глины, – из глины и т.д.

Деревянные и глиняные игрушки известны на Руси с глубокой древности. Древнейшие игрушки, найденные на территории нашей страны, относятся ко II тысячелетию до н. э. Различные игрушки найдены в захоронениях Древнего Египта, Греции, Китая и др. Это куклы из дерева и ткани, кожаные мячи, фигурки животных, выточенные из мягкого камня, бивней мамонта. Из глубины веков пришли к нам традиции швейной игрушки-куклы, сшитой из лоскутков ткани, меха.

Во всем мире славится ярко раскрашенная деревянная матрешка, раскроешь ее, а там другая – поменьше, в той – еще меньше и так до самой маленькой. Наряжены первые куклы в русский сарафан и платочек.

Современная игрушка, выполненная художниками, изготавливается из разных материалов с применением разнообразных технологий художественной обработки материалов.

Конспект занятия 19

ПОЛЕЗНАЯ ИГРУШКА

Работу выполняем, разбившись на группы. Можно называться мастерской, ателье, дизайн-студией, которые могут иметь свое название.

Цели. Учить создавать плоскостные, объемные, мягкие и на каркасе, вязанные крючком игрушки-сувениры. Закрепить приобретенные навыки и приемы вязания крючком. Развивать умение конструировать образы из готовых элементов. Привить любовь к красоте, созданной руками человека. Формировать художественный вкус, фантазию, творческое воображение в создании игрушки. Воспитывать бережное отношение к труду. Формировать способность выстраивать последовательность технологической цепочки от материала к образу.

Материалы и оборудование. Образцы различных игрушек-сувениров, репродукции и таблицы графического изображения игрушки и ее составных частей, готовые образцы, готовые элементы (вязаные круги, полупомпоны и пр.). Пряжа разного цвета, пуговицы, крупные бусины, кусочки лески, клеенки, кожи и меха, синтепона или ваты. Каркасы, крючки № 3–5, иголка, ножницы.

П л а н

1. Беседа об истории сувенира и его назначении.

2. Практическая работа: выбор материалов и готовых элементов, эскиз игрушки, вязание и сборка полезной игрушки-сувенира.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Учитель показывает детям различные сувениры и репродукции, выясняет, как они представляют себе значение этого слова. Дети называют наиболее распространенные виды сувениров, вспоминают события, связанные с ними.

Сувенир – это вещь, связанная с воспоминаниями о каких-либо событиях или о каком-то человеке. Сувенирами могут быть различные изделия, имеющие как декоративное, так и декоративно-утилитарное значение. Декоративные изделия, служащие украшением, – это различные панно, глиняные, деревянные, расписные и резные игрушки, к ним можно отнести и самодельные игрушки из ткани и ниток. Сувениры декоративно-утилитарного характера, кроме того, находят применение в быту.

Французское слово "сувенир" означает "подарок на память", пришло в русский язык в Петровские времена. Раньше сувениром считался любой подарок, который прежде всего напоминал о человеке, сделавшем его.

История сувенира своими корнями уходит в глубокую древность, она связана с магическими обрядами. Человек, приписывая силам природы сверхъестественный характер, старался задобрить их. Отсюда почитание идолов, вера в волшебную силу талисманов и амулетов. Созданные руками человека фигурки из глины, дерева, камня играли большую роль в обрядах.

Со временем изображения утрачивают магический смысл, в результате чего идол переходит в разряд игрушки, а талисман или амулет – в разряд украшений. Эти изображения, сохраняющие местные художественные традиции, стали дарить как сувениры.

Практическая работа

Дети подбирают материалы и готовые детали, рисуют эскиз будущей игрушки. Определяют технологическую цепочку ее выполнения, опираясь на таблицы с графическим изображением игрушки. Приступают к выполнению задуманного. Объем работы определяется каждым учеником самостоятельно в зависимости от способностей, приобретенных навыков, желания.

Предлагаемые варианты поделок содержат элементы разной сложности и трудоемкости, поэтому каждый ученик сможет выбрать себе посильную работу. И оформит игрушку, применив творчество и фантазию.

Сувенир "Мышка" (рис. 5, а, б)

Основная вязка – столбики. Свяжем круг диаметром 6 см, далее вяжем туловище высотой 5–6 см (не прибавляя петли), затем набьем заготовку ватой и постепенно убавим петли. Нить обрежем и протянем в последнюю петлю. Кончик ее спрячем внутрь заготовки. Свяжем два круга диаметром 3 см – уши. Хвостик – воздушная цепочка 10–12 см. Обвяжем ее одним рядом столбиков. Пришьем к туловищу ушки и хвостик, затем бусины – глазки и нос.

Рис. 5, а

Рис. 5, а

Рис. 5, б

Рис. 5, б

Подставка для карандашей "Собачка" (рис. 6)

Основная вязка – столбик. Голову-туловище вяжем по кругу снизу вверх, ориентируемся на ширину и высоту каркаса (баночки). К концу вязания вставим в заготовку каркас и уменьшим число столбиков в последнем ряду (вязание закрепится на каркасе). Лапки и накладки мордочки выполним в виде полупомпонов разного размера и цвета. Нос и глаза – пуговицы или крупные бусины. Хвост и уши – из кусочков меха.

Рис. 6

Рис. 6

Футляр для ключей "Кошечка" (рис. 7)

Свяжем: для головы – два круга диаметром 9 см; накладки для мордочки – два круга диаметром 3 см; для носа и глаз – три кружка диаметром 1,5 см. Ушки вывяжем или вырежем из кожи.

На верхний кружок головы пришьем детали мордочки, глаз, носа, усы и рот (узкие полоски кожи), зрачки (вырежем и пришьем овалы из кожи). Верхнюю часть головы положим на нижний круг и сошьем по бокам. Ключи наденем на прочную тесьму, вставим внутрь и пришьем между ушками.

Рис. 7

Рис. 7

Игольница "Боровичок" (рис. 8)

Рис. 8

Рис. 8

Основная вязка – столбик. Вяжем по кругу шляпку; когда она вырастет до нужного размера (диаметр
8–9 см), набьем ее слегка синтепоном, вставим картонный каркас (круг); сменив цвет пряжи, вяжем постепенно, уменьшая число столбиков до диаметра 4 см. Далее вывязываем ножку гриба другим цветом пряжи (высота 6 см). В ножку вставим картонную трубочку, промежутки набьем ватой. Для лужайки вяжем два круга зеленого цвета с учетом размера каркаса (круглой картонной коробочки). На верхней части лужайки выполним травку в виде вытянутых петель (рис. 9). Все ряды петель протягиваем, двигаясь по полотну снизу вверх и придерживая большим пальцем последнюю протянутую петлю. Петли можно протягивать разной высоты. Между деталями лужка вставим каркас (коробочку), края сошьем косыми стежками. Ножку гриба пришьем к верхней части лужка.

Рис. 9

Если дети не успели выполнить игрушку во время занятия, то заканчивают ее дома. А выставку полезных игрушек можно провести в начале следующего занятия.

* * *

Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головой, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления. Играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки.

Театр любили всегда. Стремление к воспроизведению реальной театральной постановки в настоящем театре существует и сейчас. Поначалу в подготовке домашнего спектакля участвовало большинство членов семьи. Одни делали и устанавливали декорации, другие – свет, третьи управляли артистами (куклами), а четвертые обеспечивали музыкальное сопровождение. Куклы и декорации при желании можно было купить, но интереснее сделать их своими руками.

Занятие 20

Кукла для театрального представления (рис. 10)

Разделим учеников на группы по 5–7 человек. Они выбирают название своего театра или мастерской, придумывают образ кукле, ее представление зрителям. По окончании работы устроим концерт, в котором будут участвовать все коллективы со своими куклами и сценками.

Рис. 10

Рис. 10

Голову куклы выполним в виде шара из папье-маше. Возьмем воздушный шар и надуем его до нужного размера. Облепим мокрыми кусочками старой газеты так, чтобы образовался тонкий слой. Далее все последующие слои выполняем, обмакивая кусочки в клейстер. Клейстер приготовим заранее: 1 столовую ложку крахмала соединяем с 1 стаканом воды. Доводим до кипения, постоянно помешивая. Следим, чтобы не образовались комочки.

Дадим заготовке высохнуть. Сдуем и вынем воздушный шар – получили объемную форму. Для удобства окрашивания и декоративного оформления наденем ее на палку-подставку. Лицо куклы загрунтуем белой гуашью (гуашь будем смешивать с клеем ПВА). Дадим высохнуть, затем нанесем слой гуаши телесного цвета, высушим и распишем лицо будущей куклы. Волосы выполним из полосок ткани или ниток, раскрученных веревок, можно использовать и другой подходящий материал.

Готовую голову куклы соединим с серединой большого платка. Чтобы удобнее было управлять куклой, к краям платка пришьем перчатки, которые будет одевать на руки ученик. Куклой легче управлять вдвоем. Голову держим за приклеенный сзади тканевый держатель либо за палочку, вставленную внутрь головы. Костюмом куклы может быть широкая рубашка, платье и др.

Устроим конкурс: чья кукла лучше двигается, говорит. Ученики – победители конкурса в дальнейшем будут управлять куклами-артистами, другие будут отвечать за свет, музыку и декорации. Поставим спектакль, придумав сценарий, либо возьмем уже известный. Весело проведем праздник, пригласив друзей и родных на представление.

Работа позволяет экспериментировать, развивать творческую активность, желание созидать, придумывать, представлять, самовыражаться.

***

Вышивание – общеизвестное и распространенное декоративно-прикладное искусство – это украшение при помощи иголки и нитки разнообразными узорами и орнаментами всевозможных тканей и материалов.

Вышивание было известно в глубокой древности, а колыбелью его был Восток. В Азии это искусство широко процветало задолго до того, как стало известно грекам и римлянам, хотя греки приписывают изобретение вышивания Минерве и Афине Палладе. Легенда рассказывает, что дочь красильщика Арахна научилась у богини ткать и вышивать, а затем превзошла в этом искусстве свою учительницу. Рассерженная богиня превратила ее в паука.

Остатки вышитых одежд были найдены при археологических раскопках развалин ассирийских и персидских городов. В Ветхом Завете описывается красота вышивок на праздничных одеждах иудеев в библейские времена.

В средние века вышивка достигла больших вершин. Великие итальянские и голландские художники рисовали заготовки для гобеленов, на которых вышивались картины на библейские сюжеты. Знатные дамы в своих замках часами расшивали наряды для особо торжественных случаев и покрывала для церковного алтаря. Вышивание любили все: и богатые и бедные.

В ХVIII веке вышивки стали очень дороги. В воспитание девочек обязательно входило обучение искусству вышивки, которым они занимались ежедневно. Вышивание требует большой усидчивости и терпения, что формирует характер будущей женщины. Заканчивая вышивку, девочка указывала на ней свое имя, возраст и число.

В каждой стране был свой собственный стиль вышивки. Самый старинный шов в русских вышивках – "крест". В ходу были вышивки по полотну, а также выдергивание ниток – мережки.

Занятие 21

Учимся вышивать

Вышивание крестом (рис. 11, 12)

Рис. 11

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 12

Крестом вышивают по канве (специальная ткань, переплетение нитей которой образует клетки разной величины) и по счету ниток. Для работы понадобятся: пяльцы, нитки мулине в три нити, игла для вышивания, наперсток. Шов выполняется слева направо. Нитку закрепляем в нижнем углу клеточки и ведем ее по диагонали в противоположный угол. Прокалываем ткань иглой сверху вниз и протаскиваем нитку. Получается половина крестика. Иглу вводим в противоположный угол клеточки – и крестик готов. Если вышиваем ряд крестиков, то сначала делаем ряд косых стежков с наклоном в правую сторону, а на обратном ходе – ряд стежков, перекрывающих первые с наклоном в левую сторону.

Петельный шов (рис. 13)

Рис. 13

Рис. 13

Шов используют при обработке петель или края детали. Его выполняют на любой ткани сильно крученой ниткой слева направо. Иглой прокалываем ткань сверху вниз по вертикали, нитка при этом всегда остается под иголкой. Рабочую нитку протягиваем через ткань равномерно, так как резкие движения образуют неодинаково затянутые петли, что портит вид вышивки. Стежки можно вышивать разной длины (расположенные симметрично, они образуют своеобразный узор) или располагать их различными группами на расстоянии друг от друга.

Петельным швом вышивают контурные линии узора. Им также закрепляют по контуру аппликации.

Шов "в прикреп" (рис. 14)

Рис. 14

Рис. 14

Стежки этого шва могут быть редкими и частыми, наклонными и вертикальными, свободными и стягивающими.

Стебельчатый шов (рис. 15)

Рис. 15

Рис. 15

Шов используют в растительных орнаментах: стебельки цветов, листиков, бутонов. Им оформляют контур. Его выполняют слева направо. Иглу вкалываем на 3–4 нити вправо от первого стежка и выводим в конце этого стежка. Далее прием повторяем.

Шов тамбур (рис. 16)

Рис. 16

Рис. 16

Шов состоит из отдельных петель и образует на ткани цепочку. Петли между собой соединены, так как каждую новую петлю начинают из середины предыдущей, связывая их в рисунок.

Выполняя тамбурный шов, иглу вводим в ткань вертикально сверху вниз (или справа налево), делаем стежок. Нитка ложится под иголку, образуя петлю. Иглу вытягиваем и, придерживая слегка петлю пальцами левой руки, затягиваем рабочую нить. Следующий стежок делаем из предыдущего стежка. При вышивании данного шва рабочую нитку нельзя сильно затягивать, каждый стежок должен свободно ложиться на ткань.

Шов "петля в прикреп" (рис. 17)

Рис. 17

Рис. 17

"Петлю в прикреп" выполняют на основе тамбурного шва. Это ряд изолированных петель, которые можно располагать любым образом. Выполняем шов в два приема. Делаем петлю, как в тамбурном шве, и закрепляет ее стежком "вперед иголка". При этом иглу выводят на расстоянии, нужном для образования следующего стежка. Группирование в розетку изолированных петель швом "петля в прикреп" позволяет создавать узоры, состоящие из различной величины цветов.

Навивные узелки ("рококо") (рис. 18)

Рис. 18

Рис. 18

Шов выполняем следующим образом. Закрепляем нитку, делаем стежок "назад иголку" и, не выводя иглу из ткани, навиваем на иголку нитку (нужное количество витков). Затем протаскиваем иглу через ткань и образовавшуюся спираль придерживаем пальцами, чтобы она не раскрутилась. Узелок закрепляем, вытянув нитку на изнанку ткани.

Швы "штопальный" (рис. 19) и "корзина" (рис. 20) представляют собой ряд вертикальных стежков с последующим их переплетением горизонтальными рядами. Используя нитки разных цветов, можно вышить различные геометрические орнаменты.

Рис. 19

Рис. 19

Вышиванию швов следует уделить большое внимание, как на занятии, так и дома. Дети могут выполнить их, используя другие материалы, чтобы хорошо закрепить этот навык. На базе этого занятия строятся занятия 22, 24 и 25.

Рис. 20

Рис. 20

Занятие 22

Составляем композиции с применением швов, узлов и стежков

Предлагаемые примеры вариантов вышивки изделий разной сложности и трудоемкости. Каждый ученик выберет из них ту или иную, рассчитывая на свои знания, умения, или составит свою композицию. Тренируясь в выполнении швов, стежков и узлов у каждого ученика сложились свои приоритеты, поэтому, составляя композицию, он сможет использовать понравившиеся лично ему.

Следует обратить внимание на подбор материала, на котором будет выполняться работа. Вышивать на плотной, жесткой ткани (бортовка, джинсовая, драп) легче, чем на тонкой ткани (ситец, сатин и пр.) или трикотаже.

Вышивать можно не только нитками, но и другими отделочными материалами: шнурами, воздушными косичками, лентами, сутажом, тесьмой, прядями ниток и т.д. При этом весь отделочный материал остается на поверхности ткани и закрепляется швом "в прикреп" и с "перехватами в прикреп".

Салфетка – неотъемлемая часть оформления обеденного стола. Возьмем ткань размером 30ґ30 см, продернем бахрому, оформим края швами. Чтобы шов был ровным, предварительно вытянем нитку – образовалась дорожка, по которой выполняем шов. Композиции из цветов и листиков разместим в углах, середине и на краях салфетки (рис. 21, а, б).

Рис. 21, а

Рис. 21, а

Рис. 21, б

Рис. 21, б

Грелка на заварной чайник (рис. 22

Рис. 22

Рис. 22

Для изделия возьмем несыпучую ткань (например, драп или нетканый материал). Выкройка (лекало) должна быть на 5 см больше ширины и высоты чайника. При раскрое используем ножницы "зигзаг". Обе детали могут быть одного размера или как у нас: одна деталь чуть больше другой. Вначале оформим нижний край деталей, затем вышьем композицию из цветов, листиков швом "петля в прикреп". Украсим "навивным узелком" серединки цветов и фон. Далее сложим вместе две детали изделия и соединим швом "вперед иголку" с перевивом.

Украшаем варежки и перчатки (рис. 23)

Рис. 23

Рис. 23

Вышивать трикотажные изделия лучше шерстяными нитками. Вышивку на вязаном полотне следует выполнять с особой тщательностью – этого требует петельная структура вязания.

Монограммы (рис. 24)

Рис. 24

Рис. 24

Свои инициалы, монограммы можно выполнить швами: "вперед иголку в два приема", стебельчатым, тамбурным, крестом. Обычно ими украшают носовой платок, салфетку, карман.

Белочка

Рис. 25

Рис. 25

Весьма эффектно смотрится вышивка, выполненная тамбурными стежками "в прикреп" (рис. 25). Для вышивки лучше взять шерстяные нитки или мулине. Начинаем вышивать с края, постепенно перемещаясь к центру аппликации. Тамбурные стежки следующего ряда прикрывают основания стежков предыдущего ряда (с небольшим наложением). Ресницы, ступни ног, окантовку лап выполним стебельчатым швом.

Работа развивает образное мышление, фантазию, эстетический вкус, глазомер. Формирует способность создавать художественные образы при помощи вышивания. Организует ребят, учит четкости, аккуратности, терпению и настойчивости в достижении цели.

Занятие 23

Вяжем на спицах

Рис. 26

Рис. 26

Вязать можно не только крючком, но и на спицах. Сначала научимся набирать петли на спицы. Петли начального ряда можно использовать в аппликации, коллаже. Для этого их нужно снять со спиц и приклеить на фон в виде травы, листвы на дереве или кустарнике, гривы льва и т.д. (рис. 26).

А как можно увеличить длину петель первого ряда? Попробуем набрать петли на линейку.

Набор петель начального ряда (рис. 27)

Рис. 27

Рис. 27

Для набора 10 петель начального ряда отмерим нить длиной 30 см и оденем ее на пальцы левой руки, как показано на рис. 27, а. В правую руку возьмем две спицы. Петли набираем, как показано на рис. 27, б, в, д. Вторую и все последующие петли набираем по рис. 27, г, д.

Лицевые петли (рис. 28)

Рис. 28

Рис. 28

Первая и последняя петля каждого ряда называются кромочной и образуют ровные края (кромки) вязания.

На спице 10 петель. Первую петлю переснимаем на правую спицу, не провязывая (кромочная) (рис. 29). Последнюю петлю всегда провязываем изнаночной петлей.

Рис. 29

Рис. 29

Лицевую петлю вяжем так: вводим конец правой спицы в петлю, немного растягиваем ее, захватив рабочую нить, которая лежит на указательном пальце левой руки, протягиваем ее в растянутую петлю. После чего провязанную петлю сбрасываем с левой спицы.

Платочное вязание (рис. 30)

Рис. 30

Рис. 30

Оно одинаково выглядит с обеих сторон, так как вяжется только лицевыми петлями. В России таким рисунком вязали платки, отсюда и сохранилось название "платочное". Но это вязание еще называют грядками, репсовым, веревочкой и пр.

Изнаночная петля (рис. 31)

Рис. 31

Рис. 31

Снимем кромочную петлю, расположим рабочую нить перед левой спицей. Правую спицу введем в петлю справа налево, обведем ее вокруг рабочей нити и протянем в петлю. Переведем новую петлю на правую спицу, а провязанную сбросим с левой спицы.

Чулочное вязание (рис. 32)

Рис. 32

Рис. 32

Вязание это старинное, пригодное для разнообразных изделий, может быть фоном для выпуклых узоров, вышивок и орнаментов. Полотно чулочной вязки закручивается – эту особенность используют, выполняя рулики. Вязание является односторонним. "Лицевая гладь" – так называют лицевую сторону; изнаночную – "изнаночная гладь".

Вязание тесьмы (рис. 33)

Рис. 33

Рис. 33

Наберем 3 петли и свяжем все ряды одинаково: первую (кромочную) петлю снимаем, вторую провязываем лицевой, третью (кромочную) – изнаночной. Периодически вязаную тесьму выравниваем, растягивая ее вниз.

Закрепление петель последнего ряда (рис. 34)

Рис. 34

Рис. 34

Провяжем две петли вместе, провязанную петлю оденем на левую спицу. Провязанную и следующую за ней петли провяжем вместе и переведем на левую спицу и т.д.

Приобретению начальных навыков и приемам вязания на спицах следует уделить внимание, задать домашнее задание, чтобы закрепить их. На базе этого занятия строится занятие 24.

Занятие 24

Мягкая игрушка "Куколка" (рис. 35, а, б)

Рис. 35, а

Рис. 35, а

Рис. 35, б

Рис. 35, б

Если дети освоили приемы: набор петель, вязание лицевой и изнаночной петель, чулочное вязание, то вязание в полоску будет для них несложным заданием.

Для изделия потребуются остатки разноцветной шерсти, спицы № 2–3, вата или мелкие кусочки синтепона для набивки, иголка, ножницы.

Наберем на спицы 32 петли и вяжем по схеме (рис. 36): башмачки высотой 1 см; далее ниткой другого цвета штанишки или чулочки – высота полоски 3 см; затем меняем цвет нитки и вяжем пуловер высотой 2,5 см; лицо – полоску 2 см (возьмем нитку и спицы тоньше); для шапочки сначала вяжем по прямой 0,5 см, затем, постепенно убавляя петли, еще 1 см. Оставшиеся 4 петли закрываем вместе.

Рис. 36

Рис. 36

Более сложный вариант – кукла в юбочке. Юбочку вяжем отдельно, набрав 40–45 петель, постепенно убавляя к талии (ее высота 1,5 см). Оставшиеся 32 петли соединяем с основной работой. Шлейки вяжем крючком, а нагрудник, шарф можно связать как на спицах, так и крючком. Дополнительные детали одежды могут быть разными: накидка, косынка, жилет и пр.

Связанное полотно сшиваем вместе. Шов получится на спине куколки. Голову набьем и перетянем, собрав на нитку в районе шеи. Руки прошьем по линиям, обозначенным пунктиром на схеме (рис. 36), затем набьем. Затем прошьем по середине – ноги. В самом конце набьем ноги и башмачки и стянем ниткой.

Лицо, волосы, одежду вышиваем.

Опираясь на приобретенный опыт в вязании на спицах и вышивании, каждый ученик выбирает свои способы оформления куколки, воплощая фантазию или реальный образ, упрощая или усложняя работу.

Занятие 25

Жилет для театрального представления

Жилет "Геометрические фигуры"

Жилет "Геометрические фигуры"

Жилет "Жар-птица"

Жилет "Жар-птица"

Жилет "День-ночь"

Жилет "День-ночь"

Жилет "Подводное царство"

Жилет "Подводное царство"

Для изготовления жилета по заранее подготовленным лекалам вырезаем детали (две полочки и спинка, рис. 37, а) из несыпучей ткани.

Рис. 37

Рис. 37

Лекало можно подготовить, пересняв с готовой одежды или выкройки. На занятии понадобятся аппликации, эмблемы, карманы.

Эмблемы, аппликации на одежду (рис. 38)

Рис. 38

Рис. 38

Эмблемы и аппликации вышиваем на небольших кусочках несыпучей, толстой ткани тамбурными стежками "в прикреп", петельным, штопальным швами или на специальной ткани крестом (рис. 39, а, б). К одежде прикрепляем петельным швом или швом "в прикреп".

Рис. 39

Рис. 39

Работу лучше выполнять, разбив учащихся на малые группы по 3 человека.

Каждую полочку, спинку обметаем петельным швом. Затем детали соединим с эмблемами, аппликациями, карманами, пуговицами швами: "в прикреп", петельным (в начале, приметав швом "вперед иголку"). Готовые детали полочки наложим на деталь спинки по плечевым и боковым срезам, соединим швом "крест".

Предлагаем вам различные варианты жилетов с применением аппликации (рис. 40). Для украшения можно использовать крупные и мелкие бусины, пуговицы, стразы, блестки, бисер и т. д.

 Рис. 40

 Рис. 40

Работа развивает воображение, творческое мышление, фантазию, вкус. Формирует способность создавать композицию, размещая эмблемы, аппликации, карманы на полочке, спинке жилета. Ученики приобретают умение согласовывать свои действия с действиями других детей.

* * *

Ручное ткачество возникло в средние века, когда искусные мастера научились ткать на станках целые картины. Гладкие сюжетные ковры получили название "шпалеры". В средневековых замках Северной Европы шпалеры украшали стены, служили перегородками в залах, а в спальнях – балдахинами (вид занавеси).

На шпалерах изображались религиозные и геральдические сюжеты, позднее – пейзажи и картины известных художников-живописцев. Современное название шпалерной техники – гобелен (произошло от фамилии мастера и хозяина мастерской Гобелена). Основной материал, из которого ткут ковры и гобелены, – овечья шерсть. В наше время художники-ткачи используют разнообразные материалы: полоски ткани, трикотажа, тесьму, паклю, шнур, кожу и т.д.

Занятие 26

Учимся ткать (рис. 41)

Рис. 41

Рис. 41

Еще в материалах 2-го класса (№ 2/2001) дети освоили приемы ткачества, но выполняли переплетение на полосках бумаги.

Сегодня мы будем ткать из ниток и полосок ткани. Для небольшого изделия используем рамку для натягивания нитей основы из картона (рис. 42).

Рис. 42

Рис. 42

Вырежем квадрат и сделаем надрезы по верхнему и нижнему его краю (рис. 43, а). Из картонных полос приготовим 3 челнока (рис. 43, б) и намотаем на них полоски ткани разного цвета. Подготовим основу, плотно натянув нить между прорезями картонной рамки (рис. 43, в).


041.gif (8028 bytes)

Рис. 43

Выполним закрепление первого ряда (рис. 43, г). Для этого отмотаем с челнока полоску в два раза длиннее, чем ширина рамки. Обведем ее пальцами вокруг нити основы и затянем петлю, протянув уточную полоску вниз.

Будем выполнять полотняное переплетение, при котором полоска утка проходит поочередно над нитью основы и под ней. Для разделения нитей на четные и нечетные используется гладкая палочка (она называется делительной планкой). Вместо нее можно использовать карандаш или шариковую ручку. Делительной планкой (рис. 43, д) ткачи разделяют нити основы на два ряда – передний и задний. Образовавшееся пространство – "зев" (рис. 44). Сквозь него и проходит челнок.

Рис. 44

Рис. 44

Разделим нити основы делительной планкой (карандашом), проведем между ними челнок. Полоска ткани должна расположиться дугой. Прибьем ее к первому ряду, воспользовавшись расческой с редкими зубьями (вместо специального инструмента колотушки) (рис. 45). Поменяем расположение нитей основы и протянем уток в обратную сторону. Уток не должен стягивать и изгибать крайние нити основы.

Рис. 45

Рис. 45

Через несколько рядов поменяем челнок, будем пропускать полоски ткани другого цвета, затем третьего. Остающиеся сбоку концы полосок по окончании работы закрепим.

По верхнему краю выполним закрепляющий ряд и снимем полотно с рамки, немного согнув рамку. Полотно приклеим к рамке – это фон работы. Составим композицию из вязаных игрушек или игрушек, выполненных на базе полупомпонов, кисточек.

Работа закрепляет приобретенные ранее навыки ткачества, развивает вкус, формирует внимание, аккуратность.