Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №47/2002

УЧИТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Ольга СОКОЛОВА,
учитель средней школы № 37
г. Орел

Литературная гостиная

Литература – прекрасный материал для духовного и эстетического воспитания детей. Произведения Л.Толстого, Ф.Тютчева, И.Тургенева, М.Пришвина, С.Маршака, С.Михалкова, Е.Благининой учат наблюдательности, вниманию, добру, заботе о ближних, любви к родному краю. Еще раз встретиться с произведениями этих авторов в "Литературной гостиной" вас приглашает Ольга Соколова, учитель средней школы № 37 г. Орла.

Тема. "Лев Николаевич Толстой и его "Азбука"".

Цели. Познакомить детей с историей создания "Азбуки" Льва Толстого; формировать устойчивый интерес к чтению, историческую память; вырабатывать навыки грамотного человека; развивать интерес к прошлому своего народа; познакомить со старинным русским бытом, обычаями и обрядами, национальной одеждой; воспитывать интерес к литературному наследию.

Оборудование. Плакаты: "Азбука" Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни", "Чтобы поверить в добро, надо начать делать его" (Л.Н. Толстой); портрет Л.Н. Толстого; выставка книг Л.Н. Толстого; набор открыток "Ясная Поляна"; репродукции картин: Б.М. Кустодиев. "Школа в Московской Руси", Н.П. Богданов-Бельский. "Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского".

ХОД УРОКА

Класс оборудован в стиле толстовской школы (лавки, столы); выставка старинных предметов (рушники, посуда и т.д.); дети одеты в русские одежды.

Учитель. Приглашаю вас на очередное занятие в "Литературной гостиной", на котором мы с вами познакомимся с историей создания "Азбуки" Льва Толстого.

У. Под городом Тулой есть местечко Ясная Поляна, где в своей усадьбе жил и работал писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910).
150 лет назад в стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все поголовно были неграмотны. Осенью 1859 года писатель Лев Николаевич Толстой открыл в принадлежавшей ему Ясной Поляне школу для крестьянских детей. Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрежкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

Учитель показывает репродукцию картины Б.М. Кустодиева (1878–1927) "Школа в Московской Руси" (1912).

Дети. В толстовской школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. Но главное – школа не отпугивала ребят от учения, они чувствовали себя в ней свободно и весело.

В классе ученики рассаживались кто где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру.

Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова-Бельского "Устный счет. В народной школе C.А. Рачинского" (1895).

У. На дом уроков не задавали. Толстой знал, что в тесной, темной избе его ученики не сумеют их выполнить. К тому же деревенские дети много помогали родителям по хозяйству.
На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал им гимнастические упражнения, боролся с ними, бегал наперегонки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор.
В то время книг для детей было мало, и вот известный всему миру писатель пишет для детей "Азбуку". Вышла она в 1872 г. В "Азбуке" Толстой использовал лучшие из сказок, басен, былин, пословиц, поговорок. Через три года появилось второе издание под названием "Новая азбука". Несколько позже были изданы четыре тома "Русских книг для чтения". Всего Львом Николаевичем Толстым написано для детей 629 произведений различных жанров. Это рассказы, сказки, были, очерки, басни и др.
"Новая азбука" учитывала возрастные особенности детей. Сначала шли небольшие рассказы всего в несколько строк.

Дети читают рассказы "Спала кошка на крыше", "Таня знала буквы ", "У Груши не было куклы".

– "Новая азбука" обучала родному языку, развивала художественный вкус, знакомила с бытом людей, жизнью природы.
Все учебные книги Толстого отличаются хорошо подобранным материалом для чтения.
Возьмем, например, книгу рассказов "Скучен день до вечера, коли делать нечего". Рассказы эти необычны, они написаны на русские пословицы, в каждом в образной форме раскрывается смысл той или иной пословицы.

Дети читают рассказы "Скучен день до вечера, коли делать нечего", "И пчела не на себя работает", "На сердитых воду возят".

– Лев Николаевич Толстой сочинял и загадки. Сейчас мы проведем конкурс загадок.

Маленький Ерофейка
Подпоясан коротенько,
По полу скок,
По лавкам скок-скок –
И сел в уголок.

Д. Веник.

У. Без ног, без рук,
Рубашки просит.

Д. Подушка.

У. На дворе горой,
А в избе водой.

Д. Снег.

У. Летит зверек
Через божий домок,
Летит, говорит:
"Моя сила горит…"

Д. Пчела.

У. Лежит – ниже кота,
Встанет – выше коня.

Д. Дуга.

У. Скручен, связан,
По избе пляшет.

Д. Веник.

У. Один льет,
Другой пьет,
Третий растет.

Д. Дождь, земля, трава.

У. Толстой широко использовал всем понятный и доступный жанр басни. В них через иносказание, ненавязчиво, деликатно преподносят любое назидание, сложную мораль. Басни Льва Николаевича воспитывают трудолюбие, честность, смелость, доброту.

Ученик рассказывает наизусть басню "Стрекоза и голубка".

– Писатель добивается, чтобы мораль в его баснях была понятной детям, живой и конкретной.

Ученик рассказывает наизусть басню "Два товарища".

– Басни Толстого описывают реальные условия жизни в крестьянской семье, заставляют задуматься над отношением к старшим и беспомощным.

Ученик рассказывает наизусть басню "Старый дед и внучек".

– Значительное место в учебных книгах Толстого занимают сказки – русские, зарубежные, литературные. Угадайте, из какой сказки эти строки:

"В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Ивановича; вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая, чашечка была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая".

Д. Из сказки "Три медведя".

У. В сказке "Три медведя" писатель изобразил русскую девочку – храбрую, любопытную и шаловливую.
Сказки, созданные писателем, часто имеют научно-познавательный характер. Одушевление предметов, волшебно-сказочная форма помогают усваивать географические понятия.

Ученик рассказывает сказку "Шат и Дон".

– Вспомним еще одну сказку.

Инсценировка сказки "Лиса и тетерев".

– Лев Толстой терпеливо перерабатывал свои произведения для учебных книг. Его сын вспоминал: "Он в то время составлял "Азбуку" и на нас – своих детях – проверял ее. Он рассказывал и заставлял нас излагать эти рассказы своими словами".
Писатель стремился дать детям доступные им сведения о законах природы, советовал, как практически использовать эти законы в быту и хозяйстве.

"Сел рой на куст. Дядя его снял, снес в улей. И стал у него мед целый год".

"Слушай меня, мой пес: на вора лай, к нам в дом не пускай, а детей не пугай и с ними играй".

Писатель учит всматриваться в явления природы, изображает их поэтически, используя меткие сравнения. Таков, например, рассказ "Какая бывает роса на траве".

Ученик читает.

– Особенной поэтичностью отличаются рассказы Льва Толстого о животных. Писатель учит детей дружбе и преданности на примерах из жизни животных, знакомит с повадками животных и птиц, очеловечивает их, наделяет индивидуальными чертами характера.

Ученик читает рассказ "Хотела галка пить...".

– Сообразительность и находчивость галки легко запоминается маленькими детьми. Считая детство важным периодом жизни, Толстой много внимания уделяет образам детей. Он отмечает их впечатлительность, пытливость, любознательность, отзывчивость, трудолюбие.

Ученик читает рассказ "У бабки была внучка...".

– В этом коротком рассказе вскрывается самая сущность взаимоотношений детей и взрослых в крестьянской семье.
Крестьянские дети показаны в родной для них среде, на фоне деревенской жизни, крестьянского быта. Более того, деревня, ее жизнь передаются часто так, что мы видим их глазами ребят.
Случай из жизни деревенского мальчика, о котором поведал Толстой, он наблюдал в своей школе.

Инсценировка рассказа "Филипок".

 Как случилось, что Филипок отправился в школу?

Д. Он захотел учиться.

У. Каким был его путь к школе?

Д. Трудным, с опасностями.

У. Почему он поначалу не решался войти в школу?

Д. Боялся, там уже занимались.

У. Как его встретил учитель?

Д. Приветливо.

У. Рассказы Толстого, посвященные детям, ярко подмечают поведение детей.

Ученики пересказывают рассказы "Косточка", "Правду сказал".

У. С какой книгой Льва Николаевича Толстого мы познакомились?

Д. С "Азбукой".

У. Для чего писатель создал эту книгу?

Д. Чтобы по ней учились читать дети.

У. Кого и где Толстой обучал?

Д. Крестьянских детей в своей усадьбе "Ясная Поляна".

У. Чем его школа отличалась от других школ того времени?

Д. Детей там не били.

У. Произведения каких жанров встречаются в "Азбуке"?

Д. Рассказы, басни, сказки.

У. Молодцы! Вы хорошо запомнили все, что я вам рассказала. Произведения Толстого – это образец того, как нужно писать для детей.
Лев Николаевич Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы, рассказы Толстого выходят почти на всех языках. "Азбука" Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни.

Тема. "Жизнь и творчество Федора Ивановича Тютчева".

Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством Ф.И. Тютчева; развивать и совершенствовать навыки чтения; прививать интерес к книгам, любовь к родному краю, природе; развивать творческие способности учеников.

Оборудование. Пеленг, кодоскоп, проигрыватель, плакаты; выставка книг "Без него нельзя жить..."; цитата "О Тютчеве не спорят – кто не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии" (И.С. Тургенев); карта Орловской области; портреты писателей; портрет Ф.Тютчева; фотографии дома писателя; макет села Овстуг (изготовлен учениками на уроках труда); грамзапись романса С.Рахманинова "Весенние воды"; грамзапись романса "Я встретил вас, и все былое..."; диапозитивы "Мы любим природу".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Добрый день! Проходите в нашу гостиную, рассаживайтесь поудобнее.

II. Постановка темы урока

У. Приглашаю вас в литературную гостиную, которая посвящена жизни и творчеству Федора Ивановича Тютчева.

III. Основная часть

У. Не было и нет бесталанных мест на Руси. Проедешь по ее бескрайним просторам – в любом краю назовут тебе наперечет своих именитых земляков, назовут литературные памятники и литераторов, прославивших историю края. И вот приведут тебя пути-дороги на окраину Орловской губернии (Брянщину), в край древних легенд и прекрасных былей сегодняшнего дня, нам будет о ком и о чем тебе порассказать...
Своими жизнью и творчеством прославил отчий край Федор Иванович Тютчев – классик русской поэзии XIX века...

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Дети. На бескрайних заснеженных просторах затерялось древнее село Овстуг – одно из 100 тысяч сел и деревень, входивших в состав Российской империи. Первые упоминания о нем в жалованных грамотах относятся к XV веку. В "Полном описании церквей и приходов Орловской губернии", составленном в XIX веке, читаем: расположено село Овстуг "в 170 верстах от епархиального города Орла и в 35 верстах от уездного города Брянска. В простонародии... "овстужками" или "стужками" называются связки верхних концов саней. Вероятно, в древности на том месте, где теперь стоит Овстуг, росло много лозы, из которой приготовлялись эти связки, что и могло, как полагают, дать месту, а потом и селу название Овстужник, или Овстуг".

У. "Старинный садик, четыре большие липы, хорошо известные в округе, довольно хилая аллея шагов во сто длиною и казавшаяся мне неизмеримой, весь прекрасный мир моего детства, столь населенный и столь многообразный, – все это помещается на участке в несколько квадратных сажень", – так писал поэт в 1846 году, а через три года, снова оказавшись в Овстуге, он сказал о родных местах:

...Где мыслил я и чувствовал впервые –
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.

Здесь, в родовом дворянском гнезде, в семье Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых
23 ноября (5 декабря по новому стилю) 1803 года родился сын Федор. В Овстуге под сенью усадебных лип и тополей прошло его детство.
Родители поэта были людьми образованными, гостеприимными, добросердечными.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Д. Федор Иванович рано обнаружил необыкновенные дарования и способность к учению. Первоначальное обучение и воспитание будущий поэт получил в домашних условиях под руководством С.Е. Раича – прекрасного педагога, поэта и переводчика. Под влиянием учителя Тютчев занимался литературным творчеством и уже в 12 лет успешно переводил Горация.

У. Осенью 1819 года Тютчев поступает в Московский университет на словесное отделение и через два года, в возрасте 18 лет, блестяще заканчивает его.
В 1822 году Тютчев был зачислен на дипломатическую службу и уезжает за границу. Там он прожил
22 года. За границей Тютчев знакомится с великим немецким поэтом Генрихом Гейне и первым берется за перевод на русский язык его стихотворений.
Как поэт Тютчев сложился к концу 1820-х годов. Значительным событием в его литературной судьбе стала публикация большой подборки стихов под заголовком "Стихи, присланные из Германии" (в сборник вошло 24 стихотворения).
Жуковский, Вяземский высоко оценивали стихи Федора Ивановича и рекомендовали их Пушкину.
В 1836 году Пушкин в журнале "Современник" напечатал их. На Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям его имя по-прежнему осталось неизвестным.

Ученик читает стихотворение "Тени сизые смесились...".

 В 1836 году Тютчев пишет стихотворение "Я помню время золотое...", посвященное Амалии Лерхенфельд.

Ученик читает стихотворение "Я помню время золотое...".

 Позднее было написано стихотворение "Я встретил вас, и все былое..." (1870), ставшее популярным романсом. Послушайте его.

Звучит грамзапись романса.

 Живя на чужбине, Тютчев пристально следил за всем, что происходило в литературной и общественной жизни России, не забывал он и овстугские места. В 1837 году поэт писал из Италии родителям: "Скажите, для того ли я родился в Овстуге, чтобы жить в Турине? Жизнь, жизнь человеческая, куда какая нелепость..."
Осенью 1844 года Тютчев возвращается на родину. В Петербурге Федор Иванович сразу же
завоевывает репутацию блестящего собеседника, тонкого острослова. Начало его поэтической известности положила статья Некрасова "Русские второстепенные поэты". Некрасов отнес его 24 стихотворения "к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии" и без обиняков поставил никому не известного Тютчева в один ряд с Пушкиным и Лермонтовым. Некрасов мечтал видеть стихи Тютчева изданными отдельной книжкой и говорил: "...мы можем ручаться, что эту маленькую книжечку каждый любитель отечественной литературы поставит в своей библиотеке рядом с лучшими произведениями русского поэтического гения".
В 1854 году осуществилось издание книги Тютчева по инициативе и под наблюдением Тургенева.
В дальнейшем высокая оценка поэзии Федора Ивановича Тютчева будет высказана писателями и критиками самых разных литературных направлений: Н.Чернышевским, Л.Толстым, А.Фетом и др.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Д. Многое связывало Тютчева с Петербургом. Но тоска по родным местам щемила душу поэта. 23 июля 1854 года Тютчев отправит письмо в Овстуг своей жене: "...когда ты говоришь об Овстуге, прелестном, благоуханном, цветущем, безмятежном и лучезарном, – ах, какие приступы тоски по родине овладевают мною, до какой степени я чувствую себя виновным по отношению к своему собственному счастью и с каким нетерпением стремлюсь к тебе..."

У. В Овстуге Тютчевым написано более двух десятков стихотворений, поэт приезжал в родное гнездо более десяти раз.
В 1868 году выходит его второй сборник стихотворений, но он не вызвал столь живого отклика в русском обществе. Жизнь поэта все больше клонится к закату. В 1872 году его здоровье резко ухудшилось, через несколько месяцев Федора Ивановича Тютчева не стало. Умер он 15 июля (27 июля по новому стилю) 1873 года в Царском Селе и похоронен в Петербурге на кладбище Новодевичьего монастыря.

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.

Эти строки выбиты на могильной плите Ф.И. Тютчева.
Второе "воскрешение" Тютчева (вновь обострившийся интерес читателей, критиков, издателей) началось на рубеже ХIX–ХХ веков.
Художественная судьба Тютчева необычна: это судьба последнего русского романтика. Романтизм Тютчева сказывается прежде всего в понимании и изображении природы.
Картины природы воплощают глубокие, напряженные, трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке.
При этом изображение природы и мысль о природе сплавлены у Тютчева воедино.
Природа изменчива, динамична. Не знающая покоя, она вся в борьбе противоборствующих сил, столкновении стихий, беспрерывной смене дня и ночи, круговороте времен года, она многолика, насыщена звуками, красками, запахами. Тютчев страдает от невозможности слить свою душу с великой душой природы:

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...

В своей поэзии Федор Иванович Тютчев стремится не к выявлению неповторимого своеобразия той или иной картины природы, а к передаче эмоций, возбуждаемых природой.

Ученик читает стихотворение "Обвеян вещею дремотой...".

 В творчестве поэта нашли отражение все времена года. Тютчев рисует первое пробуждение природы, перелом от зимы к весне.

Ученик читает стихотворение "Еще земли печален вид...".

 В стихотворении "Зима недаром злится..." происходит столкновение времен года, оно представлено в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.

Ученик читает стихотворение "Зима недаром злится...".

 Природа только пробудилась: разве в торопливом говоре вешних ручейков не слышится нам песня тютчевских весенних вод, "славящих приход молодой весны"?! Композитор Сергей Рахманинов воплотил ее хрустальную мелодию в одном из самых известных романсов на стихи Тютчева. (Показ диапозитивов. Звучит романс "Весенние воды".)

 А вот и самый настоящий гимн лету.

Ученик читает стихотворение "Сияет солнце, воды блещут..." (показ диапозитива).

 Что, кажется, может быть лучше лета? Но вот приходит осень, и для нее поэт находит сокровенные строки. Стихотворение "Есть в осени первоначальной..." (показ диапозитива) высоко оценил Лев Николаевич Толстой. Он отметил, как поэт точно употребил слово "праздная" по отношению к осенней полевой борозде. Лев Толстой говорил: "...этим словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер".

Ученик читает стихотворение "Есть в осени первоначальной...".

 Стихотворение "Осенний вечер" – предвестие зимы.

Ученик читает стихотворение "Осенний вечер".

 Пришла зима, и в стихи Тютчева вошла сказка, похожая на безрадостный сон. Потому что поэт не находит подлинной жизни в красоте заснеженного леса, ему чужда прелесть холодного зимнего мира. Зимний мир – "оледенелый", "оцепенелый", "околдованный". В стихотворениях о зиме часто присутствует эпитет "чародей".

Ученик читает стихотворение "Чародейкою Зимою" (показ диапозитива).

 Тютчев всегда показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений, в переходных состояниях – от зимы к весне, от лета к осени, от грозы к успокоению, от дня к ночи, от ночи к утру.

Ученик читает стихотворение "День вечереет, ночь близка...".

 Тютчевская ночь многолика. Она воплощается не только в тревожных, мрачных видениях. Она щедро дарит поэту мгновения живой красоты, поднимает завесу над волшебной мощью одухотворенной природы.

Ученик читает стихотворение "Как хорошо ты, о море ночное...".

 Это стремление улавливать процесс изменения в природе – новое и важное достижение русской лирики, которому у Тютчева будут учиться и поэты, и прозаики. Нельзя, говоря о поэзии Тютчева, не вспомнить и о любимых образах поэта – это гроза и буря. Гроза у Федора Ивановича дается во всей реальности – чувственной, зрительной, слуховой, и все же это не только образ грозы. Это одновременно образ молодости, жизни, взволнованности, обновления.

Дети читают стихотворения "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь".

 Позже мир грозы и бури дается ночью, и ночь эта – грозовая, пронизанная молниями, оглашаемая воем ночного ветра. Стихотворение "Не остывшая от зною..." создано в дороге. Чтобы лучше понять его, нужно представить себе коляску одинокого путника, затерянную в ночи под бескрайним грозовым небом. Вспышки молний во тьме напоминают путнику зеницы, то есть глаза фантастического существа.

Ученик читает стихотворение "Не остывшая от зною...".

 Но поэт сближает бурные стихии в природе со стихиями человеческими. Эти стихи обнаруживают в певце необычайную силу мятежной страсти и тягу к роковому, трагическому, к хаосу стихии и природы души.

Ученик читает стихотворение "О чем ты воешь, ветр ночной?..".

 Часто в картинах природы, рисуемых поэтом, резко проступают социальные мотивы. Недосягаемым образцом христианского смирения и "долготерпения" выступает в его творчестве полная страданий жизнь русского народа.

Ученик читает стихотворение "Эти бедные селенья...".

 Тютчев очеловечивает природу. Он наделяет ее движением, языком. Природа у него "смеется", "тоскует", "спит", "смотрит тоскующими очами". Собирательный образ природы представлен поэтом в лице женщины – "великой матери".

Ученик читает стихотворение "Летний вечер".

 Человек в поэзии Тютчева двуедин: он слаб и величествен одновременно. Для него несомненно величие человека, оказавшегося участником или хотя бы свидетелем решающих исторических свершений:

Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые...

Ученик читает стихотворение "Цицерон".

 Одной из центральных в зрелой лирике Тютчева стала тема любви. С особым драматизмом тема любви раскрывается в стихах.

Ученик читает стихотворение "Я очи знал, – о, эти очи!..".

 Это стихи, пронизанные мукой и болью, тоской и отчаянием, воспоминаниями о былом счастье, непрочном, как и все на земле, но тем не менее единственно доступном человеку.

Ученик читает стихотворение "О, как убийственно мы любим...".

 Стихи Тютчева несут на себе живой отпечаток русского ума, русской души. Кому дорога Родина и ее природа, тому обязательно придется по сердцу пылкая, мудрая, могучая тютчевская поэзия.

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, –
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать...

"Я русский сердцем, душой, глубоко преданный своей Земле", – так когда-то сказал поэт, не помышляя о посмертной славе.

И его, тютчевское, слово отозвалось в сердцах потомков. И как отозвалось! Ныне к поэзии Тютчева приобщены миллионы людей, она получила всенародное признание.
Тютчева любят и знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Сборники его стихотворений изданы на многих иностранных языках: французском, английском, немецком, венгерском, итальянском, японском, чешском, болгарском и других.
Тысячи экскурсантов со всех уголков нашей Родины приезжают в Овстуг – взглянуть на тютчевские места, посетить музей, пройти по дорожкам парка, постоять на берегу пруда, послушать шелест вековых деревьев, полюбоваться тополем в шесть обхватов, припасть к родниковой струе тютчевского ключа.
И поэт, навечно вставший в бронзе на поляне парка, приветствует своих многочисленных почитателей.

Показ фотографий дома, комнат, парка, памятника поэту.

– "Я более всего любил в мире Отечество и поэзию", – говорил Федор Иванович Тютчев.

IV. Заключение

У. Творчеству какого поэта была посвящена наша встреча?

Д. Творчеству Федора Ивановича Тютчева.

У. Где он родился?

Д. В Орловской губернии (области).

У. О чем он писал в своих стихах?

Д. О природе, Родине, любви.

У. Конечно, вы сегодня услышали малую часть произведений Тютчева. Те, кого они тронули, заинтересовали, могут найти сборники со стихами поэта в библиотеках.

Спасибо за хорошую работу! До новых встреч!

Тема. "Жизнь и творчество Ивана Сергеевича Тургенева".

Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством И.С. Тургенева; прививать интерес к книгам, любовь к родному краю, природе.

Оборудование. Портрет И.С. Тургенева; набор открыток "На Родине И.С. Тургенева"; книга "Выставка в школе"; выставки книг, рисунков; портреты Н.Некрасова, А.Фета, Л.Толстого; грамзапись романса "Утро туманное, утро седое" (муз. А. Абаза); плакаты с фотографиями "Тургеневский бережок" и "Дворянское гнездо".

ХОД УРОКА

Учитель. Дорогие гости! Я приглашаю вас в литературную гостиную. Сегодня мы будем говорить о творчестве Ивана Сергеевича Тургенева.

Учитель показывает портрет писателя.

У. С чего начинается Родина? Не каждый человек сразу ответит на этот вопрос. Для Тургенева Родина начиналась с парка в Спасском-Лутовинове, с широких орловских полей, с простого, умного русского крестьянина.

Ученик читает стихотворение И.С. Тургенева "О Русь! Люблю твои поля...".

– "Россия без каждого из нас обойтись может, но никто из нас без нее не может обойтись. Горе тому, кто это думает, двойное горе тому, кто действительно без нее обойдется!" Эти строки из романа "Рудин" написаны Иваном Сергеевичем Тургеневым летом 1855 года в Спасском-Лутовинове – "родном гнезде" писателя.

Рассказывает заранее подготовленный ученик.

Дети. Спасское-Лутовиново расположено на древней, веками обжитой русской земле близ города Мценска. (Показывает на карте Орловской области.) Еще в конце XVI века царь Иван Грозный пожаловал сельцо Спасское Ивану Лутовинову, и с тех пор на протяжении столетий спасскими помещиками были предки Ивана Сергеевича Тургенева. Это поместье было одним из самых богатых в Орловской губернии.
Варвара Петровна Лутовинова обвенчалась в Спасской церкви со своим соседом Сергеем Николаевичем Тургеневым.
Тургеневы жили в Орле на улице Георгиевской (ныне улица Тургенева). 28 октября (9 ноября) 1818 года у них родился сын Иван. (Показывает фотографию Дома-музея И.С. Тургенева в Орле.) Три года спустя семья Тургеневых вернулась в Спасское. Здесь прошло детство будущего писателя. Огромный дом казался мальчику чуть ли не целым городом. В буфетной у горничных и музыкантов он слушал сказки, учился разгадывать загадки, запоминал пословицы и поговорки.
Мальчика манил парк с его запутанными извилистыми тропинками, полянами, заросшими лютиками, незабудками и земляникой, тенистыми липовыми аллеями и потаенными уголками.
Он учился у охотников распознавать птиц по голосам, различать породы деревьев, узнавать цветы и травы. Может быть, именно поэтому так любил маленький Иван общение с простыми людьми, с природой, что только здесь он чувствовал себя на воле.
Шли годы. Тургенев учился в Москве, Петербурге, слушал лекции в Берлинском университете.
Но его влекла деревенская, крестьянская Россия.
Иван Сергеевич часто отправлялся в дальние охотничьи путешествия на берега Десны, в леса и болота Орловского Полесья. Он исходил Орловскую, Курскую, Тульскую губернии, ночевал на сеновалах,
в крестьянских избах, останавливался у помещиков. В своих скитаниях Тургенев впитывал поэзию и мудрость народных сказаний, точность и выразительность народной речи. В нем зрело чувство живой связи с Отчизной, кровного единства с родной землей.
Богатейшие наблюдения народной жизни стали основой знаменитых "Записок охотника". (Показывает книгу.) В сборник "Записки охотника" вошло 25 рассказов.

Дети показывают сценку из рассказа "Бежин луг" от слов "Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго..." до слов "...А вон звездочка покатилась".
Далее ученик читает отрывок из рассказа "Лес и степь" от слов "А осенний, ясный, немножко холодный..." до слов "Голуби быстро кружатся над ней..."

У. Мир музыки нашел отражение в художественной прозе Тургенева. Звуки природы и музыки нередко сливаются у него в едином описании.

Ученик читает отрывок из рассказа "Певцы" (описание пения Якова-Турка).

Звучит русская народная песня.

– В 1852 году вышел рассказ Тургенева "Муму". (Показывает книгу.)

Ученик читает отрывок из рассказа "Муму": "...Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду... навострив уши и поворачивая голову то направо, то вдруг налево, при малейшем стуке за дверями".

– Впервые в русской литературе в рассказах выражена мысль о том, что закрепощенный народ составляет корень и живую душу нации.
В 1852 году Тургенев по личному распоряжению Николая II был выслан в Спасское-Лутовиново под надзор полиции. В мае 1852 года он прибыл в спасскую ссылку. Здесь он еще теснее сблизился с природой, бродил по ближним и дальним окрестностям Спасского, открывал для себя новые места и все глубже впитывал красоту родного края.

Ученики читают стихотворения "Прекрасен русский теплый майский день...", "Утро! Вот утро! Едва над холмами...", "Осенний вечер... Небо ясно".

– На стихотворение Тургенева "Утро туманное, утро седое..." был написан романс. Послушайте его.

Звучит грамзапись.

– Первыми навестили Тургенева в ссылке актер Щепкин, затем поэт и публицист Аксаков, собиратель народных песен Киреевский. В это время Тургенев сблизился с певцом русской природы Фетом.
Осенью 1854 года в Спасском гостил Некрасов.
В 1855 году его навещают Григорович, Дружинин, Боткин.
После отъезда гостей Тургенев пишет роман "Рудин". (Показывает книгу.) На рукописи сделана пометка, что роман написан в Спасском всего за 7 недель. В 1856 году Тургенев выехал во Францию.
После двухлетних скитаний по Европе он вернулся в Россию, в Спасское. Для него наступила пора наивысшего творческого подъема.

Звучит "Лунная соната" Бетховена.

– Один за другим он создает романы "Дворянское гнездо", "Накануне", "Отцы и дети", повесть "Несчастная". Мир музыки присутствует и в этих произведениях. Особенно насыщена музыкой повесть "Несчастная". Эти произведения окончательно утвердили за Тургеневым славу одного из ведущих писателей мира.
Для творческой работы писателю по-прежнему необходимо Спасское. Там сам воздух "полон мыслей".
После завершения работы над романом "Отцы и дети" наступает период спада творческой активности. Тургенев вновь уезжает за границу, подолгу там живет.
К писателю уже пришла мировая известность. Его произведения издаются во многих странах мира. Но письма Тургенева из-за границы наполнены тоской по родине, надеждой на то, что в конце концов он все же вернется в "свой возлюбленный Мценский уезд".
В 1870 году в Спасском Тургенев заново перерабатывает свой последний роман "Новь". В романе мы находим описание парка таким, каким он был при жизни матери Тургенева.
В 1881 году Тургенев приехал в Спасское на все лето. Он вовсе не думал, что оказался дома в последний раз. Наоборот, это было время душевного и творческого подъема от новой встречи с самыми дорогими для него местами. Он приглашает своих друзей. У него в Спасском все лето гостят поэт Я.Полонский, Григорович, Л.Толстой.
В это лето Тургенев работает над "Стихотворениями в прозе" – циклом лирических миниатюр, которые стали своеобразным прощанием писателя с жизнью, родиной и искусством.

Ученик читает стихотворение в прозе "Воробей".

– "Русский язык" – это лирический гимн, исполненный веры Тургенева в великое предназначение своей страны.

Ученик читает стихотворение в прозе "Русский язык".

– Осенью 1881 года Тургенев уехал во Францию. Весной 1882 года, незадолго до планируемого возвращения в Россию, он смертельно заболел.
Безмерной тоской по русской природе, которую он уже больше никогда не сможет увидеть, наполнены слова его последнего привета Спасскому.

Ученик читает отрывок из письма к Полонскому.

– 22 августа (3 сентября) 1883 года Тургенев умер. Тело его было перевезено из Франции в Петербург, по желанию писателя он был похоронен на Волковом кладбище, недалеко от могилы его друга Белинского.
Прошло много лет, но по-прежнему жива благодарность великому писателю, который прославлял красоту России, по-прежнему хранят память о великом писателе тургеневские места. Сегодня Спасское-Лутовиново – это государственный заповедник-музей.
В Орле много мест, которые "помнят" И.С. Тургенева, вдохновляют художников, писателей на создание картин, художественных произведений.
В 1918 году к 100-летию со дня рождения Тургенева был открыт государственный музей. (Показ фотографий музея.)
"Тургеневский бережок", "Дворянское гнездо" – наиболее любимые литературные места Орла, привлекающие гостей города своей неповторимой красотой.

IV. Заключение

У. Как человек может выразить свою любовь к родине?

Д. Может сказать, нарисовать что-то, спеть о чем-то любимом.

У. Почему Тургенев часто скучал по своей малой родине?

Д. Ему пришлось много лет прожить за границей.

У. Как Иван Сергеевич Тургенев проявлял свою любовь к родным местам?

Д. Он описывал их в своих произведениях.

У. Несмотря на то что писатель уезжал за границу и подолгу жил там, он все равно оставался русским человеком, так как здесь, в России, навсегда остались его корни. Поэтому Россия до сих пор помнит и любит этого великого писателя. Когда вы подрастете, то сможете еще лучше оценить талант этого человека.

Тема. "Писатель Михаил Михайлович Пришвин о природе и в защиту природы".

Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством М.М. Пришвина; прививать любовь к родному краю, природе; воспитывать интерес к литературному, художественному наследию Орловского края; развивать творческие способности учеников.

Оборудование. Портрет М.М. Пришвина (1873–1954); грамзапись рассказа "Гаечки"; плакаты "Охранять природу – значит охранять Родину"; "Чувство природы мое есть не что иное, как чувство Родины"; "М. Пришвин – певец русской природы"; выставка книг М. Пришвина; проигрыватель.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы

Звучит песня "Наш край".

Учитель. Сегодняшняя встреча в литературной гостиной посвящена Михаилу Михайловичу Пришвину, который писал о природе и в защиту природы. Мы совершим путешествие по страницам его книг.

Учитель показывает книги, находящиеся на книжной выставке.

III. Основная часть

У. Пришвин родился в имении Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии (теперь Орловская область), провел здесь свое детство. Среди громадного сада с тополевой, ясеневой, березовой, еловой и липовой аллеями стоял старинный деревянный дом. Это было настоящее дворянское гнездо.

Учитель показывает это место на карте Орловской области, вывешивает фотографии дома.

– Из гостиной дверь вела на большую террасу, от которой шла липовая аллея со столетними деревьями. В родных местах открылась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка.

Ученик читает рассказ "Последние цветы".

– Крестьянин Гусек научил будущего писателя понимать многие тайны природы. "Самое главное, чему я у него научился... пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются".
Михаил Михайлович Пришвин прошел большой трудовой путь, был агрономом, народным учителем, ботаником, естествоиспытателем. Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны, прекрасно знал ее север, Дальний Восток, Среднюю Азию, Сибирь. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он умел видеть обыкновенное, волшебное в самом простом: в весенней капели, запахе морозного воздуха, в веселом щебете птиц. И природа для Пришвина неотделима от человека, его судьбы, забот и переживаний.

Ученики читают рассказы "Осеннее утро", "Первый мороз".

– Первый пришвинский сборник рассказов – "Золотой луг". Михаил Михайлович так любил лес и так умел его понимать, что даже в обыкновенной заячьей капустке видел интересное: под жарким солнцем она закрывалась, а к дождю раскрывалась, чтобы ей больше дождинок перепало. Как будто она живое, разумное существо. Художник утверждал, что мир полон чудес и "это... чудеса не как в сказке о живой воде и мертвой, а настоящие... они совершаются везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни, но только часто мы, имея глаза, их не видим, имея уши – не слышим".

Ученик читает рассказ "Золотой луг".

– Пришвин видит и слышит эти чудеса и раскрывает их перед нами. Для него нет растений вообще, а есть белые грибы, голубая черника, кукушкины слезки, заячья капуста; есть животные и птицы: журавль, ворона, овсянка, гусь, лисица. И это только в двух рассказах – "Лисичкин хлеб" и "Гости".

Дети читают рассказы "Лисичкин хлеб" и "Гости".

– Звери и птицы у Пришвина "кукуют", "свистят", "шипят", каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб.

Дети читают рассказы "Силач" и "Последние грибы".

 Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию мира в описаниях, сравнениях.

Дети читают наизусть рассказы "Осинкам холодно" и "Рябинка краснеет".

– Пришвин наделяет зверей способностью "разговаривать", "мыслить".

Звучит грамзапись рассказа "Гаечки".

– Писателя радуют в животных такие прекрасные качества, как ум, сообразительность.

Дети читают рассказы "Дятел" и "Беличья память".

– Но в любом из этих случаев писатель умеет сохранить ту границу, которая отделяет животных от человека. Произведения Пришвина, любимые многими читателями, учат понимать и беречь природу, воспитывают чувство беспредельной любви к нашей великой Родине. Когда будете читать рассказы Пришвина, вам покажется, что писатель взял вас за руку и повел за собой. Вы увидите, словно перед глазами, все, о чем в них написано, научитесь еще лучше понимать и любить родную природу. Она станет и вашим другом. А когда у человека есть настоящий друг, человек становится умнее и добрее.

У. Природа – наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений – наша задача и наш долг. Вдумайтесь в содержание призыва к вам писателя Пришвина.

Ученик читает фрагмент из произведения Пришвина.

Д. "Мои молодые друзья! Мы, хозяева, наглей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину".

У. Спасибо всем выступавшим за помощь в организации сегодняшней встречи. Если вам понравились произведения Пришвина, обращайтесь к книжной выставке и выбирайте заинтересовавшие вас книги.

Тема. "Жизнь и творчество Самуила Яковлевича Маршака".

Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством С.Я. Маршака; формировать у детей устойчивый интерес к чтению; вырабатывать навыки грамотного человека; побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; развивать творческие способности учеников.

Оборудование. Портрет писателя; выставка книг С. Маршака "Про все на свете"; выставка рисунков к стихотворениям С. Маршака "Детки в клетке"; грамзапись пьесы П.И. Чайковского "Времена года. Декабрь"; грамзапись песни "Первый класс" на стихи С. Маршака, муз. Д. Кабалевского; рисунки и картинки к стихам С. Маршака.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель. Ребята! Мы продолжаем с вами путешествие по родной стране. Велика и красива Россия в любое время года, но особенно хороша зимой. Путешествовать мы будем на автобусе.

Шофер. Качу, лечу во весь опор,
Я сам – шофер
И сам – мотор.
Нажимаю на педаль –
И автобус мчится вдаль.
Остановка. Зимний лес.

Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года. Декабрь".
Дети рассказывают стихотворения: "Круглый год. Декабрь", "Вьюга".

У. Мы только что прослушали стихотворения Самуила Яковлевича Маршака. Сейчас мы отправимся в путешествие, в дом, который построил поэт. Пока мы будем ехать, я вам расскажу о нем.

У. Самуил Яковлевич Маршак – широко известный поэт. (Учитель показывает портрет.)
Творчество его многообразно: он снискал заслуженную славу как лирик, сатирик, переводчик и как автор детских стихов, ставших классическими.
Популярность Маршака в нашей стране огромна, несколько поколений людей помнят его стихи с детства. Свой труд и свой талант он щедро отдавал людям.

В пути с утра до первых звезд,
От бурь не знает он защиты.
Но много дней и много верст
Его терпению открыты...

Неутомимый труженик, добрый и честный человек, энтузиаст своего дела, Маршак не терпел "пустого времени". Он писал:

Мы знаем, время растяжимо,
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым
Вы наполняете его.

Он умел наполнить время работой до краев. Корней Иванович Чуковский сказал как-то о своем друге Маршаке: "Слово "строить" – наиболее заметное слово его речи".
Итак, мы подъехали к дому, который построил Самуил Яковлевич Маршак. (Учитель обращается к выставке книг.)

Добро пожаловать!

Ученик рассказывает стихотворение "Пожелание друзьям".

– Сейчас мы познакомимся с первыми стихотворными книжками Маршака. Это были стихи для детей дошкольного возраста. Самуил Яковлевич смотрел на малышей как на равных, с огромным уважением. Что только не превращалось под его пером в звонкую, радостную игру!

– Прослушаем отрывки из стихотворения "Детки в клетке", где звери весело заговорили с нами.

Ребята читают наизусть стихотворение "Детки в клетке".

– В ритме колыбельной – певуча, монотонна и полна повторов, характерных и для сказки, и для колыбельной песни, – написана "Сказка о глупом мышонке".

Инсценировка стихотворения "Сказка о глупом мышонке".

– Сейчас вы прослушаете стихотворение, которое можно одновременно назвать и считалкой, и песенкой, под которую удобно играть в мяч, и даже целым рассказом о мяче.

Ученик читает стихотворение "Мяч".

– Маршак писал считалки, поговорки, сказки, присказки, тараторки. Послушаем еще одну считалку, написанную Маршаком.

Звучит считалка, затем дети читают стихотворения "Два кота", "Лиса и волк".

– Самуил Яковлевич любил загадывать загадки.

Учитель загадывает загадки детям.

 Прилетели галки в поле
И уселись на снегу...
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.

Дети. Буквы.

У. Что за чиж на черном поле
Чертит клювом рыхлый снег?
У чижа ни ног, ни крыльев,
Ни пера, ни пуха нет.

Д. Мел.

У. Меня ждут не дождутся,
А как увидят – разбегутся.

Д. Дождь.

У. Плещет теплая вода
В берегах из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?

Д. Ванна.

У. Маршак не любил уточнять возраст своего читателя, все же незаметно он как бы переходит вместе с ним на следующую ступень – в школу. Правда, и школа для него прежде всего веселая: смешные приключения, сатирические картинки, шутки. Познакомьтесь с веселыми стихами про знаки препинания.

Ученик рассказывает стихотворение "Знаки препинания".

– А теперь послушаем забавную историю про ребят-лентяев.

Звучит стихотворение "Кот и лодыри".

– На стихи Маршака написаны песни. Послушаем песню "Первый класс".

Дети исполняют песню "Первый класс".

– Следующая тема лирики Маршака – природа. Тема вечная для поэзии, главная – для Бунина, учителя Маршака. Лес, сосна, березы, цветы, дождь, зима, весна – все это живет в стихах Маршака.

Цветная осень – вечер года –
Мне улыбается светло.
Но между мною и природой
Возникло тонкое стекло.

Эти строки можно взять эпиграфом ко многим его стихам о природе.

Ребята рассказывают стихотворения "Дождь", "Ландыш".

– Значительную часть в поэтическом наследии Маршака составляют переводы: тончайшие по мысли и поэтической мудрости сонеты Шекспира, бесподобные произведения разных жанров Бернса, английская народная баллада, стихи Байрона, Киплинга, Гейне, Гете, Д.Родари и т.д.

Послушаем переводы с английского.

Звучат английские песенки "Кораблик", "Маленькие феи", "Мэри".

– Во второй половине 1920-х годов появились три новые книжки Маршака, ставшие наиболее известными. Отгадайте их названия.

Дама сдавала в багаж
Диван,
Чемодан,
Саквояж,
Картину,
Корзину,
Картонку
И маленькую собачонку.

Д. "Багаж".

У. Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?

Д. "Почта".

У. Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.

Д. "Вот какой рассеянный".

У. А теперь поиграем. Из каких произведений Маршака эти строчки?

Под пальмами Бразилии,
От зноя утомлен,
Бредет седой Базилио,
Бразильский почтальон.
В руке он держит странное,
Измятое письмо.
На марке – иностранное
Почтовое клеймо.
И надпись над фамилией
О том, что адресат
Уехал из Бразилии
Обратно в Ленинград.

Д. "Почта".

У. Старушка пошла продавать молоко.
Деревня от рынка была далеко.
Устала старушка и, кончив дела,
У самой дороги вздремнуть прилегла.

Д. "Старушка".

У. Три смелых зверолова
Бродили целый день,
А вечером навстречу
К ним выбежал олень.
Один сказал: "Ни слова,
В кустарнике олень!"
Другой сказал: "Корова!"
А третий крикнул: "Пень!"

Д. "Три зверолова".

У. Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Носорог бодает рогом,
Не шутите с носорогом!

Д. "Про все на свете" – Азбука в стихах.

У. Серый,
Усатый,
Весь полосатый...
Кто это такой?

Д. Котенок.

– "Усатый полосатый".

У. Ищут пожарные,
Ищет милиция,
Ищут фотографы
В нашей столице,
Ищут давно,
Но не могут найти
Парня какого-то
Лет двадцати.

Д. "Рассказ о неизвестном герое".

У. Мистер Твистер,
Бывший министр,
Мистер Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир.

Д. "Мистер Твистер".

У. Продрогший пес
Присел и ждет
Перед крыльцом
На тряпке.
Вот по дорожке
Кот идет
В богатой новой шапке.

Д. "Кот-скорняк".

У. Произведения какого автора мы с вами вспоминали?

Д. Самуила Яковлевича Маршака.

У. Какое настроение у вас в конце нашей встречи, после прослушивания стихов Маршака?

Д. Веселое, радостное.

У. Произведения Маршака воспевают добро, труд, отвагу и скромность, любовь и уважение к людям, готовность помочь в беде, сыновнюю привязанность к природе.
Его творчество всем понятно.
Маршак запомнился всем знавшим его с пером в руке, склоненным над книгой. О своем творчестве он сказал:

Немало книжек выпущено мною,
Но все они умчались, точно птицы,
И я остался автором одной
Последней, недописанной страницы.

Тема. "Жизнь и творчество Сергея Владимировича Михалкова".

Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством С.В. Михалкова; формировать устойчивый интерес к чтению; вырабатывать навыки грамотного человека; побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как к источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

Оборудование. Портрет С.В. Михалкова; выставка книг; грамзапись стихотворений "Прогулка", "Дядя Степа" в исполнении автора; детские рисунки; проигрыватель; декорации к сказке "Три поросенка".

ХОД УРОКА

Учитель. "Одно из самых замечательных свойств на свете – это умение удивляться и радоваться. Увидеть солнце, показавшее свой краешек над горизонтом, и удивиться – какое сияние встает над тихой землей. Увидеть летящий самолет и удивиться – как вытягивается в небе серебряная стрелка.
Дети удивляются и радуются больше всех, это понятно: подрастая, мы узнаем огромный, неожиданный мир.
У детей появился новый поэт, самобытный и смелый", – писал Корней Чуковский.
Стих у Михалкова то задушевный, то озорной, неотразимо певуч и лиричен, и в этом его главная сила.
Ребята! Я приглашаю вас в "Литературную гостиную" на урок, посвященный творчеству Сергея Владимировича Михалкова.

У. Сергей Владимирович Михалков – известный писатель, автор многих книг для детей, пьес, сценариев, басен, переводов.
Все начинается с детства.
Михалков вспоминает: "Детство мое прошло в подмосковном поселке Жаворонки. Рядом с перочинным ножиком, рогаткой и другими драгоценными предметами мальчишечьего обихода хранил я в заветной шкатулке домашний журнал с аккуратно переписанными стихами Пушкина и Некрасова".
Стихи Михалков начал писать рано. Впервые они были опубликованы, когда автору исполнилось 15 лет.
В 1936 году в библиотеке "Огонька" вышел сборник Михалкова, состоящий из стихов для детей.
В своих стихотворениях, адресованных детям, поэт интересно и весело рассказывает о важных и серьезных вещах, говорит с детьми как равный с равными, горячо принимая к сердцу их обиды и радости.
Сегодня мы отправимся в путешествие, в поэтический мир Сергея Владимировича Михалкова.
Войти в этот мир – значит заразиться чувством юмора, изящной иронией, освоить идеалы человечности, добра, верности, дружбы.
А путешествовать мы будем на волшебном трамвае.
Садитесь поудобнее, сейчас трамвай отправляется.
Но что это? Он стоит.
Ах, вот в чем дело, ребята! Светофор показывает красный свет. Вспомним правила дорожного движения. Они пригодятся нам в пути.

В исполнении детей звучат стихотворения "Шагая осторожно", "Светофор".

– Путь открыт. А чтобы нам не было скучно ехать, споем песню на стихи Михалкова, музыка Старокадомского "Песенка друзей".

Звучит первый куплет песни. Остановка "Дворик".

– Вспомним, ребята, что все наше детство проходит во дворах, где часто слышны крики, споры, смех, игры, считалки.

В исполнении ученика звучит считалка "Котята".

– Поэт не остается равнодушным и к самому, казалось бы, малозаметному движению детской души. Он видит и знает, как дети умеют повздорить и повеселиться, и помечтать, и малость при случае прихвастнуть.

Звучит стихотворение "А что у вас?".

– Отправляемся дальше. Садитесь поудобнее.

Дети поют второй куплет "Песенки друзей". Остановка "Школа".

– Педагогический талант Сергея Владимировича Михалкова состоит в удивительной способности перевоплощаться в ребенка. Поэт всегда вместе со своими маленькими героями, он весь как бы погружается в ребячью жизнь, участвует во всех детских затеях. Вместе со своими героями, их глазами смотря на мир, поэт отвечает постоянному стремлению детей к живой, увлекательной игре.

Ученики рассказывают стихотворения "Азбука", "Чистописание".

– Сейчас мы послушаем стихотворение "Рисунок". Ребенок у Михалкова не просто рисует, но и преображает мир так, как подсказывает ему детская фантазия, так, как он видит природу, живую и постоянно меняющуюся.

Звучит стихотворение "Рисунок".

– Поэзии Сергея Владимировича присуще то непосредственное, искреннее, восторженное ощущение окружающего мира, которое свойственно самим детям, вступающим в жизнь с неповторимо радостным чувством.

Ученик рассказывает стихотворение "Прививка".

– В 1934 году журнал "Пионер" напечатал стихотворение "Фома". Михалков, пользуясь сказочным сюжетом, показывает детям, как смешно выглядит человек, который никому не верит.

Звучит стихотворение "Фома".

– В самых различных жанрах пробует свои силы Сергей Владимирович. Одно из центральных мест в его творчестве занимает басня.

Ученик рассказывает басню "Зеркало".

– Продолжаем свое путешествие. И пока мы едем, давайте поиграем.

Звучит стихотворение "Поиграем-угадаем". Далее викторина "Откуда эти строки?".

– Угадайте, из какого это стихотворения.

Я сегодня сбилась с ног –
У меня пропал щенок.
Два часа его звала,
Два часа его ждала,
За уроки не садилась
И обедать не могла.

Дети. "Мой щенок".

У. Это кто накрыт в кровати
Одеялами на вате?

Д. "Про мимозу".

У. Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой,
Под мостом
Жил в реке усатый сом.

Д. "Про сома".

У. У меня печальный вид –
Голова моя болит.
Я чихаю, я охрип.
Что такое? Это грипп.

Д. "Грипп".

Звучит грамзапись стихотворения "Прогулка" в исполнении автора.

– Сергей Владимирович Михалков написал очень много пьес для детей.

Инсценировка сказки "Три поросенка".

– Но было бы неполно, говоря о творчестве Михалкова, не сказать о его стихах про дядю Степу. Просто, весело, увлекательно рассказывает поэт в своем "Дяде Степе" о мужестве и благородстве людей. Это сказка-быль.

Звучит отрывок из поэмы "Дядя Степа" (грамзапись).

– А есть ли продолжение у "Дяди Степы"?

Д. Да.

У. А теперь пора возвращаться в класс.

Звучит третий куплет "Песенки друзей".

У. Вот и подошло время прощаться. Ha празднике, посвященном творчеству Михалкова, мы познакомились лишь с маленькой частичкой его творчества. Сергей Владимирович Михалков выступает в самых различных жанрах: пишет стихи, песни, сказки, пьесы, басни, рассказы. Все это результат живого, непосредственного общения поэта с жизнью, с людьми. Возьмите еще раз в руки книги Михалкова и повстречайтесь с любимыми героями.

Тема. "Жизнь и творчество Елены Александровны Благининой".

Цели. Познакомить детей с жизнью и творчеством Е.А. Благининой; формировать у детей устойчивый интерес к чтению; вырабатывать навыки грамотного человека; побуждать учащихся в свободное от уроков время самостоятельно обращаться к книге как источнику содержательного и занимательного проведения досуга; прививать любовь к родному краю, природе.

Оборудование. Портрет Е.А. Благининой; выставка книг "Свет памяти, сиянье детства"; грамзапись колыбельной песни; карта Орловской области; журналы "Мурзилка", "Затейник".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Дорогие ребята! Уважаемые гости! Приглашаю вас в "Литературную гостиную".

II. Постановка темы урока

У. Наша сегодняшняя встреча посвящена жизни и творчеству Елены Александровны Благининой. (Учитель вешает на доску портрет.)

III. Основная часть

У. У каждого человека есть свой любимый писатель или поэт, свой любимый рассказ, роман, повесть, стихотворение. А помните ли вы свою первую встречу со стихами? Давайте вспомним их. Какие же стихи большинство детей слышат первыми?

Дети. Колыбельные песни.

Звучит мелодия колыбельной песни.

У. Да, ласковые слова колыбельной. Негромко повторяясь, песня будто сплетала дремотный полог над вашей постелью, и, засыпая, вы все еще слышали тихую, куда-то ускользающую песенку. Стихотворения Елены Александровны Благининой похожи на песни, которые русская мать поет любимому своему сыну или дочке.
Ежегодно 29 мая Орловская земля широко отмечает праздник, посвященный Елене Александровне Благининой, автору ярких и звучных стихов для детей.
Уроженка Орловщины, детская писательница Елена Благинина хорошо известна российской детворе, ее произведения дети любят и поныне.
Родилась она 29 мая 1903 года в селе Яковлево (учитель показывает деревню Яковлево на карте Орловской области) Мценского уезда Орловской губернии. Училась в Курском педагогическом институте, затем в Москве – в Литературно-художественном институте имени Валерия Брюсова. Елена Александровна часто вспоминала, как было интересно в институте! Туда приезжали и читали стихи Владимир Маяковский и Сергей Есенин. Затем она работала редактором журналов "Мурзилка" и "Затейник" (учитель показывает журналы). В 1939 году в числе лучших детских писателей страны была награждена орденом "Знак Почета".
Желание сложить из знакомых слов что-то складное, радостное, красивое возникает у человека очень рано. Первое стихотворение Елена Благинина, дочь железнодорожника, сочинила, когда ей было 8 лет, глядя на Яковлевский пруд в окружении деревьев огромного барского парка.

Помню я детство далекое милое,
Помню родительский старенький дом.

Народные песни, частушки, пословицы, поговорки, живая и образная речь орловской деревни – вот где источник ее высокой и чистой, подлинно русской поэзии.

Выступления детей с заранее выбранными и подготовленными произведениями.
Ученик читает стихотворение "Гори-гори ясно!".
Дети рассказывают наизусть считалки.

"Наша Маша рано встала..." (Так и хочется подсчитать, сколько всего кукол.)

"Мы делили апельсин…"

"Паровоз, паровоз, что в подарок нам привез..."

– А вот этот стишок автора относится к тараторкам:

У Вари
На бульваре...

Ученик читает стихотворение "Загадка".

– Это стихотворение, полное доброты и сердечности, невольно заставит вас стать добрее и внимательнее к старым людям.

Однако Елена Александровна Благинина не ограничивала себя только такими стихами. Она писала лирические стихи.

Первую книгу для детей, "Осень", Елена Благинина выпустила в 1936 году. В стихах жаркие запахи малинника, спокойная красота рябиновой ветви, запечатленный миг прощания с летом: "Улетают, улетели, улетели журавли".

Ученики читают стихи "Улетают, улетели!", "Белые грибы".

– На стихотворение Благининой "Цветок-огонек" композитор С.Велицкая написала музыку, и получилась песня.

В исполнении детей звучит песня.

– Елена Александровна всем сердцем тянулась к родной стороне. Ее стихи учат детей слушать и понимать шорох дождя, шелест листьев, птичий пересвист, голос ручья.

Звучат стихотворения "Колея", "Эхо".

Учитель обращается к выставке книг.

– Ласковые, умные, задорные стихи Благининой выходили в разных издательствах. О чем ее стихи?

Д. О природе, о любви к Родине, о доме, семье.

Ученики читают стихотворения "Журавушка", "Черемуха" и "Верба".

У. Дом, семья, чувства, которые дети испытывают по отношению к родным и близким, – важная сторона интересов Благининой.

Из множества детских стихов Елены Александровны особенно известны и любимы "Котенок", "Посидим в тишине", "Аленушка". Последнее стихотворение наполнено удивительно веселым, живым, нежным отношением к маленькому человеку.

А у нас есть девочка,
Звать ее Аленушка,
Девочка-припевочка,
Круглая головушка.
Целый день уа-уа –
Вот и все ее слова.

Великолепный русский язык, его глубокая народность, песенность, разнообразие и живость ритмов, острота, яркость, живость слова – вот те качества, которые делают стихи Благининой интересными не только для ребят, но и для взрослых.

В исполнении детей звучат стихи "Уморилась", "Не мешайте мне трудиться", "Приходите, поглядите".

– О чем эти стихи?

Д. О детях, их труде.

У. Правильно, эти энергичные, веселые стихи вызовут у ребят интерес к труду.

Звучит стихотворение "Про хрустальный башмачок".

– Сейчас вы услышите стихотворение, в котором Благинина ненавязчиво учит нежности, деликатности, душевному теплу, внушает ребенку понятие о добре. Послушаем стихотворение "Котенок".

Ученик читает стихотворение.

– И самое главное, что дорого нам в стихах, – искренний голос друга. Его не спутаешь ни с каким другим, как мамин голос.
Сейчас вы услышите стихотворение, строки которого "Мама спит, она устала" заставляют глаза маленьких слушателей загораться счастливым, добрым светом.

Ученица читает стихотворение "Посидим в тишине".

– Благинина, работая над переводами, познакомила юных читателей со стихами Шевченко, Забилы, Квитко, Тувима, Леси Украинки. Послушаем стихотворение польского поэта Юлиана Тувима в переводе Благининой "Все для всех".
Неоднократно приезжая в Орел, поэтесса навещала Спасское-Лутовиново, усадьбу Ивана Сергеевича Тургенева.

Учитель показывает фотографии усадьбы, портрет И.С. Тургенева.

– В Спасском, у знаменитого дуба И. Тургенева (показ фотографии), она с гордостью и радостью говорила о великих земляках. Когда назвала имя Афанасия Фета, воскликнула: "Какой поэт!" (Показ портрета А.Фета.) В мае 1973 года Благинина приехала в Орел, встретилась с детьми, с родственниками на берегу пруда Орлика и полетела, как на крыльях, в милое сердцу Яковлево. Долго она сидела над прудом, любовалась цветущим садом, белыми облаками над полем, уезжая, взяла горсть родной землицы в сумочку и сказала: "Ну, прощай, Яковлево, больше я тебя не увижу!" В Москве, на Панфиловской, каждая встреча с поэтессой становилась праздником. Благинина вспоминала, как в сорок третьем поспешила в освобожденный Орел, где услышала историю о юном партизане Мише Курбакове, воспитаннике Некрасовского детского дома в Орле, и написала "Гармошку" – повесть в стихах.

Ученик читает отрывок из повести:

...Поднялась не зря для мести
Партизанская рука...
...А гармошка, друг сердечный,
Тут останется, в лесу...

– Сейчас мы послушаем несколько стихотворений, посвященных вашим сверстникам, жившим в те далекие годы.
В сквере Танкистов горит Вечный огонь, у здания диорамы Орловской битвы установлен танк, на братской могиле – обелиск с именами. Благинина вспомнила дорогие имена своих земляков:

Спят орлы в сырой земле орловской,
Воротившие бездомным кров, –
Новиков, Благинин и Шабловский,
Заломенков, Бухвостов, Петров.

И когда придет весна, нарвите полевых цветов и попросите папу или маму отвести вас на братскую могилу. Там поклонитесь низко и положите цветы у памятника, на могилу тех, кто много лет назад защитил ваше беспечное детство. И у вас станет очень хорошо на душе.

Ученики читают стихотворения "Шинель", "Подарок", "Клятва бойца".

– Благинина. Это имя принадлежит всем детям, всей русской литературе. Мы должны гордиться этой замечательной поэтессой, достойно продолжившей и своими стихами, и всей своей биографией классические традиции наших великих писателей.

IV. Заключение

У. С творчеством какой детской писательницы мы познакомились?

Д. С творчеством Елены Александровны Благининой.

У. О чем она писала?

Д. О родном крае, о детях, о любви к Родине, к близким.

У. Спасибо вам за хорошо исполненные произведения Благининой, доставившие всем присутствующим удовольствие. До новых встреч в "Литературной гостиной".