Светлана ТРУБАЧЕВА,
с. Подстепки Ставропольского района Самарской
области
В снежной стране
Совсем скоро Новый год. Поэтому и уроки в
последнюю учебную неделю носят праздничный
характер.
Светлана ТРУБАЧЕВА из с. Подстепки
Ставропольского района Самарской области
предлагает провести урок развития речи в снежной
стране.
Тема. "В снежной стране".
(Устное сочинение и фантазирование.)
Цели. Закреплять приемы
логического мышления: умение оценивать предметы
с разных сторон, находить общие и отличительные
признаки слов; развивать чувство ритма и
стихотворного размера, эстетические чувства,
гибкость мышления, расширять словарный запас
учащихся; учить работать в коллективе,
прислушиваться к мнению товарищей.
Оборудование. Макет замка, модели
снеговиков, снежинок, ветров, льдинок, шапочки со
снежинками для каждого ученика, плакат с
названием темы урока, памятки для работы над
сказкой; в качестве угощения – мороженое.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Дети сидят группами по 5 человек.
Учитель. Сегодня урок необычный,
предпраздничный и сказочный.
II. Постановка темы урока
У. Не буду раскрывать секрет
заранее,
А предложу вам сразу же задание.
Эта игра называется "Третий лишний".
Слова на прогулку группами вышли.
Попробуй узнай,
Кто из них третий лишний?
На доске:
а в и
снежная, зима, вьюга
Россия, Италия, страна |
– Найдите "третье лишнее"
слово.
Дети. В первой группе "лишнее" в
– это предлог, остальные – союзы.
– Во второй группе "лишнее"
слово снежная, так как это
прилагательное, а остальные – существительные.
– В третьей группе "лишнее"
слово страна, так как это имя
существительное нарицательное, а остальные –
собственные.
За правильный ответ ученикам
прикрепляется снежинка на шапочку. Таблички с
"лишними" словами выставляются на наборное
полотно.
У. Какие слова стали
"лишними"?
Д. Слова в, снежная,
страна.
У. Это была для мысли разминка,
Мы с ней проложили в сказку тропинку.
Из этих слов выраженье составите –
Тогда и тему урока узнаете.
Д. В снежной стране.
У. Это и есть тема нашего урока.
Учитель прикрепляет плакат с
названием темы урока.
III. Стихотворная пятиминутка
Учитель ставит около доски объемный
замок, изготовленный детьми на уроках труда.
У. В этом замке заснеженном,
В зимней, вьюжной стране
Проживает волшебник.
Кто? Скажите-ка мне!
Д. Дед Мороз.
У. Дед Мороз свой дворец
Жемчугами украсил.
Серебристых узоров на стекла нанес,
Чудесных подарков, забав приготовил.
Ждет на праздник гостей он
В назначенный час.
А вы, ребята, хотите попасть во дворец к
Деду Морозу на праздник?
Д. Да.
У. Пропуском на праздник будут
составленные вами стихотворные двустишия.
Начало записано на доске, продолжение придумайте
самостоятельно.
На доске:
Мы утром в окошко взглянули на
сад...
Не идется и не едется...
Тишина в лесу стоит...
Нам нравится морозная пушистая пора...
По улице гуляет Дедушка Мороз...
Ветер резвый уснул на пути... |
Дети предлагают окончания двустиший.
3а ответы им прикрепляются снежинки
на шапочки.
IV. Решение кроссвордов
У. Чтоб узнать, кого еще
Пригласил Мороз на праздник,
Мы решим сейчас кроссворд
Из загадок самых разных.
Каждой группе учитель раздает
кроссворды с текстами заданий.
Кроссворд 1
Вопросы
1. Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
2. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
3. В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, веселый ...
4. Две плетенки, две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
5. Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора.
6. Подморозило вчера,
Налетела мошкара,
И от этой мошкары
Стали белыми дворы.
7. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
8. Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их ...
Ответы
1. Сосулька. 2. Коньки. 3. Ветер. 4. Варежки.
5. Зима. 6. Снег. 7. Елка. 8. Лыжи.
В выделенных клетках – слово
"Снежинки".
Кроссворд 2
Вопросы
1. Подморозило вчера,
Налетела мошкара,
И от этой мошкары
Стали белыми дворы.
2. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
3. В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, веселый ...
4. Четыре раза к нам приходит дед.
И каждый раз он в разное одет.
Четыре раза платье поменяет
И снова все сначала повторяет.
5. Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос.
Все это делает ...
6. Две плетенки, две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
7. Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
8. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
9. Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их ...
Ответы
1. Снег. 2. Коньки. 3. Ветер. 4. Год. 5. Мороз.
6. Варежки. 7. Снежинка. 8. Елка. 9. Лыжи.
В выделенных клетках – слово
"Снеговики".
Кроссворд 3
Вопросы
1. Растет она вниз головою
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
2. Есть, ребята, у меня
Два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих.
Что за кони у меня?
3. Четыре раза к нам приходит дед.
И каждый раз он в разное одет.
Четыре раза платье поменяет.
И снова все сначала повторяет.
4. Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их ...
5. Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
6. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
7. Две плетенки, две сестренки,
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
Ответы
1. Сосулька. 2. Коньки. 3. Год. 4. Лыжи. 5.
Снежинка. 6. Елка. 7. Варежки.
В выделенных клетках – слово
"Льдинки".
Кроссворд 4
Вопросы
1. Схватил за щеки, кончик носа,
Разрисовал окно без спросу.
Но кто же это? Вот вопрос.
Все это делает ...
2. Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла и пропала.
3. В небе тучи растревожит,
Дождь прогонит проливной,
Лодке парусной поможет,
Засвистит в трубе печной.
Побывал везде на свете
Озорной, веселый ...
4. Две плетенки, две сестренки
Из овечьей пряжи тонкой.
Как гулять – так надевать,
Чтоб не мерзли пять да пять.
5. Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
6. Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их...
Ответы
1. Мороз. 2. Снежинка. 3. Ветер. 4. Варежки.
5. Елка. 6. Лыжи.
В выделенных клетках – слово
"Метели".
После того как дети отгадали
кроссворды, они получают модели снеговиков,
снежинок, ветров и льдинок (каждая группа своего
героя).
V. Придумывание сказок
У. У вас есть герои ваших будущих
сказок: льдинки, снеговики, снежинки и вьюга.
Придумайте о них сказки. На столах у вас лежат
памятки, которые помогут в работе. Прочитайте их.
Памятка
1. Выбери начало для сказки.
2. Назовите героев сказочными
именами, опишите их внешний вид или характер.
3. Опишите случай, который произошел
с героями. Не забудьте о том, что герои
очеловечены и живут они в волшебной стране.
4. В сказке обычно бывает добрый
конец. Чем закончилась ваша сказка? |
– Составьте сказки всей
группой. Если у вас получится, то вы можете их
проинсценировать.
Детям дается время на выполнение
задания, после чего каждая группа рассказывает
свою сказку.
VI. Игра "Хорошо-плохо"
У. Все гости уже собрались в
замечательном замке Деда Мороза. Как вы думаете,
какие угощения может предложить нам Дедушка в
праздник?
Дети высказывают предположения.
За ответы детям на шапочки прикрепляются
снежинки.
– Одним из угощений вы назвали
мороженое.
Если ты решил мороженое
Съесть на улице зимой,
Хорошо это иль плохо ли?
Ты подумай, дорогой.
Мороженое – это хорошо или плохо?
Объясните.
Дети начинают свои ответы словами:
"Мороженое – это хорошо, потому что..." или
"Мороженое – это плохо, потому что...".
– Вы говорили, что, когда ешь
мороженое, можно нечаянно испачкать одежду. Как
избежать этого? Что вы можете предложить?
Придумайте приспособления для того, чтобы не
испачкаться, когда ешь мороженое.
Дети фантазируют, высказывают свои
предложения.
VII. Подведение итогов урока
У. Вспомните, чем вы занимались
на уроке. Расскажите, что понравилось.
Выслушиваются ответы детей.
Подсчитывается количество снежинок на шапочках.
– В самом начале урока я обещала вам
сюрприз. Он здесь. Его прислал для вас Дедушка
Мороз.
Учитель раздает мороженое детям.
|