Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Ольга БЕЛОКОЛОЦКАЯ,
с. Бурлацкое,
Благодарненский район,
Ставропольский край

Разделительный мягкий знак

Любой урок проходит интереснее, если проводить его в виде игры. Ольга БЕЛОКОЛОЦКАЯ из с. Бурлацкое Благодарненского района Ставропольского края предлагает отправиться в путешествие с детьми, не выходя из класса, и вспомнить правило о написании слов с разделительным мягким знаком.

Тема. "Разделительный мягкий знак".

Цель. Закреплять знания о разделительном мягком знаке, развивать умение употреблять в письменной речи слова с разделительным мягким знаком.

Оборудование. Плакат с изображением планет; картинки с изображениями ракеты, ружья и стульев; телеграмма.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Ребята, вы любите путешествовать?

Дети. Да.

У. Приглашаю вас путешествовать,

Знания свои совершенствовать.

II. Сообщение темы и цели урока

У. Сегодня мы отправляемся в путешествие в грамматическое пространство, в галактику разделительного мягкого знака.

Во время путешествия вы будете учиться писать слова с разделительным мягким знаком и обосновывать эту орфограмму. К концу урока каждый должен уметь это делать.

III. Работа над правильным произношением слов

У. Прочитаем, что нужно взять с собой в путешествие.

На доске:

Догово'р
Докуме'нт
Инструме'нт

– Проверьте, какой документ должен быть у вас на месте?

Д. Дневник.

У. Какие инструменты у вас готовы?

Д. Ручка, линейка.

У. Тогда запишите в тетрадях дату нашего путешествия и вспомним наш договор.

Дети вспоминают правила посадки при письме.

Д. Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я, друзья, от вас не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

IV. Чистописание

У. Путешествовать будем вот на этой ракете.

Учитель прикрепляет на доску изображение ракеты.

– Чтобы ракета взлетела, мы должны заправить ее топливом. Для этого надо красиво записать слоги, которые нам понадобятся во время путешествия.

На доске:

тья нье льё вьи пью

– Что объединяет эти слоги?

Д. Все эти слоги с разделительным мягким знаком.

У. Когда пишется разделительный мягкий знак?

Д. Между согласными и гласными и, е, ё, ю, я.

У. Приведите примеры.

Д. Семья, воробьи, счастье.

У. Что показывает разделительный мягкий знак?

Д. Что согласный с гласным при произношении не сливаются.

У. Запишите слоги.

Дети выполняют задание.

V. Словарная работа

У. Пока вы писали, кое-кто пришел с вами попрощаться. А кто – вы сейчас сами догадаетесь.

Он соло пел среди ветвей,
Его назвали...

Д. Соловей.

У. Я весь день ловлю жучков,
Уплетаю червячков.
В теплый край не улетаю,
Здесь, под крышей, обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый...

Д. Воробей.

У. Измените эти слова так, чтобы они обозначали несколько предметов.

Д. Соловьи, воробьи.

У. Запишите эти слова, подчеркните безударные гласные.

Дети выполняют задание.

– В чем сходство этих слов?

Д. Эти слова словарные, в них есть разделительный мягкий знак, они обозначают названия птиц.

У. В чем различие между этими птицами?

Д. Соловей – перелетная птица, воробей – зимующая.

У. Устно составьте предложения с этими словами.

Д. Воробьи весело купались в луже. Соловьи осенью улетели на юг.

VI. Закрепление пройденного материала

У. Чтобы ракета тронулась с места, мы должны устранить неполадки в этом предложении, слова которого рассыпались.

На доске:

воробьи, из, водичку, пьют, лужи

– Запишем это предложение с комментированием.

Один ученик диктует предложение:

Воробьи пьют водичку из лужи.

У. Подчеркните главные члены предложения.

Дети подчеркивают слова воробьи, пьют.

– Сядьте удобно, закройте глаза и представьте, как мы летим по грамматическому пространству. И вот ракета сталкивается с темной планетой. Жители этой планеты нас не отпустят, пока мы не ответим на их вопросы.

Что это за золотые монетки, которые падают с ветки?

Д. Листья.

У. Когда опадают листья с деревьев?

Д. Осенью.

У. Запишите эти слова, подчеркните буквы, перед которыми пишется разделительный мягкий знак.

Дети выполняют задание.

VII. Физкультминутка

VIII. Закрепление пройденного материала (продолжение)

У. Наша ракета приземлилась на планету Книжная. Жители этой планеты просят вас выполнить задание № 204 из учебника.

Выполняя это задание, мы будем тренироваться различать разделительный мягкий знак и мягкий знак, показывающий мягкость согласного.

Дети распределяют слова в два столбика: с разделительным мягким знаком и со смягчающим мягким знаком, объясняют свой выбор.

– Вы хорошо справились с заданием. Летим дальше. Перед нами планета Веселых человечков, они нас приглашают поиграть в игру "Не ошибись". Поставьте руки на локти, приготовьте ладошки. Я буду называть слова, если в них надо писать разделительный мягкий знак, то вы должны хлопнуть в ладоши. А я посмотрю, кто из вас самый внимательный.

Стулья, листья, кольцо, варенье, пальто, жилье, вьюга, ружье, коньки, беленький.

Дети выполняют задание.

– Отправляемся дальше. Смотрите, какая красивая планета перед нами. Кто здесь живет?

А живут здесь Неумейки, которые не могут грамотно писать. Прочитайте предложение, которое они написали. Все ли верно?

На доске:

Лёт сильный дожд.

Дети исправляют ошибки.

– Почему надо писать мягкий знак? Что он показывает в каждом слове?

Д. В первом слове разделительный мягкий знак. Он показывает, что при произношении согласный звук не сливается с гласным. Во втором и третьем словах мягкий знак смягчает согласный звук.

У. Запишем под диктовку это предложение.

Учитель закрывает доску.

– Неумейки предлагают вам в каждом столбике найти "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее".

На доске:

Перья
Пальто
Деревья

Муравьи
Ступенька
Апельсин

Дарья
Горько
Илья

Д. В первом столбике слово пальто "лишнее", так как в этом слове мягкий знак показывает мягкость согласного, а в двух других словах – разделительный мягкий знак.

– Во втором столбике "лишнее" слово муравьи. В этом слове пишем разделительный мягкий знак, а в других словах мягкий знак – показатель мягкости согласного.

– В третьем столбике – слово горько, это слово с мягким знаком – показателем мягкости согласного, а другие – с разделительным мягким знаком.

IХ. Выборочное письмо

У. Наша ракета приземляется на загадочную планету. Одна ее половина – красная, другая – синяя. А живут на ней гномы. Оказывается, злой волшебник хотел заколдовать планету. Но гномы были сильными, и ему удалось заколдовать только половину планеты. Гномы просят вас расколдовать планету. Для этого надо отгадать загадки.

Кто они? Откуда? Чьи?
Льются черные ручьи.
Дружно маленькие точки
Строят дом себе на кочке.
Вырастает под сосной
Домик маленький, лесной.

Д. Это муравьи.

У. Я еще раз прочитаю загадку, а вы запишите все слова с разделительным мягким знаком, встречающиеся в тексте.

Дети выполняют задание.

– Какое слово в загадке пишется с мягким знаком, который показывает мягкость согласного?

Д. Слово маленькие.

У. Гномы вас благодарят и просят доставить от их имени телеграмму всем землянам.

Скоро Новый год!
Мы желаем вам здоровья, мира и счастья.

Гномы

– Какие слова с разделительным мягким знаком есть в тексте телеграммы?

Д. Слова здоровья, счастья.

У. Запишите эти слова и запомните их написание. Когда вы будете писать новогодние поздравления, они вам понадобятся.

Что вы пожелаете своим родителям в Новый год? Как вы их поздравите?

Выслушиваются ответы детей.

Х. Самостоятельная работа

У. Чтобы наша ракета возвратилась обратно на Землю, вы должны выполнить задание по вариантам.

Вариант 1: назовите одним словом и запишите.

Снежная буря, метель.
Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре.

Вариант 2: запишите названия изображенных на рисунках предметов.

– Какие слова записаны у первого варианта?

Д. Вьюга, варенье.

У. Какие слова у второго варианта?

Д. Ружья, стулья.

У. Проверьте правильность написания слов.

Учитель открывает запись на доске, дети исправляют допущенные ошибки.

ХI. Итог урока

У. Вот и подошло к концу нашу путешествие. Чему вы научились?

Д. Когда в словах надо писать разделительный мягкий знак.

У. Когда пишется разделительный мягкий знак?

Д. После согласных и перед гласными е, ё, ю, я, и.

У. Что он показывает?

Д. Что согласный и гласный звуки при произношении не сливаются.

ХII. Домашнее задание