Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №46/2002

Елена БАЖЕНОВА,
г. Москва

Невыдуманная история, или Этюд о воспитании, написанный со слов очевидца

Сколько написано в мире статей,
Сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать нам детей,
Пытливых и добрых, смешных и шумных.
Советы несутся со всех сторон...

Неслучайно вспомнились строчки Эдуарда Асадова. В нашем бурлящем, все время меняющемся, преобразующемся мире появилось столько систем обучения и воспитания, что педагогам приходится несладко, а о родителях и говорить не приходится. Свобода выбора (в данном случае системы воспитания) порой чревата непредсказуемыми последствиями.

Нарисую картинку, как она есть, вернее, была. Декабрьский теплый вечер. Заполненный вагон метро, не протолкнуться: честно отработавшие трудовой день москвичи и немосквичи спешат домой – час пик. "Счастливцы" сидят. Наблюдаем за сидящей троицей. Мальчишка-егоза лет пяти-шести, все время болтающий ногами в разные стороны. С одной стороны от него – мама, читающая прессу. С другой – женщина, похоже, весьма утомленная трудовым буднем. Непоседа, болтая ногами, благополучно отирает грязь со своих сапожек о длинную шубу женщины. Та очень вежливо пытается заговорить с ним, остановить его. Да, видно, дух противоречия в растущей поросли силен, и пацан продолжает свои действия теперь уже вполне осознанно, искоса поглядывая на пострадавшую соседку. Поражает не это. "Восхитительна" реакция оторвавшейся от журнала мамы: "Женщина, зачем вы делаете ребенку замечания? Мы воспитываем его по американской системе, которая запрещает какие-либо ограничения".

Не знаю, где слышала мама о такой системе и какой американский педагог ее сотворил (думаю, что, скорее всего, случай из разряда "слышал звон, да не знаю, где он"; суть не понял, сам "творю", а автор в ответе, главное – под чью-нибудь "крышу" вписаться, пусть потом ругают Спока, Занкова, Давыдова...). Но прогнозировать результат воспитания по такой "системе" достаточно просто. Кстати, он не замедлил сказаться.

Молодой человек, брюкам которого изрядно досталось от грязных сапожек воспитуемого "по-американски", терпеливо ожидавший окончания разговора женщин, вдруг сказал: "Вы, мадам, извините, но меня тоже воспитывали по-американской системе", – и, не объясняясь дальше, шлепнул "воспитательницу" по лицу.

Что происходило в вагоне дальше, кто был за этих, кто за тех, сейчас неважно. "Причина инцидента" была фактически забыта и сидела тихо, внимание переключилось на взрослых участников. Не будем рисовать ситуацию дальше. Остановимся и подумаем. Кто прав, кто виноват? Система? Автор? Пользователь, не уловивший ее суть, а взявший отдельные постулаты, внешнюю атрибутику? И вообще, важно ли то, по какой системе воспитываю я свое любимое чадо?.. Важен, на мой взгляд, результат. Думается мне, что, по какой бы чудо-системе мы ни обучали, ни воспитывали своих детей, первое, что мы должны в них взрастить – это уважение, УВАЖЕНИЕ К ЧЕЛОВЕКУ (к себе, любимому, – да, но и к близким, окружающим, старшим и младшим, сверстникам – любому и каждому порядочному человеку). А еще неплохо бы и понимание того, что надо относиться к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. И неважно, с помощью какой системы мы достигнем этого результата. Чтобы не получать потом оплеухи, хорошо бы помнить: что посеешь – то и пожнешь. А выбирая систему воспитания, вспомните слова поэта:

Нет, беды не сами собой являются,
Хотите вы этого, не хотите ли,
И дети с пороками не рождаются,
А плюсов и минусов набираются
Все чаще от мудрых своих родителей.
Как быть? Да внушать можно то и се,
А средство, по-моему, всем по росту,
Тут все очень сложно и очень просто:
Будьте хорошими. Вот и все!

С пожеланиями успехов в воспитании.