Аркадий КУЗНЕЦОВ
Путешествие в страну исторических
источников
Путешествие одиннадцатое
Маркиз Скоробогатый и другие
Тут Ваня заметил, отхлебывая молоко:
– Но ведь был русский путешественник Афанасий
Никитин, и, кажется, все рассказал правдиво!
– Афанасий Никитин, – возразил Сергей
Сергеевич, – писал записки – "Хождение за три
моря", а многие другие рассказывали устно, и со
временем их рассказы превращались в разные
небылицы.
– А всякие юморные рассказы почему похожи? –
спросил Алеша.
– Рассказы о хитрецах и весельчаках, как и о
мудрецах, тоже передавались повсюду, – ответил
кот. – Только их герои менялись – где Хитрый
Петр, где Ходжа Насреддин, где Уленшпигель.
– Можно сказать, – продолжил Сергей
Сергеевич, – что народ всюду жил, в общем-то,
похоже и мечтал о похожем. Почему, например, так
распространены сказки о Золушке или Замухрышке,
в конце-концов ставшими принцессой? Потому что
самый несчастный и обиженный человек – бедняк,
сирота – всюду вызывал сочувствие, считали, что
ему должно непременно повезти. И придумывали им
встречу с волшебником или животным-оборотнем,
вознаграждающим за хорошее отношение. А вера в
животных как в божества рода была еще у
первобытных людей и тоже повсюду.
– Но тут сначала-ала был миф, – заметил кот. –
Миф о покровителе человека или его
враге-оборотне.
– Я знаю мифы Древней Греции, – сказала Настя.
– А еще славянские мифы...
– А ведь в области Фольклора есть еще большой
отдаленный район Мифологии, – сказал Сергей
Сергеевич. – И вы можете побывать там и узнать,
что такое миф и чем он отличается от сказки.
Хотите туда отправиться?
– Конечно! Хотим! – ответили ученики.
– А как мы туда отправимся? – спросил Алеша. –
На помеле или на ковре-самолете?
– Помело оставим Бабе-Яге, – заявил
преподаватель. – На ковре-самолете вы, пожалуй,
не очень хорошо себя почувствуете – помните
Вольку в книге про старика Хоттабыча? Все-таки
мой долг отпустить вас с занятия в хорошем
самочувствии. А вот воздушный корабль нам
подойдет. Ну-ка, властелин Лукоморья, дай нам
летучий корабль для передвижения!
Кот мурлыкнул и постучал передними лапами. И
тотчас сверху опустился корабль с головой коня
на носу.
Когда все залезли внутрь, Сергей Сергеевич
предложил:
– Ну, теперь сами вспомните заклинание, чтобы
корабль полетел.
– Лети, лети, корабль! – предложил Алеша.
– Нет, не так! – обиделась Настя. – Земля,
прощай! В добрый путь!
Летающий корабль поднялся над всей
областью Фольклора. Ребята, осмелев после
стремительного взлета, наперебой показывали
вниз на то, что они видели:
– Вот это – ярмарка Фольклора, как на ладони!
– А вон там – видите, Сергей Сергеевич, ближе к
горизонту – какие-то дворы, башни.
– Это – тридевятое и тридесятое царства, где
живут сказочные цари, царевичи и царевны. Такие
царства тоже бывают у разных народов. Только
иногда они называются именами далеких стран,
например, в Средней Азии и Иране это Чин и Мачин –
внутренний и внешний Китай. Но этот Китай так же
похож на мусульманские страны, как и наше
тридесятое царство – на Россию.
– Только там много всяких чудес, – сказала
Настя.
– Может быть, именно так представляли простые
люди, слагавшие сказки, в старину далекие страны.
А может быть, эти царства лишь иносказания, когда
своя-то сторона и имелась прежде всего в виду,
только была как бы замаскирована.
– А где же район Мифологии? – спросил Ваня,
всматриваясь вдаль.
– А разве вы не видите горы в облаках?
– Видим! – воскликнули ученики.
– К их подножию мы и летим. Вот уже корабль
начинает снижаться.
И как только корабль сел среди тумана у подножья
поднимавшихся то тут, то там гор, с одной из них
что-то взлетело навстречу.
– Ого! Летающая тарелка! – закричал Алеша.
– Эх ты, какая это тарелка, это человек летит,
– заметил другу Ваня.
Через минуту над кораблем парил необыкновенно
красивый юноша в плаще, шляпе и сандалиях с
крылышками.
– Я – вестник олимпийских богов – Гермес.
Римляне знавали меня также Меркурий. Я явился
сюда со священного обиталища богов Греции – горы
Олимп. Что привело вас сюда, о, путники,
нарушившие покой Священных гор? – громоподобно
заговорил он.
– О, хитроумный бог Гермес! – обратился к
летающему богу Сергей Сергеевич. – Я учитель, а
это – мои ученики. Мы путешествуем по Стране
исторических источников и прилетели сюда из
Лукоморья с целью узнать, как складывались мифы.
– Будьте спокойны, люди! – ответил Гермес,
садясь на борт корабля. – Ведь я между прочим
покровитель путешественников. Как, впрочем, и
торговцев, скороходов, дипломатов, моряков и...
гм... даже воров.
– Да, я знаю: когда вы были маленьким, вы уже
украли коров Аполлона, – обратился к Гермесу
Ваня.
– Да, а еще трезубец у Посейдона, флейту у
Афины, молот у Гефеста и еще кое-какую безделицу,
– усмехнулся Гермес. – Но зато я лучше других
знаю все новости про всех богов – и не только
эллинских, но и других народов, обитающих на
земной тверди.
– Тогда расскажи детям о том, как был сотворен
мир и появились первые люди, – предложил Сергей
Сергеевич.
– Мир возник из Хаоса, сначала в нем правили
бог неба Уран и богиня земли Гея, отделившиеся
друг от друга. Уран и Гея породили титанов,
отнявших у них власть над миром. Царем титанов
стал Крон, или Хронос, – Время. Титаны произвели
на свет Гелиоса-Солнце, Селену-Луну, звезды,
ветры, а титан Океан породил нимф – океанид.
Титаном был и Прометей, сотворивший из глины
первого человека. Но власть у Крона отнял его сын
Зевс и его братья и сестры – олимпийские боги.
Они сделали людей смертными, наслали на них
пороки, и вообще Зевс, разгневавшись на людей,
устроил потоп. Лишь двое – Девкалион и Пирра –
спаслись и произвели новых людей из брошенных на
землю камней...
– А Прометей дал людям огонь, – добавил Ваня.
– Но Зевс приказал приковать его к скале, а вы,
Гермес, прилетали к нему требовать, чтобы он
покорился Зевсу.
– Все это было, дело очень давнее! –
согласился Гермес. – А что поделаешь – мой отец
Зевс велик и могуч! Да только все ли было с миром
так, как мне рассказывали с детства, я не знаю – я
ведь один из младших богов. И еще я считаю себя
отчасти и индийским богом!
– Как это? – не понял Ваня.
– Моя мать, нимфа, зовется Майя.
– В ее честь назван месяц май! – вспомнила
Настя.
– А в Индии также поклоняются Майе, сын
которой – великий Будда. И индийцы рассказывают
о сотворении мира так. Было Золотое Яйцо, в
котором родился прародитель мира Брахма. И
сделал он половинки Яйца небом и землей. А затем
из своих пальцев ног он породил День и Ночь, а из
глаз, ушей, уст, ноздрей и своей души породил
сыновей, от которых родились младшие великие
боги – Индра, Варуна, Вишну и Сурья. От одного из
детей Брахмы родился Кашьяпа, от которого
произошли люди, животные и другие существа...
– А я знаю миф древнего Вавилона, – вдруг
сказал Ваня. – Там бог Мардук победил чудовище и
сделал половины его тела небом и землей. А людей
вылепил из глины.
– Смотрите, в разных мифах многое похоже: мир
творят боги, они заведуют природой. Есть старшие
и младшие боги, – добавила Даша.
– Я еще вспомнил, что в ненецкой сказке –
ненцы живут на севере – бог вылепил людей из
снега. Это, наверно, потому, что у ненцев много
снега, а в южных странах в мифах людей лепили из
глины, потому что там много глины. А в Греции горы,
там много камней – вот и воссоздали людей из
камней, – заявил Ваня.
– А о всемирном потопе рассказывается и в
Библии, – напомнила Настя.
– Скажите, Гермес, – спросила Даша, – а какие
здесь еще Священные горы? Одна из них ваша гора –
Олимп, а другие?
– Поодаль возвышается индийская гора богов –
Меру. А слева – Триглав, священная гора южных
славян. Дальше – Валгалла, гора богов
Скандинавии, Перунова гора русичей.
– Интересно! Значит, разные боги живут в горах,
вернее, на горах, – отметила Настя. – Тут тоже
много похожего на сказки, но чем от них
отличаются мифы?
– Миф – греческое слово, – промолвил вновь
Гермес. – Оно означает "сказание". Сказание
о том, во что верят и чему поклоняются люди, как
они поклонялись нам, олимпийским богам. Но я вижу,
что ваш учитель сам может вам все объяснить, а мне
надо еще по многим делам – ведь у меня огромное
количество поручений от Зевса. Прощайте, люди! –
И бог взлетел на сандалиях ввысь и растаял в
облачной дали.
– Вот что, – сказал Сергей Сергеевич, – нам
пора возвращаться в класс. Летучий корабль сам
улетит в Лукоморье – там он нужнее, а мы вернемся,
произнеся...
– Наши слова, – закончил Ваня.
– Итак, сегодня мы побывали и в
сказке, и в мифе, – сказал в классе педагог. – И то
и другое отражало какие-то стороны прошлого
людей. Как же вы поняли, чем они отличаются?
– В мифах есть боги, – ответил Алеша.
– А я думаю, что сказка – это просто рассказ
про ее героев и всякие чудеса, а в мифах люди
рассказывали, как представляют себе мир, –
высказала мысль Настя.
– В мифы люди верили, – вспомнила слова
Гермеса Даша.
– Вот. В мифы люди верили, а сказки
рассказывали, как то, во что они не верят. Но
сказка поначалу часто сама была мифом. Вы
помните, как возникли представления о Бабе-Яге?
– Как о предке, живущем в гробу, – вспомнил
Ваня.
– А потом в Ягу или в леших и водяных перестали
верить, и это стало лишь сказкой. Так и древние
боги греков и римлян – а "бог" по-гречески
"терс! – стали в средневековых европейских
сказках известными вам феями.
– Понятно, – заметил Ваня. – Значит, есть мифы,
в которые люди когда-то верили. Есть сказки,
которые сочиняли, как небылицы. А вы, Сергей
Сергеевич, можете объяснить, что такое легенды и
предания?
– Конечно. Мы сегодня посетили не всю область
Фольклора! Легенды и предания похожи на мифы и
сказки, но имеют свои особенности. Предания –
красочный рассказ на основе воспоминаний об
исторических событиях. Многие предания
записывались в хрониках и летописях. Легенда –
это тот же рассказ о прошлом, но с преувеличением
и обобщением – там могут появиться и вымышленные
персонажи, и чудеса. К легендам близки баллады и
былины. А вот вам и задание. Определите, в каком
краю – мифов, сказок, преданий или легенд – живут
в Стране исторических источников Олег Вещий,
король Артур, Илья Муромец, Геракл,
Синдбад-мореход, царь Соломон, Робин Гуд и
Морской царь.
|