Ольга АСАФЬЕВА,
г. Новокубанск-3
Краснодарский край
Веселые уроки в последний день
уходящего года
В последний день занятий перед новогодними
каникулами учиться, как правило, уже никому не
хочется. Хорошее настроение, ожидание праздника,
желание играть и веселиться – вот что присуще
этому дню.
Как же провести его с пользой, чтобы он
запомнился детям? Можно воспользоваться планом,
предложенным учителем Ольгой АСАФЬЕВОЙ из
г. Новокубанск-3 Краснодарского края. Можно
вооружиться ее идеей или придумать что-то
самостоятельно.
I. Организационный
момент
Учитель рассаживает детей
компаниями по 6 человек. Компании формируются
жеребьевкой в начале учебного дня.
Учитель. Ребята, сегодня у нас
последний учебный день в уходящем году. Завтра
начинаются каникулы, и встретимся мы теперь в 2003
году. Провести сегодня уроки я хотела бы не
совсем обычно. В чем это будет заключаться – вы
увидите.
II. Урок русского языка и чтения
Учитель читает стихотворение
К.Бальмонта "К зиме".
У. Лес совсем уж стал сквозистый,
Редки в нем листы.
Скоро будет снег пушистый
Падать с высоты.
Опушит нам окна наши
В детской и везде,
Загорятся звезды краше,
Лед прильнет к воде.
А в затишье комнат – прятки,
В чет и нечет – счет.
А потом настанут святки,
Скоро Новый год!
Ребята, обратите внимание на рисунок
на доске.
На доске:
– Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока...
Как вы думаете, почему перед Новым
годом я читаю вам стихотворение о ведре?
Дети. Это ведро с головы снеговика.
У. Молодцы,
догадались, а теперь попробуйте продолжить
стихотворение и дописать еще две строчки.
Учитель раздает листочки. На
выполнение задания дается 5 минут, затем
выслушиваются варианты каждой компании.
– А теперь послушайте, что сочинил
сам автор, и сравните со своими стихами.
Ведро от радости сияло,
На всех глядело свысока.
Оно сегодня шляпой стало
На голове снеговика!
Как бы вы могли озаглавить это
стихотворение?
Выслушиваются предложения детей.
– Автор назвал стихотворение
"Счастье". Как вы думаете, почему?
Выслушиваются ответы детей.
– Ребята, а почему бы вам не
придумать название своей компании? Оно должно
быть веселое, интересное.
Дети придумывают названия компаниям,
учитель маркером быстро записывает их на
картонках и ставит на стол каждой группе
учеников.
– Ребята, мы с вами закончили вторую
четверть и многому научились. Я приготовила для
вас специальные задания-тесты.
Учитель раздает карточку с тестом
каждой группе учеников.
Карточка 1
1. Подчеркните гласные буквы в словах
первой строчки, согласные в словах второй
строчки.
Мороз, люди, санки, зима.
Зимой, ребята, клён, стой, улица.
2. В тексте подчеркните слоги, в
которых есть мягкие согласные звуки.
Проснёшься утром – всё кругом бело.
Земля словно нарядилась в ослепительно белое
праздничное платье. Первый снег делает чудеса.
Как он преображает всё кругом!
3. Подчеркните гласные, которые
обозначают мягкость согласного звука: у, е, ё, ы,
а, о, э, я, и, ю.
4. Подчеркните слова, в которых букв
больше, чем звуков. Обведите букву, которая не
обозначает звука.
Славный снег! Какая роскошь!..
Всё, что осень обожгла,
Обломала, сокрушила,
Ткань густая облегла.
(К.Случевский)
5. Подчеркните слова с парной
согласной на конце слова, которую на письме надо
проверять.
Оляпка
Был мороз. На льду реки весело пела
птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она
искала пищу. Через минуту птичка выскочила на
лёд. Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не
страшен холод. Перья птички покрыты слоем жира.
6. В парах слов подчеркните
проверочное слово.
Сёстры – сестричка, следы – след,
река – речка, весёлый – весело.
|
У. Задания выполняются
всей компанией. Потом сдаете мне листочки. Кто
сделает все шесть заданий верно, аккуратно,
быстро, получает очко-снежинку.
Давайте немножко отдохнем. Я предлагаю
вам игру "Дружные ребята". (Условия игры в
Приложении.)
Ребята, а хорошо ли вы читаете?
Д. Да.
У. Вы уверены, что хорошо? Сейчас
я раздам вам листочки с текстом рассказа Бориса
Житкова "Беспризорная кошка". Это текст с
заданием. Вы читаете его, отвечаете на
предложенные вопросы, затем мы по ним беседуем.
Учитель раздает каждой группе
учащихся карточку с текстом. Через 10 минут
проверяется выполнение задания.
Карточка 2
Беспризорная кошка
Настала зима, и море замерзло. Ловить
рыбу стало нельзя. А у меня было ружьё. Вот я
зарядил ружьё и пошёл по берегу. Кого-нибудь
подстрелю: на берегу в норах жили дикие кролики.
Вдруг смотрю: на месте кроличьей норы большая
дырка раскопана, как будто бы ход для большого
зверя. Я скорее туда.
Я пришел и заглянул туда. Темно. А когда
пригляделся, вижу: там в глубине два глаза
светятся.
Что, думаю, за зверь такой завёлся?
Я сорвал хворостинку – и в нору. А оттуда как
зашипит! Я назад попятился. Да это кошка! Так вот
куда кошки из города переехали!
(Б.Житков)
Задания
I. Над предложениями и словами,
дающими ответы на вопросы, поставьте номер
вопроса.
1) Когда произошла эта удивительная
история?
2) Почему автор оказался на берегу моря?
3) Что увидел автор в глубине норы?
4) Кто зашипел из норы?
II. Ответьте на вопросы:
1) Как была обнаружена кошка?
2) Как понять "кошки из города переехали"?
Объясни.
III. Расскажите, о ком или о чем вы
прочитали в этом рассказе. |
У. Молодцы! Вы не только
читать научились, но и понимаете, о чем читаете. А
хорошо ли вы понимаете друг друга, общаясь друг с
другом? Предлагаю вам игру "Дракон". (Условия
игры в Приложении.)
– Теперь перед вами новогодний
кроссворд. Чья компания быстрей отгадает,
получит то, что откроется в выделенных клеточках.
Учитель раздает кроссворды каждой
компании.
Вопросы:
1. Бумажный, скрученный...
2. Бенгальские...
3. Пятиконечная...
4. Карнавальная...
5. Разноцветная, блестящая...
6. Поздравительная...
7. Елочные...
Ответы: 1. Серпантин. 2. Огни. 3.
Звезда. 4. Маска. 5. Мишура. 6. Открытка. 7. Игрушки.
У. Подошло время проверки
домашнего задания. Какого? Конечно, стихи.
Посоветуйтесь в своих компаниях, кто будет
выступать. Выберите того, кто выучил самое
веселое, смешное стихотворение.
Выступают по одному ребенку от
группы.
– Ребята, я приготовила вам
новогодний текст для письма, но... подул ветер,
пошел снег. Название засыпал, а предложения все
перепутались. Вот что получилось.
Учитель раздает карточки с
предложениями.
Карточка 3
Какие они были красивые!
В комнату мама внесла ёлочку.
Она пахла зимой и лесом.
Даже кот Мурзик потрогал шар лапой.
У Данилки дух захватило.
Из шкафа достали игрушки. |
У. Посоветуйтесь,
запишите текст и придумайте название.
Дети выполняют задание и сдают
работы учителю.
– Молодцы! Вот и закончились
русский язык и чтение. У кого мало снежинок, не
расстраивайтесь: следующий урок – математика, и
у меня в запасе, в холоде, много-много снежинок.
III. Урок математики
У. Начнем
урок со считалки: я читаю, а вы считайте.
На веселом карнавале
Возле елки танцевали
Мышка с кошкой,
Повар с ложкой,
Два слона с одной гармошкой,
Королева и шуты.
Сколько вместе? Знаешь ты?
Д. Мы не можем сосчитать, так как
не сказано, сколько было шутов.
У. Тогда я меняю конец:
Королева, три шута.
Посчитай нас, детвора!
Д. Получилось девять танцующих.
У. Дети, вам было интересно
работать с текстами на уроке русского языка?
Д. Да.
У. Давайте попробуем ответить на
вопросы математического текста.
Учитель раздает каждой группе
карточку с текстом. Дети работают в группах,
затем обсуждается выполнение заданий. За каждое
верно выполненное задание – снежинка.
Карточка 4
Попугай сидит на плече у
клоуна, достаёт из коробки карточки четырёх
цветов и раздаёт их детям в таком порядке: белая,
красная, синяя, зелёная. Незнайка был десятым.
Какого цвета карточка ему досталась? |
Дети выполняют задание.
У. Кто ответил на вопрос задачи?
Д. Незнайка получит карточку
красного цвета.
У. Ребята, а вы рисовать любите?
Д. Да.
У. Нарисуйте, пожалуйста,
трехэтажный теремок на листочках в клеточку.
Дети выполняют задание.
– Теперь вам надо решить задачу о
жителях теремка.
Учитель раздает детям текст задачи.
Карточка 5
В трёхэтажном теремке живут
Мышка-норушка, Лягушка-квакушка и Петушок –
золотой гребешок. Мышка живёт этажом выше
Лягушки, а Петушок этажом выше Мышки. Кто где
живёт? |
– Нарисуйте, кто где живет.
Дети выполняют задание.
У. Что у вас получилось?
Д. На первом этаже живет Лягушка,
на втором – Мышка, на третьем – Петушок.
У. Молодцы! Следующую задачу
принес попугай.
Карточка 6
1. Решите задачи и обведите
правильные ответы.
Ответ: 4 5 6 подберезовиков.
Ответ: 4 5 6 билетов было куплено в
третий ряд.
2. Выполните действия, обведите
правильные ответы.
4. Поставь скобки так, чтобы
выражение стало верным.
47 – 6 – 2 + 1 = 40 |
У. Немного отдохнем.
Предлагаю вам игру "Бабочка на хвосте
дракона". (Условия игры в Приложении.)
У. Вот и закончился урок
математики. Следующий урок необычный, я назвала
его "Умная голова, умелые руки и большая
фантазия". Пока – перемена!
IV. Урок "Умная голова, умелые руки
и большая фантазия"
У. Итак,
первая часть нашего урока – "Умная голова".
Загадываем по очереди загадки. Призы получат те,
кто больше знает загадок, кто лучше отгадывает, и
за самую интересную загадку.
Отгадайте, о чем речь:
Золотой колобок
Запер ночь на замок
И без лестницы поднялся
На лазурный потолок.
Д. Это солнце.
У. Что я вам прочитала?
Д. Загадку.
У. Послушайте, какое задание вам
предстоит. Каждая компания должна вспомнить
известные ей загадки и загадать другим.
Подводятся итоги, выбираются лучшие
участники.
– Послушайте стихотворение Яхнина
"Снега".
Развела зима
Белила,
Все окошки
Забелила,
Все дорожки
Замела,
Белой кистью
Повела –
И земля
Белым-бела...
Кто запомнил, что делала зима?
Д. Белила
окошки, дорожки заметала, сделала землю белой.
У. С помощью каких "белил"
зима сделала землю белой?
Д. С помощью снега, снежинок.
У. Молодцы! Переходим ко второй
части нашего урока, которая называется "Умелые
руки".
Я вырезала и подарила вам снежинки. Подарите и вы
мне, пожалуйста, снежинки. Каждая компания должна
вырезать их из бумаги, лежащей на столах.
Дети выполняют задание.
– Снежинки у вас получились очень
красивые. Я не буду забирать их себе. Давайте с
помощью ваших замечательных снежинок украсим
наш класс.
Дети прикрепляют снежинки на окна и
стены класса.
– Третья часть нашего урока –
"Большая фантазия". Представьте себе, что
Дед Мороз перенес нас в сказочную страну. Только
мы освоились, идет нам навстречу зверь, которого
нет на нашей планете. Нарисуйте портрет этого
зверя.
Дети рисуют в течение 10 минут.
– Давайте посмотрим, с какими
сказочными животными встретилась каждая
компания. (Рисунки вывешиваются на доску,
каждая группа объявляет, кто изображен на их
листе.)
V. Итог урока
У. Вот и все. Веселые уроки
закончились. Перед тем как вы пойдете домой,
сыграем еще раз в игру "Дружные ребята".
Спасибо! До свидания!
ИГРЫ
"Дракон"
Дети встают "паровозиком". Надо
пробежать между стульями, никого не теряя.
Главное: бежим "в ногу".
"Дружные ребята"
Дети сидят полукругом. Затем первый
встает, второй сидит, третий встает, четвертый
сидит и т.д. По команде первый садится, второй
встает... Главное: игра проводится молча, нельзя
ни сесть, ни встать, пока товарищ рядом не поменял
положение. В идеале получается "волна". И
надо обязательно тренироваться.
"Бабочка на хвосте дракона"
Начинается как и "Дракон". Вдруг
ведущий объявляет: "На хвосте у дракона –
бабочка". Это последний игрок. А первый игрок,
"паровоз", должен поймать "бабочку".
Главное: нельзя разрывать цепочку игроков.
|