Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №45/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Зоя БАРАНОВСКАЯ,
учитель средней школы № 659,
г. Москва

Продолжение. Начало см. № 1, 5, 9, 13, 18, 21, 25, 29, 33, 36, 40, 46 /99; 1, 5, 9, 16, 18, 22, 28, 30, 38, 43, 47/2000; 3, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37, 42, 47/2001; 4, 8, 12, 18, 21, 25–26, 29, 33, 41/2002

Поэзия в красках

Урок эстетики № 44

Тема. "Жизнь и творческий путь художника Николая Константиновича Рериха (1874–1947)".

Цели. Познакомить учащихся с жизненным и творческим путем художника-археолога, художника-литератора, художника-философа, художника-мистика, художника-странника Николая Константиновича Рериха; расширять кругозор, прививать любовь к искусству.

Оборудование. Репродукция картины С.Н. Рериха "Портрет Н.К. Рериха" (1938); эпиграф на доске: "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего" (Н.К. Рерих); репродукции картин Н.К. Рериха "Заморские гости" (1901), "Бой" (1906), "Эверест" (1931).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Сообщение темы и целей урока

Учитель. Друзья! Наш урок мы посвятим необычному художнику. Он был и художником-археологом, и художником-литератором, и художником-философом, и художником-мистиком, и художником-странником. Это Николай Константинович Рерих (1874–1947) (даты учитель пишет на доске). Вы узнаете, почему этого художника называли литератором, археологом, странником. Слова, написанные этим художником, будут эпиграфом к нашему уроку. Прочитайте их: "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего".

III. Знакомство с картиной С.Н. Рериха "Портрет Н.К. Рериха" (1938) и ранними годами жизни Н.К. Рериха

У. Друзья! Давайте рассмотрим репродукцию портрета того, о ком будем сегодня говорить. (Учитель показывает репродукцию портрета.) Портрет Николая Константиновича написал его сын Святослав, который тоже был художником.

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1938

С.Н. Рерих. Портрет Н.К. Рериха. 1938

Дети. Ой, какой он старый! Такая седая борода и длинная.
– Одет очень интересно: необычная шапочка, необычная куртка, а сверху накинута еще одна.
– Похоже, что он что-то рисует.
– Он сидит у окна, а за окном горы; может, он их и рисует?
– Горы сине-бело-фиолетовые.

У. Пусть портрет Николая Рериха стоит перед вами, а я расскажу о его ранних годах жизни.

Художник родился в Петербурге 10 октября 1874 г. в дворянской семье. Его отец – коренной петербуржец юрист Константин Федорович Рерих, мать – псковитянка Мария Васильевна, урожденная Калашникова. В семье, кроме Николая, было еще трое детей – сестра Людмила и младшие братья Борис и Владимир.

Ранние впечатления детства – дом на Васильевском острове, летние поездки в город Остров Псковской губернии и в загородное имение Извара под Петербургом, рассказы отца и деда о предках старинного скандинавского рода Рерихов, пейзажи русского Севера – все удивительным образом, словно в фокусе, собралось в душе и памяти будущего художника.

Отец надеялся, что Николай, как старший сын, унаследует его профессию, станет юристом, но рано определившееся призвание привело Рериха после окончания гимназии в 1893 г. в стены петербургской Академии художеств. По настоянию отца он тем не менее вынужден был одновременно поступить на юридический факультет университета.
В академии Рерих стал посещать мастерскую А.И. Куинджи.

Друзья! Вспомните, пожалуйста, какие картины написал А.И. Куинджи?

Д. "Лунная ночь на Днепре".
– Украинская деревушка ночью, березовая роща, где березы как бы в дымке.

У. Метод преподавания Куинджи отличался от системы прочих профессоров. Он стремился прежде всего развить в своих учениках чувство декоративности цвета. Не отказываясь от работы с натуры, он настаивал на том, чтобы картины писались по памяти. Художник должен был в себе вынашивать образ будущего произведения, продумывать его композицию и цвет. Так когда-то творили византийские и древнерусские иконописцы, старые итальянские и нидерландские мастера, буддийские художники Востока. Именно так Рерих впоследствии писал свои картины, называя их "сочинениями". Он редко делал к ним подготовительные этюды и эскизы.

Изучая древнюю историю, участвуя в археологических раскопках, испытывая постоянное тяготение к природе, живописец стремился дать художественную концепцию "несравненно самобытной былой природы", русского исторического прошлого.

IV. Знакомство с картиной "Заморские гости" (1901)

У. В 1900 г. Рерих едет в Париж, где посещает студию известного художника. Оставаясь верным своим темам и сюжетам, но используя опыт новых французских художников, Рерих овладевает цветом и рисунком.

В Париже была написана картина "Заморские гости", ее репродукцию я и предлагаю вашему вниманию. (Учитель показывает репродукцию картины.)

Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901

Н.К. Рерих. Заморские гости. 1901

Д. Какая яркая картина, какие сочные краски!
– Море сине-голубое, в нем отражаются все краски кораблей.
– День ясный, солнечный.
– На переднем плане корабль. На носу его возвышается голова, похожая то ли на лошадь, то ли на льва с гривой.
– Нос корабля украшен разноцветными щитами.
– Паруса ярко раскрашены.
– За первым кораблем плывет второй, а на горизонте видны еще два паруса.
– Такое впечатление, что мы и смотрим на все с корабля.
– На горе виден город с крепостными стенами.
– На синем фоне моря изображены белые чайки. Красиво!

У. Картину "Заморские гости" Рерих заканчивает в 1901 г. Масляные краски в полную силу цвета зазвучали на полотне. Новая для него стилизованная манера письма передает радостное, оптимистическое восприятие жизни. В "Заморских гостях" воплотилась воображаемая поэтическая картина из статьи "По пути из варяг в греки", написанной художником еще в 1899 г.: "Плывут полунощные гости. Светлой полосой тянется пологий берег... Новая струя пробивается по стоячей воде... подымет роды славянские – увидят они редких, незнакомых гостей, подивуются они на их строй боевой, на их заморский обычай. Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. У рулевого весла... сам конунг... стоит".

V. Знакомство с картиной "Бой" (1906)

(Учитель показывает репродукцию картины.)

Н.К. Рерих. Бой. 1906

Н.К. Рерих. Бой. 1906

У. Еще одно полотно предлагаю вашему вниманию.

Д. Очень непривычные краски – насыщенные, сочные.
– Ярко-оранжевое небо, зеленое море, по которому идут корабли и ведут бой.
– Корабли похожи на те, которые были на картине "Заморские гости".
– Бой похож на сказочный.
– Очень необычное небо с необычными облаками.
– Кораблей много, и некоторые стоят нос к носу: сражаются.
– На дальнем плане тоже плывут корабли, они идут на помощь этим.
– Бой идет около скал.
– Трудно сказать, кто победит.

У. В 1909 г. на выставке в Петербурге Рерих показал ряд работ, и в их числе "Бой" (1906), ставший вершиной его творчества 1900-х годов. Всегда взыскательно относившийся к живописи Рериха художник и художественный критик А.Н. Бенуа отмечал "редкое совершенство исполнения, большую выдержанность техники, ее уверенную простоту". В картине "Бой", написанной темпераментно, в безукоризненно найденной тональности, по словам Бенуа, Рерих "творил свободно, распоряжался одними доступными ему средствами". Разорванные на бесформенные облака темные тучи раскрыли золотое зарево неба, осветившего сцену морского боя. Среди пенистых волн столкнулись в решительной схватке воины в ладьях с поднятыми парусами. Мрачными свидетелями боя стоят одинокие острова с крепостями.

Картина "Бой" завершила период масляной живописи Рериха. Художник решительно и бесповоротно перешел от одного материала к другому, от масла к темпере.

Рерих начинает строить планы путешествия на Восток. Все более заманчивым становится "великий индийский путь", но события, связанные с Первой мировой войной, и состояние здоровья заставляют вместо юга ехать на север, в Финляндию, где художник с семьей поселяется в 1916 г. До 1923 г. Рерих путешествует по городам Европы, Америки, и, наконец, в декабре 1923 г. – поездка в Индию.

Он посещает буддийские монастыри, делает большое количество этюдов, археологических находок. Картины, предметы археологических находок он размещает в одном из нью-йоркских музеев.

Еще в России Рерих начал движение за охрану памятников старины и памятников культуры. В 1929 г. по его предложению был разработан проект пакта, который предусматривал защиту исторических, культурных и научных памятников в военное время. Пакт Рериха получил широкую поддержку многих известных деятелей культуры и науки, в разных странах были образованы постоянные комитеты пакта, проводились международные конференции. Рерих был выдвинут в кандидаты на Нобелевскую премию мира.

Всюду, где бы ни бывал художник, его путь сопровождался картинами и этюдами, объединявшимися в большие серии, но, пожалуй, самой грандиозной стала гималайская серия.

VI. Знакомство с картиной "Эверест" (1931) из гималайской серии

У. Друзья! Предлагаю вашему вниманию одну из картин гималайской серии – "Эверест". Это название одной из самых высоких вершин мира. (Учитель вывешивает на доску репродукцию картины "Эверест".)

Н.К. Рерих. Эверест. 1931

Н.К. Рерих. Эверест. 1931

Д. Яркие, сочные краски.
– Такое впечатление, что мы находимся над облаками.
– Небо какое-то космическое.
– Очень красиво!

У. Этюды Гималайских гор, освещенных солнцем, окутанных облаками, покрытых снегом, погруженных в синеву ночи, одиноких, величественных, стали мощной симфонией цвета, созданной высшим напряжением духа художника, апофеозом его творчества.

VII. Заключительная часть

У. Рерих никогда не писал портретов, натюрмортов. Он был по преимуществу сочинителем исторического пейзажа и картин, связанных с мифологическими сюжетами. В пейзажах получили отражение его глубокие внутренние переживания, искания в прошлом ответов о будущем, которые в конце концов кристаллизировались в девиз: "Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего". Углубленно изучая эпоху каменного века, Рерих, как археолог и художник, испытывал глубочайшее волнение. Он находил особую красоту в предметах жизни древних людей.

Наступил 1947 год. Фотографии этого года, сохранившие образ Рериха, производят сильное впечатление. Несмотря на недомогание, его взгляд полон необычайной силы. Глаза передают глубокую внутреннюю сосредоточенность, настойчивую упорную мысль, мощные усилия воли. 13 декабря 1947 г. Рериха не стало.

В древней долине Кулу, родине эпических сказаний индийского народа, стоит камень с надписью: "Тело махариши Николая Рериха, великого друга Индии, было предано сожжению на сем месте 30 махгар 2004 года Викрам эры, отвечающего 15 декабря 1947 года".

VIII. Итог урока

У. С творчеством какого художника вы познакомились? Чем еще занимался художник? На какую премию он был выдвинут? Какие картины вам запомнились?

Ответы детей.

Продлжение следует