Ирина АРТЮХОВА,
кандидат педагогических наук
Тренировка внимания
Сегодня мы продолжаем разговор о внимании. В
течение этого года ряд статей нашей рубрики
затрагивал эту тему (см. № 1, 3, 8/2002 г.).
В них говорилось об устойчивости и
концентрированности внимания, предлагали
практические упражнения для развития этих
свойств у младших школьников. В этой статье
предлагаем вам практические упражнения и игры,
которые формируют у школьников
концентрированность, переключение и
распределение внимания.
Напоминаем, что формирование внимания у учащихся
младшего школьного возраста не может
происходить быстро. Для того чтобы хоть как-то
помочь ученику овладеть своим вниманием,
подобные упражнения и игры нужно проводить
систематически и достаточно долгое время.
Воспроизведи точно также
Детям предлагается какой-либо
графический образец (последовательность
нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам
геометрический узор и т.д.) и дается задание точно
воспроизвести его (например, до конца тетрадной
строки или на нескольких строчках).
Установи порядок
В левой таблице расположены 25 цифр от 1
до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в
пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с
верхнего левого квадрата.
Перепутанные линии
Прослеживание взглядом какой-либо
линии от ее начала до конца, особенно когда она
переплетается с другими линиями. Такие рисунки
очень часто предлагаются в различных детских
журналах. Посоветуйте родителям это упражнение
систематически выполнять с ребенком дома.
При выполнении этого задания взрослым нужно
обращать внимание, могут ли дети выполнять
задание без помощи карандаша, ручки, пальца,
испытывают ли они существенные затруднения, есть
ли у них стремление выполнить работу до конца,
как много на это тратится времени.
Найди отличия
Задания такого типа требуют умения
выделять признаки предметов и явлений, их детали
и владеть операцией сравнения. Систематическое и
целенаправленное обучение школьников сравнению
способствует развитию навыка современной
активизации внимания, его включения в регуляцию
деятельности.
Детям могут быть предложены какие-либо предметы,
их изображения, картинки, различающиеся
определенным числом деталей.
Игра "Заметь все"
Игра основана на запоминании числа и
порядка расположения ряда предметов,
предъявляемых на несколько секунд. По мере
овладения упражнением число предметов
постепенно увеличивается.
Раскладывают в ряд 7–10 предметов (можно
выставлять картинки с изображениями предметов
на наборном полотне), которые затем закрываются.
Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и
предложить детям перечислить все предметы (или
картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы, секунд на 8–10,
спросить у детей, в какой последовательности они
лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова
показать все в течение 10 сек. Предложить детям
определить, какие предметы переложены.
Не глядя больше на предметы, сказать, какого
цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры
(убирать предметы и просить детей называть
исчезнувшие; располагать предметы не в ряд, а
например, один на другом, с тем чтобы дети
перечисляли их по порядку снизу вверх, а затем
сверху вниз и т.п.).
Игра "Ищи безостановочно"
В течение 10–15 сек увидеть вокруг себя
как можно больше предметов одного и того же цвета
(или одного размера, формы, материала и т.п.). По
сигналу учителя один ребенок начинает
перечисление, другие его дополняют.
Каждой руке – свое дело
Основной принцип следующих нескольких
упражнений: ребенку предлагают одновременное
выполнение разнонаправленных заданий. По
окончании упражнения (через 10–15 мин)
определяется эффективность выполнения каждого
задания.
Детей просят левой рукой медленно перелистывать
в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая
их), а правой чертить геометрические фигуры или
решать несложные примеры.
Игра может быть предложена на уроке математики.
Счет с помехой
Ребенок называет числа от 1 до 20,
одновременно записывая на листе бумаги или доске
эту же числовую последовательность, но в
обратном порядке: произносит 1, пишет 20,
произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время
выполнения задания и число ошибок.
Чтение с помехой
Дети читают текст, одновременно
выстукивая карандашом какой-либо ритм. При
чтении дети также ищут ответы на вопросы.
Можно также одновременно читать текст вслух и
что-нибудь писать (например, + – + – + – + – и т.д.).
Запомни сказку
Ребенку предлагают следующее задание
– вычеркнуть в тексте одну или две буквы и в это
же время ставят детскую пластинку с какой-либо
сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок
пропустил при зачеркивании и просят рассказать,
что он услышал и понял из сказки.
Первые неудачи при выполнении этого достаточно
трудного задания могут вызвать у ребенка протест
и отказ, но в то же время первые успехи окрыляют.
Достоинством подобного задания является
возможность его игрового и соревновательного
оформления.
Игра "Встречные колечки"
Эту игру можно использовать для
концентрации внимания в начале урока. Правая
рука: кончик мизинца встает на кончик большого
пальца – это маленькое колечко. Левая рука:
кончик округленного указательного пальца встает
на кончик большого – это большое колечко.
Колечки размыкаются. Новое колечко для правой
руки строят кончики безымянного и большого
пальцев, для левой – кончики среднего и большого
пальцев. Оба движения производятся одновременно.
Следующую пару колечек, опять же одновременно,
строят большой со средним пальцы правой руки и
большой с безымянным пальцы левой. Последняя
пальцевая позиция становится зеркальным
отражением второй.
Игра "Ладонь-кулак"
В игру на концентрацию внимания
"Ладонь-кулак" дети также играют с
удовольствием. Одна рука направлена вверх,
ладонь выпрямлена. В основание ладони упираются
кончики пальцев выпрямленной ладони другой руки.
Это положение называется "ладонь".
Одна рука сжата в кулак, в основание кулака
упираются кончики пальцев другой руки. Это
положение называется "кулак". Ведущий
командует, сопровождая слова соответствующими
жестами: "Ладонь! Кулак! Ладонь! Кулак!"и т.д.
С каждой командой меняется положение рук; то
правая рука упирается в основание ладони левой,
то наоборот. Играющие быстро исполняют команды.
По мере освоения игры дети с удовольствием
выполняют роль ведущего.
Найди числа по порядку
Предложите ребятам отыскивать на
рисунке, показывать и называть числа от единицы в
возрастающем порядке.
Показателями здесь могут служить
время выполнения задания, легкость и
удовольствие, которое дети испытывают в ходе
работы.
О слабости свидетельствуют быстрый отказ от
задания, стремление начинать все сначала при
отыскании каждой следующей цифры 1–2-го десятка,
а также сильная усталость, резь в глазах. В этом
случае от задания следует отказаться.
Квадраты, треугольники, круги
Оценить общую внимательность можно с
помощью следующего несложного задания.
Нарисуйте на листе бумаги несколько квадратов,
треугольников и кругов, например так:
Предложите детям один или несколько
вариантов задания и оцените точность их
понимания и правильность выполнения.
а) Поставьте "крестик" во
втором треугольнике слева и знак "минус" в
любом кружочке.
б) Напишите букву К во всех кружочках, кроме
1-го, и букву О во всех квадратах.
в) Зачеркните все квадратики и треугольники,
стоящие после кружочков.
г) Подчеркните квадраты, стоящие перед
треугольниками, но не после кругов.
Найди слово
Оценить свойства внимания можно с
помощью теста "Мюнстерберга". Среди
буквенного текста спрятались слова.
Например: пюклбюсрадостьуфрнкл.
Задача – отыскать их как можно быстрее и
подчеркнуть, а если можно, то и сосчитать.
Фэлксолнцемурдерайтщкуновостьвтррактце
блэцэкзаменукьепрокуроркартеориядлпделостф
кщамагазингпмдатахркадочислодщцоследствиерб
оуклтетрадьяцдбапрфупеньцщфремкляксакрму
фцнословонрщьфрденьгиькцщбстулфпльтощкр
ртдовниманиехищьстолптхмутарелкаясмуксустрпк
бфщобщениеяаотрветербфркцкурицасяптуцщфб
квцоносяфтмкцлубполеткцшщпетухтакльпесняжк
шяфцкачеликждфмобанкадшжьконьпжкточкапфцк
Оценивается количество найденных
слов, количество пропусков и ошибочно выделенных
слов, а также время выполнения задания. Если
ребенок справляется с ним за 2–3 мин – это очень
хороший результат. Всего в тексте
"спряталось" 33 слова.
Однако это задание лучше не предлагать учащимся
1-го класса. Но зато оно прекрасно подойдет для
игры-соревнования между 2–3 школьниками на дне
рождения ребенка или другом детском празднике,
нужно только заранее подготовить бланки и часы с
секундомером.
Для первоклассников можно упростить это задание:
на доске написать слова, в каждом из которых
нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например:
смех, волк, столб, коса, полк, зубр,
удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок,
китель.
Простая работа
Прекрасно тренирует внимание любая
мелкая работа – развинчивание маленьких гаечек,
переборка крупы, штопка, вышивание. Это и отдых от
учебы, и одновременно упражнение на внимание.
Маленький учитель
Хорошим заданием на оценку
устойчивости и сосредоточенности внимания
являются тексты, в которых сознательно допущены
ошибки. В каникулы младшие школьники охотно
играют в школу, принимая на себя роль учителей.
Предложите им подобные задания (с пропусками
букв, с недописанными окончаниями, с лишними
удвоениями гласных или согласных, с заменой
одной буквы на другую, например, б на д, п
на т, м на л и наоборот). Только не
забудьте, что задания должны быть написаны
прописными буквами и желательно
каллиграфическим почерком, наши взрослые
"каракули" дети просто отказываются читать
и разбирать.
Вообще моделирование игровых и соревновательных
ситуаций – лучший способ тренировки любых
интеллектуальных качеств, в том числе и свойств
внимания. И главное – не спешите упрекать детей в
невнимательности. Мнение взрослых пока еще
оказывает внушающее воздействие. А признав свою
несостоятельность, ребята не стремятся
избавиться от недостатка, а лишь ссылаются на
него в разговорах, носящих характер нотаций.
Литература
1. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М.,
Мешкова Т.А. Внимание школьника. – М., 1987.
2. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. –
Ярославль: Академия развития, 1999.
3. Левитина С.С. Можно ли управлять
вниманием школьника? – М., 1980.
4. Психокоррекционная и развивающая работа с
детьми /Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1998.
|