Лариса МЕРКУЛОВА,
г. Мценск,
Орловская область
Два урока по курсу "Окружающий
мир"
Предлагаю вашему вниманию описание двух
уроков проведенных педагогом муниципальной
гимназии г. Мценска Орловской области Ларисы
Меркуловой, на которых мне посчастливилось
побывать. Взяв за основу планы, составленные при
подготовке к урокам этим педагогом, я дополнила
их высказываниями детей и учителя, записанными
мною в ходе этих уроков.
Как и любые уроки по системе Эльконина–Давыдова,
эти уроки не репетировались заранее, они не
"парадные", поэтому в них неизбежны детские
ошибки и их преодоление. Именно этим они и
интересны для анализа. Хотелось бы обратить
внимание читателя на некоторые важные
особенности в поведении учителя, работающего по
системе Эльконина–Давыдова, которые так удачно
были продемонстрированы:
1) при постановке и на начальном этапе
решения новой творческой задачи от детей
требуется применение прежних, освоенных ранее
способов действия;
2) везде, где только возможно, учитель
организует практическое действие детей с
исследуемым объектом;
3) организация группового и межгруппового
взаимодействий определяется задачами
развертывания содержания.
Уроки соответствуют содержанию программы
"Окружающий мир" Е.В. Чудиновой и Е.Н.
Букваревой. Ссылки на страницы
учебно-методических пособий даны на уроке 4-го
класса по курсу "Естествознание", а на уроке
1-го класса – по курсу "Окружающий мир".
Елена ЧУДИНОВА
Урок 1 (4-й класс)
Тема. "Тундра Евразии".
Задачи детей: нахождение зоны на
планете, определение климата зоны, выдвижение
гипотез о животном и растительном мире тундры.
Задачи учителя: организация
постановки детьми задачи исследования одной из
климатических зон; организация моделирования
для определения климатических особенностей
тундры; организация выдвижения гипотез о
растительном и животном мире тундры; организация
групповой и межгрупповой работы с текстами.
Оборудование учащихся. Тетрадь
(с. 35), учебный справочник (с. 111).
Оборудование учителя: схема Земли
(солнечная освещенность), глобус, физическая
карта мира (7-й класс), лампочка с удлинителем,
энциклопедия "Биология" ("Аванта+"),
схема пищевых цепей, воздушный шарик, журнал
"Свирель" № 12/1999 г., № 11/1998 г. (виды
тундры).
ХОД УРОКА
Учитель. Что изображено на этой
схеме?
Учитель предлагает детям посмотреть
на схему Земли на доске. Планета разделена
поперечными линиями на полосы. Справа от планеты
размещено условное Солнце.
Аня. Эти линии на Земле
показывают...
Боря. Этих линий на Земле нет, они
воображаемые.
Аня. Да. Эти воображаемые линии
показывают размещение климатических зон на
Земле.
Учитель. А почему на Земле столько
зон?
Ваня. Солнце по-разному освещает
Землю, пока Земля вращается вокруг него, и все
участки получают разное количество света и
тепла.
Учитель. Кто может назвать эти
зоны?
Дети подходят к доске и называют
зоны: экваториальная, субэкваториальная и пр. Они
отмечают, что эти зоны есть в обоих полушариях.
Учитель сообщает детям, что поскольку каждая из
этих зон характеризуется своим климатом,
следовательно, в каждой зоне обитают
своеобразные животные и растения. Учитель
предлагает детям открыть с. 35 тетради, где они
находят пейзаж, на фоне которого размещены
изображения рыбы, жужелицы, мха. Задание состоит
в том, чтобы: а) определить, для какого природного
сообщества характерен климат с количеством
годовых осадков 30 см и среднегодовой
температурой –10 градусов Цельсия; б) вырезать
изображения животных этого природного
сообщества с разрезных страниц тетради и
показать стрелками, кто кем питается.
Дети обсуждают, что нужно для выполнения этого
задания.
Коля. Сначала посмотрим на график в
учебном справочнике и определим, что это за зона.
Паша. Где она находится на Земле?
Hика. Еще нам надо будет узнать,
какие там обитают животные.
Володя. И кто кого ест.
Учитель. Это называется "пищевые
цепи".
План общей работы записывается на
доске.
Дети открывают учебный справочник и по графику
определяют природное сообщество с такими
показателями среднегогодовой температуры и
количеством годовых осадков. Это оказывается
тундра. Учитель предлагает начать с расположения
тундры.
Учитель. В какой зоне находится
тундра и почему?
Алена. Там очень холодно,
среднегодовая температура –10 градусов, там даже
летом мороз.
Учитель напоминает детям о том, что
такое среднегодовая температура. В результате
дети понимают, что в тундре летом может быть выше
нуля, а зимой – сильные морозы.
Маша. Значит, тундра находится
ближе к полюсам.
Учитель. Мы будем изучать тундру
конкретного материка – Евразии. Покажите,
пожалуйста, Евразию на карте и глобусе.
Один ребенок вызывается показать
Евразию на карте, другой – на глобусе.
Учитель. А теперь попробуйте
показать на карте и глобусе тундру Евразии.
Дети показывают, учитель
корректирует. Затем учитель показывает тундру
Северной Америки и поясняет, что тундра Евразии
обширнее. Тундра Евразии расположена на
территории нашей страны, поэтому сейчас мы и
рассмотрим ее подробно. Учитель рассказывает,
что свое название тундра получила из финского
языка (tunturi – безлесая гора, возвышенность).
Учитель спрашивает, как дети представляют себе
тундру. Дети рассказывают о белой пустыне,
скалах. Учитель предлагает посмотреть на
физическую карту мира и определить, какова
средняя высота тундры.
Дети смотрят и обнаруживают, что тундра скорее
занимает низинные районы, чем возвышенности.
Учитель поясняет, что в Финляндии действительно
больше холодных безлесых возвышенностей, а на
территории России тундра в основном низинная,
летом болотистая.
Учитель. Какие времена года бывают
в тундре?
Дети. Давайте посмотрим.
Двое детей выходят к доске, берут
лампочку и глобус. Один работает "солнцем",
освещая глобус. Другой прижимает пальцем тундру
Евразии на глобусе и начинает вращать глобус
вокруг своей оси.
– Сейчас здесь ночь, поворачиваем –
опять ночь.
Коля и Алена. Это полярная ночь.
Ученик передвигается с глобусом
вокруг лампочки. При этом не следит за тем, как
наклонена ось вращения глобуса.
Вася. Нет, нет, нет!
Учитель. Что "нет, нет, нет"?
Вася, Маша и Сергей. Не надо
менять наклон оси!
Положение исправляется. Дети
определяют, что весной полярная ночь в тундре
сменяется полярным днем.
Учитель. Легко ли животным и
растениям в холодном климате, где полгода – день
и полгода – ночь? Как, с вашей точки зрения,
растения и животные могут приспособиться к таким
временам года?
Дети высказывают свои предположения,
которые учитель фиксирует на доске в таблице
(растения/животные). В частности, дети
предполагают, что у животных должен быть толстый
слой жира, а растения, наверное, имеют длинные
корни. Каждое соображение обосновывается.
Учитель предлагает детям поработать с текстами и
узнать из них о климате, растениях и животных
тундры, а заодно проверить свои предположения.
Дети получают (на двоих) разные отрывки из книги
Н. Курилова "Каникулы в тундре". Они
читают их, а затем каждая пара рассказывает всему
классу о наиболее интересных моментах из своего
отрывка. Так, например, в сказке "Песец и
лемминг", рассказанной коренным жителем
тундры, говорится фактически о пищевых цепях
обитателей тундры.
Один из учеников обнаруживает в своем тексте
опровержение высказанной гипотезы о том, что
корни растений в тундре длинные и тянутся на
большую глубину, и зачитывает отрывок,
объясняющий причину этого явления: "Корни
стелются поверху в разные стороны. Вниз уйти даже
не пробуют: там лед, толстенный, крепкий".
Звенит звонок.
Учитель. Что вы будете делать
дома к следующему уроку?
Дети. Мы будем дочитывать тексты и
готовить рассказы друг для друга.
Урок 2 (1-й класс)
Тема. "Процесс".
Задачи детей. Знакомство с
процессом (понятие, запись).
Задачи учителя. Организовать
анализ состояний наблюдаемых объектов и
использование форм записи состояний (тема
предыдущих уроков), обнаружение детьми перехода
объекта наблюдения из одного состояния в другое,
поиск и обсуждение способов обозначения
процесса.
Оборудование учащихся: листочки
для записи, учебник-тетрадь (с. 18, ч. 2),
цветные карандаши, ручка.
Оборудование учителя: спички на
столе (целые, горелые), коробок спичек, цветной
мелок, рисунки спичек, рисунок стрелки.
Учитель. Мы знаем, что любой объект
может быть в каком-то состоянии. Отгадаем загадки
и обозначим состояния объектов, о которых в них
говорится. Кто хочет угадать?
Дети поднимают руки, учитель
приглашает одного ребенка к доске и зачитывает
загадку:
– Бродит одиноко
Огненное око.
Всюду, где бывает,
Взглядом согревает.
Коля. Это Солнце.
Учитель. Как ты догадался?
Коля. Оно огненное и греет.
Учитель. Кто хочет попробовать
сделать запись?
Двое выходят к доске. Максим пишет на
доске: г, о.
Учитель. Что записал Максим?
Дети. Что оно греет и огненное.
Учитель. А что он забыл записать?
Выходит Алеша и пишет на доске:
Учитель. Кто прочитает запись
Алеши?
Наташа. Солнце греет и огненное.
Так же дети работают над другой
загадкой.
Учитель. Сито большое,
Сито голубое.
Сеет-веет белый пух
На леса, дома, на луг. (Небо.)
– А теперь давайте попробуем
рассказать о состоянии погоды сегодня.
Расскажите, какая сегодня погода.
Маша. Небо синее, солнышко
светит.
Учитель. Это все видят?
Дети. Нет.
Учитель приглашает детей к окнам.
Рассматривая, что делается за окном, дети
говорят:
Наташа. Солнца не видно.
Маша. Небо серое.
Коля. Небо белое.
Антон. Снег грязный. Лужи.
После обсуждения учитель приглашает
детей на места и предлагает им зарисовать
сегодняшнюю погоду на заготовке рисунка (с. 16
учебника-тетради, ч. 2).
Затем дети записывают состояние
погоды с помощью условных обозначений в
квадратиках:
Что по договоренности в классе
обозначает: погода облачная, солнца нет, ветра
нет, тепло.
Учитель предлагает сравнить сегодняшнюю погоду
со вчерашней и выписывает на доску то, что дети
записали вчера. Дети по записи рассказывают о
вчерашней погоде: было солнце, ветер, тепло – и
делают вывод, что погода изменилась.
Учитель. Вы уже хорошо умеете
описывать состояния объектов. Кто хочет
продолжить эту работу?
Дети тянут руки.
Учитель приглашает Антона и показывает ему и
детям лежащие на столе спички. Среди них 6–7
горелых, остальные целые. Учитель выбирает целую
спичку и просит Антона описать ее состояние.
Антон. Спичка целая, не горелая. У
нее коричневый верх, а внизу – белое.
Учитель просит желающих записать
состояние спички на доске (Миша выходит и пишет),
а Антона просит выйти за дверь.
Миша записывает на доске:
Учитель сжигает спичку.
Учитель. Что я делаю сейчас? Что
происходит со спичкой?
Дети комментируют происходящее.
Дети. Вы ее зажгли. Спичка горит.
Она уже не целая.
Учитель приглашает в класс Антона и
показывает ему спичку, которую сжег.
Учитель. Вот спичка, запиши ее
состояние на доске.
Антон пишет рядом с Мишиной записью:
Учитель. Как ты думаешь, Антон, это
та же спичка, что я тебе показывал сначала?
Антон. Я не могу сказать, я же не
видел, что вы сжигали.
Учитель (к детям). А вы видели?
Это одна и та же или две разные спички?
Дети. Одна и та же!
Учитель. А на доске у нас написано
про две разные спички. Как нам исправить запись,
чтобы было понятно, что говорится про одну и ту же
спичку?
Оля выходит и стирает у второй записи
начало. Получается так:
Учитель. Так все равно две.
Костя предлагает так:
Учитель. Теперь хорошо?
Аня. Да, теперь видно, что это про
одну спичку.
Дети. Да, видно.
Учитель. А понятно, что было
сначала, а что потом?
Миша. Чтобы было понятно, нужно так:
Антон. У Кости тоже правильно.
Дети. У Кости не видно, где начало.
Учитель. А можно вот такую стрелку
поставить (рисует)?
Дети. Нет, из горелой нельзя снова
сделать целую.
Учитель. Какую же нам выбрать
запись?
Дети. Мишину.
Учитель. Давайте еще добавим в
запись Олино предложение, зачем два раза писать
про спичку, она ведь та же самая (пишет на доске):
Учитель. Прочитайте, пожалуйста,
что я записала.
Маша. Спичка превратилась из целой
в горелую.
Учитель. Изменение состояния
называется словом Процесс (записывает его на
доске).
Дети выполняют задание в тетради, где
предлагается сравнить две записи процесса и
поставить между ними знак равенства или
неравенства.
Учитель. Давайте снова вспомним о
погоде. Как же теперь вы сможете показать, что ее
состояние меняется? Запишите в тетради процесс
изменения погоды.
Дети записывают, учитель проходит по рядам и
корректирует их записи.
|