Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2002

ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

Наталья СВОБОДИНА,
логопед-психолог

Вы спрашивали...

Учителя и родители часто сталкиваются с речевыми проблемами детей. Как определить, что это: логопедические ошибки или неотработанные орфограммы? А может быть, причина в том, что наши дети очень мало читают и поэтому допускают ошибки при чтении вслух, придумывая окончания словам?
Какие существуют критерии в оценке состояния речи ребенка? Как надо готовить к школе детей? Возможно ли исправить звукопроизношение и какие тренировочные упражнения можно использовать? На эти и другие вопросы, заданные вашими коллегами, отвечает логопед-психолог Наталья СВОБОДИНА.
Как можно вовремя заметить в классе ребенка с нарушением письма и чтения? Что учитель может сделать, чтобы помочь таким детям?

Учитель – первый человек, который может обнаружить признаки дисграфии. Для этого надо внимательно анализировать письменные работы ученика. Специфические ошибки могут появиться уже во втором полугодии обучения в первом классе. Они могут быть вначале единичными, затем их количество возрастает. А бывает и сразу большое количество ошибок. Ошибки могут быть смешанного типа или относиться к одной из форм дисграфии. Все зависит от причин и тяжести нарушения.
Какие же ошибки мы называем специфическими? В первую очередь, это пропуски и замены букв, не связанные с орфографическими правилами. Такие же ошибки могут проявляться и при чтении. Создается впечатление, что ребенок читает начало слова, а конец угадывает. Подробнее об этом можно прочитать в № 10/2002 газеты "Начальная школа" в моей статье "Я не виноват, я стараюсь…". Будьте очень осторожны, если вы заметили у ребенка специфические ошибки, не ставьте сразу диагноз. Главное, что вы должны сделать, – направить родителей на прием к специалисту.

Как надо готовить к школе детей, чтобы в будущем избежать подобных проблем?

Если в вашем детском саду есть логопедическая группа, то программы, которыми пользуются логопеды, при условии их систематического и полного выполнения вполне решают поставленные задачи.
Если речь идет о дошкольниках, не страдающих речевыми расстройствами, то при подготовке к школе необходимо большое внимание уделять развитию фонематического восприятия. Ребенок должен хорошо различать на слух звуки, сходные по звучанию (глухие – звонкие, твердые – мягкие), выделять заданный звук в слове. Сейчас в продаже есть много книг, где вы найдете большой выбор игр со словами.
Правильное употребление грамматических категорий, увеличение словарного запаса обогащают речь ребенка. Самое слабое место у первоклассников – плохо развитая связная речь. Дети не умеют сформулировать свою мысль, рассказать об увиденном. Часто они пользуются простыми предложениями, междометиями.
Необходимо внимательно относиться к тому, что дети смотрят по телевизору и что им читают. Об этом много говорят и пишут, но все же родители часто предпочитают видеокассету на полтора часа с иностранными мультиками непосредственному общению с ребенком. Конечно, это проще, но пройдет время, и придется пожинать горькие плоды такого легкомысленного отношения к развитию ребенка.
Занимаясь с дошкольником, не подменяйте собой школьного учителя. Большую ошибку совершают те, кто в группах подготовки к школе дает программу первого класса, считая, что помогает детям. Кроме вреда, такая "подготовка" ничего не приносит.

Какие существуют критерии в оценке состояния речи ребенка при поступлении в школу с углубленным изучением иностранного языка? Как проверять речь детей при записи в такую школу?

Насколько я знаю, не существует никаких особых требований на законных основаниях к детям при записи в такие школы. При поступлении в первый класс ребенок, в первую очередь, должен быть психологически готов к школьному обучению, его звукопроизношение должно быть правильным, а связная речь – соответствовать возрастным нормам.
Все это могут определить школьный психолог и логопед. Если таковых в школе нет, обратитесь к специальной литературе. В любом учебнике по педагогике есть возрастные нормы развития речи.
Другое дело, когда у ребенка есть проблемы со звукопроизношением, особенно если это межзубное произношение свистящих звуков. В этом случае родителям стоит посоветовать подождать с изучением английского. Если у ребенка горловое произношение звука [р] – подождите изучать французский. Иначе толку не будет ни от русского, ни от иностранного. Если в анамнезе есть общее недоразвитие речи, лучше идти в общеобразовательную школу, иначе проблемы неминуемы. Это не говорит о том, что ребенок не сможет изучать иностранный язык. Конечно, сможет, но позже.
Определение психологической готовности к школе также не представляет сложности. Сейчас об этом пишут очень много. Только не совершайте очень распространенную ошибку! Проверяйте не столько знания и умения ребенка, сколько его возможности, его потенциал. Умение читать, писать, считать – не критерий хорошей готовности к школе.

Школьным логопедам из года в год приходится заниматься не своим делом – исправлять звукопроизношение первоклассников. Ведь это дело детского сада. Существуют ли какие-то нормы исправления речевых проблем?

В логопедические группы детского сада поступают дети с такими нарушениями, как фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР), заикание и более легкие формы речевых расстройств. Дети с ОНР принимаются на два года, с ФФНР – на один год. Кажется, все ясно, есть жесткие нормы. И большая часть детей выходит с исправленным звукопроизношением и приличной связной речью. Но есть дети, нарушения у которых отягощены другими проблемами. Например, дизартрическим компонентом. В этих случаях, как правило, присутствуют причины органического характера. Такие нарушения исправляются очень тяжело, часто только с помощью специального массажа. Поставить звук – это только полдела. Гораздо важнее и труднее – ввести этот звук в речь. При отягощенных нарушениях звук автоматизируется очень медленно. Ребенок на занятии у логопеда может говорить совершенно правильно, но в быту не пользоваться исправленным звуком. Здесь необходима объединенная помощь всех взрослых, с которыми общается ребенок. Поэтому автоматизация звуков часто продолжается и в школе.
Зачастую дети в детский сад приходят за год до школы, имея огромный букет проблем, в том числе и нарушенное звукопроизношение. Конечно, за год такие проблемы не решить, и ребенок несет их в школу.
Безусловно, есть недобросовестные или неопытные логопеды, которые не справились с поставленными задачами, но мы говорим сейчас не о них.
Исправление речевых расстройств нельзя загнать в жесткие рамки. Здесь все очень индивидуально, как и в лечении любого другого заболевания.
Кроме того, не может быть деления на работу для дошкольных и школьных логопедов. Логопед есть логопед. И если к нему поступил ребенок с расстройствами речи (устными или письменными), он должен этим заниматься.

Мой ребенок страдал заиканием. Да и сейчас, когда он волнуется, могут появиться запинки. С чтением, конечно, проблемы. Особенно он боится проверок на скорость чтения. Можно ли каким-то образом освободить его от этих проверок?

К организованным проверкам у детей скорости чтения я, как и многие мои коллеги, отношусь крайне отрицательно, о чем неоднократно уже писала. Не буду сейчас говорить о пользе или вреде этих проверок для детей, не страдающих никакими проблемами. Наша забота – дети с речевыми расстройствами, в том числе с дисграфией и дислексией.
Любая стрессовая ситуация может свести на нет все многомесячные усилия специалистов. Особенно это касается детей, страдающих заиканием. У специалиста, занимающегося с вашим ребенком дома или в каком-либо центре, вы можете взять справку о том, что ребенок страдал таким-то расстройством и ему противопоказаны открытые проверки техники чтения. Эта справка носит рекомендательный характер, но учитель и администрация школы обязательно должны учесть эти рекомендации.
Приведу пример (этот случай уже упоминался в моей статье): ребенок, страдающий заиканием, прошел полный курс реабилитации, но получил мощный рецидив после проверки техники чтения, устроенной ему в школе, несмотря на рекомендации логопеда отменить их. Родители подали в суд и дело выиграли.
Конечно, это крайний случай. Педагоги и дефектологи в таких случаях должны руководствоваться только одним – интересами ребенка.

Нам уже сказали, что у нашего ребенка дисграфия, что у него очень плохо развит фонематический слух. Сказали – надо заниматься. Занятий со школьным логопедом ему явно не хватает, пригласить частного специалиста мы не можем по материальным соображениям. А на самостоятельные занятия у нас совсем нет времени, работаем с мужем с утра до вечера. Какой же выход? Сейчас он заканчивает первый класс. Но заставить его сесть позаниматься невозможно. Мы еле-еле с уроками справляемся. Что бы вы посоветовали?

И в первом, и во втором случае одной из основных причин нарушений письма, видимо, можно назвать недостаточную сформированность фонематического восприятия, то есть у ребенка недостаточно развита способность к анализу и синтезу речевых звуков.
Совершенно необязательно сажать ребенка за стол и заставлять его заниматься. Упражнения, помогающие развить фонематическое восприятие, можно выполнять где угодно: на улице, в магазине, на кухне… Возможностей масса: подать знак (хлопок, кукареканье или все что угодно), когда услышишь заданный звук (в слоге, в слове, во фразе); найти в комнате (на полках магазина, на кухне, за окном автобуса) 10 предметов, в названии которых есть заданный звук, и т. д.
В такой же обстановке вы можете заниматься и развитием внимания, памяти, мышления.
Когда мы говорим, что у нас нет времени на занятия с ребенком, мы просто не хотим этого делать. Не помню, чьи слова, но они мне очень нравятся: "Тот, кто не может, ищет возможности; тот, кто не хочет, ищет оправдания".
Желаю всем родителям и учителям терпения и творческой искры, которые непременно помогут сделать ваши занятия с детьми интересными и успешными.

Мой ребенок в дошкольном возрасте в течение двух лет посещал логопедическую группу. Сейчас он во втором классе. Проблем с письмом и чтением у нас нет. Но вот произношение у него до конца так и не исправилось. Хотя когда мы уходили из детского сада, логопед показала, что все звуки он говорит правильно. Что же нам делать?

Улучшить дикцию, исправить звукопроизношение при условии отсутствия патологии артикуляционного аппарата можно в любом возрасте. Хочется обратить ваше внимание, что при нарушении звукопроизношения поставить звук – это полдела, главное и самое трудное – ввести этот звук в речь, автоматизировать его. Дело это нелегкое. Попробуйте-ка сами с этой минуты вместо нормального звука, например [c], пользоваться только межзубным. Кажется, ерунда. Вовремя язык подставляй – и все. Но ваша речь сразу же резко замедлится, а потом вы и вовсе замолчите. Примерно в таком же положении находится ваш ребенок. До поступления в логопедическую группу он два или три года пользовался искаженным звукопроизношением. И несмотря на всю постепенность и систематичность логопедической коррекционной работы, ребенку трудно следить за правильным использованием звука в речи. В этом случае на занятии он говорит прекрасно, а в быту побеждает старая привычка. Здесь могут помочь только взрослые, которые находятся рядом. И не правы те родители, которые думают, что, отдав ребенка в логопедическую группу, они сняли с себя всякую ответственность за речь ребенка. Логопед занимается 15–20 минут в день, затем эстафету принимает воспитатель, который должен следить за речью ребенка, а дома – ваша очередь.
Обычно в момент автоматизации звука на первых порах, когда идет чисто техническая работа, чтобы эти занятия не превращались для ребенка и родителей в наказание, я предлагаю следующие упражнения.
Ребенок, как и спортсмен, многократными систематическими повторениями на первых порах должен отработать чистое звучание. Но представляете ужас в глазах родителей, когда, вызвав у ребенка с помощью так называемого "моторчика" звук [р], я говорю, что в течение двух-трех дней ежедневно надо повторять это упражнение не менее 100 раз? Да, это пугает. Но если вы положите на тарелку 10 долек мандарина (горсть орехов, ягод), скажете ребенку: "До 10 ты считать умеешь. Сделай 10 раз "моторчик", возьми дольку мандарина и иди играй. Побегав, повтори то же самое", – съев весь мандарин, он выполнит задание незаметно для себя.
Когда звук вводится в слова, можно придумать что-то подобное, так как нет более унылой картины, чем взрослый, читающий слова, и ребенок, по три раза повторяющий их.
На более поздних этапах пусть выучит какое-то двустишье, насыщенное поставленным звуком. Вы можете устроить соревнование – кто больше раз повторит правильно это двустишье (естественно, с призами), можете придумать мелодию и напевать вместе с ребенком новую песенку.
Введение поставленного звука в повседневную речь – задача, целиком лежащая на плечах родителей. Вы говорите, что у логопеда он говорил все правильно, а сейчас не пользуется этими звуками. Вывод один – перед школой вы, скорее всего, не занимались автоматизацией звука и не продолжили эту работу уже в первом классе. Вы можете сделать это и сейчас, только времени уйдет уже больше.

Учить буквам нашего сына мы начали с 2 лет. В 3,5 года он уже складывал слова, а в 4 года можно сказать, что уже читал. Скоро ему 6 лет, читает он хорошо, но интереса к чтению у него нет. Как вызвать этот интерес?

Сразу хочется спросить маму: с какой целью вы начали учить ребенка буквам с двух лет? Научившись читать, разве стал он пользоваться этим умением? Скорее, наоборот, судя по словам мамы, он потерял интерес к чтению.
Есть дети, которых не надо учить. Они сами постоянно спрашивают: "Какая это буква?" В таком случае, безусловно, надо отвечать, даже если он еще маленький. Как правило, у этих детей рано развивается произвольность, они с удовольствием занимаются. Но если ребенок не проявляет интереса, какой смысл двухлетнего малыша сажать рядом и заставлять учить буквы, складывать слоги? Не торопите события. Вы можете этим только навредить. Занимайтесь развитием ребенка: читайте ему, много рассказывайте, разговаривайте с ним, играйте – это важнее, чем научить малыша читать.
Не пойму также тех родителей, которые с 2–3 лет начинают ребенка учить иностранному языку. Одно дело, если в вашей семье говорят на нескольких языках, тут не возникает никаких вопросов. Но чаще мы видим другую картину: в каком-то престижном детском саду или в "группе развития", помимо других занятий, два раза в неделю дети учат иностранный язык (чаще – английский). Я один раз спросила у мамы, зачем ее ребенок учит английский. Мне ответили: для общего развития. На мой взгляд, эти занятия абсолютно не способствуют общему развитию, а детям с речевыми проблемами они наносят огромный вред. Недавно на приеме у меня была мама с второклассником (у мальчика тяжелая форма дисграфии). Так вот, ее сын с четырех лет в частном детском саду учил японский. Кстати, дома на японском почему-то никто не разговаривает. Мама объяснила эти занятия так: язык трудный, будет развивать мышление. Такие эксперименты с собственными детьми в конечном счете оборачиваются большими проблемами в будущем.

Мой ребенок пишет правой рукой, но в раннем детстве ложку держал в левой, а потом пытался и левой рукой рисовать. Сейчас он ножницы держит левой рукой, и некоторые действия у него лучше получаются левой, чем правой. У него плохой почерк и много зеркальных букв. Учительница сказала, что у него скрытая леворукость. Что это такое и что нам делать?

На этот вопрос я попросила ответить коллегу, опытного практического психолога Галину Алексеевну Панину.
Вопрос мамы затрагивает сразу несколько тем, связанных с особенностями развития, воспитания и обучения ребенка в дошкольном и школьном возрасте. Во-первых, это актуальная тема "праворуких" и "леворуких" детей. В последнее время родители и учителя школ совершенно справедливо связывают индивидуальные трудности воспитания и обучения ребенка с особенностями функциональной асимметрии мозга. Ведь именно она определяет индивидуальность восприятия, памяти, мышления и эмоциональной сферы любого человека. Отвечая на вопрос мамы, сразу же хочется сказать, что у детей "правшество" и "левшество" в основном формируется к 4–4,5 годам, а до этого предпочтение руки может быть неустойчиво. Вообще "чистых" правшей и левшей крайне мало. В человеческой природе существует огромное многообразие людей по степени праворукости: от выраженных правшей через слабо выраженных правшей, амбидекстров (тех, кто в равной мере задействует правую и левую руки), слабо выраженных левшей к выраженным левшам. Выявление индивидуальных особенностей функциональной асимметрии мозга каждого ребенка просто необходимо для выбора правильной стратегии как его воспитания в семье, так и адекватной возможностям ребенка методики его обучения в школе. Возможно, что наличие элементов левшества (именно это имела в виду учительница, говоря о скрытой леворукости) является одной из причин, лежащих в основе как зеркального письма, так и проблемного почерка ребенка. Кроме того, элементы зеркального письма чаще встречаются у детей с неустойчивой праворукостью, у которых выражена недостаточность в сформированности межполушарных связей. Как правило, к 10 годам феномен зеркальности у детей проходит.
Таким образом, в основе трудностей ребенка часто лежат его индивидуальные психофизиологические особенности (в частности, функциональная асимметрия мозга). Выявить их и помочь в правильном выборе пути воспитания и обучения вам смогут нейропсихологи, нейропедагоги и психологи, которые работают в социально-медико-психологических центрах.

У нас в школе нет логопеда, а детей с такими проблемами много. Что делать? Где можно найти краткосрочные курсы?

Если в московской школе нет логопеда – это проблема администрации. Получить второе образование – дефектологическое – в Москве не проблема. В любом справочнике вы сможете найти данные об институтах, где есть дефектологический факультет.
Надо только хорошо понять, чего вы хотите.
Если вы намерены поменять профессию, то стоит поступить в институт (любая форма обучения) и получить полноценное академическое образование. Дефектолог, который хочет быть в своем деле профессионалом высокого уровня, должен обладать большим запасом знаний в области психопатологии, невропатологии, логопедии и еще во многих областях, так как специалист нашего профиля всегда работает на стыке нескольких наук. Краткосрочные курсы здесь не годятся.
Если же вы хотите просто помочь своим ученикам или своему ребенку справиться с нарушениями письма и чтения, развить его речь, то вам достаточно каких-то курсов или вы можете прослушать курс лекций-семинаров в Детском кабинете с консультированием детей (телефон в конце статьи). На этих лекциях я знакомлю учителей и родителей с коррекционной методикой помощи детям. Лекции могут проходить как в Детском кабинете, так и в вашей школе или в любом другом месте (в том числе возможен выезд и в другие города). Но знайте, что, прослушав эти лекции, логопедом вы не станете. Такой же курс, только более специфический и углубленный, по знакомству с методикой исправления нарушений письма и чтения я даю и логопедам.
Сейчас очень много продается различных книг, учебных пособий, в том числе и для родителей. Это замечательно. Но, купив такое пособие, вы должны проконсультироваться со специалистом, чтобы выбрать правильный путь и не загружать ребенка лишней работой.

С вопросами вы можете обращаться по телефонам:

(095) 377-44-16 (с 9 до 13.00),

(095) 349-14-36 (с 20.00 до 23.00).