Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №44/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Евгения ОВЧАРЕНКО,
школа № 1976 г. Москва

Пословица – всем делам помощница!

Устное народное творчество является благодатным средством для воспитания детей, развития их речи. Педагог школы № 1976 г. Москвы Евгения ОВЧАРЕНКО предлагает урок, на котором основным рабочим материалом выступает пословица, и показывает, как это может быть интересно.

Тема. "Русские пословицы".

Цели. Обобщить знания учащихся о народных пословицах, показать глубину их мысли, напевность речи, своеобразие языка; прививать любовь к своей Родине, ее прошлому; учить работать в группе.

Оборудование. Плакат с пословицами, "Книга пословиц", тексты у каждого ученика для работы в парах сменного состава; карточки с пословицами у каждой группы, игра "Ромашка", книги с пословицами; грамзапись, русский костюм, ТСО.

Подготовительный этап. Класс делится на четыре группы (количество групп определяет учитель), каждая из которых получает конверт с пословицами для урока. Из этого конверта дети выбирают карточки с пословицами, подходящими по смыслу к каждому этапу урока. Также в конверте лежат листы с напечатанными текстами для чтения.

ХОД УРОКА

I. Вводная часть

Звучит русская народная музыка.

Учитель. Сегодня у нас необычный урок – мы будем говорить о том, что часто люди употребляют в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной.

Выходит ученица в русском народном костюме, в руках у нее рушник с хлебом и солью.

Ученица.

Здесь и красные девицы,
Добры молодцы кругом –
Все уселись за столом.
Будет вам всем здесь приятно
Побывать в гостях у нас.
Все мы рады вас встречать,
Ведь изба красна не углами,
А пирогами.

Угощает гостей и детей.

II. Объяснение темы

У. О чем мы будем говорить, вы узнаете, когда прочитаете вот эти предложения.

На доске:

Красна речь пословицей.
Без пословицы не проживешь.
Пословица недаром молвится.
Старая пословица век не сломится.

– Так что же это? Каким одним словом мы можем объединить эти предложения?

Дети. Пословицы.

У. Правильно, и тема нашего урока: "Пословица – всем делам помощница".

III. Беседа о жанрах русского народного творчества (фольклора)

У. Не зря Александр Сергеевич Пушкин сказал: "Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой пословице нашей, что за золото!"

  • Пословица – это жанр фольклора, краткое, мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

  • В пословицах – народный ум, народная правда, мудрые суждения о жизни и людях.

  • Пословица советует, поучает, наставляет, предупреждает.

– А какие еще жанры фольклора вы знаете?

Д. Поговорки, потешки, скороговорки, загадки, прибаутки...

У. Сохранилось много пословиц, и фольклористы (то есть люди, которые занимаются изучением, собиранием пословиц, сказок, поговорок, песен, шуток, прибауток) решили собрать все это в одну книгу – "Книгу пословиц".

У учителя оформлена книга большого формата с пословицами. Учитель раскрывает ее перед классом.

IV. Основная часть. "Книга пословиц"

У. И сегодня мы с вами будем путешествовать по страницам такой книги. Каждая страница нашей книги – тема, на которую собраны пословицы. Путешествие начинается. Открываем первую страницу нашей книги.

"ЧТЕНИЕ – ЛУЧШЕЕ УЧЕНИЕ"

1. Чтение "по цепочке".

У. Вот мы с вами сейчас и почитаем.

Каждая группа "по цепочке" читает свой текст. Дети самостоятельно оценивают работу каждого.

  • Группа 1 читает рассказ В.Осеевой "Хорошее".

  • Группа 2 читает рассказ И.Турчина "Дружба".

  • Группа 3 читает рассказ Ю.Ермолаева "Силач".

У детей карточки с текстами рассказов. Дети читают рассказы "по цепочке".

У. Кто читал хорошо, без ошибок?

Один ученик от группы называет лучших чтецов.

2. Подбор пословиц о чтении

У. Найдите пословицы, которые можно отнести к этой теме, и объясните их.

Дети выбирают подходящие пословицы из конверта.

  • Книга для ума – что теплый дождик для всходов.

  • Книга поможет в труде, выручит в беде.

  • Кто много читает, тот много знает.

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  • Хорошая книга – лучший друг.

  • Грамоте учиться вперед пригодится.

3. Игра "Ромашка"

На доске – ромашка со съемными лепестками, на которых написаны отрывки из произведений.

У. А сейчас мы поиграем. Я зачитаю вам отрывки из произведений, а вы должны к лепестку с их названием прикрепить лепесток с фамилией автора.

Учитель читает отрывки.

  • "Корзина с еловыми шишками". (К.П. Паустовский).

  • "Сказка о рыбаке и рыбке" (А.С. Пушкин).

  • "Степь весною" (А.И. Куприн).

  • "Серая Шейка" (Д.Н. Мамин-Сибиряк).

  • "Поет зима – аукает" (С.А. Есенин).

  • "Летучий корабль" (Русская народная сказка).

 Какая здесь книга "лишняя" и почему?

Д. Сказку "Летучий корабль" создал народ, а остальные – авторские.

"ДЕРЕВО СИЛЬНО КОРНЯМИ, А ЧЕЛОВЕК – ТРУДОМ"

1. Подбор пословиц

У. Это вторая страница нашей "Книги пословиц". Как вы думаете, о чем можно узнать на этой странице? На какую тему должны находиться здесь пословицы?

Д. О труде.

У. Найдите на карточках пословицы, которые можно отнести к этой теме.

Дети выбирают пословицы из конверта.

  • Без труда ничего не дается.

  • Землю красит солнце, а человека – труд.

  • Птица крепнет в полете, а человек – в труде.

  • Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах.

2. Чтение стихотворения.

У. Давайте послушаем стихотворение.

Рассказывает подготовленный ученик.

Ученик.

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
За все, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час,
И мы трудиться будем.

 А сейчас, пока вы школьники, главный ваш труд – это учеба, хорошее, крепкое знание. Но, кроме хорошей учебы, вы должны уметь и себя обслужить, а также помочь маме, брату, сестре.

3. Проверка домашнего задания

У. Давайте проверим домашнее задание. Дома вам нужно было найти загадки о профессиях.

Загадки загадывает каждая группа.

Группа 1

Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской.
У него в руках ведро,
Сам расписан он пестро.

Д. Маляр.

Группа 2

Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете
На тропе, на берегу,
Преграждая путь врагу.

Д. Пограничник.

Группа 3

Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите, это?

Д. Космонавт.

Группа 4

Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?

Д. Доктор.

"ПТИЦА СИЛЬНА КРЫЛЬЯМИ, А ЧЕЛОВЕК – ДРУЖБОЙ"

1. Подбор пословиц

У. Как вы думаете, на какую тему могут быть пословицы на третьей странице?

Д. О дружбе.

У. Давайте найдем пословицы о дружбе.

  • Человек без друга – что земля без воды.

  • Друга ищи, а найдешь – береги.

  • Друзья познаются в беде.

  • Старый друг лучше новых двух.

  • Не тот друг, кто медком помажет, а тот, кто правду скажет.

  • Друга на деньги не купишь.

2. Игра "Отгадай пословицу"

У. Вот мы и проверим, как вы можете дружно работать. Каждой группе я даю по две карточки со словами из пословиц. Вы должны их вспомнить.

Дети получают карточки со словами и чистые листы, на которых записывают пословицы.

Коса – камень.

Д. Нашла коса на камень.

Лес – дрова.

Д. Чем дальше в лес, тем больше дров.

Шило – мешок.

Д. Шила в мешке не утаишь.

Язык – дело.

Д. Не спеши языком, торопись делом.

Дело – мастер.

Д. Дело мастера боится.

Труд – лень.

Д. Труд человека кормит, а лень – портит.

V. Физкультминутка

VI. Основная часть (продолжение)

"Одна у человека родная мать, одна у него и родина".

1. Подбор пословиц

У. Какие пословицы могут быть на четвертой странице?

Д. О Родине.

У. Прочитайте их и объясните смысл.

  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

  • Родина – мать, умей за нее постоять.

  • Своя земля и в горсти мила.

  • Только тому почет будет, кто Родину не словом, а делом любит.

  • На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  • Жить – Родине служить.

Дети читают пословицы и объясняют их смысл.

Звучит песня "С чего начинается Родина".

2. Чтение стихотворений

Ученик 1.

Если скажут слово "Родина",
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот,
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор.

Ученик 2.

А другим, наверно, вспомнится
Cвой родной, красивый двор,
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.

Ученик 3.

Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная,
Но у всех она одна.

Последнюю строку читают все вместе.

У. Да, и у нас с вами есть Родина, страна, где мы живем. Как она называется?

Д. Россия.

У. А что значит малая Родина?

Д. Для нас малая Родина – это место, где мы родились.

3. Проверка домашнего задания

У. А теперь проверим еще одно домашнее задание. Дома вам нужно было найти пословицы, в которых есть слова "семь" и "один".

Д. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

– Один с сошкой, семеро с ложкой.

– Семеро одного не ждут.

4. Викторина

У. А сейчас проведем викторину. Надо по началу пословицы найти конец.

Учитель раздает карточки с написанным началом пословиц. Дети заканчивают пословицы.

– Книгу читать...

Д. Как на крыльях летать.

У. Поздно встанешь...

Д. Мало сделаешь.

У. Мир освещается солнцем...

Д. А человек знанием.

У. Не красна изба углами...

Д. Красна пирогами.

У. Что одному не под силу, то...

Д. Легко коллективу.

У. Делаешь наспех...

Д. Сделаешь насмех.

5. Творческая работа

У. Ребята, у нас еще остались пословицы, которые мы никуда не отнесли. Прочитайте их. Как вы думаете, к каким темам можно их отнести?

В каждой группе осталось по шесть пословиц. Дети их распределяют.

Группа 1

  • Хорошо трудиться – хлеб уродится.

  • Что посеешь, то и пожнешь.

  • Земля – тарелка, что положишь, то и возьмешь.

Д. О сельском труде.

  • Осень – перемен восемь.

  • Сентябрь холоден, да сыт.

  • Новый год – к весне поворот.

Д. О временах года.

Группа 2

  • Мир не без добрых людей.

  • Где смелость, там и победа.

Д. О мире.

  • Трус и таракана посчитает за великана.

  • Скромность красит человека.

Д. О характере людей.

Группа 3

  • Пока ленивый проспится, усердный с работы вернется.

  • Лень лени и за ложку взяться, а не лень лени обедать.

  • Солнышко садится – лентяй веселится, солнышко всходит – ленивый с ума сходит.

Д. О лени.

  • Сам погибай, а товарища выручай.

  • Один за всех, все за одного.

  • Крепкую дружбу и водой не разольешь.

  • Один в поле не воин.

Д. О дружбе и взаимопомощи.

У. И вот мы открываем последнюю страницу нашей "Книги пословиц".

"КОНЧИЛ ДЕЛО – ГУЛЯЙ СМЕЛО"

У. Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Д. Отдыхать можно тогда, когда закончил все дела.

У. А сейчас посмотрите сценку, которая так и называется: "Кончил дело – гуляй смело".

Сценку разыгрывают подготовленные дети.

Мальчик сидит за столом. Он делает уроки. В окно заглядывает солнышко.

Солнышко.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Мальчик.

Нет, ясное солнышко, нет.
Теперь мне гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!

Птичка.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Мальчик.

Нет, милая, гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!

Кошка.

Не довольно ли учиться?
Не пора ли порезвиться?

Мальчик.

Нет, кисонька, нет.
Теперь гулянье не впрок,
Дай прежде окончу урок!

Наконец урок окончен, мальчик убирает книги, тетради в портфель, встает из-за стола.

Мальчик. Ну-ка, кто меня манил?

Все. Кончил дело?

Мальчик. Да!

Все. Гуляй смело!

VII. Итог урока

У. Ребята, правильно поступил мальчик?

Д. Да.

У. Ну вот и все, теперь и мы можем гулять смело, так как все дела мы сделали. Я надеюсь, что вы не будете забывать пословицы и будете правильно употреблять их в своей речи.