Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Нинель ДМИТРИЕВА,
Аркадий КАЗАКОВ

Мы и окружающий мир

2-й класс

Дифференциация состояний тел и веществ в природе

1. Распредели тела и вещества на группы: а) жидкие; б) газообразные; в) третью группу выпиши и назови сам.

Глина, бульон, гвоздь, вода, воздух, тарелка, кислород, утюг, сахарный песок, растительное масло.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – дифференциация понятий "твердые", "жидкие", "газообразные" тела и вещества осуществлена верно;

  • 3-й уровень – различает два понятия из трех;

  • 2-й уровень – различает одно понятие из трех;

  • 1-й уровень – проверяемые понятия не различает.

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

2. Запиши температуру воздуха числами и знаками.

Десять градусов мороза.
Три градуса выше нуля.
Восемь градусов тепла.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – осуществляет переход на новую форму записи в трех случаях;

  • 3-й уровень – осуществляет нужный переход в двух случаях;

  • 2-й уровень – осуществляет нужный переход в одном случае;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Установление взаимосвязи между частным и общим понятиями

3. Перепиши слова-понятия левого столбика. Рядом с каждым понятием напиши соответствующее название из правого столбика.

спутник
планета
материк
страна
столица
океан
звезда
часть света

Америка
Ледовитый
Москва
Солнце
Луна
Евразия
Россия
Земля

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно соотнесены все понятия и названия;

  • 3-й уровень – правильно соотнесено не менее четырех понятий и названий;

  • 2-й уровень – правильно соотнесено менее четырех понятий и названий;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

4. Если ты окажешься на Северном полюсе, в каком направлении ты будешь двигаться к дому? (На юг.)

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно.

  • 1-й уровень – задание выполнено неправильно.

3-й класс

Переход в записи информации от одной знаковой системы к другой

1. Запиши признаки погоды числами и знаками.

  • Снег, ветер северный, температура воздуха пятнадцать градусов мороза.

  • Дождь, ветер западный, температура воздуха десять градусов тепла.

  • Солнечно, ветер южный, температура воздуха тридцать градусов выше нуля.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – правильно осуществлен переход на новую форму записи в трех случаях;

  • 3-й уровень – правильно осуществлен переход на новую форму записи в двух случаях;

  • 2-й уровень – а) в новой форме записи допущены отдельные ошибки; б) правильно выполнена одна запись;

  • 1-й уровень – работа не выполнена.

Подведение частных понятий под обобщенное понятие

2. Перепиши названия следующих природных объектов. Зачеркни те из них, которые не подходят к природной зоне "степи".

Ковыль, волк, тюльпан, ландыш, типчак, сайгак, дятел, дрофа, суслик, шалфей, береза, степной жаворонок.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – отбор всех объектов, не относящихся к природной зоне "степи", проведен правильно (ландыш, дятел, береза);

  • 3-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (правильно выделены два объекта);

  • 2-й уровень – отбор объектов проведен не полностью (правильно выделен один объект);

  • 1-й уровень – отбор объектов сделан неверно.

Установление связей между объектами природы

3. Составь две цепи питания в природной зоне степей.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – обе цепи питания составлены верно, в каждой цепи не менее трех объектов;

  • 3-й уровень – обе цепи питания составлена верно, но одна из них (или обе) состоит из двух объектов;

  • 2-й уровень – составлена верно одна цепь питания не менее чем из трех объектов;

  • 1-й уровень – другие варианты.

4. Выпиши масштабы в порядке их укрупнения.

1:500000, 1:50000, 1:50000000, 1:500

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 1-й уровень – задание выполнено неверно.

Подведение частных понятий под общее

5. Здесь названы источники знаний по истории: а) распредели их на группы (можно записать их номера); б) назови каждую группу.

1. Берестяные грамоты. 2. Кремль. 3. Песни. 4. "Домострой". 5. Останки человека и животных. 6. Былины. 7. Сказки. 8. Посуда. 9. Орудия. 10. Летописи. 11. Оружие.

Уровни выполнения задания

а) 

  • 4-й уровень – правильно выделены три группы источников: вещественные – 2, 5, 8, 9, 11; устные – 3, 6, 7; письменные – 1, 4, 10;

  • 3-й уровень – при группировке допущено не более одной ошибки;

  • 2-й уровень – допущено две ошибки;

  • 1-й уровень – допущено три и более ошибок.

б) 

  • 4-й уровень – три группы названы верно: вещественные, устные, письменные;

  • 3-й уровень – две группы названы верно;

  • 2-й уровень – одна группа названа верно;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Соотнесение года и века

6. Рядом с веком напиши годы, с которого начинается и каким заканчивается данный век.

Х век –
ХV век –

Рядом с годом напиши век, к которому он относится.

1242 год –
2002 год –

Уровни выполнения заданий

  • 4-й уровень – оба задания выполнены правильно;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущены две ошибки;

  • 1-й уровень – другие варианты.

4-й класс

Знание строения клетки

1. Напиши, из каких частей состоит клетка.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – задание выполнено правильно;

  • 3-й уровень – допущена одна ошибка;

  • 2-й уровень – допущено две ошибки;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Раскрытие связи между функцией и строением

2. Напиши, как повлияло прямохождение на особенности строения скелета человека.

Уровни выполнения задания

  • 4-й уровень – изменения в строении скелета отмечены полно (в позвоночнике, конечностях, грудной клетке);

  • 3-й уровень – упущены изменения в одной из частей скелета;

  • 2-й уровень – упущены изменения в двух частях скелета;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

Узнавание целого по его части, восполнение недостающих частей

3. а) Определи, к какой части тела человека относятся: кисть, череп;
б) Допиши недостающие части.

Уровни выполнения задания

а)

  • 4-й уровень – ученик правильно соотнес указанные части со скелетом человека;

  • 1-й уровень – задание не выполнено.

б)

  • 4-й уровень – недостающие части дописаны верно (позвоночник, грудная клетка, верхние конечности, нижние конечности);

  • 1-й уровень – задание выполнено неполно или не выполнено.

Знание космических тел, их существенных признаков

4. Напиши как можно больше названий этих космических тел.

Звезды
Планеты

Чем звезды отличаются от планет?

Уровни выполнения заданий

  • 4-й уровень – названо не менее трех звезд и девяти планет;

  • 3–2-й уровни – названо правильно меньшее количество звезд и планет;

  • 1-й уровень – задание выполнено неправильно.