Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Ольга МАЛАХОВСКАЯ

Литературное чтение

Организация работы

В соответствии с особенностями программы и минимальными требованиями к знаниям и умениям учащихся контрольные задания включают проверку уровня развития ребенка, а также уровня понимания специфики литературного текста.

Работа проводится на уроке одновременно всеми учащимися в индивидуальном порядке. Тексты контрольных работ (тексты, вопросы и задания) предоставляются каждому учащемуся в отпечатанном виде. Задания и вопросы к каждому тексту учитель читает вслух, а потом дети перечитывают их про себя. При замере скорости чтения учитель дает первый сигнал через несколько секунд после начала чтения и второй – через минуту после первого сигнала. Количество знаков в отмеченном отрывке подсчитывает учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных работ карандашом.

2-й класс

Работа 1

1. Жил в нашем брянском лесу заяц Коська – шкурка серая, уши длинные, глаза черные и все по сторонам косит. Потому что был Коська совсем молодым зайцем и все разузнать старался – кто, да что, да зачем? Целый день бегал он по лесам и лугам, всем своими вопросами надоедал. Мама-зайчиха беспокоится, на обед зовет, а его нету и нету, ищет чего-то где-то.

(Н.Грибачев)

2. Семейство зайцы включает зверей, длина тела которых 30–60 см. Уши у них длинные, заостренные на конце, у основания они образуют трубку, задние ноги у большинства видов значительно длиннее передних. Хвост очень короткий. Окраска меха чаще тусклая серо-бурая. У многих видов густота и окраска меха меняются по сезонам. Распространены по всем материкам. Всего в современной фауне около 45 видов.

(По С.Наумову)

Задания

1. Прочитай текст 1 вполголоса и про себя.

2. Прочитай текст 2 вполголоса и про себя.

3. Текст 1: а) литературный (художественный);
б) научный. Обведи нужную букву.

4. Текст 2: а) литературный (художественный);
б) научный. Обведи нужную букву.

5. В том тексте, который ты считаешь научным, подчеркни одной чертой слова, которые могут встретиться только в научном тексте.

6. В том тексте, который ты считаешь художественным, подчеркни двумя чертами слова, которые могут встретиться только в художественном тексте.

Работа 2

1. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные-вырезные,
А возьмешь – вода в руке?

2. Раз, два, три, четыре –
Меня грамоте учили,
Пять, шесть, семь –
Покосился пень.
Он, Додон,
Выйдет от нас вон.

3. Три корабля лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.

Задания

1. Прочитай все три текста вполголоса и про себя.

2. Определи, какой из текстов загадка, какой скороговорка, какой считалка.

3. Подчеркни в считалке все слова и выражения, которые подтверждают, что это считалка.

4. Отгадай загадку. Запиши ответ-отгадку.

5. Подчеркни волнистой линией те слова в загадке, из которых видно, с чем сравнивается загаданный предмет.

Работа 3

РЕЗИНОВАЯ ЛОДКА (отрывок)

Больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть все, что ему попадалось под руку. Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и замусоленные вещи он всегда сносил в чулан, где мы их и находили. Так он сгрыз книжку стихов Веры Инбер, подтяжки Рувима и замечательный поплавок из иглы дикобраза – я купил его случайно за три рубля. Наконец Мурзик добрался и до резиновой лодки. Он долго пытался ухватить ее за борт, но лодка была очень туго надута, и зубы скользили. Ухватить было не за что. Тогда Мурзик полез в лодку и нашел там единственную вещь, которую можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускавший воздух. Мы в это время пили чай в саду и не подозревали ничего плохого. Мурзик лег, зажал пробку между лапами и заворчал – пробка ему начинала нравиться. Он грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная и невероятная вещь. Густая струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как вода из пожарного шланга, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела, рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах. После этого случая Мурзика наказали. Рувим нашлепал его и привязал к забору.

(К.Паустовский)

Задания

1. Прочитай произведение вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Как ты думаешь, Мурзик это: а) кот; б) взрослый пес; в) щенок? Обведи нужную букву.

4. С чего начинается история с резиновой лодкой, где ее завязка? Подчеркни это место в тексте одной чертой.

5. Подчеркни волнистой линией предложение или фрагмент, который описывает главный момент в тексте, является его кульминацией.

6. Какой фрагмент текста можно считать развязкой? Подчеркни этот фрагмент двумя чертами.

7. К какому жанру относится этот текст? Обведи нужную букву: а) рассказ; б) сказка.

Уровни выполнения работы

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 55–60 слов в минуту):

  • 4-й уровень – 55–60 слов в минуту, целыми словами;

  • 3-й уровень – 45–50 слов в минуту, целыми словами;

  • 2-й уровень – 40 слов в минуту, безотрывно по слогам;

  • 1-й уровень – меньше 40 слов в минуту, слоговое чтение.

2. Понимание содержания прочитанного, деление текста на смысловые части, эмоционально точное восприятие текста:

  • 4-й уровень – верно выполнены работа 2 (вопрос 5), работа 3 (вопросы 3, 4, 5, 6);

  • 3-й уровень – на два из пяти вопросов дан неверный (неточный) ответ;

  • 2-й уровень – три из пяти вопросов выполнены неверно;

  • 1-й уровень – работы не выполнены или выполнены неверно.

3. Различение литературных текстов по жанровой (загадка, считалка, скороговорка, рассказ, сказка) и стилистической принадлежности (научный и художественный тексты). Узнавание литературных приемов (прием сравнения):

  • 4-й уровень – верно выполнены работа 1 (вопросы 3, 4, 5, 6), работа 2 (вопросы 2, 3, 4), работа 3 (вопрос 7);

  • 3-й уровень – работа 2 (вопросы 3, 4) и работа 1 (вопросы 5, 6) выполнены неверно или с ошибкой;

  • 2-й уровень – на шесть из девяти вопросов дан неточный или неверный ответ;

  • 1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены с ошибкой.

3-й класс

Работа 1

МЫШЬ (отрывок)

Во время путешествия в Хиву через пустыню Кызылкум наш караван остановился на отдых среди холмов сыпучего песка, около колодца. Страшная жара утомила и нас, и животных. Я слез с лошади и прилег на войлоке отдохнуть. Вдруг слышу знакомое пение, очень похожее на пение моей мышки. Смотрю: около норки, на склоне песчаного бугра сидит маленький рыжий зверек с пушистым хвостиком, сидит на задних лапках, поглядывает по сторонам и распевает. Это была песчанка – один из тех мелких зверьков, которые во множестве живут в песчаных пустынях. Песчанки очень похожи на мышей, но они крупнее и хвост их покрыт пушистой шерстью. Они питаются семенами саксаула и других пустынных растений. Живут в норах, которые вырывают в песке, целыми семействами и колониями.

(По М.Богданову)

Задания

1. Прочитай текст вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Дочитай текст до конца.

4. Найди и подчеркни одной чертой такие слова и выражения, из которых видно, что рассказ ведется от имени лирического героя.

5. Найди и подчеркни двумя чертами такие слова и выражения, которые могут встретиться в научном тексте.

6. Этот текст: а) научный; б) художественный; в) научно-популярный, то есть научный с элементами художественного. Обведи нужную букву.

Работа 2

* * *

Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде ни облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей,
Словно рад он чему, –
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.

(И. Никитин)

Задания

1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

2. Подчеркни одной чертой слова и выражения, при помощи которых поэт оживляет образ леса.

3. Подчеркни волнистой линией строчки, в которых автор использует прием сравнения.

4. Какой еще образ-олицетворение (кроме леса) создал поэт: а) облаков; б) берез; в) домов. Обведи нужную букву.

5. Подчеркни двумя чертами слова или выражения, подтверждающие предыдущий ответ.

6. Придумай название для этого стихотворения и запиши его.

Работа 3

СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ

Соловей сидел на высоком дубе и, по своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб, которому нечего было есть, налетел и схватил его. Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и просил ястреба отпустить его: ведь он слишком мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц покрупней. Но ястреб на это возразил:
"Совсем бы я ума решился*, если бы бросил добычу, которая в когтях, и погнался бы за добычей, которой и не видать".
Басня показывает, что нет глупее тех людей, которые в надежде на большее бросают то, что имеют.

(Эзоп)

Задания

1. Прочитай басню вполголоса и про себя.

2. О чем рассказывает автор басни: а) о сложных взаимоотношениях птиц; б) о том, что нужно ценить то малое, что имеешь. Нужную букву обведи.

3. В этой басне Эзопа есть мораль? Где же она? Найди и подчеркни это место в тексте.

4. Как ты думаешь, какая из пословиц выражает смысл этой басни: а) Слово не воробей – вылетит, не поймаешь; б) Лучше синица в руке, чем журавль в небе; в) Цыплят по осени считают. Нужную букву обведи.

Уровни выполнения работы

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 75–80 слов в минуту):

  • 4-й уровень – 75–80 слов в минуту, целыми словами;

  • 3-й уровень – 70–75 слов в минуту, целыми словами;

  • 2-й уровень – 60–70 слов в минуту, целыми словами;

  • 1-й уровень – меньше 60 слов в минуту, безотрывно по слогам.

2. Понимание содержания прочитанного, выражение смысла текста в названии:

  • 4-й уровень – верно выполнены работа 1 (вопрос 4), работа 2 (вопрос 6), работа 3 (вопрос 4);

  • 3-й уровень – неверно выполнено одна работа из трех;

  • 2-й уровень – на два из трех вопросов дан неверный (неточный) ответ;

  • 1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены неверно.

3. Узнавание литературных приемов (сравнения, олицетворения):

  • 4-й уровень – верно выполнена работа 2 (вопросы 2, 3, 4, 5).

  • 3-й уровень – на один из четырех вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

  • 2-й уровень – на два из четырех вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

  • 1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены с ошибкой.

4. Различение литературных текстов по жанровой и стилистической принадлежности; понимание жанровой специфики басни:

  • 4-й уровень – верно выполнены работа 1 (вопросы 5, 6), работа 3 (вопросы 2, 3);

  • 3-й уровень – на один из четырех вопросов дан ошибочный или неточный ответ;

  • 2-й уровень – на два из четырех вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

  • 1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены неверно.

4-й класс

Работа 1

НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАРИКА И ВАЛИ (отрывок)

Сверху, с мокрых листьев, падали на крышу тяжелые, словно чугунные ядра, капли воды. В домике было тепло и сухо. Профессор и ребята растянулись на полу. Ковры были мягкие, как пуховики. Но путешественники долго не могли заснуть.
Это была их первая ночь в странном, новом для них мире, где за один только день они так много пережили и встретили так много опасностей. Валя лежала с открытыми глазами. Она смотрела не отрываясь на голубую звезду, которая висела над входом в пещеру. Звезда была такая большая, как полная луна, но только часто-часто мерцала.
Вот так и дома, когда лежишь в кровати и смотришь в окно, перед глазами качается большой, похожий на луну, веселый уличный фонарь. Валя закрыла глаза. На минуту ей показалось, что она лежит у себя дома в теплой кровати и слушает уличный шум. Дверь в соседнюю комнату прикрыта, но из-под двери виднеется желтая полоска света. В столовой мама убирает посуду. Гремят тарелки и чашки, звенят чайные ложечки.

(Ян Ларри)

Задания

1. Прочитай отрывок вполголоса.

2. По сигналу учителя отметь место, где ты читаешь, простым карандашом.

3. Дочитай текст до конца.

4. Найди и подчеркни в тексте волнистой линией те выражения, в которых автор использует сравнения.

5. Найди в тексте описание воспоминаний о родном доме Карика и Вали, в котором они жили до своего превращения; отметь карандашом начало и конец этого отрывка.

6. Чьими глазами автор смотрит на этот дом: а) Карика; б) Вали; г) профессора. Обведи нужную букву.

7. Подчеркни одной чертой те слова и выражения, которые подтверждают предыдущий ответ.

8. Придумай и запиши название для этого отрывка.

Работа 2

ВЕСНА (отрывок)

Над первыми цветами прогудела
Налаженным моторчиком пчела...
Садовнику сегодня много дела,
Ждут пахаря великие дела.
С лица земли сметен последний снег,
И грач в таком веселом настроенье,
Как будто он не грач, а человек
И сочинил сейчас стихотворенье.
Запасом убедительных речей
Богат словоохотливый ручей,
И жаворонок стынет в ожиданье,
Готов к полету мирного заданья.

(М.Светлов)

Задания

1. Прочитай стихотворение вполголоса и про себя.

2. Подчеркни одной чертой слова и выражения, при помощи которых поэт оживляет образ ручья.

3. Найди в стихотворении сравнения и подчеркни их волнистой линией.

4. Соедини дугами рифмующиеся слова во всех трех строфах.

5. В какой из строф использована: а) парная рифма (аабб); б) перекрестная рифма (абаб). Поставь напротив каждой строфы букву а или б.

Работа 3

ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО (отрывок)

...Вот вошла она (старуха) в государскую комнату, помолилась на иконы и поклонилась королю.
– Что скажешь, старушка? – спросил король.
– Да вот пришла к твоей милости; не во гнев тебе сказать: есть у меня купец, у тебя товар. Купец-то – мой сын Мартынка, пребольшой умница, а товар – твоя дочка, прекрасная королевна. Не отдашь ли ее замуж за моего Мартынку?
Король тем же часом собрал к себе всех господ министров, и начали они судить да рядить: какой бы ответ дать этой старухе? И присудили так: пусть-де Мартынка за единые сутки построит богатейший дворец, и чтоб от того дворца до королевского был сделан хрустальный мост, а по обеим сторонам моста росли бы деревья с золотыми и серебряными яблоками, на тех на деревьях пели бы разные птицы, да еще пусть выстроит пятиглавый собор: было бы где венец принять, было бы где свадьбу справлять. Если старухин сын все это сделает, тогда можно за него и королевну отдать.
Ровно в полночь встал Мартынка с постели, вышел на широкий двор, перекинул кольцо с руки на руку – и тотчас явились перед ним двенадцать молодцев, все на одно лицо, волос в волос, голос в голос.
– Что тебе понадобилось, Мартын, вдовин сын?

(По А.Афанасьеву)

Задания

1. Прочитай текст вполголоса.

2. Какие характерные черты волшебной сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая название сказки): а) наличие волшебного числа; б) присутствие тотемного дерева; в) наличие тотемного зверя или птицы; г) обращение к помощи волшебного предмета; д) необходи-
мость выполнения героем сложного задания; е) мотив ухода главного героя из дома. Обведи нужные буквы.

3. Подчеркни в тексте одной чертой те фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.

4. Найди в тексте и подчеркни двумя чертами те конкретно-исторические подробности жизни, которых не могло быть в самой древней сказке, существовавшей до появления на Руси христианской Церкви.

Уровни выполнения работы

1. Техника чтения, темп чтения (при норме 80–90 слов в минуту):

  • 4-й уровень – 90 и более слов в минуту, целыми словами;

  • 3-й уровень – 80 слов в минуту, целыми словами;

  • 2-й уровень – меньше 75 слов в минуту, целыми словами;

  • 1-й уровень – меньше 70 слов в минуту, безотрывно по слогам.

2. Понимание содержания прочитанного (в том числе различение авторской точки зрения и точки зрения героев), эмоционально точное восприятие текста, выражение смысла текста в названии:

  • 4-й уровень – верно выполнена работа 1 (вопросы 5, 6, 7, 8);

  • 3-й уровень – неверно выполнена работа 1 (вопрос 6);

  • 2-й уровень – на два из четырех вопросов дан неверный (неточный ответ).

  • 1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены неверно.

3. Владение литературоведческими понятиями (строфа, рифма парная, рифма перекрестная), узнавание литературных приемов (сравнения, олицетворения):

  • 4-й уровень – верно выполнены работа 1 (вопрос 4) и работа 2 (вопросы 2, 3, 4, 5).

  • 3-й уровень – на два из пяти вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

  • 2-й уровень – на три из пяти вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

  • 1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены с ошибкой.

4. Понимание жанровой специфики сказки, умение обнаружить в ней связь с древними представлениями о мире и приметы конкретно-исторического времени:

  • 4-й уровень – верно выполнено задание 3 (вопросы 2, 3, 4);

  • 3-й уровень – не выполнена или выполнена с ошибкой работа 3 (вопрос 3 или работа 4);

  • 2-й уровень – на два из трех вопросов даны ошибочные или неточные ответы;

  • 1-й уровень – работы не выполнены или все выполнены неверно.