Ольга МАЛАХОВСКАЯ
Литературное чтение
Организация работы
В соответствии с особенностями
программы и минимальными требованиями к знаниям
и умениям учащихся контрольные задания включают
проверку уровня развития ребенка, а также уровня
понимания специфики литературного текста.
Работа проводится на уроке
одновременно всеми учащимися в индивидуальном
порядке. Тексты контрольных работ (тексты,
вопросы и задания) предоставляются каждому
учащемуся в отпечатанном виде. Задания и вопросы
к каждому тексту учитель читает вслух, а потом
дети перечитывают их про себя. При замере
скорости чтения учитель дает первый сигнал через
несколько секунд после начала чтения и второй –
через минуту после первого сигнала. Количество
знаков в отмеченном отрывке подсчитывает
учитель. Учащиеся работают в текстах контрольных
работ карандашом.
2-й класс
Работа 1
1. Жил в нашем брянском лесу заяц
Коська – шкурка серая, уши длинные, глаза черные
и все по сторонам косит. Потому что был Коська
совсем молодым зайцем и все разузнать старался –
кто, да что, да зачем? Целый день бегал он по лесам
и лугам, всем своими вопросами надоедал.
Мама-зайчиха беспокоится, на обед зовет, а его
нету и нету, ищет чего-то где-то.
(Н.Грибачев)
2. Семейство зайцы включает зверей,
длина тела которых 30–60 см. Уши у них длинные,
заостренные на конце, у основания они образуют
трубку, задние ноги у большинства видов
значительно длиннее передних. Хвост очень
короткий. Окраска меха чаще тусклая серо-бурая. У
многих видов густота и окраска меха меняются по
сезонам. Распространены по всем материкам. Всего
в современной фауне около 45 видов.
(По С.Наумову)
Задания
1. Прочитай текст 1 вполголоса и про
себя.
2. Прочитай текст 2 вполголоса и про
себя.
3. Текст 1: а) литературный
(художественный);
б) научный. Обведи нужную букву.
4. Текст 2: а) литературный
(художественный);
б) научный. Обведи нужную букву.
5. В том тексте, который ты считаешь
научным, подчеркни одной чертой слова, которые
могут встретиться только в научном тексте.
6. В том тексте, который ты считаешь
художественным, подчеркни двумя чертами слова,
которые могут встретиться только в
художественном тексте.
Работа 2
1. Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные-вырезные,
А возьмешь – вода в руке?
2. Раз, два, три, четыре –
Меня грамоте учили,
Пять, шесть, семь –
Покосился пень.
Он, Додон,
Выйдет от нас вон.
3. Три корабля лавировали, лавировали,
Да не вылавировали.
Задания
1. Прочитай все три текста
вполголоса и про себя.
2. Определи, какой из текстов
загадка, какой скороговорка, какой считалка.
3. Подчеркни в считалке все слова и
выражения, которые подтверждают, что это
считалка.
4. Отгадай загадку. Запиши
ответ-отгадку.
5. Подчеркни волнистой линией те
слова в загадке, из которых видно, с чем
сравнивается загаданный предмет.
Работа 3
РЕЗИНОВАЯ ЛОДКА (отрывок)
Больше всего Мурзик изводил нас лаем
и попытками сгрызть все, что ему попадалось под
руку. Грыз Мурзик молча и долго. Изгрызенные и
замусоленные вещи он всегда сносил в чулан, где
мы их и находили. Так он сгрыз книжку стихов Веры
Инбер, подтяжки Рувима и замечательный поплавок
из иглы дикобраза – я купил его случайно за три
рубля. Наконец Мурзик добрался и до резиновой
лодки. Он долго пытался ухватить ее за борт, но
лодка была очень туго надута, и зубы скользили.
Ухватить было не за что. Тогда Мурзик полез в
лодку и нашел там единственную вещь, которую
можно было сжевать, – резиновую пробку. Ею был
заткнут клапан, выпускавший воздух. Мы в это
время пили чай в саду и не подозревали ничего
плохого. Мурзик лег, зажал пробку между лапами и
заворчал – пробка ему начинала нравиться. Он
грыз ее долго. Резина не поддавалась. Только
через час он ее разгрыз, и тогда случилась
совершенно страшная и невероятная вещь. Густая
струя воздуха с ревом вырвалась из клапана, как
вода из пожарного шланга, ударила в морду,
подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в
воздух. Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в
заросли крапивы, а лодка еще долго свистела,
рычала, и бока ее тряслись и худели на глазах.
После этого случая Мурзика наказали. Рувим
нашлепал его и привязал к забору.
(К.Паустовский)
Задания
1. Прочитай произведение вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где ты читаешь, простым карандашом.
3. Как ты думаешь, Мурзик это:
а) кот; б) взрослый пес; в) щенок? Обведи
нужную букву.
4. С чего начинается история с
резиновой лодкой, где ее завязка? Подчеркни это
место в тексте одной чертой.
5. Подчеркни волнистой линией
предложение или фрагмент, который описывает
главный момент в тексте, является его
кульминацией.
6. Какой фрагмент текста можно
считать развязкой? Подчеркни этот фрагмент двумя
чертами.
7. К какому жанру относится этот
текст? Обведи нужную букву: а) рассказ;
б) сказка.
Уровни выполнения работы
1. Техника чтения, темп чтения (при
норме 55–60 слов в минуту):
4-й уровень – 55–60 слов в минуту,
целыми словами;
3-й уровень – 45–50 слов в минуту,
целыми словами;
2-й уровень – 40 слов в минуту,
безотрывно по слогам;
1-й уровень – меньше 40 слов в
минуту, слоговое чтение.
2. Понимание содержания
прочитанного, деление текста на смысловые части,
эмоционально точное восприятие текста:
4-й уровень – верно выполнены
работа 2 (вопрос 5), работа 3 (вопросы 3, 4, 5, 6);
3-й уровень – на два из пяти
вопросов дан неверный (неточный) ответ;
2-й уровень – три из пяти
вопросов выполнены неверно;
1-й уровень – работы не
выполнены или выполнены неверно.
3. Различение литературных текстов
по жанровой (загадка, считалка, скороговорка,
рассказ, сказка) и стилистической принадлежности
(научный и художественный тексты). Узнавание
литературных приемов (прием сравнения):
4-й уровень – верно выполнены
работа 1 (вопросы 3, 4, 5, 6), работа 2 (вопросы 2, 3, 4),
работа 3 (вопрос 7);
3-й уровень – работа 2 (вопросы 3,
4) и работа 1 (вопросы 5, 6) выполнены неверно или с
ошибкой;
2-й уровень – на шесть из девяти
вопросов дан неточный или неверный ответ;
1-й уровень – работы не
выполнены или все выполнены с ошибкой.
3-й класс
Работа 1
МЫШЬ (отрывок)
Во время путешествия в Хиву через
пустыню Кызылкум наш караван остановился на
отдых среди холмов сыпучего песка, около колодца.
Страшная жара утомила и нас, и животных. Я слез с
лошади и прилег на войлоке отдохнуть. Вдруг слышу
знакомое пение, очень похожее на пение моей
мышки. Смотрю: около норки, на склоне песчаного
бугра сидит маленький рыжий зверек с пушистым
хвостиком, сидит на задних лапках, поглядывает по
сторонам и распевает. Это была песчанка – один из
тех мелких зверьков, которые во множестве живут в
песчаных пустынях. Песчанки очень похожи на
мышей, но они крупнее и хвост их покрыт пушистой
шерстью. Они питаются семенами саксаула и других
пустынных растений. Живут в норах, которые
вырывают в песке, целыми семействами и колониями.
(По М.Богданову)
Задания
1. Прочитай текст вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст до конца.
4. Найди и подчеркни одной чертой
такие слова и выражения, из которых видно, что
рассказ ведется от имени лирического героя.
5. Найди и подчеркни двумя чертами
такие слова и выражения, которые могут
встретиться в научном тексте.
6. Этот текст: а) научный;
б) художественный; в) научно-популярный, то
есть научный с элементами художественного.
Обведи нужную букву.
Работа 2
* * *
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде ни облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под черных кудрей,
Словно рад он чему, –
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.
(И. Никитин)
Задания
1. Прочитай стихотворение
вполголоса и про себя.
2. Подчеркни одной чертой слова и
выражения, при помощи которых поэт оживляет
образ леса.
3. Подчеркни волнистой линией
строчки, в которых автор использует прием
сравнения.
4. Какой еще образ-олицетворение
(кроме леса) создал поэт: а) облаков; б) берез;
в) домов. Обведи нужную букву.
5. Подчеркни двумя чертами слова или
выражения, подтверждающие предыдущий ответ.
6. Придумай название для этого
стихотворения и запиши его.
Работа 3
СОЛОВЕЙ И ЯСТРЕБ
Соловей сидел на высоком дубе и, по
своему обычаю, распевал. Увидел это ястреб,
которому нечего было есть, налетел и схватил его.
Соловей почувствовал, что пришел ему конец, и
просил ястреба отпустить его: ведь он слишком
мал, чтобы наполнить ястребу желудок, и если
ястребу нечего есть, пусть уж он нападает на птиц
покрупней. Но ястреб на это возразил:
"Совсем бы я ума решился*, если бы бросил
добычу, которая в когтях, и погнался бы за
добычей, которой и не видать".
Басня показывает, что нет глупее тех людей,
которые в надежде на большее бросают то, что
имеют.
(Эзоп)
Задания
1. Прочитай басню вполголоса и про
себя.
2. О чем рассказывает автор басни:
а) о сложных взаимоотношениях птиц; б) о том,
что нужно ценить то малое, что имеешь. Нужную
букву обведи.
3. В этой басне Эзопа есть мораль? Где
же она? Найди и подчеркни это место в тексте.
4. Как ты думаешь, какая из пословиц
выражает смысл этой басни: а) Слово не воробей
– вылетит, не поймаешь; б) Лучше синица в руке,
чем журавль в небе; в) Цыплят по осени считают.
Нужную букву обведи.
Уровни выполнения работы
1. Техника чтения, темп чтения (при
норме 75–80 слов в минуту):
4-й уровень – 75–80 слов в минуту,
целыми словами;
3-й уровень – 70–75 слов в минуту,
целыми словами;
2-й уровень – 60–70 слов в минуту,
целыми словами;
1-й уровень – меньше 60 слов в
минуту, безотрывно по слогам.
2. Понимание содержания
прочитанного, выражение смысла текста в
названии:
4-й уровень – верно выполнены
работа 1 (вопрос 4), работа 2 (вопрос 6), работа 3
(вопрос 4);
3-й уровень – неверно выполнено
одна работа из трех;
2-й уровень – на два из трех
вопросов дан неверный (неточный) ответ;
1-й уровень – работы не
выполнены или все выполнены неверно.
3. Узнавание литературных приемов
(сравнения, олицетворения):
4-й уровень – верно выполнена
работа 2 (вопросы 2, 3, 4, 5).
3-й уровень – на один из четырех
вопросов дан ошибочный или неточный ответ;
2-й уровень – на два из четырех
вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – работы не
выполнены или все выполнены с ошибкой.
4. Различение литературных текстов
по жанровой и стилистической принадлежности;
понимание жанровой специфики басни:
4-й уровень – верно выполнены
работа 1 (вопросы 5, 6), работа 3 (вопросы 2, 3);
3-й уровень – на один из четырех
вопросов дан ошибочный или неточный ответ;
2-й уровень – на два из четырех
вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – работы не
выполнены или все выполнены неверно.
4-й класс
Работа 1
НЕОБЫКНОВЕННЫЕ ПРИКЛЮЧЕНИЯ КАРИКА И
ВАЛИ (отрывок)
Сверху, с мокрых листьев, падали на
крышу тяжелые, словно чугунные ядра, капли воды. В
домике было тепло и сухо. Профессор и ребята
растянулись на полу. Ковры были мягкие, как
пуховики. Но путешественники долго не могли
заснуть.
Это была их первая ночь в странном, новом для них
мире, где за один только день они так много
пережили и встретили так много опасностей. Валя
лежала с открытыми глазами. Она смотрела не
отрываясь на голубую звезду, которая висела над
входом в пещеру. Звезда была такая большая, как
полная луна, но только часто-часто мерцала.
Вот так и дома, когда лежишь в кровати и смотришь
в окно, перед глазами качается большой, похожий
на луну, веселый уличный фонарь. Валя закрыла
глаза. На минуту ей показалось, что она лежит у
себя дома в теплой кровати и слушает уличный шум.
Дверь в соседнюю комнату прикрыта, но из-под
двери виднеется желтая полоска света. В столовой
мама убирает посуду. Гремят тарелки и чашки,
звенят чайные ложечки.
(Ян Ларри)
Задания
1. Прочитай отрывок вполголоса.
2. По сигналу учителя отметь место,
где ты читаешь, простым карандашом.
3. Дочитай текст до конца.
4. Найди и подчеркни в тексте
волнистой линией те выражения, в которых автор
использует сравнения.
5. Найди в тексте описание
воспоминаний о родном доме Карика и Вали, в
котором они жили до своего превращения; отметь
карандашом начало и конец этого отрывка.
6. Чьими глазами автор смотрит на
этот дом: а) Карика; б) Вали; г) профессора.
Обведи нужную букву.
7. Подчеркни одной чертой те слова и
выражения, которые подтверждают предыдущий
ответ.
8. Придумай и запиши название для
этого отрывка.
Работа 2
ВЕСНА (отрывок)
Над первыми цветами прогудела
Налаженным моторчиком пчела...
Садовнику сегодня много дела,
Ждут пахаря великие дела.
С лица земли сметен последний снег,
И грач в таком веселом настроенье,
Как будто он не грач, а человек
И сочинил сейчас стихотворенье.
Запасом убедительных речей
Богат словоохотливый ручей,
И жаворонок стынет в ожиданье,
Готов к полету мирного заданья.
(М.Светлов)
Задания
1. Прочитай стихотворение
вполголоса и про себя.
2. Подчеркни одной чертой слова и
выражения, при помощи которых поэт оживляет
образ ручья.
3. Найди в стихотворении сравнения и
подчеркни их волнистой линией.
4. Соедини дугами рифмующиеся слова
во всех трех строфах.
5. В какой из строф использована:
а) парная рифма (аабб); б) перекрестная
рифма (абаб). Поставь напротив каждой строфы
букву а или б.
Работа 3
ВОЛШЕБНОЕ КОЛЬЦО (отрывок)
...Вот вошла она (старуха) в
государскую комнату, помолилась на иконы и
поклонилась королю.
– Что скажешь, старушка? – спросил король.
– Да вот пришла к твоей милости; не во гнев
тебе сказать: есть у меня купец, у тебя товар.
Купец-то – мой сын Мартынка, пребольшой умница, а
товар – твоя дочка, прекрасная королевна. Не
отдашь ли ее замуж за моего Мартынку?
Король тем же часом собрал к себе всех господ
министров, и начали они судить да рядить: какой бы
ответ дать этой старухе? И присудили так: пусть-де
Мартынка за единые сутки построит богатейший
дворец, и чтоб от того дворца до королевского был
сделан хрустальный мост, а по обеим сторонам
моста росли бы деревья с золотыми и серебряными
яблоками, на тех на деревьях пели бы разные птицы,
да еще пусть выстроит пятиглавый собор: было бы
где венец принять, было бы где свадьбу справлять.
Если старухин сын все это сделает, тогда можно за
него и королевну отдать.
Ровно в полночь встал Мартынка с постели, вышел
на широкий двор, перекинул кольцо с руки на руку
– и тотчас явились перед ним двенадцать
молодцев, все на одно лицо, волос в волос, голос в
голос.
– Что тебе понадобилось, Мартын, вдовин сын?
(По А.Афанасьеву)
Задания
1. Прочитай текст вполголоса.
2. Какие характерные черты волшебной
сказки ты можешь отметить в этом отрывке (включая
название сказки): а) наличие волшебного числа;
б) присутствие тотемного дерева; в) наличие
тотемного зверя или птицы; г) обращение к
помощи волшебного предмета; д) необходи-
мость выполнения героем сложного задания;
е) мотив ухода главного героя из дома. Обведи
нужные буквы.
3. Подчеркни в тексте одной чертой те
фрагменты, которые подтверждают твой предыдущий
ответ. Над каждым фрагментом поставь
соответствующую ему букву.
4. Найди в тексте и подчеркни двумя
чертами те конкретно-исторические подробности
жизни, которых не могло быть в самой древней
сказке, существовавшей до появления на Руси
христианской Церкви.
Уровни выполнения работы
1. Техника чтения, темп чтения (при
норме 80–90 слов в минуту):
4-й уровень – 90 и более слов в
минуту, целыми словами;
3-й уровень – 80 слов в минуту,
целыми словами;
2-й уровень – меньше 75 слов в
минуту, целыми словами;
1-й уровень – меньше 70 слов в
минуту, безотрывно по слогам.
2. Понимание содержания
прочитанного (в том числе различение авторской
точки зрения и точки зрения героев), эмоционально
точное восприятие текста, выражение смысла
текста в названии:
4-й уровень – верно выполнена
работа 1 (вопросы 5, 6, 7, 8);
3-й уровень – неверно выполнена
работа 1 (вопрос 6);
2-й уровень – на два из четырех
вопросов дан неверный (неточный ответ).
1-й уровень – работы не
выполнены или все выполнены неверно.
3. Владение литературоведческими
понятиями (строфа, рифма парная, рифма
перекрестная), узнавание литературных приемов
(сравнения, олицетворения):
4-й уровень – верно выполнены
работа 1 (вопрос 4) и работа 2 (вопросы 2, 3, 4, 5).
3-й уровень – на два из пяти
вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
2-й уровень – на три из пяти
вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – работы не
выполнены или все выполнены с ошибкой.
4. Понимание жанровой специфики
сказки, умение обнаружить в ней связь с древними
представлениями о мире и приметы
конкретно-исторического времени:
4-й уровень – верно выполнено
задание 3 (вопросы 2, 3, 4);
3-й уровень – не выполнена или
выполнена с ошибкой работа 3 (вопрос 3 или работа
4);
2-й уровень – на два из трех
вопросов даны ошибочные или неточные ответы;
1-й уровень – работы не
выполнены или все выполнены неверно.
|