Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №43/2002

СИСТЕМА Л.В.ЗАНКОВА

Антонина ПОЛЯКОВА

Русский язык

2-й класс

На узнавание твердости/мягкости согласных звуков и способов их обозначения

Работа 1

Пол, тыква, пень, квас, рука, глина.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([п’], [ ], [ ]).

Работа 2

Полка, лютик, кран, день, хвост, луна.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Выпиши слова, в которых есть только твердые согласные звуки.
2. Запиши слова с мягкими согласными звуками. Подчеркни буквы, обозначающие мягкость согласных. Запиши мягкие согласные звуки ([л’], [ ], [ ]).

На выявление умения делить слова на слоги

Работа 3

Зерно, олень, ива, булка, тропа, уроки, перо.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые нельзя переносить.

Работа 4

Ливень, акула, орех, очки, этаж, крыло, фонтан.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Спиши слова, разделяя их черточкой на слоги.
2. Подчеркни слова, которые можно переносить.

На применение правил правописания буквосочетаний жи/ши, ча/ща, чу/щу, чк, чн, щн

Работа 5 (диктант)

Учусь, кружить, печка, удачный, встреча, пища, ширмы, ищу.

Порядок работы. Учитель читает слова, после этого диктует их, указывая запятые и точку в конце диктанта.

Грамматические задания

1. Обведи кружочком буквы, которые обозначают твердые шипящие звуки.
2. Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие шипящие звуки.

Работа 6 (диктант)

Шучу, дружить, пушистый, чищу, рычать, пищать, хищник, уздечка.

Слово для справки: пищать.

Порядок работы. Учитель читает слова, после этого диктует их, указывая запятые и точку в конце диктанта.

Грамматические задания

1. Запиши слова.
2. Подчеркни в словах орфограммы.

На правописание большой буквы в именах собственных; обозначение мягкости согласных

Работа 7 (диктант)

У дома играли Нина, Лева, Женя и Юра. У Левы ролики. У Жени мяч. У Нины кукла. У Юры шар. Альма схватила шар. Он лопнул. (25 слов)

Слова для справок: ролики, Жени, схватила.

Порядок работы. Учитель сначала читает текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок произносит орфографически, указывает запятые и точку в конце диктанта.
Написанное дети проверяют сначала самостоятельно, затем сверяют с записью на доске, сделанной заранее и закрытой во время диктанта. Исправления при вторичной проверке (сверка с записью на доске) делаются ручкой другого цвета. Правильные исправления, сделанные в ходе самостоятельной проверки, за ошибку не считаются.

Грамматические задания

1. Запиши под диктовку.
2. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Запиши мягкие согласные звуки ([н’], [ ], [ ]).

На выявление умения разбивать непунктированный текст на предложения

Работа 8

Наступила зима вьюга замела все тропинки в лесу высокая ель накрылась пушистым платком маленькие елочки спрятались в глубокий снег на снегу видны следы зайчика лесник увидел и лисицу лиса к зиме оделась в новую шубку. (35 слов)

Порядок работы. Непунктированный текст записывается на доске. Текст читает учитель, делая паузы между предложениями.

Грамматические задания

1. Прочитай текст еще раз. Определи начало и конец каждого предложения.
2. Напиши цифрой, сколько предложений в тексте.
3. Запиши третье предложение. Подчеркни слово, употребленное в переносном значении.
4. В этом же предложении поставь над словами знак ударения.

На восстановление деформированного текста

Работа 9

Ежик не свернулся клубком.
Бабушка Валентина Кузьминична угостила зверька молоком.
Иголки у него были мягкие.
У крыльца Шурик увидел маленького ежика.
В кустах жила ежиха с ежатами.

Порядок работы. Предложения записываются на доске, каждое с новой строчки.

Грамматические задания

1. Из данных предложений составь рассказ. Запиши его.
2. Подчеркни в именах собственных буквы, обозначающие мягкие согласные звуки. Выпиши из данных имен собственных мягкие согласные звуки ([л’], [ ], [ ]).
3. Напиши цифрой, сколько слогов в слове иголки.

На выявление умения составлять словосочетания

Работа 10

Осень (какая?) ...
Воздух (какой?) ...
Клены (какие?) ...
Небо (какое?) ...

Порядок работы. На доске заранее написан текст.

Грамматические задания

1. Прочитай. Добавь подходящие по смыслу слова и запиши словосочетания.
2. Раздели на слоги слово осень. Раздели для переноса слова воздух, клены.

На составление предложений по вопросам

Работа 11

Что? Что сделала? Когда? Что?
Осенью, береза, листья, сбросила.

Что? Откуда? Что сделали? Когда?
С березы, осенью, осыпались, листья.

Кто? Как? Что сделала? Что?
Упражнение, Наташа, выполнила, быстро.

У кого? Что делает? Какой? Кто?
Попугайчик, волнистый, живет, у Наташи.

Порядок работы. Вопросы и слова написаны на доске.

Грамматические задания

1. Составь предложения по вопросам.
2. Подчеркни главные члены предложения.

Работа 12 (диктант)

Весь день идет снег. Друзья Костя и Леша после школы пошли гулять в парк. Парк в снегу такой красивый! Дети катались с горки на санках. Илья и Ксюша встали на лыжи. Но снег все идет и идет. Он засыпает лыжню. (40 слов)

Слова для справок: после, пошли, такой, красивый, катались, горки, санках, засыпает.

Порядок работы. Учитель сначала читает текст, затем диктует его по предложениям. Слова для справок поизносит орфографически.

Ученики после самостоятельной проверки своей работы, еще раз сверяют ее с текстом диктанта, который орфографически читает учитель для вторичной проверки. Исправления при вторичной проверке делаются ручкой другого цвета.

Грамматические задания

1. Подчеркни восклицательное предложение.
2. В первом предложении подчеркни слова, в которых букв больше, чем звуков.
3. Придумай и запиши заголовок к тексту.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество учащихся

Работы 1 и 2

Не выписали слова с твердыми согласными звуками
Не выписали слова с мягкими согласными звуками
Не подчеркнули буквы, обозначающие мягкость согласных
Не сделали звуковую запись мягких согласных

Работы 3 и 4

Не разделили слова на слоги
Не подчеркнули слова, которые нельзя перенести
Не подчеркнули слова, которые можно перенести

Работы 5 и 6

Подчеркнули не все орфограммы

Работа 7

В именах собственных подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Не сделали звуковую запись мягких согласных

Работа 8

Выделили не все предложения
Не выделили слово в переносном значении
Не над всеми словами поставили знак ударения

Работа 9

Текст составлен с помощью учителя
Выделили не все имена собственные
Подчеркнули не все буквы, обозначающие мягкие согласные звуки
Не сделали звуковую запись мягких согласных
Не все слоги выделили в слове иголки

Работа 10

Составили не все словосочетания
Не разделили на слоги слово осень
Не разделили слова для переноса

Работа 11

Неправильный порядок слов в предложениях
Не найдено подлежащее
Не найдено сказуемое
Не найдены главные члены предложения

Работа 12

Не подчеркнуто восклицательное предложение
Подчеркнуты не все слова с расхождением количества звуков и букв
Не придуман заголовок к тексту

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Количество ошибок

1. Пропуск, замена, перестановка букв
2. Буквы е, ё, ю, я, ь после мягких согласных
3. Гласные после шипящих
4. Большая буква в именах собственных
5. ь разделительный
6. Перенос слов
7. ь в конце слова

 

3-й класс

На узнавание предложений по цели высказывания

Работа 1

1. Грачи улетели? Это предложение ... .
2. Грачи улетели на юг. Это предложение ... .

Порядок работы. Предложение и начало ответа записываются на доске.

Грамматическое задание

Определи, какие это предложения.

Работа 2

1. Озеро затянулось корочкой льда? Это предложение ... .
2. Озеро покрылось толстым зеркальным льдом. Это предложение ... .

Порядок работы. Предложение и начало ответа записываются на доске.

Грамматическое задание

Определи, какие это предложения.

На выявление умения определять состав слова

Работа 3

Друг, город, столик, стрелок, проход, вылет, подбородок, пригорок, посадка, записка.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Прочитай. Выпиши слова, одинаковые по составу, в отдельные столбики.
2. Подчеркни слова с нулевым окончанием.

Работа 4

Лед, холод, дождик, денек, отлет, проезд, подсказка, поездка, ошейник, подорожник.

Порядок работы. Слова записываются на доске.

Грамматические задания

1. Прочитай. Выпиши слова, одинаковые по составу, в отдельные столбики.
2. Подчеркни слова с нулевым окончанием.

На правописание безударных гласных, непроизносимых и парных согласных в корне слова

Работа 5

1. Заб...лела эта кни...ка, изорвал ее бр...ти...ка. Я б...льную пож...лею, я возьму ее и склею.

2. Целый день сегодня шью, я одела всю с...мью. Погоди немного, ко...ка, будет и тебе оде...ка.

3. Ш...рока и глубока под м...стом т...кла р...ка.

4. Ле...ница-чуде...ница б...жит сама собой.

Порядок работы. Предложения записываются заранее на доске. Сначала учитель читает предложения, затем ученики читают предложения самостоятельно.

Грамматические задания

1. Выпиши из предложений слова с пропущенными буквами.
2. Вставь буквы.
3. Напиши после каждого из проверяемых слов в скобках проверочное слово.

Работа 6

1. Ры...ка м...лка, да уха сла...ка.

2. На морко...ке и на свекле гнется зел...нь от р...сы.

3. Шу...ка – з...мой не шутка.

4. М...льчишек радо...ный наро... к...ньками звучно режет ле... .

Порядок работы. Предложения записываются заранее на доске. Учитель сначала читает предложения, затем ученики еще раз читают предложения самостоятельно.

Грамматические задания

1. Выпиши из предложений слова с пропущенными буквами.
2. Вставь буквы.
3. Напиши после каждого из проверяемых слов в скобках проверочное слово.

Работа 7 (диктант)

За окном холод. Мороз сковал реки. Пушистый снег покрыл землю. Вот и зима.
Птицы зимой часто голодают. Илья и Митя любят птиц. Осенью друзья сделали кормушки и повесили их на деревья во дворе. Вот летит стайка воробьев. Они спешат к кормушке. Там хлебные крошки. (44 слова)

Слова для справок: сковал, повесили, воробьев, кормушке.

Порядок работы. Учитель сначала читает текст, затем диктует его по предложениям.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Потом учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, а дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета.

Грамматическое задание

Подчеркни орфограммы в словах голодают, кормушки, спешат.

Работа 8 (диктант)

Элла Филипповна Субботина повела своих учеников на экскурсию в парк. Ребята рассматривали осенние листья. Листва окрасилась в желтые, красные, золотистые тона. В лучах низкого солнца парк казался разноцветным. На пруду лежал узор из пестрых листьев. На земле цветы съежились от холода.
Промелькнула белка. Редкая гостья скрылась в вершине клена. Среди золотых деревьев листья клена далеко видны пурпурными пятнами. Как красивы деревья осенью! (62 слова)

Слова для справок: Элла, Филипповна, своих, экскурсию, рассматривали, окрасилась, низкого, казался, листьев, промелькнула, вершине, среди, далеко, пурпурными.

Порядок работы. Учитель сначала читает текст, затем диктует его по предложениям, указывая запятые.
После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу и делают исправления. Потом учитель еще раз медленно читает текст диктанта, проговаривая целые слова орфографически, а дети сверяют и делают исправления ручкой другого цвета.

Грамматическое задание

Подчеркни орфограммы в словах листва, солнца, вершине.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество учащихся

Работа 1 и 2

Определили только вопросительное предложение
Определили только повествовательное предложение

Работа 3 и 4

Не выполнили группировку по составу слова
Не подчеркнули слова с нулевым окончанием

Работа 5 и 6

Не ко всем словам подобрали проверочные слова

Работа 7

Не подчеркнули орфограммы в словах: голодают, кормушки, спешат

Работа 8

Не подчеркнули орфограммы в словах листва, солнца, вершине

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
2. Непроверяемые написания в корне слова
3. Парные согласные на конце и в середине слов
4. Удвоенные согласные
5. Непроизносимые согласные
6. ь и ъ разделительные
7. Приставки и предлоги
8. Родовые окончания прилагательных
9. Гласные после шипящих
10. Перенос слов
11. Оформление предложения
12. Пропуск, замена, перестановка букв

 

4-й класс

На различение простых предложений и предложений с однородными членами

Работа 1

Старый яблоневый сад зарос бурьяном. Деревья выродились состарились засохли. Мелкие и кислые плоды висят до зимы. Но иногда поздней осенью здесь появляются лоси. Лось шагает от яблони к яблоне мягкими губами захватывает яблоки и съедает. Только хруст яблок раздается в тишине. (41 слово)

Порядок работы. Текст записывается на доске без запятых.

Грамматические задания

1. Спиши текст, поставь, где нужно, запятые.
2. Подчеркни главные члены в первом, втором и пятом предложениях. Сравни их.
3. Напиши, какие это предложения.

Работа 2

После летних каникул быстро летело время. Настали холодные длинные ночи. На березках на осинках пожелтели листья. Резкий ветер срывал листья с деревьев и разносил их по лесу.
Стаи перелетных птиц готовились к отлету. Вот лебеди гуси утки поднялись в воздух. (40 слов)

Порядок работы. Текст записывается на доске без запятых.

Грамматические задания

1. Спиши текст, поставь, где нужно, запятые.
2. Подчеркни главные члены в пятом и шестом предложениях. Сравни их.
3. Напиши, какие это предложения.

На узнавание глаголов I и II спряжений

Работа 3

Ходят, лечат, знают, платят, вяжут, гаснут, купят, пахнут, пылают, помнят.

Порядок работы. Слова диктуются. Окончания глаголов произносятся ясно.

Грамматическое задание

Запиши глаголы в два столбика по спряжениям.

Работа 4

Играют, катят, гуляют, ищут, строят, лепят, учат, рисуют, рубят, делают.

Порядок работы. Слова диктуются. Окончания глаголов произносятся ясно.

Грамматическое задание

Запиши глаголы в два столбика по спряжениям.

На различение сложных предложений и предложений с однородными членами

Работа 5

Стояла поздняя осень и пернатое царство затихло. На поляне росла одинокая рябина и подлетали к рябине зимние пичужки с ярким оперением. Снегири синицы клевали крупные ягоды. Они закидывали головки вытягивали шейки и с трудом их глотали. (36 слов)

Порядок работы. Текст записывается на доске без знаков препинания в предложениях.

Грамматические задания

1. Спиши текст, расставляя знаки препинания.
2. Запиши цифрами, сколько в тексте сложных предложений и сколько предложений с однородными членами.
3. Поставь "V" над первым словом в сложных предложениях и знак "+" над первым словом в предложениях с однородными членами.

Работа 6

На берег вылез большой бобр осмотрел молоденькую осину. Потом зверек обхватил передними лапами ствол начал грызть. Дерево рухнуло и бобр обгрыз ветки. Ветки он потащил к воде. Бобры облепляют ветки грязью получается жилище. (33 слова)

Порядок работы. Текст записывается на доске без знаков препинания в предложениях.

Грамматические задания

1. Спиши текст, расставляя знаки препинания.
2. Запиши цифрами, сколько в тексте сложных предложений и сколько предложений с однородными членами.
3. Поставь "V" над первым словом в сложных предложениях и знак "+" над первым словом в предложениях с однородными членами.

Работа 7 (диктант)

ЗИМА ИДЕТ

Резкий ветер больно бьет гибкие веточки рябины. Ночью бывают заморозки. Земля от них твердеет. Лужи покрылись корочкой льда. Вот и первый снег. Белые шапки одевают старые пни. Ель накинула снежную шаль. Наступает русская зима. Белый пух зимы не дает промерзнуть корням деревьев.
Вот хрустнула ветка. Зайчиха осмотрела местность. Она заметила опасность и скрылась в густом ельнике.
Трудно заметить зайца зимой на снегу. Нет у зайца норы, нет запасов. Почки и кора деревьев кормят зайца всю зиму. Часто спасают зайца только быстрые ноги. (82 слова)

Порядок работы. Учитель сначала читает текст, затем диктует его по предложениям, обращая внимание детей на знаки препинания при перечислении. Записывает на доске слова покрылись, снежную, только. После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Грамматические задания

1. Подчеркни глаголы кормят и спасают. Надпиши спряжение.
2. В словосочетании в густом ельнике надпиши склонение и падеж существительного.

Работа 8 (диктант)

БЕЛИЧЬИ ЗАПАСЫ

Прошло осеннее ненастное время. Пришла зимняя студеная пора. Гуляет по полю вьюга. Белые кружева застыли на березках. Но иногда лучи солнца заглядывают в лес. Тогда сверкают пушистые маковки на вековых соснах.
На полянку вылетел рябчик. Он уселся на дерево. С дерева спустилась белка. Она разгребла рыхлый снег, достала два ореха и съела. Потом отбежала, опять нырнула в снег. На снегу осталась только скорлупка. Через несколько метров снова нырнула и нашла орешек.
Орехи белка спрятала осенью, а находила их под снегом. Вот какая память у белки! (85 слов)

Порядок работы. Учитель сначала читает текст, затем диктует его по предложениям, обращая внимание детей на знаки препинания при перечислении. Записывает на доске слова пришла, кружева, иногда, заглядывают, тогда, сверкают, маковки (макушки), вековых, опять, через, память. После диктанта ученики самостоятельно проверяют работу. Правильные исправления за ошибку не считаются.

Грамматические задания

1. Подчеркни глаголы заглядывают и сверкают. Надпиши спряжение.
2. В словосочетании разгребла снег надпиши склонение и падеж существительного.

Схема анализа контрольных работ

Классификация ошибок

Количество учащихся

Работа 1 и 2

Не подчеркнули главные члены в указанных простых предложениях
Подчеркнули не все однородные сказуемые во втором и пятом предложении (1). Подчеркнули не все однородные подлежащие в шестом предложении (2)

Работа 3 и 4

Смешение I и II спряжений

Работа 5 и 6

Нашли одно сложное предложение
Нашли одно предложение с однородными членами

Работа 7 (диктант)

Не указали спряжение глагола кормят
Не указали спряжение глагола спасают
Не указали склонение существительного в словосочетании
Не указали падеж существительного в словосочетании

Работа 8 (диктант)

Не указали спряжение глагола заглядывают
Не указали спряжение глагола сверкают
Не указали склонение существительного в словосочетании
Не указали падеж существительного в словосочетании

 

Ошибки, допущенные в диктантах

Орфограммы

Количество ошибок

1. Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
2. Парные согласные в середине и на конце слова
3. ь и ъ разделительные
4. Непроизносимые согласные
5. Двойные согласные
6. Приставки и предлоги
7. Гласные после шипящих
8. Падежные окончания существительных
9. Личные окончания глаголов
10. Родовые окончания прилагательных
11. Оформление предложения (запятая при однородных членах предложения)
12. Перенос слов
13. Прочие ошибки