Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №40/2002

УЧИМСЯ ИГРАЯ

Наталья ОКРУЖНОВА,
учитель школы № 11
г. Ишимбай

Математический хоккей

Внеклассные занятия по математике развивают внимание, наблюдательность, логическое мышление детей, может быть, даже больше, чем обычные уроки. К сожалению, не всегда хватает времени подобрать для них материал. Занятие, составленное учителем школы № 11 г. Ишимбая Натальей ОКРУЖНОВОЙ поможет вам сохранить время и разнообразить работу.

Цели. Развивать внимание, логическое мышление, умение осуществлять перенос ранее усвоенных знаний в новые условия; воспитывать интерес к математике.

Оборудование. Плакаты "Хоккеисты", "Ворота", "Пруд", "Циферблат", "Автобус"; воздушные шары с заданием; песня "В хоккей играют настоящие мужчины".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Учитель. Сегодня у нас не обычный урок, а урок-игра. Чтобы узнать, какая это игра, нужно отгадать загадку.

Мчусь, как пуля, я вперед –
Лишь поскрипывает лед
Да мелькают огоньки!
Кто несет меня?

Дети. Коньки.

У. В какой игре нужны коньки?

Д. В хоккее.

У. А у нас будет математический хоккей! Для этого вам нужно разделиться на две команды, придумать названия командам и выбрать капитана. Судьями на нашей хоккейной площадке будут...

Учитель называет судей.

II. Разминка

У. Начнем с разминки. Перед вами плакаты с хоккеистами, составленные из треугольников. Вам нужно сосчитать все треугольники. Чья команда точнее и быстрее выполнит задание, получит 5 баллов.

III. Игра в хоккей

У. Перед вами хоккейные ворота с примерами. Нужно назвать номер примера противника, и если он его не решит, то вы забили гол. И наоборот. За каждый забитый гол – 1 балл.

IV. Конкурс капитанов

У. Имеется квадратный пруд. По углам его растут четыре старых дуба. Пруд понадобилось увеличить, сохранив, однако, квадратную форму. Но старые дубы трогать не желают. Можно ли увеличить площадь пруда, сохранив квадратную форму? И притом так увеличить, чтобы четыре дуба, оставаясь на своих местах, не были затоплены водой, а стояли у берегов нового пруда?

Если капитан справляется с задачей, то получает 5 баллов.

 V. Эстафета команд

На доске плакат с часами, на циферблате вместо чисел стоят буквы. Для каждой команды столбиком записаны примеры.

60 : 10 =
48 : 4 =
100 – 90 =
81 : 9 =
90 : 30 =
326 – 318 =
77 : 11 =

66 : 11 =
36 : 3 =
190 – 180 =
54 : 6 =
60 : 20 =
288 – 280 =
70 : 10 =

У. Решив пример, записывайте не ответ, а букву, соответствующую этому числу, которую находите на циферблате часов, и быстро передаете мел следующему ученику. Если все примеры будут решены верно и ответы правильно заменены буквами, то сможете прочитать слово.

За правильно выполненное задание – 3 балла.

VI. Конкурс от болельщиков

У. Ваши болельщики приготовили вам шары, но не простые, а с заданием.

Конкурс 1

Трех котят девочки держали на руках: рыжего, черного и белого. Фамилии девочек были: Рыжова, Белова и Чернова. Ни одна из девочек не держала котенка того цвета, от которого произошла ее фамилия. Белова внимательно разглядывала черного котенка, которого держала подруга. Какого цвета котенка держала на руках каждая девочка?

Д. Рыжова – черного, Чернова – белого, Белова – рыжего.

Конкурс 2

Три ученицы – Тополева, Березкина и Кленова – на пришкольном участке посадили три дерева: березку, тополь и клен. Ни одна из них не посадила дерево той породы, от которой произошла ее фамилия. Узнайте, ребята: какой породы деревце посадила Кленова, если это была не березка? А какие деревца посадили Тополева и Березкина?

Д. Тополева – березу, Березкина – клен, Кленова – тополь.

За решенное задание – 3 балла.

VII. Конкурс для болельщиков

У. В автобусе вместе с хоккейной командой ехали еще несколько пассажиров. На первой остановке вошли 3 человека и 2 вышли. На второй остановке вышли еще 2 человека и вошли 6. На следующей вышло 4, а вошло 2. На очередной остановке вышло 8 человек, вошло – 3. На следующей остановке вышла только хоккейная команда. Сколько всего остановок сделал автобус?

Д. Пять остановок.

Команда болельщиков, которая первой даст правильный ответ, приносит своей команде 3 балла.

VIII. Подведение итогов. Награждение

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Медиалогия». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://www.mlg.ru/, Вы получите всю необходимую информацию о деятельности «Медиалогии». Также Вы можете ознакомиться с рейтинговыми таблицами крупнейших российских СМИ. Более того, связавшись с сотрудником компании, Вы получите тестовый доступ к ресурсам сайта и впоследствии сами решите, будете ли Вы продолжать пользоваться услугами «Медиалогии». «Медиалогия» занимается мониторингом и анализом СМИ в режиме онлайн. Компания окажет неоценимую помощь людям, так или иначе связанным с анализом и обработкой СМИ.