Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №39/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Светлана КУДАНКИНА,
с. Возжаевк,
Амурская область

Как определить склонение

3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4)

Светлана КУДАНКИНА, учитель из с. Возжаевка Амурской области, показывает возможность интегрированного изучения русского языка и окружающего мира. На таком уроке дети повторяют типы склонения имен существительных и знакомятся с наиболее распространенными злаковыми культурами нашей страны.

Тема. "Закрепление знаний о типах склонения имен существительных".

Цель. Совершенствование умения определять типы склонения имен существительных в начальной форме и в косвенных падежах; обобщение знаний о склонении имен существительных; воспитание уважительного отношения к хлебу, к людям труда; развитие логического мышления.

Оборудование. Таблицы "Три типа склонения имен существительных", "Как определить склонение"; гербарий "Рожь, ячмень, пшеница"; дифференцированный тест по теме урока.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Чистописание

На доске:

Дети прописывают две строчки по образцу.

III. Словарная работа

На доске:

Хлеборо'б, хозя'йство, хлеб

Учитель. Какое слово можно назвать лишним и почему?

Дети. Лишнее слово хлеб, так как состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство – из трех.
– Лишнее слово хозяйство, так как слова хлебороб и хлеб оканчиваются на парные согласные, которые надо проверять.
– Лишнее слово хозяйство еще и потому, что слова хлебороб и хлеб однокоренные.
– Лишнее слово хлебороб, так как оно обозначает одушевленный предмет.

У. Найдите и объясните орфограммы в этих словах. Хлебороб хлеб, хлеборобы, хозяйство – словарное слово; запоминаем: хлеб хлебаR.

IV. Орфографическая разминка

У. Прочитайте текст о том, как трудится хлебороб.

На доске:

Как думаете, много сил надо вложить, чтобы вырастить хлеб?

Д. Да.

У. Спишите первое предложение и подчеркните главные члены предложения. (Учитель раздает индивидуальные карточки ученикам, быстро выполнившим задание, надо определить падеж выделенных существительных.)

V. Сообщение темы и целей урока

У. Урок сегодня мы посвятим закреплению знаний о типах склонения имен существительных. Будем упражняться в определении склонения у существительных в начальной форме и в косвенных падежах. В конце урока проверим ваши знания о склонении имен существительных.

VI. Определение склонения имен существительных в начальной форме

У. Какие растения выращивают хлеборобы?

Д. Пшеницу, рожь, ячмень, овес, просо, гречиху.

У. Распределите названия растений по склонениям.

Названия растений напечатаны на отдельных карточках, а с обратной стороны написана информация об этих растениях. Ученик берет карточку, читает название растения и информацию о нем, определяет склонение, крепит карточку в нужном столбике.

Д. Ячмень – из ячменя получают перловую крупу, кормят скот, используют для приготовления пива.
– Овес – овес выращивают главным образом на корм скоту. Его зерно очень питательно, из овса получают крупу, овсяные хлопья.
– Просо – из проса получают пшено – крупу для каш.
– Пшеница – из пшеницы делают муку для белого хлеба, манную и пшеничную крупы.
– Рожь – из ржаной муки пекут черный хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться основными кормилицами человека.
– Гречиха – гречневую кашу пробовал каждый. Гречиха высококалорийная культура, в ней много белков, углеводов, жиров и витаминов. Из нее даже делают лекарство, а гречишный мед очень полезен.

На доске:

У. Какие существительные относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонениям?

Д. К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями а, я.
– Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями о, е, мужского рода – без окончаний.
– К 3-му склонению относятся существительные женского рода без окончаний.

VII. Определение склонения имен существительных в косвенных падежах

У. Долгое время главным хлебом русских была рожь, так как она оказалась более стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных районах. Многие годы понадобились ученым для выведения холодоустойчивых сортов пшеницы, чтобы получать богатый урожай.
На индивидуальных карточках у вас записаны тексты. Выпишите словосочетания с выделенными существительными, определите склонение.

У. Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительного из первого текста.

Д. 1-е склонение.

У. Какое склонение у существительного из второго текста?

Д. 3-е склонение.

У. Как определить склонение, если существительное стоит в косвенном падеже?

Д. Надо поставить существительное в именительный падеж, затем воспользоваться таблицей "Как определить склонение".

VIII. Списывание с выполнением задания

У. Почему же именно про хлеб говорят – "всему голова"? (Дети высказываются.)
Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто дополнение к еде. Он сам – пища. В хлебе – нелегкий человеческий труд. Поэтому необходимо уважительно, бережно относиться к хлебу. Между тем нелегкий труд вложен во всякую вещь и продукт питания, но именно хлеб всегда считался священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна. А Огню, Воде и Зерну раньше поклонялись, считали божествами, сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из стихотворений о хлебе. (Один ученик читает стихотворение.)

На доске:

– Спишите стихотворение. Вставьте пропущенные буквы, укажите склонение этих слов. (Дети выполняют задание.)

IХ. Письмо по памяти

У. Возьмите карточки с цифрами и покажите, какое склонение у существительных с пропущенными буквами.

Д. Полях – 2-е склонение, весну – 1-е склонение, ночей – 3-е склонение.

У. Зерно – показатель плодородия и богатства. Поэтому на некоторых государственных гербах мы видим колосья. Они символизируют труд, богатство и плодородие. Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб – это символ богатства и труда. Прочитайте пословицы, записанные на доске.

Д. Хлеба край – и под елкой рай.
А хлеба ни куска – и в тарелке тоска.

– Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи.

– Хлеб – всему голова!
– Без соли невкусно,
Без хлеба несытно.
– Без печки холодно,
Без хлеба голодно.

У. Выберите пословицу, которая вам больше нравится. Прочитайте ее несколько раз, выучите. (Дети выполняют задание.)

– Запишите пословицу, которую запомнили, укажите склонение существительных.

Х. Самостоятельная работа

У. А теперь я хочу проверить, как вы усвоили материал по теме "Склонение имен существительных". Вам предлагается ответить на вопросы теста. (Учитель раздает карточки с заданиями 1-го и 2-го вариантов.)

Тест

Ответы: 1–3 – см. вариант I; 4 – Т.п., Д.п., П.п.; 5 – 3-е скл., 2-е скл., 1-е скл.

ХI. Итог урока

У. Вы хорошо работали, были активны. Мне понравились ваши устные ответы. Оценки за тесты вы узнаете на следующем уроке.

ХII. Домашнее задание