Светлана КУДАНКИНА,
с. Возжаевк,
Амурская область
Как определить склонение
3-й класс (1–3), 4-й класс (1–4)
Светлана КУДАНКИНА, учитель из
с. Возжаевка Амурской области, показывает
возможность интегрированного изучения русского
языка и окружающего мира. На таком уроке дети
повторяют типы склонения имен существительных и
знакомятся с наиболее распространенными
злаковыми культурами нашей страны.
Тема. "Закрепление знаний о
типах склонения имен существительных".
Цель. Совершенствование умения
определять типы склонения имен существительных
в начальной форме и в косвенных падежах;
обобщение знаний о склонении имен
существительных; воспитание уважительного
отношения к хлебу, к людям труда; развитие
логического мышления.
Оборудование. Таблицы "Три типа
склонения имен существительных", "Как
определить склонение"; гербарий "Рожь,
ячмень, пшеница"; дифференцированный тест по
теме урока.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Чистописание
На доске:
Дети прописывают две строчки по
образцу.
III. Словарная работа
На доске:
Хлеборо'б, хозя'йство,
хлеб |
Учитель. Какое слово можно назвать
лишним и почему?
Дети. Лишнее слово хлеб, так
как состоит из одного слога, а хлебороб и хозяйство
– из трех.
– Лишнее слово хозяйство, так как
слова хлебороб и хлеб
оканчиваются на парные согласные, которые надо
проверять.
– Лишнее слово хозяйство еще и потому,
что слова хлебороб и хлеб
однокоренные.
– Лишнее слово хлебороб, так как оно
обозначает одушевленный предмет.
У. Найдите и объясните
орфограммы в этих словах. Хлебороб – хлеб,
хлеборобы, хозяйство –
словарное слово; запоминаем: хлеб – хлебаR.
IV. Орфографическая разминка
У. Прочитайте текст о том, как
трудится хлебороб.
На доске:
Как думаете, много сил надо вложить,
чтобы вырастить хлеб?
Д. Да.
У. Спишите первое предложение и
подчеркните главные члены предложения. (Учитель
раздает индивидуальные карточки ученикам,
быстро выполнившим задание, надо определить
падеж выделенных существительных.)
V. Сообщение темы и целей урока
У. Урок сегодня мы посвятим
закреплению знаний о типах склонения имен
существительных. Будем упражняться в
определении склонения у существительных в
начальной форме и в косвенных падежах. В конце
урока проверим ваши знания о склонении имен
существительных.
VI. Определение склонения имен
существительных в начальной форме
У. Какие растения выращивают
хлеборобы?
Д. Пшеницу, рожь, ячмень, овес,
просо, гречиху.
У. Распределите названия
растений по склонениям.
Названия растений напечатаны на
отдельных карточках, а с обратной стороны
написана информация об этих растениях. Ученик
берет карточку, читает название растения и
информацию о нем, определяет склонение, крепит
карточку в нужном столбике.
Д. Ячмень – из ячменя
получают перловую крупу, кормят скот, используют
для приготовления пива.
– Овес – овес выращивают главным
образом на корм скоту. Его зерно очень
питательно, из овса получают крупу, овсяные
хлопья.
– Просо – из проса получают пшено –
крупу для каш.
– Пшеница – из пшеницы делают муку для
белого хлеба, манную и пшеничную крупы.
– Рожь – из ржаной муки пекут черный
хлеб. Пшеница и рожь могут по праву считаться
основными кормилицами человека.
– Гречиха – гречневую кашу пробовал
каждый. Гречиха высококалорийная культура, в ней
много белков, углеводов, жиров и витаминов. Из нее
даже делают лекарство, а гречишный мед очень
полезен.
На доске:
У. Какие существительные
относятся к 1-му, 2-му, 3-му склонениям?
Д. К 1-му склонению относятся
существительные женского и мужского рода с
окончаниями а, я.
– Ко 2-му склонению относятся существительные
среднего рода с окончаниями о, е,
мужского рода – без окончаний.
– К 3-му склонению относятся существительные
женского рода без окончаний.
VII. Определение склонения имен
существительных в косвенных падежах
У. Долгое время главным хлебом
русских была рожь, так как она оказалась более
стойкой к холоду, а пшеница погибала в северных
районах. Многие годы понадобились ученым для
выведения холодоустойчивых сортов пшеницы,
чтобы получать богатый урожай.
На индивидуальных карточках у вас записаны
тексты. Выпишите словосочетания с выделенными
существительными, определите склонение.
У. Возьмите карточки с цифрами и
покажите, какое склонение у существительного из
первого текста.
Д. 1-е склонение.
У. Какое склонение у
существительного из второго текста?
Д. 3-е склонение.
У. Как определить склонение,
если существительное стоит в косвенном падеже?
Д. Надо поставить
существительное в именительный падеж, затем
воспользоваться таблицей "Как определить
склонение".
VIII. Списывание с выполнением
задания
У. Почему же именно про хлеб
говорят – "всему голова"? (Дети
высказываются.)
Без хлеба мы не обходимся ни дня. Хлеб не просто
дополнение к еде. Он сам – пища. В хлебе –
нелегкий человеческий труд. Поэтому необходимо
уважительно, бережно относиться к хлебу. Между
тем нелегкий труд вложен во всякую вещь и продукт
питания, но именно хлеб всегда считался
священным даром богов. Чтобы выпечь хлеб, нужно
обеспечить союз Огня, Воды и Зерна. А Огню, Воде и
Зерну раньше поклонялись, считали божествами,
сочиняли о них стихи. Познакомимся с одним из
стихотворений о хлебе. (Один ученик читает
стихотворение.)
На доске:
– Спишите стихотворение. Вставьте
пропущенные буквы, укажите склонение этих слов. (Дети
выполняют задание.)
IХ. Письмо по памяти
У. Возьмите карточки с цифрами и
покажите, какое склонение у существительных с
пропущенными буквами.
Д. Полях – 2-е склонение, весну
– 1-е склонение, ночей – 3-е склонение.
У. Зерно – показатель
плодородия и богатства. Поэтому на некоторых
государственных гербах мы видим колосья. Они
символизируют труд, богатство и плодородие.
Немало пословиц существует о хлебе. В них хлеб –
это символ богатства и труда. Прочитайте
пословицы, записанные на доске.
Д. Хлеба край – и под елкой рай.
А хлеба ни куска – и в тарелке тоска.
– Хочешь есть калачи,
Не сиди на печи.
– Хлеб – всему голова!
– Без соли невкусно,
Без хлеба несытно.
– Без печки холодно,
Без хлеба голодно.
У. Выберите пословицу, которая
вам больше нравится. Прочитайте ее несколько раз,
выучите. (Дети выполняют задание.)
– Запишите пословицу, которую
запомнили, укажите склонение существительных.
Х. Самостоятельная работа
У. А теперь я хочу проверить, как
вы усвоили материал по теме "Склонение имен
существительных". Вам предлагается ответить
на вопросы теста. (Учитель раздает карточки с
заданиями 1-го и 2-го вариантов.)
Тест
Ответы: 1–3 – см. вариант I; 4 –
Т.п., Д.п., П.п.; 5 – 3-е скл., 2-е скл., 1-е скл.
ХI. Итог урока
У. Вы хорошо работали, были
активны. Мне понравились ваши устные ответы.
Оценки за тесты вы узнаете на следующем уроке.
ХII. Домашнее задание
|