Д. Нос, лес, куст, вода, рис, суп, телефон, лист, рама. IV. Игра "Буква заблудилась"У. Соответствует ли слово иллюстрации? Учитель показывает иллюстрации, дети определяют, какую букву надо заменить, чтобы слово соответствовало изображению. На доске:
– Прочитайте слова с пометками. На доске:
Дети читают слова. – Грамматика нам позволяет отплыть. Мы приближаемся к лесу, а в нем... (Учитель открывает карту-остров.) – Прочитайте хором слова, которые я буду открывать. На доске:
– Это предложение или набор слов? Д. Набор слов. У. Докажите. Д. Слова не связаны между собой по смыслу. У. Все согласны? Правильно: в предложении слова связаны между собой по смыслу. А если я сделаю так (учитель убирает слово "сосны"), это станет предложением? Д. Нет. У. Почему? Д. Нет законченной мысли. У. Значит, в предложении слова связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль. Сделайте так, чтобы этот набор слов стал предложением. Д. В лесу растут высокие сосны и ели. V. Выделение новых звуков, буквУ. Мы даже не заметили, как очутились на маленьком острове. Здесь живут мальчики-шалунишки Пак и Пик. Составим схемы этих слов. На доске: – Что вы можете сказать о звуках [п] и [п’]. Д. Звуки [п] и [п’] согласные, глухие, [п] – твердый, [п’] – мягкий. У. Лучшая подруга Питера фея Динь-Динь в беде, ее схватили пираты (это с ее помощью Питер умел летать). Она зовет на помощь в маленьком письме, которое принесла птица, живущая на этом острове. Если услышите звуки [п] [п’], хлопайте в ладоши. (Учитель читает стихотворение.) – Спасите, помогите. Послание получили, и Питер спешит на помощь. Грамматика сообщает, что, оказывается, звуки [п] [п’] обозначаются одной буквой п. (Учитель показывает букву.) – На что похожа буква? Д. На перекладину турника, качелей. У. Потренируемся печатать эту букву. П, п – две вертикальные, одна горизонтальная линия. Дети печатают. – Сравним печатную и письменную буквы. Чем они различаются? Девочки, встаньте, покажите письменную букву. Д. Ноги на ширине плеч, на пяточках. У. Мальчики, покажите печатную. Дети изображают. – Где в ленте букв будет жить буква п? На первом или на втором этаже? Д. На первом. VI. Чтение слогов с новой буквойУ. Если перед твердым командиром стоит буква, как будем читать? Д. Твердо. У. Если перед мягким? Д. Будем читать мягко. У. Читаем и договариваем до целых слов. Дети выполняют задание. – А теперь прочитайте название острова, на котором мы были. Д. Остров пеликана. У. Плывем дальше. Индейцы, вы ничего не слышите? А где же подруга Питера? Она появится в том случае, если мы поможем Питеру прочитать ее имя. На доске:
– Питер поиграл немного с Полиной, и мы вновь плывем дальше. Пираты! Как не любят пираты Питера. Он всегда смеется, ему хорошо. Раньше пираты занимались каждый своим любимым делом, они не всегда были злыми и жадными. Кем же они были и чем занимались? Кто-то был... Учитель открывает записанные на доске слова. На доске:
– Что такое, буква сбежала? Кто же такой "лотник"? Не понятно. А если так? На доске:
– Вот какая нужная буква! На доске:
– Что же надо сделать? Д. Добавить букву п. У. Что получилось? Д. Пилот, повар. У. Каким одним словом можно назвать все эти слова? Д. Профессии. У. Мальчики, которые жили с Питером на острове, когда-то тоже имели родителей. Прочитаем о них. Об этом напечатано в нашей Азбуке. (Чтение по "цепочке". Анализ текста.) – Найдите в тексте, что сказано о палочке Полины, Севы, Пети, Кати. Дети выполняют задание. – Найдите четвертое слово в первом предложении, прочитайте. Д. Плотник. В нем живет деревянное средство передвижения по реке. У. Какое? Д. Плот. У. В каком слове живет рак? Д. Тракторист. У. Найдите третье слово в третьем предложении. Добавьте слог, чтобы получилось слово, обозначающее головной убор. Д. Пилотка. На доске:
У. B каком слове живет лев? Д. Сталевар. У. Не испугались? Д. Нет. У. Конечно, слово не кусается. VI. Повторение пройденногоУ. С какими согласными звуками мы познакомились? Д. [п], [п’]. У. Какой буквой обозначаются эти звуки? Д. Буквой п. У. Вот на каком острове живет наш герой Питер Пэн. Еще много интересного вы сможете узнать, если сами, а кому-то помогут родители, прочтете сказку английского писателя Джеймса Барри. 3Валентина СМЕЛАЯ,
|
ма мо му мы ми ме |
У. Прочитайте по таблице слоги, но по-разному. 1-й слог – с радостью, 2-й слог – с удивлением, 3-й слог – споем, 4-й слог – с грустью, 5-й слог – с вопросом, 6-й слог – с угрозой.
Дети выполняют задание.
– Посмотрите на букву м и прочитайте "цепочкой" эти сочетания букв.
На доске:
Д. Ам, ом, ум, ым, им, ем.
У. Мама просила дочку отнести пирожки бабушке. Пока Красная Шапочка собирается в дорогу, давайте подумаем, какие продукты использовала мама, чтобы испечь пирожки. Но есть одно условие: в названии продуктов должен быть звук [м] или [м’].
Д. Маргарин, масло, мука, сметана, мясо, молоко, мак.
VI. Работа по развитию речи
У. Девочка отправилась в путь, а по дороге, чтобы ей не было скучно, она все время повторяла скороговорку. Кто сможет ее прочитать?
Д. Мед в лесу медведь нашел.
Мало меду, много пчел.
У. А теперь давайте повторим все вместе.
Дети повторяют скороговорку два раза.
VII. Составление слов и предложений
У. Вот девочка вышла на поляну, где были зайчики и белочки.
Дети надевают короны, изображающие ушки зайчиков и белочек.
– Чем же они заняты? Да они грустят! Еще ранней осенью они собрали красивые листики, высушили их, чтобы составить букеты. Эти листики волшебные, из них можно составить не только букеты, но и слова. Но только зайчики и белочки вышли на улицу, как поднялся ветер и разбросал листики. Что же им теперь делать? Давайте им поможем.
На каждом столе лежат листики, на которых записаны слоги и буквы.
– Из этих слогов и букв нужно составить слова.
Дети составляют слова и прикрепляют листики на доску.
На доске:
– Давайте прочитаем получившиеся слова "цепочкой".
Дети читают.
– Составьте предложения по схеме, выбрав любое из этих слов.
.
Д. Кот лакал молоко.
– Мама принесла сумку.
– В сумке масло.
– Объясните, как вы понимаете слово
"лакала".
Д. Кот пьет молочко язычком, это называется "лакает".
VIII. Физкультминутка
У. Захотелось Красной Шапочке поиграть с зайчиками и белочками. Условие игры: если встретится звук [м] – подпрыгивают зайчики, звук [м’] – белочки.
Учитель читает стихотворение, дети подпрыгивают, услышав свой звук.
На полу скребется мышка,
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка,
Спать залег в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил.
Он водичкой руки мыл.
IХ. "Фотоглаз"
У. Пошла Красная Шапочка дальше. Идет она по лесу, а навстречу ей серый волк.
Учитель вывешивает иллюстрацию с изображением волка.
– Испугалась Красная Шапочка. Но волк ей говорит... Как вы думаете, что сказал ей волк?
Д. "Куда путь держишь, Красная Шапочка?" А Красная Шапочка в ответ: "Несу бабушке пирожки". А волк: "А где живет твоя бабушка?"
У. Дети, посмотрите на волка. Разве он сможет съесть бабушку?
Д. Нет, он очень добрый.
У. Волк сказал, что он идет в школу, и попросил Красную Шапочку, чтобы она проверила, все ли вещи он сложил для школы. Мы с вами "сфотографируем" эти вещи. Будьте внимательны. Внимание! Снимаю!
На доске:
Учитель показывает рисунок 5 секунд, затем дети на своих "экранчиках" записывают начальные буквы слов.
– Скажите, все ли вещи нужны волку в школе?
Д. Маски не нужны в школе.
У. А где нужны маски?
Д. На празднике, на карнавале.
У. А когда вы принесете маски в школу?
Д. На новогодний утренник.
У. Давайте "напечатаем" это слово в своих тетрадях, разобьем на слоги и поставим ударение.
Один человек работает у доски.
На доске:
Ма'с|ки |
Х. Работа по учебнику
У. Захотелось Красной Шапочке почитать волку. Давайте сначала прочитаем слова.
Дети читают хором столбики слов.
На доске:
Му'р|ка на|ли|ла' Ма|ри'|на ми'|с|ка ла|ка'|ла |
У. А теперь прочитаем рассказ "Мурка" на с. 91.
Дети читают по "цепочке".
– О ком же этот рассказ?
Д. О девочке Марине и кошке Мурке.
У. Что девочка сделала?
Д. Она налила кошке молока.
У. Что делала Мурка?
Д. Она лакала молоко.
У. Волк поблагодарил Красную Шапочку и решил, что на следующий год обязательно пойдет в школу и будет хорошо учиться. Он проводил Красную Шапочку до бабушкиного дома.
ХI. Закрепление пройденного
У. Давайте вспомним, о каких звуках мы говорили.
Д. О звуках [м], [м’].
У. Какой это звук?
Д. Согласный, звонкий.
У. Как называется буква?
Д. Буква называется "эм".
У. В конце урока послушайте стихотворение "Медвежонок" и назовите слова со звуками [м], [м’].
Мишка в улей влез, и вот –
С лапы каплет сладкий мед!
Я над ним смеяться начал:
"Медвежонок насвинячил!"
"Что за шутки! – тот ответил. –
Я – медведь!
Я намедведил!"
Какие слова со звуками [м], [м’] вы услышали?
Д. Мишка, мед, ним, смеяться, медвежонок, медведь, намедведил.
ХII. Итог урока
У. Вместе с Красной Шапочкой мы оказались около дома ее бабушки. А там было много-много птиц. Назовите их.
На доске висят иллюстрации – дятел, воробей, снегирь, синица, поползень, клест, сорока. В клюве каждая птица держит карточку с буквой, перевернутую обратной стороной. Дети называют птиц.
– Что вы о них знаете?
Д. Их называют зимующие.
У. А почему же они не улетают на юг?
Д. Потому что они и зимой могут найти у нас корм.
У. Да, но и мы с вами должны их подкармливать. Поднимите руки, кто уже сделал кормушки. А кто еще не сделал, нужно сделать побыстрее. Дело в том, что зимой много птиц погибает от голода, и мы должны позаботиться о них. Из этих птиц одна выводит птенцов зимой. Кто знает, какая это птица?
Д. Это клест.
У. Дети, эти птицы за нами все время следили и вот что принесли в своих клювиках.
Учитель переворачивает карточки.
– Прочитайте, какое слово получилось.
Д. Молодцы.
У. Птицы благодарят вас не только за то, что вы очень хорошо работали на уроке, но и за то, что вы любите животных, заботитесь о них. Я тоже хочу вас поблагодарить за работу. Вы – молодцы! Большое спасибо вам.
4
Л.А. ДЕХТЕРЕВА,
учитель школы № 49,
г. Белгород
Тема. "Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п. Домашние животные, их повадки".
Цели. Учить плавному слоговому чтению с переходом на чтение целыми словами; показать сходство и различие в произнесении звуков [б] и [п], [б’] и [п’]; создать условия для развития наблюдательности, фонематического слуха, орфографической зоркости; продолжить знакомство с жизнью и повадками собак и кошек; создать условия для воспитания доброты, отзывчивости, любви к животным.
Оборудование. "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий); лента букв; предметные картинки с изображениями белки, зубра, барсука, зебры, дома, собачьей конуры, дерева; карточки с заданиями для учащихся; рисунки детей на тему "Мое любимое домашнее животное"; магнитофонная запись голосов кошки и собаки.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим учиться читать слоги и слова с буквой б.
III. Речевая разминка
На доске:
б, в, з, п, с, ф, д, г, к |
Учитель. На какие две группы можно распределить данные буквы?
Дети. Б – п, в – ф, г – к, д – т, з – с.
У. Почему вы так разбили буквы?
Д. Это пары по глухости/звонкости.
У. Прочитайте слоги-слияния.
На доске:
Ба-Па-Ба Ба-Па-Ба Ба-Па-Ба Аб-ап-аб Аб-ап-аб Аб-ап-аб |
У. Чем отличается звучание согласных первой строки от второй?
Д. В первой строке они звучат четко, а во второй не понятно, где [б], а где [п].
У. Что происходит с согласным звуком?
Д. Согласный парный [б] на конце слова оглушается.
У. Конец слова для парных согласных – это опасное место. А теперь прочитайте чистоговорку и сочините ее конец.
Бы-пы-бы – в лесу выросли грибы.
Бу-пу-бу – ...
Дети сочиняют.
IV. Проверка домашнего задания
У. На прошлом уроке мы совершили заочное путешествие в зоопарк. Давайте сходим туда еще раз. Но что это? Звери не в клетках! Наша задача – посадить зверей в клетки.
На доске изображения клеток, над которыми схемы слов-названий тех животных, которые должны быть в данных клетках и рисунки животных.
– Каких зверей вы видите?
Д. Зубра, белку, зебру, барсука.
У. Куда нужно посадить белку, зубра, барсука, зебру?
Д. В первую и вторую клетки надо посадить белку и зебру, в третью клетку – барсука, в четвертую – зубра.
У. Почему у первой и второй клетки одна схема?
Д. В словах одинаковые по твердости/мягкости согласные, одинаковое количество звуков.
У. Какое животное занесено в Красную книгу?
Д. Зубр.
У. Найдите в тексте ответы на вопросы.
Чем кормили зебру?
Что делает барсук?
Каких животных мы видели?
Дети зачитывают ответы.
На доске:
Зе'бра Зубр Барсу'к Бе'лка Бара'н |
– Назовите "лишнее" животное.
Д. Баран.
У. Почему?
Д. Это домашнее животное, а остальные – дикие.
V. Закрепление пройденного
У. Сегодня мы будем говорить о домашних животных. А о каких, послушайте. (Звучит магнитофонная запись.)
– Чьи голоса вы услышали?
Д. Кошки и собаки.
У. Эти животные живут в нашем доме вместе.
Открывается доска, где изображены дом, собачья конура и дуб.
– Приглашаю вас посетить наш дом.
На доске:
|
У. Прочитайте предложения.
Дети читают.
У. Что растет возле дома?
Д. Дуб.
У. Назовите последний звук.
Д. [п].
У. Охарактеризуйте его.
Д. Согласный, твердый, глухой.
У. Обозначим карточкой. А что ели жители домика на обед?
Д. Суп.
У. Выделите последний звук.
Д. [п].
У. Охарактеризуйте его.
Д. Согласный, твердый, глухой.
У. Произнесем еще раз последние звуки в словах "дуб" и "суп".
Д. [п] и [п].
У. Что вы можете про них сказать?
Д. Они одинаковые.
У. Посмотрим, какой буквой обозначен звук [п] в слове "дуб"?
Д. Буквой б.
У. А в слове "суп"?
Д. Буквой п.
На доске:
У. Какой вывод можно сделать?
Д. Звуку [п] доверять нельзя. Он посылает на письменную работу разные буквы: то б, то п.
На доске:
Дятел дуб долбил, да недодолбил. |
У. Найдите звук [б] в словах, обозначающих действия дятла.
Д. Долбил, недодолбил.
У. Где он находится?
Д. Перед гласным.
У. Какой буквой он обозначен?
Д. Буквой б.
У. Какой же вывод можно сделать?
Д. Звуку [б] можно доверять, когда он находится перед гласным звуком.
На доске:
Внимание! Опасность! |
У. В каких словах есть еще "опасное место" для согласных?
Д. В слове "обед", так как звук [д] в конце слова.
VI. Работа с учебником
У. Прочитайте столбики слов.
Дети читают.
Ви|та-лик по|звал ко|ну|ра
Бо|бик смот|рим
у|полз|ла
– Что такое "конура"?
Д. Это домик для собаки.
У. А теперь заглянем в дом.
Учитель читает текст "Виталик и Бобик".
– Кто такой Бобик?
Д. Собака.
У. А теперь вы сами прочитайте этот рассказ.
Чтение по "цепочке".
– Чем были заняты школьники? Что в это время делал Виталик?
Дети отвечают.
– Какая кличка у собаки?
Д. Бобик.
У. С какой буквы начинается это слово?
Д. С буквы б.
У. Удалось ли Виталику научить собаку читать?
Д. Нет.
У. А есть ли у вас друзья-собаки?
Д. Да.
Выслушиваются рассказы детей о своих собаках. Показываются рисунки животных.
У. Догадайтесь, о ком следующий текст, если он называется "Барсик"?
Д. О кошке.
Чтение текста хорошо читающим учеником.
У. Подтвердилось ли наше предположение?
Д. Да, Барсик – это кот.
У. А теперь прочитаем текст по "цепочке".
Дети выполняют задание.
– Какое слово составил Виталик? Какие три буквы откатил кот? Какое слово получилось? Составьте свои слова. Найдите слова с "опасным местом" для парных согласных.
Дети отвечают на вопросы.
– Я знаю, у вас есть друзья-кошки. Кто хочет рассказать о них?
Выслушиваются рассказы детей о кошках. Показываются рисунки животных.
– Ребята, к нам пришла телеграмма. Кто ее написал?
На доске:
"Запомни: мы всегда в ответе за тех, кого приручили. Лис". |
– От кого эта телеграмма?
Д. От Лиса.
У. Из какого произведения этот герой?
Д. Из сказки "Маленький принц".
У. Как вы понимаете слово "приручили"?
Высказывания детей.
– И мы должны помнить, что в ответе за тех, кого приручили.
VII. Итог урока
У. А теперь вспомним все, что мы говорили о букве б и согласном звуке [б] сегодня на уроке. Поможет вам в этом план.
На доске:
Д. [б] – согласный звук, звонкий, может быть твердым и мягким. По глухости/звонкости он составляет пару со звуком [п]: [б–п], [б’–п’]. На письмо может посылать буквы б или п, поэтому на конце слова ему доверять нельзя, может быть допущена ошибка. Доверять звуку [б] можно тогда, когда он находится перед гласной.
У. Молодцы! Вы все хорошо запомнили.
5
М.Е. РЫЖКОВА,
учитель школы № 393,
г. Москва
Тема. "Согласные звуки [д] и [д’]. Заглавная и строчная буквы Д и д".
Цели. Познакомить с новыми согласными звуками [д] и [д’], письменными и печатными буквами Д д; формировать навык чтения; обогащать словарный запас детей; продолжить ознакомление детей с морфемами слова (), словообразованием, пунктуацией (многоточие); развивать интерес к чтению и желание читать.
Оборудование. "Азбука" (авт. В.Г. Горецкий), картинки с изображениями дома, дыма, дерева, дупла, дятла, дорожки, деда; листки с текстом "Дымок".
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Введение в тему урока
Учитель. Тему нашего урока вы определите сами, если будете сейчас моими помощниками. Помогите мне закончить предложения.
Тут наш...
Дети. Дом.
На доске появляется картинка дома.
У. Над домом...
Д. Дым.
На доске появляется картинка дыма.
У. У дома...
Д. Дерево.
На доске появляется картинка дерева.
У. На дереве...
Д. Дупло.
На доске появляется картинка дупла.
У. У дупла...
Д. Дятел.
На доске появляется картинка дятла.
У. К дому ведет...
Д. Дорожка.
Появляется картинка дорожки.
У. У дома сидит...
Д. Дед.
На доске появляется картинка деда.
На доске вырисовывается картина.
У. Это отдельные предложения или текст? Почему?
Д. Текст. Предложения связаны по смыслу. Объединены одной темой.
У. Красивый получился рассказ. Чего не хватает?
Д. Названия.
У. Давайте придумаем заглавие.
Выслушиваются предложения детей.
– Кто сможет повторить весь рассказ с заглавием?
Один ученик повторяет.
– Назовите только те слова, которые вы добавляли.
Учитель показывает рисунки. Дети четко проговаривают слова.
Д. Дом, дым, дерево, дупло, дятел, дорожка, дед.
У. Какие первые звуки слышны в этих словах?
Д. [д] и [д’].
У. Верно. Эти звуки обозначаются вот такими буквами.
На доске:
Д д |
– Почему я показала четыре буквы?
Д. Две печатные и две письменные.
У. Определите, какой это звук: гласный или согласный? Почему?
Д. Согласный. Воздух встречает препятствие, преграду во рту.
У. А как узнать, [д] и [д’] – это звуки глухие или звонкие?
Д. Кладем пальцы на горло и произносим [д] и [д’]. Чувствуем дрожь. Значит, звонкие.
У. Итак, о какой букве у нас пойдет речь?
Д. О букве д.
III. Чтение слогов и слов
У. Откройте "Азбуку" на с. 118.
Дети выполняют задание.
– Сейчас мы будем читать столбики слогов. Прочитайте столбик 1 про себя самостоятельно.
Дети читают.
ди, да, до, ду, ды
– Прочитайте слог, где звук [д’] произносится мягко.
Д. Ди.
У. Прочитайте слоги, где гласная буква показывает, что согласный произносится твердо.
Д. Да, до, ду, ды.
У. Прочитаем хором столбики 1 и 2.
Д. Ди-ти, да-та, до-то, ду-ту, ды-ты.
У. Сравните.
Д. В столбике 1 слоги начинаются на д, а в столбике 2 – на т.
У. Буквы д и т – парные звонкие и глухие согласные. Прочитайте столбик 3.
Д. Ад, од, уд, ид.
У. Что заметили?
Д. На конце д.
У. Какой это звук?
Д. Согласный, звонкий, твердый.
У. Прочитайте столбик 4 самостоятельно.
Дети читают.
– А теперь перейдем к чтению столбиков слов. Прочитайте столбик 1.
Д. Да, дама, дума, дышит.
У. Подчеркните непонятные слова. Какое слово "лишнее"?
Д. Да.
У. Почему?
Д. Один слог, а в других по два.
У. Прочитайте слова, где все согласные звуки звонкие.
Д. Да, дама, дума.
У. Прочитайте слово, где есть ошибкоопасное место.
Д. Дышит.
У. Прочитайте столбик 2.
Д.
У. Какие это слова?
Д. Однокоренные.
У. Почему? Выделите корень.
Д. Корень дом, имеет одинаковое значение во всех словах.
У. Прочитайте слово с маленьким количеством букв, обозначающее большой предмет.
Д. Дом.
У. Прочитайте слова, в которых букв больше, а предмет маленький.
Д. Домик, домишко.
У. Выделите суффиксы.
Д. ик, ишк.
У. Прочитайте пары слов, одно из которых употреблено в единственном числе, а другое – во множественном числе.
Д. Дом – дома, домишко – домишки.
У. Прочитайте столбик 3. Назовите слова с корнем дыр, с корнем дум. Выделите корень.
Д. С корнем дыр – с корнем дум – .
У. Как называются эти слова?
Д. Однокоренные.
У. Прочитаем столбик 4 вслух с радостью, с восторгом.
Д.
У. Приятно было читать?
Д. Да.
У. Почему?
Д. Речь шла о подарках.
У. Что вы любите делать больше: дарить подарки или получать их?
Дети отвечают.
У. Какие это слова?
Д. Однокоренные.
У. Выделите корень дар. Есть ли слова с приставками?
Д. .
У. Прочитайте столбик 5 и подчеркните непонятные слова.
Учитель объясняет смысл непонятных слов.
– Прочитайте столбик 6 с теплотой в сердце, вспоминая маму.
Д. Лад, ладим, ладный, оладушки.
У. Какой корень у слов?
Д. лад.
У. Оладушки – тоже родственное по происхождению слово.
IV. Физкультминутка
V. Работа с текстом
У. Прочитаем рассказ.
Текст рассказа напечатан на листах. Учитель раздает листы детям.
– Кто автор? Прочитайте название. Посмотрите на иллюстрацию. Догадайтесь, о чем будет рассказ.
Д. Текст назван "Дымок". Наверное, о нем будем читать.
У. Прочитайте 1-е предложение.
Д. Над трубой появился белый дымок.
У. Какой был дымок?
Д. Белый.
У. Автор пишет не "дым", а "дымок". Значит, маленький, возможно, только родился. Прочитайте 2-е предложение.
Д. Осмотревшись, он быстро помчался вверх.
У. Автор оживил его. Заметили, как?
Д. Осмотрелся, помчался.
У. Прочитайте 3-е предложение.
Д. "Постой, не спеши", – стала учить труба.
У. Почему труба стала его учить?
Д. Она мудрая, давно живет на крыше.
У. Прочитайте 4-е предложение.
Д. "Некогда, хочу все увидеть".
У. Каким был дымок?
Д. Любознательным.
У. Прочитайте 5-е предложение.
Д. "Мир велик, вряд ли тебе это удастся".
У. Почему так думает труба?
Д. Из нее вылетало уже много дымков, она знает.
У. Прочитайте 6-е предложение.
Д. "А я сразу на все четыре стороны полечу", – выпалил дымок.
У. Что ответил дымок?
Дети отвечают.
– "Выпалил" – что это значит?
Д. Сказал очень громко, быстро.
У. Что же с ним дальше произойдет?
Выслушиваются предложения детей.
– Прочитайте 7-е предложение.
Д. И... (длинная пауза) растаял.
У. Что же с ним случилось? Почему?
Д. Растаял. Не успела его предупредить труба.
У. Прочитайте текст до конца.
Дети дочитывают.
У. Что сказала труба про дымок?
Д. Горячий.
У. Как это?
Д. Очень торопливый.
У. За какие важные мысли можно сказать тексту спасибо?
Д. Он учит прислушиваться к мнению более опытных, мудрых.
VI. Итог урока
У. С каким новым звуком познакомились?
Д. [д] и [д’].
У. Расскажите о нем.
Д. Согласный, звонкий, бывает твердый, мягкий.
У. Хотели бы вы быть похожими на главного героя прочитанного рассказа? Почему?
Ответы детей.