Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №37/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Тамара ИГНАТЬЕВА,
главный специалист Департамента образовательных программ
и стандартов общего образования МО РФ,
Людмила ТИКУНОВА,
старший научный сотрудник Института
общего среднего образования МО РФ.

Чтение

Чтение как вид речевой деятельности требует особого подхода к оценке качества знаний, умений и навыков обучающихся в начальной школе.
Предлагаемые контрольные работы по чтению являются примерными и выбираются учителем исходя из уровня сформированности навыка чтения не только класса в целом, но и каждого ученика в отдельности, а также с учетом требований вариативных авторских программ.
Индивидуальная проверка навыка чтения (чтение вслух) дает достаточно полное представление учителю об уровне сформированности данного навыка у младших школьников.
Обучающимся предлагается для чтения вслух незнакомый текст, доступный по содержанию. Учитель путем фиксации допущенных ошибок при чтении, определении числа необоснованных пауз, времени, затраченного на чтение, ответов на поставленные вопросы оценивает уровень освоения навыка чтения учащихся.
В 1-м классе тексты для контроля можно предлагать только читающим детям. Не рекомендуется проводить строгий контроль по оценке навыка чтения первоклассников, это может привести детей к стрессовым ситуациям. Текст для прочтения можно предлагать детям мягко, учитывая желание ребенка. К концу I четверти учитель уже знает, кто читающий ребенок и каковы его возможности. Щадящий режим проверки позволит учителю определить уровень, на котором находится первоклассник, что особенно важно и для учителя, и для ребенка. На всем протяжении контроля ребенок должен осознавать, что ему доверили прочесть потому, что он уже "хорошо читает". "Ситуация успеха" должна сопутствовать ребенку не только в обычной работе, но и при проведении контроля.
Во 2-м, 3-м, 4-м классах контроль навыка чтения производится уже как "чтение вслух", и "чтение про себя". Тексты большого объема могут быть прочитаны двумя-тремя детьми (цепочкой). Таким образом, ответы на вопросы можно будет построить в форме беседы, диалога.

1-Й КЛАСС (1–4)

 

Времена года

Ре-ка
цве-ты
солн-це

ту-чи
ве-тер
дож-дик

лёд
снег
ме-тель

о-во-щи
фрук-ты
я-го-ды

(12 слов)

Задания

1. Прочти слова.

2. Обведи первую букву слов, в которых "есть вода". ( т учи)

Имена людей

Ко-ля
Та-ня
Си-ма
Ве-ра

Пе-тя
Же-ня
Ли-да
И-горь

Ма-ри-на
Ла-ри-са
Ва-ле-ра
Мар-га-ри-та

(12 слов)

Задания

1. Прочти имена людей.

2. Подчеркни имена мальчиков, в записи которых 2 слога.

3. Пометь галочкой два имени, которыми называют девочек и мальчиков.

Сказка

(отрывок)

В лесу в ма-лень-кой из-буш-ке жили-были Кот да Петух. Кот рано вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок ос-та-вал-ся дом стеречь. Уйдет Кот на охоту, а Петушок всё в избушке при-бе-рёт, пол чисто под-ме-тёт, песни поёт, Кота ждёт...
Бежала как-то Лиса, услыхала, как Петух песни поёт, за-хо-те-лось ей пе-ту-ши-но-го мяса по-про-бо-вать. Вот она села под окошко и запела. (57 слов)

Вопросы и задания

1. Вспомни, какую песенку пела Лиса?

2. К кому из героев сказки относятся эти слова: домовитый (...), трудолюбивый (...), ленивый (...), хорошо поёт песни (...), хитрый (...), ласковый (...), злой (...).

3. Как называется эта русская народная сказка?

Сказка

(отрывок)

...Машенька говорит: "Выйди, Миша, на крылечко, посмотри: не идёт ли дождик?"
Только медведь вышел на крылечко, Маша сейчас же залезла в короб, а на голову себе блюдо с пи-рож-ка-ми поставила.
Вернулся медведь, видит – короб готов. Взва-лил его на спину и пошёл в деревню к дедушке да к бабушке... (48 слов)

Вопросы и задания

1. Кто в сказке хитрый, ловкий, смекалистый, а кто глупый, добродушный, простой?

2. Какую хитрость задумала Маша?

3. Как называется эта русская народная сказка?

4. Если ты читал эту сказку, то расскажи, как Машенька попала к медведю?

 

2-Й КЛАСС (1–4)

 

Осень

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья1.
Скоро Осень проснётся
И заплачет спросонья. (39 слов)

(К. Бальмонт)

Вопросы и задания

1. Какое настроение у автора стихотворения?

2. Какие чувства вызывает у тебя это стихотворение?

3. Отличается ли твоё настроение от настроения автора? Если да, то попробуй объяснить, почему?

3. В каком четверостишии уживаются два вида настроения, чувств? Прочти его.

______________

1 Благовоние – аромат, приятный запах.

Золотой ключик или Приключение Буратино

(отрывок)

Куклы на сцене играли весёлую комедию. Буратино ужасно смеялся. Вдруг куклы увидели его и закричали: "Смотрите, это настоящий живой Буратино! Весёленький Буратино, иди к нам!"
Буратино прыгнул на сцену. Куклы начали его обнимать, целовать, щипать, тормошить.
Тогда из-за сцены высунулся такой страшный человек, что можно было окоченеть от страха.
Это был Карабас Барабас... (53 слова)

(А. Толстой)

Вопросы и задания

1. Вспомни, как Буратино оказался в театре?

2. Кто был хозяином этого театра?

3. Как весь кукольный народ встретил весёленького Буратино?

4. Как ты понимаешь слова "окоченеть от страха"?

5. Что произошло потом?

Утренние лучи

Выплыло на небо красное солнышко и стало рассыпать свои золотые лучи – будить землю.
Первый луч полетел и попал на жаворонка. Жаворонок запел свою серебряную песенку.
Второй луч попал на зайчика. Зайчик весело запрыгал по росистому лугу.
Третий луч попал в курятник. Петух запел: "Ку-ку-ре-ку!"
Четвёртый луч попал в улей. Полетела пчёлка собирать медок с душистых цветов.
Пятый луч попал в детскую, на постельку к лентяю: режет ему прямо в глаза, а он повернулся на другой бок и опять заснул. (79 слов)

(По К. Ушинскому)

Вопросы и задания

1. Как автору так красиво удалось рассказать про утренний рассвет?

2. Вспомни, куда попадали первый, второй, третий, четвёртый и пятый лучи? Смотри не ошибись.

3. У какого луча была самая трудная работа?

Жил на свете слонёнок

(отрывок)

Жил на свете слонёнок.
Это был очень хороший слонёнок. Только вот беда: не знал он, чем ему заняться, кем быть. Так всё сидел слонёнок у окошка, сопел и думал, думал...
Однажды на улице пошёл дождь.
– У-у! – сказал промокший лисёнок, увидев в окошке слонёнка. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком!
Слонёнок обрадовался и стал "большим зонтиком". И лисята, и зайчата, и ежата – все прятались под его большими ушами от дождя... (74 слова)

(Г. Цыферов)

Задания и вопрос

1. Представь, что перед тобой сидит маленький малыш. Перескажи для него этот текст.

2. Найди и подчеркни в тексте героев произведения. Кто ещё мог бы подсказать слонёнку о его новой профессии? Будь внимателен, не ошибись!

3. Придумай концовку сказки так, чтобы слонёнок мог гордиться своей профессией.

 

3-Й КЛАСС (1–4)

 

Птицы и листья

В лучах солнца не поймёшь, где листья и где птицы летят.
А на большой лесной поляне и упавшие листья не находят покоя. Одни, как мыши, перебегают поляну. Другие хороводом кружатся, вихрятся, носятся. Если они попадают в течение ветра над лесом, то опрометью мчатся под синими, почти чёрными тучами и голубыми сияющими небесными полянками. Тут уже не поймёшь, где листья мчатся, а где перелётные птички.
Папоротник ещё совсем зелёный стоял, но его теперь доверху завалило листвой, ароматной, шумящей под ногой.  (79 слов)

(М. Пришвин)

Задания и вопросы

1. Найди в тексте предложение, в котором при чтении ты голосом сделал две маленькие паузы. Прочти это предложение выразительно.

2. С кем автор сравнивает упавшие осенние листья: с людьми, с машинами, с животными, с птицами? Докажи это словами из текста.

3. Какие чувства ты испытывал, когда читал текст М. Пришвина?

4. Какие ещё рассказы М. Пришвина ты читал?

Змея и рыба

(Армянская сказка)

Змея и рыба побратались.
– Сестрица, – сказала змея рыбе, – возьми меня на спину и покатай по морю.
– Хорошо, – ответила рыба, – садись мне на спину, я покатаю тебя; посмотри, каково наше море.
Змея обвилась вокруг рыбы, а та поплыла по морю. Не успели они немного проплыть, как змея укусила рыбу в спину.
– Сестрица, почему ты кусаешь меня? – спросила рыба.
– Я нечаянно, – ответила змея.
Проплыли ещё немного, и змея опять укусила рыбу.
– Сестрица, почему ты кусаешься? – спросила рыба.
– Солнце помутило мне голову, – ответила змея.
Проплыли ещё немного, змея опять укусила рыбу.
– Сестрица, что ты всё кусаешь меня?
– Такой уж у меня обычай, – ответила змея.
– А знаешь, у меня тоже есть обычай1, – ответила рыба и нырнула в глубину моря.
Захлебнулась змея и утонула. (119 слов)

Вопросы и задания

1. Докажи, что этот текст – сказка.

2. Каким словом можно заменить слово "побратались"?

3. Как ты понимаешь слова "у меня есть обычай"? (Какой словарь тебе понадобится, чтобы узнать значение слов, выражений?)

4. Как ты думаешь, почему именно змее досталась отрицательная роль в произведении?

_________________

1 Обычай – общепринятый порядок.

Шуба

Подарила императрица Екатерина Вторая Суворову шубу. Сукно заграничное. Мехом подбита. Воротник из бобровой шкуры. Хорошая шуба. Однако Суворову она ни к чему. Даже в самые лютые морозы фельдмаршал1 одевался легко, по-солдатски.
Спрятал бы её Суворов на память в сундук, да только наказала царица фельдмаршалу с шубой не расставаться. Тогда Суворов пошёл на хитрость.
Стал он возить за собой Прошку. Сидит Суворов в санках, рядом с фельдмаршалом – Прошка, важно держит в руках царскую шубу. Идёт Суворов по улице. Следом за ним Прошка – в руках шуба.
Может быть, так до самой смерти своей и таскался бы Прошка с шубой, если бы вдруг кто-то не донёс про суворовское непослушание императрице.
Разгневалась Екатерина Вторая, приказала позвать Суворова.
– Ты что же! – говорит. – Тебе что же, милость царская не по нутру?
– Помилуй Бог! – воскликнул Суворов. – По нутру, матушка. Премного обязан.
– Ослушником стал! – укоряет царица.
– Никак нет, – оправдывается Суворов. – Я же солдат, матушка. Мне ли, как барчуку, нежиться! А про непослушание это кто-то по злобе донёс. Шуба всегда при мне. Как же. К ней Прошка специально приставлен... Прошка! – позвал фельдмаршал.
Входит Прошка – приносит шубу. Рассмеялась царица.
– Ладно, – сказала, – Бог с тобой. Твоя шуба, твоя и воля. Поступай как хочешь.
Повесил Суворов шубу в дубовый шкаф. (198 слов)

(По С.Алексееву)

Вопросы и задания

1. Почему царский подарок был Суворову в тягость?

2. Почему императрица рассмеялась и простила фельдмаршала?

3. Подбери подходящие по смыслу пословицы к данному рассказу.

4. Какие черты характера помогали Суворову выйти из любой сложной ситуации?

___________________

1 Фельдмаршал – в царской армии и некоторых иностранных армиях высший генеральский чин.

Письмо

Милая мама!
Живу хорошо.
Сколько я ракушек
В море нашёл!

Сколько товарищей
Здесь у меня!
Песню какую
Мы пели вчера!

Мама, а в море
Вода солона;
Мама, а в море
Вода зелена.

Ступишь на дно –
Под ногами песок.
Вот бы тебе
Окунуться разок.

Слева от лагеря
Сливовый сад.
Ночью над лагерем
Звёзды висят.

Здешние сливы
Наших вкусней,
Здешние звёзды
Наших ясней.

Мама, а солнце
Какое в Крыму!
Тёплая курточка
Здесь ни к чему.

Был твой Алёшка
Белый, как снег,
Стал твой Алёшка
Чёрный, как негр.

Вырос, приеду –
Меня не узнать;
Бегаю – ветру
Меня не догнать!

Мама, ты новости
Мне напиши:
Вишни в колхозном
Саду хороши?

Греча, наверно,
Уже отцвела?
Ну, а скворечня
За домом цела?

Мама, пришли
Поскорее ответ!
Сын твой Алёша
Двенадцати лет. (124 слова)

(Н. Саконская)

Вопросы и задания

1. Что впервые увидел Алёша во время отдыха на море?

2. В каких словах слышится нежность к маме, забота о ней? Подчеркни эти слова.

3. Какие чувства теснятся в Алёшкиной груди?

4. Где отдыхал ты, расскажи.

 

4-Й КЛАСС (1–4)

 

Робинзон Крузо

(отрывок)

Робинзон пытается покинуть свой остров

...Наступила ночь. Я переночевал в лодке, укрывшись матросским бушлатом, а наутро пустился в путь.
Сначала я взял курс в открытое море, прямо на север, пока не попал в струю течения. Меня понесло очень быстро, и менее чем через два часа я добрался до корабля.
Мрачное зрелище предстало перед моими глазами: корабль (очевидно, испанский) застрял носом между двумя утёсами. Корма1 была снесена: уцелела только носовая часть. И грот-мачта2 , и фок-мачта3 были срублены до основания.
Когда я подошёл к борту, на палубе показалась собака. Увидев меня, она принялась выть и визжать, а когда я позвал её, спрыгнула в воду и подплыла ко мне. Я взял её в лодку. Она умирала от голода и жажды. Я дал ей кусок хлеба. И она набросилась на него, как изголодавшийся в снежную зиму волк. Когда собака насытилась, я дал ей немного воды, и она стала так жадно лакать, что, наверное, лопнула бы, если бы дать ей волю.
Затем я взошёл на корабль. Кроме собаки, на корабле не осталось ни одного живого существа.
Большую часть вещей, очевидно, тоже унесло в море, а те, что остались, подмокли. Два сундука я отнёс в лодку, даже не попытавшись открыть их. Корабль, очевидно, был очень богатый. В каюте я нашёл несколько ружей и большую пороховницу, а в ней фунта4 четыре пороху. Ружья я оставил, так как они были мне не нужны, а порох взял. Взял я также лопаточку и щипцы для угля, в которых чрезвычайно нуждался. Взял два медных котелка и медный кофейник.
Со всем этим грузом и с собакой я отчалил от корабля, так как уже начинался прилив. В тот же день, к часу ночи, я вернулся на остров, измученный и усталый до крайности. (274 слова)

(Д. Дефо)

Вопросы и задания

1. Какая картина открылась перед Робинзоном, когда он увидел корабль?

2. Как произошла встреча Робинзона с единственным живым существом на корабле?

3. Вспомни, как Робинзон отбирал вещи на корабле. Почему именно так? (Прочти эту книгу самостоятельно.)

________________

1 Корма – задняя часть судна.
2 Грот-мачта – вторая мачта от носа корабля.
3 Фок-мачта – передняя мачта на судне. Мачта – высокий столб для парусов на судне.
4 Фунт – старинная мера веса, русский фунт равен 410 г, английский – 450 г.

На берегу Невы

Пустынны берега реки Невы: леса, топи да непролазные чащи. И проехать трудно, и жить негде. А место важное – море.
Через несколько месяцев после взятия Ниеншанца1 Пётр забрал Меншикова, сел в лодку и поехал к устью2 Невы. При самом впадении Невы в море – остров. Вылез Пётр из лодки, стал ходить по острову. Остров длинный, плоский, словно ладошка. Хохолками торчат хилые кусты, под ногами мох.
– Ну и место, государь! – проговорил Меншиков.
– Место, как место, – ответил Пётр. – Знатное место: море.
Пошли дальше. Вдруг Меншиков провалился по колени в болото. Рванул ноги, стал на четвереньки, пополз на сухое место. Посмотрел на ноги – одного ботфорта3 нет.
– Ай да Алексашка! – рассмеялся Пётр.
– Ну и места проклятущие! – с обидой проговорил Меншиков. – Государь, пошли назад.
– Зачем же назад, иди вперёд, Данилыч. Чай, хозяйничать сюда пришли, а не гостями, – ответил Пётр и зашагал к морю.
Меншиков нехотя поплёлся сзади.
– А вот смотри, – обратился Пётр к Меншикову. – Жизни, говоришь, никакой нет, а это что, не жизнь?
Пётр подошёл к кочке, осторожно раздвинул кусты, и Меншиков увидел гнездо. В гнезде птица. Она с удивлением смотрела на людей, не улетала.
Наконец Пётр и Меншиков вышли к морю. Большое, мрачное, оно бросало о берег волны, било о гальку. Пётр стоял, расправив плечи, дышал всей грудью. Морской ветер трепал полы кафтана. Пётр смотрел вдаль. Там, за сотни вёрст на запад, лежали иные страны.
Меншиков сидел на камне, переобувался.
– Данилыч! – вновь повторил Пётр. Меншиков насторожился.
– Здесь, у моря, – Пётр обвёл рукой, – здесь, у моря, – повторил он, – будем строить город.
– Город? – переспросил Меншиков. – Тут, на сих болотах, город?!
– Да, – ответил Пётр и зашагал по берегу.
А Меншиков продолжал сидеть на камне и смотрел удивлённым, восторженным взглядом на удаляющуюся фигуру Петра. (274 слова)

(По С. Алексееву)

Вопросы и задания

1. Какая картина открылась перед Петром и Меншиковым, когда они высадились на острове?

2. Как вёл себя Меншиков и как вёл себя царь Пётр? Как это их характеризует?

3. Какая фраза текста раскрывает весь смысл действий Петра? Найди и прочитай её.

___________________

1 Ниеншанц – шведская крепость (близ устья Невы), которую завоевал Пётр I и дал указание сровнять её с землёй.
2 Устье – место впадения реки в море.
3 Ботфорты – в старину: высокие кавалерийские сапоги.

Нагайка

Кутузов никогда не расставался с казацкой нагайкой. Висела она у него через плечо, без всякого дела. Коня не стегал, руку на солдат не поднимал. Зачем же тогда нагайка?
Спросит об этом кто-нибудь у Кутузова.
– Пусть повисит, – ответит Кутузов. – Дело и ей найдётся.
Наступили холода. По-разному одеты в частях солдаты. Там, где интенданты1 и офицеры заботливы, полки и роты в тепле. Там, где с ленцой, мерзнут, бедуют солдаты.
Как-то приехал Кутузов в полк, где офицеры ленивые. Пошёл фельдмаршал2 в одну: одежонка солдатская – старь, башмаки ни разу не чинены, форма к зиме не завезена. Посетил вторую, третью роту – всё точь-точь, как и в первой. Вернулся Кутузов в полковую избу, собрал офицеров:
– Как живёте, господа офицеры?
– Бог милует.
– Как службу несёте?
– Стараемся.
– Не холодно вам, господа офицеры?
– Согреты вашим присутствием, – льстиво отвечают ему офицеры.
Усмехнулся Кутузов. Видит – перед ним не только ленивцы, но и отменные хитрецы. Кряхтя, начинает он снимать нагайку.
– Так, так... Ну, а солдаты чем же согреты?
– Победами, ваша светлость! – гаркнули офицеры. Кутузов остановился, глянул на офицеров. И вдруг передумал, надел нагайку. Находчивость офицеров поразила фельдмаршала. Решил он виновных простить.
– Виноваты, – признались теперь офицеры, всё ещё с опаской поглядывая на нагайку. – Будет исполнено.
– Ладно, ступайте, – сказал Кутузов.
А сам подумал: "А всё же хорошо, что нагайка висит. Гляжу, она и без дела инструмент небесполезный". (214 слов)

(С. Алексеев)

Вопросы и задания

1. Почему можно утверждать, что Кутузов любил и заботился о солдатах?

2. Какие человеческие качества были присущи Кутузову?

3. Собрав все сведения о Кутузове, составь его словесный портрет.

___________________

1 Интендант – военнослужащий, ведающий делами хозяйственного снабжения и войскового хозяйства.
2 Фельдмаршал – в царской армии и некоторых других иностранных армиях высший генеральский чин.

 

2-Й КЛАСС (1–3)

 

Хорошо спрятанная котлета

Щенок принёс на чердак котлету, положил её в уголок и сказал котёнку:
– Посмотри, пожалуйста, чтоб никто не утащил мою котлету. Я немножко поиграю во дворе, а потом приду и съем её.
– Хорошо, – сказал котёнок, и щенок убежал.
Щенок играл во дворе и вдруг увидел, что из подъезда выходит котёнок Гав.
– Гав, – заволновался щенок, – что же ты оставил мою котлету без присмотра?
– Я её спрятал, – ответил Гав.
– А вдруг её кто-нибудь найдет?
– Не волнуйся, – уверенно сказал Гав. – Я её очень хорошо спрятал. Я её съел. (84 слова)

(Г. Остер)

Вопросы и задания

1. Какое поручение получил котёнок Гав от щенка?
2. Какое чувство испытывал щенок, когда прятал котлету?
3. В какой части текста у щенка сменилось настроение? Чем это объясняется?
4. Каким тебе показался котёнок? Подбери слова для его характеристики.

Мишки

Принесли охотники из лесу двух медвежат. Несли в шапке-ушанке. Мишки-то были маленькие: не то кутёнки, не то щенки.
Отдали Прасковье Ивановне – её муж отыскал берлогу.
Принесли медвежат в избу, сунули под лавку, на тулуп. Тут им тепло и не дует.
Ивановна сама сделала соски. Взяла две бутылки, теплого молочка налила и тряпками заткнула. Вот и лежат мишки с бутылками. Спят, посасывают молоко, причмокивают и растут понемногу.
Сначала с тулупа не слезали, а потом и по шубе стали ползать, ковылять, кататься – все подальше да подальше.
Благополучно растут мишки, ничего себе. (89 слов)

(Е. Чарушин)

Вопросы и задания

1. Кому охотники отдали маленьких медвежат?

2. Как Ивановна выхаживала малышей?

3. Кого напоминают тебе мохнатые малыши?

Знаем!

(Корейская сказка)

Жили себе муж и жена, хорошие люди. Но только никогда никого до конца не дослушивали и всегда кричали:
– Знаем, знаем!
Раз приходит к ним один человек и приносит халат.
– Если надеть его и застегнуть на одну пуговицу, – сказал человек, – то поднимешься на один аршин1 от земли; на две пуговицы – до полунеба улетишь; на три – совсем в небо улетишь.
Муж вместо того, чтобы спросить, как же назад возвратиться, закричал:
– Знаем!
Надел на себя халат, застегнул сразу на все пуговицы – и полетел в небо.
А жена его бежала и кричала:
– Смотрите: мой муж летит!
Так бежала она, пока не упала в пропасть, которой не видела, потому что смотрела всё в небо. На дне пропасти протекала река.
Говорят, он превратился в орла, а она в рыбку.
И это, конечно, ещё очень хорошо для таких разинь2, как они. (134 слова)

Вопросы и задания

1. Почему мужа и жену назвали разинями?

2. Какие слова из текста подтверждают это?

3. Как муж и жена могли бы воспользоваться этим халатом, если бы умели слушать до конца?

4. Как ты думаешь, зло или по-доброму народ наказал разинь? Почему?

____________________

1 Аршин – русская мера длины (0,71 м).
2 Разиня – рассеянный, невнимательный человек.

Лукошко1

...Лежит лукошко в траве-землянике донышком кверху, и прыгает по нему птичка-невеличка.
Оглянулся Алёша проведать лукошко и замер.
Сидит на лукошке лягушка и на Алёшу смотрит. Да какая! Темно-зелёная, прозрачная; лапки точёные; каждый пальчик видать.
А глаза васильковые.
Приподнимается на лапках, чтобы лучше рассмотреть мальчика, воздух в себя набирает и вот-вот скажет нечто важное.
– Царевна-лягушка! – вырвалось у Алёши.
– Да нет, – сказала бабушка. – Не царевна: не-ко-ро-но-ван-на-я она.
– Некоронованная, – согласился Алёша. – Была бы корона на голове...
– Была бы корона, – подхватила бабушка, – мы бы у неё чего-нибудь выпросили.
– Я бы "Сказки" Пушкина попросил! – обрадовался мальчик. – С хорошими картинками. Да пирог с калиной. А ты?
– Я бы молодости, – сказала бабушка Устинья. – Больше ничего.
Лягушка посидела на лукошке и ускакала в траву, где пониже поляны точится ручей и вода в нем об эту пору пахнет земляникой и горчит смолой и хвоей. (138 слов)

(С. Романовский)

Вопросы и задания

1. Какую лягушку посчастливилось увидеть Алёше? Опиши её.

2. Почему Алёше и бабушке очень хотелось, чтобы лягушка была Царевной-лягушкой? Что вокруг располагало к такому желанию?

3. Чье желание заставило тебя задуматься о жизни, о людях? Что ты понял?

______________

1 Лукошко – ручная корзина из лубка или прутьев.

 

3-Й КЛАСС (1–3)

 

Как осёл петь перестал

(Итальянская сказка)

В давние времена осёл, как рассказывает сказка, пел получше тенора1.
Однажды собрались все звери на совет, и лев, который был у них царём, спросил:
– Кто из вас самый красивый?
– Я, йя! – сразу же закричал осёл.
– Хорошо, ты самый красивый. А кто же самый сильный?
– Я, йя! – закричал осёл раньше, чем остальные звери успели раскрыть рты.
– Ладно, – сказал лев. – А кто же здесь самый глупый?
– Я, йя, йя, – второпях заревел осёл, испугавшись, как бы его не опередили.
Все звери так и покатились со смеху, а бедняга осёл от стыда потерял свой красивый голос.
С тех пор он только и умеет реветь: "Я, йя, йя!" (103 слова)

Вопросы и задания

1. Почему осёл потерял голос?

2. Проследи, как царь зверей выстроил очередность вопросов. Это было сделано умышленно или случайно? Дай характеристику царю зверей – льву.

3. Вспомни выражения, которые мы часто употребляем в своей речи: ... , как осёл; ... , как осёл и т.д.

____________

1 Тенор – высокий мужской голос, перевод с высоким мужским голосом.

Березка

Я встала рано-рано –
И в рощу налегке.
Там ждут меня берёзки,
Укрывшись в холодке.

Они растут все вместе,
Их целая семья,
А самая меньшая –
Ровесница моя.

Мне скоро будет девять,
И ей девятый год;
Ей только алой ленты
В косе недостаёт.

Я подошла поближе,
Стала и стою.
Дай-ка я ей песню
Новую спою:

"Спасибо каждой ветке
За то, что здесь растёт!
Спасибо каждой птице
За то, что здесь поёт!

И галке косолапой,
Хоть я над ней смеюсь,
И даже злой крапиве,
Хоть я её боюсь...

Они – мои соседи,
Они – мои родня.
И всем им вот такое
Спасибо от меня!"

Стоит, не шелохнется
Берёзкина семья.
Понравилась, как видно,
Песенка моя.

Притихла и меньшая,
Да как тряхнёт косой!
И вот я вся умыта
Прохладною росой. (124 слова)

(Н. Саконская)

Вопросы и задания

1. Прочти песенку, которую девочка пела в рощице. Можно ли по словам этой песенки сказать, какая это девочка?

2. Какие чувства возникли у тебя, когда ты читал это стихотворение? Расскажи о них.

Стрижонок Скрип

(отрывок)

Стрижонок вылупился из яичка в тёмной норке и удивлённо пискнул. Ничего не было видно. Лишь далеко-далеко тускло мерцало пятнышко света. Стрижонок испугался этого света, плотнее приник к тёплой и мягкой маме – стрижихе. Она прижала его крылышком к себе. Он задремал, угревшись под крылом. Где-то шёл дождь, падали одна за другой капли. И стрижонку казалось, что это мама-стрижиха стучит клювом по скорлупке яйца. Она так же стучала, перед тем как выпустить его наружу.
Стрижонок проснулся оттого, что ему стало холодно. Он пошевелился и услышал, как вокруг него завозились и запищали голенькие стрижата, которых мама-стрижиха тоже выклевала из яиц.
А самой мамы не было.
– Скрип! – позвал её стрижонок.
– Скрип! Скрип! Скрип! – повторили за ним братья и сестры.
Видно, всем понравилось, что они научились звать маму, и они громче и дружней запищали:
– Скрип! Скрип! Скрип!
И тут далекое пятнышко света потухло. Стрижата притихли
– Скрип! – послышалось издалека. "Так это же мама прилетела!" – догадались стрижата и запищали веселей.
Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.
Какая это была вкусная капля! Стрижонок Скрип проглотил её и пожалел, что капля такая маленькая... (181 слово)

(В. Астафьев)

Вопросы и задания

1. Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.

2. Как менялась интонация твоего голоса, когда ты читал первую часть этого отрывка?

3. Какие чувства появлялись у тебя при чтении этого рассказа? Возникло ли желание прочитать рассказ полностью? Рассказ так и называется – "Стрижонок Скрип".

Необыкновенная Ромашка

(Сказка)

Это случилось летом на даче.
Однажды Лёка взбежал на бугор и стал прыгать то на одной ноге, то на другой и услыхал чей-то тоненький голосок:
– Осторожней, ты же меня сломаешь!
Лёка оглянулся, никого вблизи не увидал, подумал, что это ему послышалось, и стал опять прыгать.
– Ну как тебе не стыдно! – снова раздался тоненький голосок.
– Кто это говорит? – спросил Лёка.
– Я говорю... Ромашка.
Лёка оглянулся и увидал в шаге от себя высокую Ромашку, желтоголовую, в белом большом воротничке.
– Это ты говоришь? – спросил её Лёка.
– Да, я... Посмотри, сколько ты сломал цветов.
Лёка посмотрел и ужаснулся: колокольчик был вмят каблуком, анютины глазки раздавлены, иван-чай сломан...
– Честное слово, я не хотел, – виновато сказал Лёка. Он присел на корточки и заглянул Ромашке в лицо. Оно было ещё желтее, чем головка, и на нем прозрачным золотом светились глаза.
– Я никогда не видел таких цветов, как ты, – прошептал Лёка.
Ромашка промолчала и вдруг тревожно сказала:
– Как хочется пить... Давно уж не было дождя.
– Я тебе принесу воды. Хочешь?
– Хорошо. Только никому не говори про меня.
– Ладно, – ответил Лёка и убежал.
Он уже возвращался с маленьким ведёрком воды, когда повстречался со Стёпой... (182 слова)

(С. Воронин)

Вопросы и задания

1. Попробуй доказать, что этот текст – сказка.

2. Почему некоторые люди в сказках разговаривают с цветами и животными? Подумай, какие это люди, расскажи о них. В каких случаях люди лишаются этого дара?

3. Как ты думаешь, чем закончилась эта сказка?

4. Какие поступки мальчика вызвали у тебя чувства сожаления, неудовлетворения, неудовольствия?

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ
2-Й КЛАСС (1–4)

 

Сказка

(отрывок)

Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Танюшка. Сидели они один раз у своего дома, а мимо пастух стадо коров гонит. Коровы всякие: и рыжие, и пёстрые, и чёрные, и белые. А с одной коровой рядом бежал бычок – чёрненький, маленький. Где припрыгнет, где прискачет. Очень хороший бычок.
Танюшка и говорит:
– Вот бы нам такого телёночка.
Дедушка думал-думал и придумал: достану для Танюшки телёночка. А где достанет, не сказал.
Вот настала ночь. Бабка легла спать. Танюшка легла спать, кошка легла спать, собака легла спать, куры легли спать, только дедушка не лёг. Собрался потихоньку и пошёл в лес.
Пришёл в лес, наковырял с ёлок смолы, набрал полное ведро и вернулся домой.
Бабка спит, Танюшка спит, собака спит, куры тоже уснули, один дедушка не спит – телёночка делает. Взял он соломы, сделал из соломы бычка. Потом приделал голову, рожки, четыре ноги, а потом всего смолой вымазал, и вышел у дедушки смоляной бычок, чёрный бочок... Взял дедушка верёвочку и приладил хвост. И только успел хвост приладить – глядь! – смоляной бычок сам в сарай побежал... (170 слов)

Вопросы и задания

1. Вспомни, как называется эта сказка?

2. Какие сказочные моменты ты заметил в этом отрывке?

3. Как разворачивались события в этой сказке? Выдели в сказке зачин.

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ
3-Й КЛАСС (1–4)

 

Надо иметь чувство юмора

...Денис, дай-ка я задам тебе задачу.
– Давай задавай, – сказал я.
Папа походил по комнате.
– Ну, слушай, – сказал он. – Один мальчишка учится в первом классе "В". Его семья состоит из четырёх человек. Мама встаёт в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встаёт мама.
Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса "В". На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.
Когда мальчишка из первого класса "В" просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, делённые на бабушку. На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.
Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого "В" и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!
Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня.
Я сказал:
– Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы ещё этого не проходили.
И я больше не сказал ни слова и вышел из комнаты, потому что сразу догадался, что в ответе этой задачи получается лентяй и что такого скоро выгонят из школы... И ещё я подумал, что если папе так хочется про меня выдумывать, то, пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину. Там работа всегда найдётся, там люди нужны...
Папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки. Потом ещё раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:
– Надо иметь чувство юмора, – сказал он. – А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!
И я засмеялся. И он тоже. (284 слова)

(В. Драгунский)

Вопросы и задания

1. Как ты думаешь, где закончилась первая часть текста? Озаглавь эту часть.

2. Над чем задумался Денис, когда папа закончил говорить условие задачи?

3. А о чём думал ты, когда слушал папину задачу?

4. Посмотри на заголовок рассказа. В какой части текста тебе хотелось рассмеяться? Почему?

5. "Иметь чувство юмора" – это хорошо или плохо?

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ
4-Й КЛАСС (1 - 4)

 

Голая Лягушка

(Сказка)

Это было очень-очень давно.
Лягушка жила тогда в море, и у неё, как у рыб, была чешуя. Красивая, вся из перламутра. Стоило солнышку или луне проникнуть в морскую глубь, как Лягушка становилась то золотой, то серебряной, а то и сразу золотой и серебряной, если луна и солнце на небе встречались.
Конечно, Лягушка своим нарядом очень гордилась. Да и не только она, все рыбы были в восторге от её красоты! Из самых далёких морей приплывали самые редкие рыбы, чтобы полюбоваться такой красавицей.
– Да, она красивая, но, похоже, совершенно немая, – замечала Акула, с завистью разглядывая лягушачий хвост, переливавшийся всеми цветами подводной радуги.
– Нет, что вы, – быстро поворачивалась к Акуле Уклейка1. – Она прекрасно говорит, но очень гордая и ни с кем не хочет разговаривать.
– Да, она зазналась, – добродушно подтверждал Сом. – Зазнаваться, конечно, никому не следует, но Лягушке можно. Уж очень она красивая.
От таких разговоров Лягушка была сама не своя. И всё чаще стала подумывать: а не показать ли ей себя и на берегу? Ведь там-то её ещё никто не видел!
И она поплыла к берегу. Долго плыла, очень долго. И была то золотой, то серебряной.
А на всём пути её встречали рыбы и, как всегда, восхищались красотой.
Но вот и берег. А по нему ходят высокие птицы с длинным клювом.
"Интересно, что-то они скажут, когда увидят меня", – подумала Лягушка, выпрыгнула из воды на песок и стала поворачиваться к птицам то грудью, то боком, то хвостом.
– Смотрите, море нам выбросило рыбу, – сказала страшным голосом одна из птиц.
– Нет, не выбросило. Я сама! – возмутилась Лягушка и стала ещё быстрее подпрыгивать, показывая себя со всех сторон.
– А я тебя сейчас съем! – крикнула птица. Это была Цапля, она нацелилась на Лягушку своим длинным, острым клювом.
Лягушка задрожала и бросилась к воде. Но до воды было не так-то близко – только что самая большая волна откатилась с берега в море. Лягушка так перепугалась, что от страха у неё мгновенно выросли ноги. Раз-два! Раз-два! И она в воде.
Но теперь в воде ей было холодно.
"Отчего бы это?" – подумала она и тут увидала, что у неё нет ни одной чешуйки. "Это, когда я прыгала, они осыпались и теперь лежат на берегу".
Она вернулась за чешуйками. Но чешуек на берегу не было. Их смыло волной.
"Как же мне быть? Как?" – хотела спросить Лягушка, но у неё получилось: "Ква! Ква!"
– Ах, вот ты где, квакша! – снова раздался крик Цапли. – Теперь-то я тебя съем!
И Лягушка опять в страхе запрыгала к морю.
В море её увидали рыбы. Они так рассердились за то, что она где-то потеряла свой прекрасный наряд, что готовы были избить Лягушку. Особенно зла была Щука – она решила Лягушку съесть!
И Лягушке пришлось бежать на берег. Но там были Цапли.
И Лягушка снова кинулась в воду. А там была Щука.
С тех пор лягушка-квакушка и прыгает то в воду, то на берег. Так и живёт.
А из её чешуек в море выросли прекрасные перламутровые раковины. (476 слов)

(С. Воронин)

Вопросы и задания

1. Прочитай текст, раздели его на части. Какая часть тебе особенно понравилась? Почему? Подчеркни наиболее удачные слова и выражения.

2. Подчеркни слова и выражения в тексте, которые могли бы быть заголовками каждой части.

3. С помощью чего Сергей Воронин достиг такой лёгкости, красоты, динамичности в своей сказке?

_________________

1 Уклейка – небольшая речная рыба из семейства карповых.

 

ТЕКСТЫ ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПРО СЕБЯ
2-Й КЛАСС (1–3)

 

Дозор

Я нашёл в канаве
Серого щенка,
Я ему на блюдце
Налил молока.

Он меня боялся,
Жалобно глядел,
Прятался в калоши,
Ничего не ел.

На другое утро
Влез ко мне в кровать,
Стал под простынёю
Ноги щекотать.

Пролил у котёнка
Миску молока,
Мама рассердилась:
– Выгоню щенка!

Папа мой в газету
Объявленье дал,
Что щенок овчарки
К мальчику пристал.

Пусть его хозяин
К нам придёт за ним,
А не то считаем
Мы щенка своим!

Я глядел в окошко,
Ждал в дверях звонка...
Не пришёл хозяин
Серого щенка!

Я его Дозором
В тот же день назвал.
Как меня любил он!
Как меня он знал!

Мой щенок весёлый
За лето подрос,
Стал красивый, умный,
Стал учёный пёс.

Ходит за газетой,
В очереди ждет.
Купит – не замажет,
Маме принесёт.

На чужих он лает,
Охраняет дверь.
Почтальон боится
К нам ходить теперь...

С Дальнего Востока
Возвратился брат.
Ехал он в вагоне
Десять дней подряд.

Брат приехал в отпуск
К нам издалека.
Брат сказал мне: – Ну-ка,
Покажи щенка!

Прибежал с мороза,
Запыхавшись, пёс,
Свежую газету
Он в зубах принёс.

Он мешок понюхал
Новый вещевой,
Поглядел на брата
И подумал: свой!

Сразу подружился
Брат с моим щенком,
И весёлым лаем
Снова полон дом.

Пусть они играют –
Ничего, я рад...
– Подари Дозора! –
Говорит мне брат. –

Будем с ним границу
Вместе охранять.
Пёс, наверно, понял –
Стал хвостом вилять.

Говорят ребята:
– Правда, подари! –
Закусил я губы
И сказал: – Бери!

Облизал мне щёки,
Закружился пёс.
Только с ним расстаться
Жалко мне до слёз.

Проводили брата,
В доме тишина.
Мама шьёт рубашки,
Сидя у окна.

Из собачьей миски
Ест ленивый кот.
За газетой папа
Сам теперь идёт...

Скучно после школы
Мне по вечерам.
А у всех собаки
Лают по дворам...

За весною лето,
И опять зима...
Что-то брат с границы
Нам не шлёт письма!

Тихо шепчет мама:
– Может, ранен он...
А в окно стучится
Старый почтальон.

С голубым конвертом
Тянется рука:
–  Вам письмо с границы,
Верно, от сынка!

Брат нам пишет: "Мама!
Я теперь здоров.
Здесь меня лечили
Восемь докторов.

И Дозор был ранен.
Он герой у нас –
Он меня от смерти
На границе спас.

Он врага-шпиона
В роще задержал,
С перебитой лапой
К нашим добежал.

Я горжусь Дозором,
От него привет,
Мы покинем завтра
Скучный лазарет..."

(364 слова)
(З. Александрова)

Вопросы и задания

1. Раздели текст на логически законченные части. Озаглавь части.

2. В центр своего внимания поставь мальчика и щенка (собаку). Проследи, какие чувства испытывали эти два персонажа (иди от части к части). При каких обстоятельствах они были созвучны и при каких нет? Дай объяснение.

3. Как ты думаешь, устарела ли сейчас роль собаки на границе? Почему?

 

3-Й КЛАСС ( 1 - 3)

Тайна боевого Кузнечика

(Из книги "Настоящий тигр")

СКАЗКА

Не знаю, чем всё это объяснить, но стоит мне только сказать вслух: "Сказка начинается!" – как сразу какое-то удивительное волшебство происходит у меня на глазах, и сказка на самом деле начинается. Отчего это? Почему? Не знаю.
И что интересно, сказка каждый раз бывает новой. Ещё не было ни одной, похожей на другую. Если говорил я эти слова в лесу – начинается лесная сказка, если в море – морская, на озере – озёрная, в горах – горная, а если сидел дома, то начиналась сказка домашняя. В поле я ещё ни разу не произносил этих чудесных слов. И вот шагал теперь туда.
В поле утро было как утро, туман как туман, цветы как цветы и роса как роса. Но стоило только произнести: "Сказка начинается!" – как сразу всё изменилось.
Туман стал уже не туманом, а пуховым одеялом. Кто-то с силой отбросил его и воскликнул:
– Пора вставать!
Кто бы, вы думали, мог это быть? Ручаюсь, никогда не догадаетесь. Кузнечик! Он вскочил с постели и стал заниматься зарядкой – приседал, прыгал, потом обтёр всё тело холодной росой, а после надел ярко-зелёный мундир с золотыми погонами, сделанными из солнечных лучей. Мундир, как и подобает быть военному мундиру, был без единой морщинки.
Вы, конечно, догадались, что это был не простой, а боевой Кузнечик!
Надев мундир, он ловко влез на самую высокую травинку и стал смотреть в разные стороны – и на юг, и на запад, и на север, и на восток.
Он смотрел и пел свою боевую песенку... И только успел допеть последние слова, как сразу же увидел в лесу страшную картину. За Зайцем гналась Лиса. Бедняга петлял, прыгал через кусты, удирал изо всех сил.
– Я пропал! – лопотал он. – Спасите!
И действительно, Лиса догнала, схватила за воротник. От страха глаза у Зайца стали косыми.
– Чего же ты убегал? – ласково сказала Лиса. – Разве я отпущу такого мякенького? Ни за что! Я тебя съем...
Но тут послышалась песня...
Был это, конечно, Кузнечик. Как только он увидел, что Лиса поймала Зайца, он вскочил на Стрекозу (свой личный вертолет) и ровно через секунду был в лесу.
– Сейчас же оставь Зайца! – крикнул он Лисе. – Или тебе будет худо!
– Мне худо?
– Ах, так! – воскликнул Кузнечик и отдал приказ Комару – своему личному адъютанту.
Комар затрубил и понесся к Лисе со скоростью реактивного самолета. В ту самую минуту, когда Лиса приготовилась позавтракать, что-то острое, как игла, впилась ей в нос с такой силой, что она выпустила из своих лап перепуганного Зайца и завертелась на месте.
Заяц, конечно, не стал ждать и припустился что есть силы наутёк, даже и не подозревая, кто его спас.
– Молодец! – похвалил Комара Кузнечик и только хотел было выдать ему награду, как обнаружил ещё одно злодейство...
Ничего не оставалось делать, как только крикнуть: "Сказка кончилась!"...
И тут же я вспомнил, что Кузнечик не успел мне открыть свою тайну. В чем она? Что надо сделать, чтобы стать добрым? Ведь это очень хорошо – быть добрым... "А что, если вернуться в сказку? – подумал я. – Но там будет совсем другая сказка"... (475 слов)

(С. Воронин)

Вопросы и задания

1. Раздели текст на части. Озаглавь каждую часть.

2. Какая основная мысль этой литературной сказки?

3. Какие общие признаки сказки ты подметил?