Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2002

МАСТЕРСКИЕ

Ирина ЛАРКИНА,
школа № 840,
г. Москва

Все краски на листе осеннем

Уроки изобразительного искусства учат видеть прекрасное, подмечать малое. Если не останавливать ребенка около чего-то обычного и удивительного одновременно, то, будучи взрослым, он не остановится даже возле очень значимого и заметного.
Осень – время года, которое дает возможность увидеть природу во всей ее красе. Урок Ирины ЛАРКИНОЙ, учителя школы № 840 г. Москвы, показывает, как можно на листе бумаги изобразить осеннюю мелодию в красках.

Тема. "Рисование с натуры осенних листьев".

Цели. Учить правильно выбирать пропорции предметов; развивать глазомер; учить работать кистью, акварельными красками; развивать творческое воображение и фантазию; воспитывать любовь к природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вводная беседа. Сообщение темы урока

До урока проводится экскурсия, на которой отмечаются осенние перемены в природе.

Учитель. Вчера мы с вами ходили на экскурсию. Мы шли по дорожке тихо, спокойно, но постоянно слышали странный шорох под ногами. Что это за звуки?

Дети. Это шуршали опавшие листья.

У. Как называется явление природы, когда листья падают?

Д. Листопад.

У. Какого цвета мы видели и собирали листочки?

Д. Желтого, красного, оранжевого.

У. Посмотрите на доску.

На доске прикреплены живые листья разных деревьев, цветные иллюстрации с изображением осенних деревьев, осеннего леса.

– Листья каких деревьев вы видите? Какого они цвета?

Д. Желтые листья – листья березы, оранжевые и красные – клена, бордовые – рябины.

У. Кажется, что сама осень к нам пришла на урок. Давайте покажем осени, как мы умеем рисовать и фантазировать. Рисовать мы будем простые по форме листья березы.

Учитель убирает с доски лишние листья, оставляет только листочки березы. Дежурные раздают каждому ученику на парту лист березы.

III. Анализ этапов работы

На доске учитель по ходу объяснений показывает этапы построения листка.

У. Рассмотрите внимательно листочки березы. Какую форму они имеют? На что похожи?

Д. Листочки похожи на перевернутое сердечко.

У. Вы должны наметить контур листика. Сначала отмечаем верхнюю и нижнюю точки предмета, его длину, затем ширину (рис. 1).

Проводим тонкую линию по длине. Надо постараться разделить эту линию на три равные части. Две части мы берем для листовой пластинки, а третью – для черешка. Плавными легкими линиями наносим контур листочка, черешок (рис. 2). Получился у меня листок?

Д. Да.

У. Похож он на лист березы?

Д. Похож, но не совсем.

У. Что надо сделать, чтобы лист стал таким, как у березки?

Д. Не хватает зубчиков и прожилок.

У. Молодцы! Вы правильно подметили, что по краю листовой пластинки – мелкие зубчики, а на самом листике есть прожилки. Рассмотрите, как они располагаются, одинаковой ли они толщины.

Д. Посредине листка идет самая толстая прожилка, от нее отходят потоньше, от них – еще тоньше.

У. Правильно. Как с помощью карандаша можно изобразить разную толщину линий?

Д. Сильнее нажимать, чтобы получились такие линии.

У. Хорошо. А теперь посмотрите, как наносятся зубчики.

Учитель на доске показывает ход работы (рис. 3, а, б, в, г).

– Какого цвета листья березки?

Д. Зеленые.

– Зелено-желтые.

– Желтые.

У. Именно эти краски понадобятся вам для работы.

IV. Физкультминутка

Дети встают из-за парт.

У. Представьте стройную высокую березку. Поднимаем руки вверх, тянемся. Подул ветер, зашумел. Покажите как.

Дети показывают.

– Березка закачалась влево, вправо. Покажите как.

Дети качаются влево и вправо.

 Что произойдет дальше?

Д. Листья опадут с березки.

У. Покажите, как кружатся листочки. Как они опускаются на землю?

Дети кружатся на месте и плавно приседают.

V. Анализ композиции рисунка

У. Давайте покажем, как листочки могут опуститься к нам на листок бумаги. Представим, что доска – большой лист бумаги. Помогите мне на доске расположить листочки.

Дети подбегают к доске и прикрепляют к ней в свободном порядке листики из цветной бумаги, подготовленные заранее. Рассматривается несколько вариантов.

– А сейчас листочки должны опуститься на ваш лист бумаги. Но сначала повторим правила работы.

VI. Правила работы

У. Должен быть порядок на рабочем месте: все лишнее из-под рук убрать, приготовить лист бумаги, карандаш, ластик, банку с водой, кисть, краски. Вспомните правила работы.

Д. Не нажимать сильно на карандаш, а слегка. Стараться не пользоваться ластиком.

– "Бурю" в банке не поднимать!

У. Что это значит?

Д. Не брызгать водой из банки, сильно не разбалтывать воду кисточкой.

У. Вспомните правила работы акварелью.

Д. (хором). В воду, в краску, на бумагу.

У. Помним, что акварельные краски легкие, воздушные, прозрачные.

VII. Самостоятельная работа учеников

VIII. Физкультминутка

IХ. Анализ работы

Учитель показывает готовые работы учащихся, обращает внимание на то, что получилось удачно, что следовало сделать немного по-другому.

Х. Творческое задание "Фантазия"

У. Послушайте стихотворение Ф.Грубина.

Желтый, красный листопад –
Листья по ветру летят.
Что случится с нашим садом,
Если листья облетят?
– Что же случится с садом?

Д. Сад будет без листьев, деревья останутся голыми.

У. Какое настроение может быть у человека, который наблюдает листопад?

Д. Нам становится грустно, тоскливо, одиноко, печально.

У. Давайте мы сейчас ненадолго побудем добрым Волшебником. Чтобы вокруг стало весело, красиво, ярко, Волшебник решил придумать сказочное дерево.

На доске нарисовано огромное дерево (ствол, сучья, ветки без листьев).

– У вас на парте лежит по одному листочку. Постарайтесь раскрасить листочек необычно, не так, как в природе.

Дети раскрашивают, подходят к сказочному дереву и прикрепляют свой листок.

ХI. Подведение итогов творческой работы

У. Посмотрите на дерево, которое у нас получилось. Нравится оно вам?

Д. Да.

У. Какие чувства вы испытываете, глядя на него?

Д. Радости, веселья.

ХII. Заключение

У. Листья держатся на деревьях, деревья растут на земле. Что еще растет на земле?

Д. Кустарники, травы, мхи...

У. Давайте будем стараться вести себя так, чтобы не портить окружающую нас природу, чтобы все вокруг было живым и красивым, продолжало нас радовать.

ХIII. Уборка рабочих мест