Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2002

ШКОЛА ЗАОЧНИКА

Задание 8 для заочников

Цель задания: продолжить изучение методического аппарата учебников по литературному чтению на материале учебника для 3-го класса ("Литературное чтение", 3-й класс, авт. Чуракова Н.А.).

Количество учебных часов на разработку каждого урока зависит от вас, дорогой коллега! Конспект каждой разработки "стоит" не менее 2 часов. Выбор темы (тем) урока определяется самостоятельно.

Образец выполнения задания:

Тема урока. "Необычное в обычном: поэтические открытия" (с. 79–80).

Цель урока. Дальнейшее развитие идеи, с которой учащиеся постоянно встречались в 1-м и 2-м классах: природный и человеческий мир полон тайн и чудес, надо просто уметь их замечать, поэт (художник) – это как раз тот человек, который помогает нам в этом.

Сделать это можно на материале картинки к главе 4 и трех хокку: Бусона, Басё и Дарьи Албузовой (ударение в фамилии девочки – на первом слоге).

Конкретные задачи урока:

– прочитать эпиграф к главе и обсудить его смысл: выяснить, что поэт делится с нами своим наблюдением, он видит чистое и ясное ночное небо, освещенное луной, на котором видна ровная, как строчка, линия летящих гусей; это напоминает поэту свиток со строчкой иероглифов и с печатью, и все это вместе воспринимается поэтом как сообщение, которое написала нам Природа;

– в ходе обсуждения эпиграфа обратите внимание детей на то, что именно поэт часто открывает нам ту красоту, мимо которой мы каждый день проходим, не замечая ее;

– рассмотреть вместе с детьми картинку к главе 4 и выяснить в ходе обсуждения, что художник Сергей Цедилов (автор всех рисунков на шмуцтитулах) подчеркнул заложенную в самой Природе способность чудесного превращения, что чудо всегда рядом с нами, надо просто уметь его замечать;

– обсудить с детьми смысл названия главы 4 и попросить их высказать предположения о том, какие тексты в нее помещены;

– во время обсуждения подражания хокку Дарьи Албузовой отметить необычность вывода, который делает юная поэтесса, что подтверждает наши рассуждения о необычном мировосприятии поэта;

– после прочтения хокку японского поэта Басё попросить детей сделать вывод о его характере и душевных качествах (он наблюдательный, умеет вглядываться в окружающий его мир природы, относится к природе, к каждому ее созданию с большим уважением), что еще раз подкрепит наши рассуждения о том, как тонко и глубоко способен чувствовать поэт.

Литература

1. Чуракова Н. Методический комментарий к учебнику "Литература", 3-й класс (1–4). Первая часть. – М.: Центр общего развития, 2001.

2. Малаховская О. Тематическое планирование, 3-й класс. – М.: Центр общего развития, 2001.

Желаем успехов! Лучшие образцы разработанных уроков, охватывающих тему, обещаем опубликовать.