Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №36/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Татьяна ЛЕННАЯ,
школа № 40,
с. Этыркэн Хабаровского края

Давать радостнее, чем брать

Как взрослые, так и дети любят получать подарки. Особенно если подарок оказывается желанным. А как мы сами выбираем подарки для других? Что при этом учитываем? Дарить подарки надо учить с детства.
Азы этой науки представлены в этической беседе, проведенной учителем школы № 40 с. Этыркэн Хабаровского края Татьяной ЛЕННОЙ.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Постановка темы занятия

Учитель. Ребята, вы любите, когда к вам приходят гости? Почему?

Дети. Люблю, так как мы весело проводим время.
– Люблю, так как родители готовят что-то вкусное.
– Люблю, потому что дарят подарки.

У. Какие подарки вам больше всего нравятся?

Дети рассказывают. Учитель подытоживает и обобщает.

 Я поняла, что больше всего вам нравятся игры, игрушки и подарки по интересам каждого. А как вы сами выбираете подарки, когда собираетесь в гости?

Дети рассказывают.

– Сегодня я хотела бы с вами поговорить о том, как дарить подарки.

III. Беседа по теме занятия

У. "Даритель" – непривычное для нас слово. А ведь было в русском языке такое слово. Оно обозначало человека, который даром дает другому что-нибудь хорошее. Помните у Михалкова: дядя Степа спас тонущего ученика (подарил ему жизнь) и в ответ на предложение попросить что угодно сказал:

Мне не надо ничего,
Я задаром спас его.

Видите, задаром. А ведь бывает и так.

Два мальчика разыгрывают сценку.

Петя. Сашка, я тебе на день рождения свисток подарю. А ты мне удочку.

Саша. Сказал тоже, свисток!.. Свисток 2 рубля стоит, а удочка – 25 рублей.

Петя. Ну ладно. Я еще две марки добавлю.

Саша. Зачем мне твои марки? Я про спорт собираю, а у тебя города…

У. Разве тут о подарках разговор? Это даже не обмен, а настоящая торговля.

Кто и когда сделал первый подарок? Вряд ли найдется ученый, который бы ответил нам. Наверное, это случилось очень давно, в трудное и суровое время, когда человек лишь начинал заслуживать свое имя. Ему нужно было не только выжить в бесконечной борьбе с вечным голодом, с дикими животными, с безжалостными болезнями, со страшным небом, посылающим то воду, то град, то огонь, то гром. Нужно было при всем этом еще и становиться человеком: развивать ум, тренировать руку, учиться говорить, работать. И еще очень важным умением нужно было овладеть нашему далекому предку – умением жить в дружбе и согласии с другими.
Вспомним исторические книжки о жизни первобытных людей, и давайте вместе пофантазируем.
Представим себе стремительный и сердитый поток, прорезающий неприветливые, поросшие лесом кручи. Холодный весенний ветер кружит в воздухе вороха последнего снега. Сыро, зябко, неуютно. На каменистой отмели вдруг возникает какое-то едва заметное движение. Поминутно оглядываясь и вздрагивая, выбрались из чащи двое: мальчик и девочка. Худые тела, грязные, исцарапанные, чуть прикрытые кусками шкуры. Тревожно принюхиваются к ветру, торопливо озираются. Еще не люди, но уже не звереныши. Внимательно и быстро обследуют они берег: переворачивают камни, роются в прибрежном песке, жадно поглядывают на вспугнутых птиц. Лето запаздывает, а зимний холод подвел животы, ослабил мышцы. Вон как тяжело дышит мальчишка, карабкаясь на угрюмую скалу, усеянную птичьим пометом. Соскальзывают ноги, то и дело разжимаются ослабевшие пальцы. Но хриплый, торжествующий крик возвещает об удаче. Одно за другим достает он из расщелины птичьи яйца, хрустит под крепкими зубами скорлупа. Тоскливыми, голодными глазами смотрит снизу девочка. И вдруг... Нет, не мысль, а отблеск мысли мелькнул на лице дикаренка, железные челюсти приостановили движение. Легко и мгновенно соскользнуло со скалы гибкое тело. Протянута раскрытая рука. Из разрыва туч пробился луч света, ярко высветил в руке пестрое птичье яйцо. И на том, другом лице за сеткой волос появилось что-то новое, необычное. Когда-нибудь, через тысячи лет, это "что-то" станет улыбкой благодарности.
А пока сделан еще один, очень важный шаг на пути к Человеку.
Вполне вероятно, что совсем не таким был первый подарок. Но за три вещи я ручаюсь: кто-то отдал другому что-то ценное, увидел на лице его благодарность и сделал величайшее открытие, что давать, может быть, даже радостнее, чем брать. Это в подарке главное.
И если, выбирая подарок, ты ищешь среди своих вещей то, что похуже, то, что тебе самому не нужно, – это не подарок.
И если тебе жаль расставаться с чем-то и ты отдаешь потому, что велела мама, или неудобно, или по другой подобной причине, это тоже не подарок.
И если ты пошел в магазин в спешке купил что попало, и принес, лишь бы считалось, что ты подарил, – это, конечно, тоже настоящим подарком не назовешь.
Но это еще не все. Есть у тебя, предположим, великолепный футбольный мяч. Почти новый. Тугой и крепкий. И есть человек, которого ты очень любишь, мечтаешь обрадовать в день рождения. Мяча для этого ни капельки не жалко. Подарок? Не могу пока сказать. Надо ведь знать, кому ты собираешься его преподнести. Надеюсь, что не учительнице и не бабушке... Для младшего брата, для товарища – да, это чудесный подарок.
Так что, оказывается, подарок надо умело выбрать, учитывая очень многие обстоятельства: и возраст человека, и ваши отношения с ним, и повод для подарка (день рождения, Новый год, просто сюрприз), и, конечно же, его увлечения и интересы.
Проверьте, как это делается. Перед вами несколько человек. У всех людей общая черта – они любят собак. Кому бы ты что подарил?

На доске рисунки:

Девочка-школьница.
Картинки с изображением собак (различных пород).
Мальчик с собакой.
Поводок с ошейником.
Малыш.
Резиновая собака.
Женщина с собакой.
Книга "Служебная собака".

– К сожалению, бывают случаи, когда подарок может обидеть или огорчить. Вот какая грустная история произошла с одной из девочек.
Вике было 9 лет, и с тех пор, как она себя помнит, ей хотелось получить собаку. Но мама, хотя и очень любила дочку, о собаке не хотела даже говорить: четверо в маленькой комнате, взрослые целый день на работе, соседи против собаки... И в общем-то мама была права. В день рождения Вики ее закадычные подружки Юля и Оля пришли утром с лицами загадочными и торжественными. На оттопыренном Юлином животе под кофтой что-то сопело и ворочалось. Вы, конечно, догадались, что девочкам пришлось побегать и поволноваться, прежде чем они смогли принести подруге это смешное и толстое чудо с прекрасным названием – щенок...
Вечером с работы вернулась мама. Щенка пришлось отнести хозяину. От огорчения и слез Вика почти целую неделю болела.

Вывод и совет. Вы хотите обрадовать близкого, дорогого человека, товарища каким-то особенным, удивительным подарком. На всякий случай посоветуйтесь с мамой или отцом, в общем, со взрослыми.
Для нашего занятия я подобрала советы для дарителей. Познакомить вас с ними мне помогут...

Учитель вызывает подготовленных учеников.

Инструкция для дарителей (наоборот):

1. Вручая подарок, не скрывай своего огорчения по поводу утраты такой замечательной вещи. Если лицо твое в этот момент будет веселым, могут подумать, что ты приносишь в подарок совершенный пустяк, о котором и жалеть не стоит.

2. Расскажи, каких трудов, усилий, затрат стоил тебе подарок, перечисли и покажи все его достоинства. Обязательно напомни, что у тебя такого нет. Пусть товарищ помнит и ценит твою самоотверженность.

3. Подробно объясни, что с подарком делать, как с ним обращаться.

4. Всем знакомым, друзьям и гостям обязательно покажи подарок и объяви: "Это я Вовке подарил!" А то вдруг кто-нибудь подумает, что ты пришел с пустыми руками, получится неудобно.

5. Проследи за судьбой подарка. Время от времени напоминай другу: "Помнишь, я тебе чехлы для коньков подарил?" Будь дипломатом, интересуйся как бы невзначай: "А где, кстати, чехлы, которые я тебе в позапрошлом году подарил?"

6. В тех печальных случаях, когда обладатель подарка оказался человеком недостойным и, по твоему мнению, плохо обращается с подарком или с тобой лично, будь решителен, требуй подарок обратно. Может, это научит зазнайку ценить настоящую дружбу и щедрость.