Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №35/2002

МАСТЕРСКАЯ

Светлана БАРАШКИНА,
г. Пенза

Чувствовать природу...

Особенности проведения экскурсий в курсе естествознания

Экскурсии в курсе естествознания различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся; они могут быть либо иллюстративными, либо исследовательскими. Возможно сочетание обоих этих типов.
Важное место в структуре экскурсий занимают наблюдения, которые являются важнейшим источником знаний об окружающем мире и дают материал, на котором строятся мыслительные операции детей. Велика роль наблюдений для развития устной и письменной речи учащихся.
Экскурсии предусматривают непосредственное наблюдение предметов и явлений в самой природе. Педагог Светлана БАРАШКИНА из г. Пензы разработала экскурсии, проведение которых позволит решить образовательные, воспитательные и экологические задачи обучения.

3-й класс (1–4)

Тема. "Осенняя экскурсия в лес".

Цели. Познакомить учащихся с осенними изменениями в природе; научить детей давать биогеоморфологическую характеристику растительным объектам; формировать навыки сбора и обработки природного материала; воспитать бережное отношение к природе.

Оборудование. Блокнот, карандаш, коробки, веревка.

Экскурсию предлагается провести в три этапа:

I. Ознакомительный.
II. Наблюдение за объектами природы.
III. Подведение итогов экскурсии. Оформление материала.

I. Ознакомительный этап

На первом этапе экскурсии следует напомнить детям основные правила натуралиста:

Не забывай, что:

  • Быть натуралистом – значит прежде всего чувствовать природу!

  • Совершая прогулки, всегда напоминай себе, что на каждом шагу ты можешь попасть в чей-то "дом", то есть в чью-то экологическую и подчас очень хрупкую нишу.

  • Натуралист никогда не должен вести себя как хозяин, он должен быть гостем, а не завоевателем.

  • Ты должен стремиться не только получать удовольствие от общения с природой, но в первую очередь уважать и защищать ее.

  • Когда ты совершаешь прогулки на природе, не забывай почаще останавливаться и наблюдать за окружающим; таким образом, ты узнаешь много интересного.

Прежде чем отправиться на экскурсию, необходимо выяснить: какая погода? Какое небо? Как светит солнце? Сухая погода или влажная?

Для того чтобы выяснить показатель сухоcти или влажности погоды, предлагаю использовать природный материал: обыкновенную шишку сосны.

Чешуйки сосновой шишки раскрываются в сухую погоду и закрываются, когда влажно. Воспользуйтесь этим свойством, чтобы сделать простейшее приспособление для измерения влажности воздуха – гигрометр. Чтобы улавливать движения чешуек, вставьте между ними тонкую длинную веточку. Прикрепите шишку скотчем или клеем к куску картона с заранее нарисованной шкалой.

С помощью прибора определяйте состояние погоды. Результаты полученных данных запишите в блокнот.

Посмотрите издалека на лес. Определите: густой он или редкий?

Поскольку сосчитать все деревья в лесу очень сложно, воспользуйтесь нехитрым способом, который поможет вам определить среднее число. На лесном участке протяните веревку длиной 50 м. Пройдите вдоль веревки с правой стороны и вернитесь по левой стороне. По дороге сосчитайте все деревья, расположенные как минимум в метре от веревки. Добавьте два нуля к полученной цифре, чтобы узнать плотность роста деревьев на 1 га. Она варьируется от 5000 для очень молодых насаждений до 100 и меньше для старых лесов.

Измерьте высоту одного из деревьев.

Чтобы измерить высоту дерева, используйте две ветки одинаковой длины. Встаньте лицом к дереву на некотором расстоянии от него и приставьте первую ветку одним концом к переносице. Вторую ветку приставьте вертикально к дальнему концу первой. Отступая от дерева или приближаясь к нему, сделайте так, чтобы верхушка и подножие дерева совпадали с верхним и нижним концами второй ветки (вы можете также немного передвигать ветку вверх или вниз). А теперь измерьте расстояние от того места, где вы стоите, до дерева. Так вы узнаете его высоту. Этот способ называется "крест дровосека".

Запишите полученные данные в блокнот. Ответьте на вопросы.

? Как изменился лес по сравнению с летом?

Прочитайте стихотворение И.Бунина об осенней природе.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою толпой
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной.

? Назовите хвойные и лиственные растения. Что особенного в строении у данных групп растений? Как изменяется их строение в связи с данным местом обитания?

  • Дерево. Очень твердый стебель-ствол. От ствола во все стороны отходят ветки. Деревья высокие.

  • Кустарник. Несколько твердых стеблей.

  • Трава. Стебли мягкие, сочные, зеленые.

Обобщение: осенью стебли трав увядают и засыхают. У деревьев и кустарников изменяется окраска листьев, но стебли и стволы не засыхают.

II. Наблюдение за объектами природы

1. Лиственные и хвойные деревья.

! У каждого вида деревьев особенный тип коры, не повторяющийся по рисунку и структуре. Немного внимания – и вы научитесь различать деревья по коре.

Найдите деревья в лесу по следующим приметам.

Граб и бук

Только у бука есть маленькие круглые наросты на стволе. Граб с гладкой светло-серой корой.

Дуб и боярышник

Если ты проведешь рукой по коре боярышника, от нее отделятся тонкие чешуйки. Дуб имеет грубую черную кору.

Осина и береза

Осина – кора гладкая, светло-оливкового цвета. Береза – с белой, внизу черной трещиноватой корой.

! Научи определять растения по листве.

Внимательно осмотрев лист, можно легко определить, какому дереву он принадлежит. Лист состоит из плоской листовой пластинки. Край пластинки может быть гладким, резным или с тонкими зубчиками.

Воспользуйся следующим определителем:

  • Вяз: листовая пластинка смещена у черешка.

  • Липа: у основания жилок есть пучки волосков.

  • Тополь и осина имеют расплющенный черешок.

  • Клен: листья всегда скреплены по два, один напротив другого.

  • У дуба край листа волнистый, форма листа обратнояйцевидная.

Зарисуйте схематично форму различных листьев в блокнот.

? Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках?

? С каких деревьев опадают листья?

В рощах желтый листопад,
Листья около березы
Золотым ковром лежат.

(Е.Головин)

  • Найдите листочки березы.

  • Найдите деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый,
Значит, закаленный.

(И.Токмакова)

Для того чтобы лучше запомнить листья деревьев, возьмите лист белой бумаги и цветные карандаши, соответствующие цвету листа с дерева. Положите лист бумаги на лист дерева. Закрасьте поверхность карандашом – на бумаге проявится рисунок листа.

Подпишите название каждого листа.

2. Насекомые осенью.

Наблюдение за паутинками.

Это явление характерно для так называемого "бабьего лета".

У многих видов пауков к осени выходят из отложенных летом яиц крошечные паучата. Малыши не могли бы расселиться по лесу и полю, пользуясь своими ножками. Это заняло бы слишком много времени, а до зимы уже недалеко. И вот каждый паучок, взобравшись на стебелек травы или листик растения, начинает выпускать из брюшных паутинных бородавок струйки и особой жидкости, быстро затвердевающей на воздухе в виде нити (паутинки). Она становится все длиннее и, наконец, подхваченная ветерком, поднимает вместе с собой и маленького паучка. Паучки очень легки и поэтому свободно удерживаются в воздухе, уносятся далеко по течению атмосферных струек от места своего рождения. По пути паутинка где-нибудь зацепится за ветку кустарника, дерева или за стебелек травы и оборвется, а паучок спустится на землю. Здесь он ко времени наступления холодов успевает заползти куда-либо в расщелину коры или другое укрытие, где и перезимует. Если на конце паутинки нет паучка, значит, он уже раньше оторвался, а паутинка полетела дальше без него.

Знакомство с деятельностью жука-долгоносика.

(Найдите желуди продырявленные.) Летом жук-долгоносик продырявил мягкие стенки плодов своим твердым хоботком и отложил внутри желудя яйцо. Из яйца вышла личинка, которая все лето питалась мякотью плода, а затем осенью продырявила оболочку желудя и уползла в землю, где и останется зимовать. Весной она превратится в куколку, из которой выведется жук-долгоносик и снова повредит молодые желуди и орехи. Вот почему жуков-долгоносиков можно найти на деревьях только летом, а к осени они исчезают.

III. Подведение итогов экскурсии

Составьте свой справочник-определитель растений леса.

а) Листья.

Соберите по листочку от каждого дерева и засушите их, аккуратно заложив между страницами блокнота. Затем наклейте листья на страницы тетради, запишите название деревьев, дату, место находки.

б) Кора деревьев.

Сделайте отпечаток с коры деревьев. Для этого положите на ствол дерева лист бумаги и проведите по нему, не сильно нажимая, мягким карандашом.

в) Плоды.

Соберите плоды, найденные в лесу, высушите их, сделайте коллекцию. Определите при помощи справочника названия растений. Опишите их в своем дневнике.

Вывод. В ходе экскурсии в лес вы познакомились с морфологическими особенностями растений, научились пользоваться натуралистическими средствами, обрабатывать материал; наблюдали за отдельными группами растений в момент листопада; познакомились с методикой сбора материала.

Продолжение следует