Ирина АРТЮХОВА,
канд. пед. наук,
ГосНИИ семьи и воспитания РАО,
г. Москва
Учеба со смыслом
Недавно были опубликованы статьи
"Умение учиться" (см. № 23, 25–26/2002). Сегодня мы представляем вам
практический материал, конкретизирующий
некоторые положения этих статей.
Предлагаем несколько упражнений,
нацеленных на развитие у детей смысловой памяти
и логического мышления. Эти способности имеют
чрезвычайно важное значение для смысловой
обработки учебного текста. Чтобы составить план
текста, нужно уметь выделять главное в каждой его
части, находить ассоциации, запоминать их.
Упражнения можно включать в разные
уроки – они не занимают много времени. Но к ним
нужно возвращаться: или на этом же уроке, или на
следующий день. Дети должны вспомнить то, что они
придумали, еще раз записать свои ответы в
тетрадь. Так развивается память.
В зависимости от ситуации можно
вносить в выполнение этих упражнений элемент
соревнования: кто дал больше правильных ответов,
кто быстрее посчитал, вспомнил и т.п. Только
делать это нужно очень тактично: нельзя, чтобы в
лидеры всегда выходили одни и те же дети. Научите
детей сравнивать свои достижения, замечайте
каждое продвижение ребенка вперед, пусть даже
незначительное. Нужно всегда создавать для детей
ситуации успеха.
Эмоционально благоприятная
обстановка на уроках – один из самых главных
факторов успешного развития и обучения ребенка
этого возраста.
Упражнение "Что на что похоже?"
Учитель записывает на доске 10 слов.
Дает детям задание придумать слова, связанные с
ними по смыслу.
Учитель. Прочитайте слово,
написанное наверху, над чертой. Постарайтесь
сразу вспомнить то, что связано с этим словом.
Например, при чтении слова "лопата" вы
представите, как она может выглядеть, подумайте,
для чего она нужна, какого она может быть цвета.
Выберите самое близкое, на ваш взгляд, слово,
относящееся к лопате, и запишите его внизу, под
чертой.
Запись в тетради оформляется
следующим образом. Каждая пара слов записывается
в виде дроби: наверху написаны слова,
предложенные учителем, внизу – ребенком. Учитель
разбирает один пример.
Лопата
...
Письмо
Мел
Гриб
Море
Лампа
Трактор
Конфета
Кошка
Молоток |
После выполнения задания дети читают
свои примеры, происходит обсуждение, правильно
ли придуманы слова.
Учитель дает детям задание запомнить
придуманные слова.
На следующем занятии дети должны вспомнить их и
еще раз записать.
Упражнение
"Разведчик-шифровальщик"
Учитель дает детям задание
расшифровать и запомнить, не записывая,
зашифрованные двузначные числа. Это упражнение
можно выполнять как игру.
На доске записываются зашифрованные
числа и ключ.
ВА МК ВО КЕ СТ ИО
Ключ
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
А |
М |
В |
Е |
К |
О |
С |
И |
П |
Т |
Учитель. Давайте сейчас поиграем в
разведчиков, которым надо с помощью букв
зашифровать разные числа. У разведчиков должна
быть очень хорошая память. Им нужно многое
помнить, но почти ничего нельзя записывать. А
если уж приходится записывать что-то, то
некоторые ценные сведения при записи приходится
шифровать, чтобы никто не догадался, что это за
информация. На доске буквами записано шесть
чисел. С помощью ключа догадайтесь, что это за
числа. Запомните их. Записывать эти числа нельзя.
На выполнение этого задания дается
одна минута. После этого дети отвечают.
В конце этого же урока детям нужно предложить еще
раз вспомнить числа, которые они расшифровали.
Примечание: если детям трудно
запомнить сразу шесть чисел, можно начать с
четырех.
Упражнение "Расшифруй и запомни"
Детям предлагается семь зашифрованных
слов и ключ к шифру. Необходимо расшифровать
слова, запомнить их и выделить "лишнее"
слово. Это упражнение, как и предыдущее, можно
провести в форме игры.
На доске записываются ключ и зашифрованные
слова.
Ключ
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
а |
р |
о |
у |
с |
к |
л |
и |
ы |
в |
6740 |
434675 |
43125 |
624ь |
184ь |
9265 |
521290 |
|
Учитель. Сейчас мы с вами опять
поиграем в разведчиков. Будем учиться
расшифровывать слова с помощью ключа. Прочитайте
эти слова, запомните их. Записывать их пока не
надо. Подумайте и скажите, какое слово здесь
"лишнее". На выполнение этого задания вам
дается две-три минуты.
Дети выполняют задание, называют
слова, выделяют "лишнее", обсуждают, почему
именно это слово является "лишним". После
этого учитель просит детей записать эти слова в
тетрадь и запомнить.
В конце этого же или на следующем уроке нужно
вернуться к этому упражнению. Попросить детей, не
заглядывая в тетрадь, вспомнить и назвать
расшифрованные слова.
Упражнение "Знакомые пословицы"
Детям предлагаются зашифрованные
пословицы: каждая пословица разбита на две части,
каждой из них присвоен свой ключ. Детям нужно
собрать пословицы и зашифровать. На доске
написан ключ.
Ключ:
0 – один раз отрежь...
1 – что посеешь...
2 – считают...
3 – не все золото...
4 – куй железо...
5 – цыплят по осени...
6 – пока горячо...
7 – то и пожнешь...
8 – что блестит...
9 – семь раз отмерь... |
Учитель. Сейчас мы с вами опять
станем разведчиками-шифровальщиками. Сначала
вам нужно догадаться, какие пословицы здесь
зашифрованы. Каждая пословица состоит из двух
частей, поэтому должна быть зашифрована двумя
цифрами. Зашифруйте пословицы в виде двузначных
чисел. Запишите эти числа в тетради. На
выполнение этого задания вам дается три минуты.
Дети выполняют задание, затем
происходит обсуждение ответов. Обязательно
нужно остановиться на смысле пословиц, объяснить
их коллективно. Учитель просит детей запомнить
эти числа.
Правильные ответы: 90, 17, 52, 38, 46.
В конце урока учитель просит детей
сначала вспомнить двузначные числа, а затем
зашифрованные пословицы.
Упражнение "Необычные примеры"
В этом упражнении используется та же
таблица-ключ, что и в предыдущем. Она должна быть
записана на доске. Дети решают примеры, которые
записаны необычным способом.
Что посеешь + пока горячо = ?
Семь раз отмерь: не все то золото = ?
Куй железо х что посеешь = ?
10: цыплят по осени = ?
Куй железо, пока горячо – Не все то золото, что
блестит = ?
Семь раз отмерь, один отрежь – Цыплят по осени
считают = ?
Учитель. Вам нужно решить
зашифрованные примеры. Сначала расшифруйте их с
помощью ключа, затем решите. Ответы запишите в
тетради.
Дети выполняют задание. Идет проверка
ответов. Учитель просит учащихся запомнить
ответы. В конце этого урока или на следующем
занятии они вспоминают правильные ответы.
Упражнение "Главный признак"
Детям предлагается подобрать
слово-признак к каждому из десяти написанных на
доске слов.
Учитель. На доске написано десять
разных слов. Прочитайте их и к каждому подберите
подходящее для него слово-признак. Слово-признак
определяет свойство предмета и отвечает на
вопросы какой?, какая?, какое? Например, песок
может быть желтым, горячим, мелким и т.п. Выберите
самое близкое, на ваш взгляд, слово-признак и
запишите его под чертой.
Запись в тетради оформляется
следующим образом: каждая пара слов записывается
в виде дроби – наверху написаны слова,
предложенные учителем, внизу – ребенком. Учитель
разбирает один пример.
Дерево
...
Солнце
Тигр
Море
Шкаф
Дом
Лед
Цветок
Медведь
Луна |
Дети выполняют задание. Затем
происходит обсуждение того, что написали
учащиеся. Коллективно обсуждается, правильно ли
подобраны слова-признаки./
Учитель дает детям задание запомнить эти слова и
подобранные к ним признаки.
На следующем занятии учитель просит учащихся
вспомнить попарно слова и подобранные к ним
признаки, записать их в тетради, затем сравнить
со своими записями на прошлом занятии.
Упражнение "Третье слово"
Учитель зачитывает шесть пар слов,
связанных между собой по смыслу. Необходимо к
каждой паре подобрать по смыслу третье слово и
записать его в тетрадь.
Учитель. Сейчас я буду зачитывать
вам пары слов. В каждой паре слова связаны между
собой по смыслу. Вы подумайте, какое еще, на ваш
взгляд, слово связано с ними по смыслу, и запишите
его в тетрадь.
Яйцо – курица (возможный ответ:
цыпленок).
Лес – дерево (возможный ответ: доска).
Цветок – бабочка (возможный ответ: луг).
Речка – лодка (возможный ответ: весла).
Книга – страница (возможный ответ: рисунок).
Дорога – машина (возможный ответ: водитель).
После выполнения задания происходит
обсуждение ответов детей. Учитель дает задание
запомнить эти пары слов и придуманное слово.
В конце урока учитель предлагает детям вспомнить
6 пар слов, к которым они придумывали третье
слово.
На следующем занятии учитель зачитывает детям
первое слово из каждой пары и предлагает
вспомнить второе и придуманное третье. Записать
их в тетради.
Публикация статьи произведена при поддержке компании «Комплект». Посетив сайт компании, который располагается по адресу http://komplekt-opt.ru/katalog/metallicheskie_stellazhi/stellazhi_metallicheskie_polochnye/, Вы можете быстро и без особых усилий выбрать и оформить заказ на любые стеллажи металлические серии ст. Также Вы можете посмотреть подробный прайс-лист на каждую модель. Компания «Комплект» занимается продажей металлической мебели для офисов, складов, производственных помещений с 2006 года и гарантирует высокий уровень обслуживания и качества продукции.
|