Первые уроки по новому учебному
комплекту "Перспективная начальная школа"
Газета "Начальная школа"
совместно с издательством "Наука" (в лице
своего подразделения "Академкнига/Учебник")
в рубрике "Сельская школа" представляет
новый учебно-методический комплект
"Перспективная начальная школа".
Разработка концепции, учебников и
методических пособий комплекта
"Перспективная начальная школа" – это
социальный заказ, связанный с модернизацией
содержания образования, а также с федеральной
программой реструктуризации сельской школы.
Авторы учебников ориентировались на
следующие условия: в первый класс приходят не
только дети 7–8 лет, но и 6–7; согласно статистике
Института дошкольного образования и семейного
воспитания, падает процент детей, посещающих
детские сады, в связи с чем большую часть
первоклассников составляют нечитающие дети; в
школах России учатся не только городские, но и
сельские школьники. Авторы комплекта учитывали
прежде всего то, что опыт ребенка – это не только
его возраст, но также и тот образ мира, который
определяется его укорененностью в
природно-предметной среде, следовательно, важно
учитывать не только опыт городской жизни с
развитой инфраструктурой, с разнообразными
источниками информации, но и опыт сельской жизни
– с естественно-природным ритмом жизни, с
сохранением целостной картины мира, с
удаленностью от крупных культурных объектов.
Младший школьник, живущий на селе,
должен чувствовать, что учебник адресован и ему.
Последнее основание особенно важно при создании
учебников для 1-го класса, то есть в адаптационный
период обучения; начиная со 2-го класса различия в
организации развивающей среды для городского и
сельского школьников, безусловно, сглаживаются.
Основная идея проектируемой системы
начального образования – оптимальное развитие
каждого ребенка на основе педагогической
поддержки его индивидуальности (способностей,
интересов, склонностей) в условиях специально
организованной учебной деятельности, где ученик
выступает то в роли обучаемого, то в роли
обучающего, то в роли организатора учебной
ситуации.
Основная идея связана с установкой
комплекта на организацию самостоятельной работы
учащихся.
Ориентация комплекта на организацию
самостоятельной работы учащихся связана не
только с общей тенденцией воспитания культуры
учебной деятельности, но и с учетом того, что
достаточно большой процент российских школ
(несмотря на небольшое количество учащихся в
каждой из них) – это малокомплектные школы.
Ориентация учебников и учебных пособий на
самостоятельную работу означает максимальное
размещение методического аппарата внутри самих
учебников и пособий, то есть вся система вопросов
и заданий носит не только содержательный, но и
организационный характер: сам учебник
нацеливает учащихся работать самостоятельно или
в паре, в малой группе или по цепочке, иногда
коллективно, методом "проекта".
Учебники системы "Перспективная
начальная школа" объединены едиными героями.
Это ровесники маленьких школьников –
шестилетняя первоклассница Маша и ее пятилетний
брат Миша. С помощью сквозных героев
обеспечивается не только структурное единство
комплекта. Обращение к ним позволяет решить ряд
важных задач во всех учебниках:
1) организовать систему дифференцированных
заданий (заданий, адресованных Маше и Мише;
вопросов, прозвучавших от лица Маши и от лица
Миши, и т.д.);
2) рассматривать минимум две разные точки зрения
на одну проблему (мир глазами Маши и глазами
Миши); 3) организовывать систему повторения во 2-м
классе через образ Миши, который на следующий год
становится первоклассником.
Учебники комплекта носят
инструментальный характер. В 1-м классе
инструментальность проявляется в единой для
всех учебников комплекта системе условных
обозначений и во взаимной системе ссылок; в
едином способе организации материала на урок
(это разворот), в использовании учебниками единой
системы выделений, в частности, цветных плашек,
которыми выделены строчки, слова, слоги и
отдельные буквы.
Базовым учебником комплекта в 1-м
классе стал учебник по окружающему миру (авт. Г.В.
Трафимова и др.). Содержание курса первого года
обучения объединяется общей идеей – изучением
детьми материала, познание которого возможно с
помощью органов чувств, – материала,
позволяющего младшим школьникам расширить опыт
ощущений и обобщить результаты их жизненных
наблюдений за природными явлениями посредством
практических работ.
Основной способ познания первого года
обучения – наблюдение и практические действия,
рассчитанные на включение всех органов чувств.
Дети учатся соотносить свои первые
жизненные представления о живой природе с такими
научными понятиями, как растения, грибы,
животные; знакомятся с родовыми понятиями –
звери, птицы, рыбы, насекомые; выделяют признаки,
отличающие домашних животных от диких; приводят
в систему свои наблюдения за природными
изменениями осенью, зимой и весной на
уроках-экскурсиях. Программа по ОБЖ представлена
правилами безопасности зимних и летних игр,
правилами поведения на воде, правилами поведения
на уроках-экскурсиях в природу и в город,
предупреждениями об опасностях отравления
ядовитыми грибами и ягодами и пр.
В адаптационный период, когда ребенок
"учится" быть школьником, очень важно
создать для него образовательную среду,
соответствующую его возрасту и возможностям.
Дети седьмого года жизни с трудом сохраняют
внимание и могут продуктивно работать не более
5–7 минут. Это условие требует особого
планирования времени урока и организации его
содержания, а не просто организации динамических
пауз в середине урока. Например, на уроке одно из
заданий может быть таким, что все дети без
исключения должны по очереди подойти к доске, а
экспериментальное задание разрешается
выполнять стоя. Переход от фронтальных форм
работы к работе в группе или в парах также
позволяет детям двигаться.
Приведем пример организации таких
уроков, где динамические паузы "вплетаются"
в канву урока как обязательный учебный момент.
Где живет семья Ивановых
Задачи урока: познакомить детей с
главными героями учебника – Машей и Мишей
Ивановыми, запомнить адрес школы и выявить, знают
ли дети адрес своего дома.
Урок предлагаем начать с краткой
характеристики учебника. Вместе с учителем
первоклассники рассматривают на рисунке семью
Ивановых, знакомятся с Машей и Мишей, которые
будут помогать школьникам познавать тайны
окружающего мира. Учитель предлагает полистать
учебное пособие, найти героев книги на разных
страницах и выяснить, чем занимаются герои.
Затем учитель показывает ученикам
рисунок вертолета на страницах учебного пособия
и сообщает им, что они будут постоянно наблюдать
с вертолета за жизнью Маши и Миши.
Примечание. Методический прием
учебника: ученик – постоянный соучастник
событий, которые происходят с Машей и Мишей. Но
если герои книги видят окружающий их мир вблизи,
ученик наблюдает за всем с высоты вертолета.
Далее учитель обращает внимание
школьников на условные обозначения в учебном
пособии, знакомит с каждым из них и просит
отыскать каждое из обозначений на страницах
книги и показать ему (начало динамической паузы:
дети подходят к учителю, показывают ему страницы
учебника и выстраиваются около доски). Затем
учитель называет вопросы, на которые ищут ответы
маленькие герои учебника – Маша и Миша (Почему
осенью листья желтеют? Почему опадают листья на
зиму? Почему одни птицы улетают на юг, а другие
остаются на зимовку?) и предлагает учащимся
задать свои вопросы, на которые они хотели бы
получить ответы на уроках. Учитель по очереди
бросает мяч ученикам, а те задают свой вопрос (или
повторяют вопросы вслед за товарищами) и
возвращают мяч учителю. В дальнейшем учитель
сможет ссылаться на вопросы, которые ему задали
дети на первом уроке.
Следующая часть урока организуется по
развороту учебника "Где живет семья
Ивановых". Учитель просит среди рисунков найти
вертолет, вообразить себя на месте пилота и
рассказать, что дети увидят с высоты. Дети
рассказывают о селе, которое видят, домах на его
улице, о предметах около них. На
рисунках-подсказках выделены объекты, на которые
надо особо обратить внимание (школа, детский сад,
магазин, почта). Что это за здания? Как ученики об
этом догадались? Похожи ли дома села, в котором
живут Маша и Миша, на дома улицы, на которой живут
сами дети? А какие здания есть еще в их поселке
(городе)? Дети могут рассказать о больнице,
библиотеке, клубе, детском саде и пр.
Рассматривая общий рисунок и
рисунки-подсказки на левой полосе разворота,
ученики отвечают на вопрос, где живут Маша и Миша
Ивановы. В ходе беседы устанавливается адрес
семьи Ивановых: село Мирное, улица Знаний, дом 1.
Затем с помощью школьников учитель выясняет
адрес школы.
Далее проводится игра, в процессе
которой выясняется, знают ли дети свой адрес
(динамическая пауза). Дети становятся в круг и,
передавая друг другу чистый конверт, сообщают
свой адрес или адрес школы.
Оставшееся время на уроке посвящается
рисованию (рисовать можно и стоя, если ученик
устал сидеть). Ученики на листках бумаги с
помощью цветных карандашей выполняют задание –
делают рисунки на тему "Дом, в котором я
живу" или "Улица, на которой я живу". После
завершения работы организуется выставка детских
рисунков на классной доске и подводятся итоги.
Если ребенок не успел закончить рисунок, можно
предложить ему "домашнее задание" –
закончить работу дома и принести завтра на урок.
Примечание. Рисунки не
выбрасываются. Учитель при детях аккуратно
складывает их в папку для бумаг, подписывая, кем
выполнен рисунок. Бережное отношение к труду
детей – это воспитательный момент не только
этого конкретного урока, но и всех последующих.
Кроме того, рисунки детей еще не раз пригодятся
учителю в дальнейшей работе.
Мы познаем мир
Задача урока: первая встреча учащихся
с понятием "признак предмета", осознание
того, что человек с рождения познает окружающий
мир с помощью глаз, ушей, носа, языка и кожи.
В начале урока можно еще раз
посмотреть выставку рисунков, дополнив ее
новыми, вновь принесенными из дома, и провести
беседу, в ходе которой повторить основные
вопросы предыдущего урока: как зовут героев
учебника "Наш мир"? Где они живут? По какому
адресу мы можем послать им письмо?
Заслушав ответы, учитель помогает
детям найти новый разворот учебника "Мы
познаем мир" и приглашает всех в вертолет. С
вертолета дети "смотрят" вниз и отвечают на
вопрос: что мы видим с вертолета?
Важно, чтобы ученики смогли как можно
полнее описать общий рисунок, рассказать о
здании школы, школьном дворе, участке
прилегающей к школе улицы, о растениях и
животных. Особое внимание надо обратить на детей,
изображенных на рисунке, и найти среди них Машу.
Маша прощается с Жучкой перед порогом школы и
гладит ее. Надо рассказать детям, почему художник
нарисовал Машу дважды, т.е. не только перед
зданием школы, но и на переднем плане рисунка. Он
(художник) хотел, чтобы мы хорошо рассмотрели
Машу и Жучку и рассказали об их дружбе.
Далее задается вопрос: что мы видим и
слышим с вертолета?
Выясняем, что на борту вертолета можно
услышать только шум работающего мотора. Учитель
предлагает на вертолете спуститься на землю
недалеко от школы и, пока не прозвенел звонок на
урок в поселке Мирном, познакомиться с Машей,
погладить Жучку и ответить на вопрос: а какие
звуки мы услышим и какие запахи почувствуем,
гуляя вместе с Машей на школьном дворе?
Школьники должны заметить, что около
школы растут хвойные деревья, во дворе – дуб и
цветы, по дороге проезжает машина, которая очень
не нравится собачке, бегущей за ней с лаем.
Жизненный опыт школьников должен им помочь
ответить на поставленные вопросы.
Ответственный момент урока – поиск
ответа на вопросы: почему Маше нравится гладить
Жучку? Что чувствует Маша, дотрагиваясь до Жучки
рукой? Мы же тоже "гладили" Жучку... Важно,
чтобы дети отметили, что, гладя Жучку рукой, они
почувствовали то, что чувствовала и Маша, – тепло
тела животного, мягкость шерсти, форму тела,
радость собачки. Что помогло нам и Маше увидеть
предметы, услышать звуки, почувствовать запахи,
ощутить тепло? Делается вывод, что в этом нам
помогли глаза, уши, нос и... кожа. Дети не назовут
кожу, они скажут о своих руках. Зададим им
дополнительный вопрос: а будем ли мы ощущать
тепло и мягкость шерсти Жучки, если Жучка в
порыве нежности коснется нашей щеки или голой
ноги? Этот вопрос позволит детям убедиться, что
мы можем чувствовать, что шерсть у Жучки
мягкая, не только руками, но и щекой, и лбом, и
ногой, если нога голая, т.е. кожей.
Динамическая пауза. Далее можно
провести игру "Глаз, ухо". Дети встают в круг
или около парт. Учитель знакомит детей с
правилами игры: он будет называть части тела
человека – голова, рука, нос, лоб, шея, уши, губы,
палец, нога, глаз и т.д. Но если дети услышат слово
"глаз", они должны быстро присесть на месте,
затем встать и по очереди рассказать, что или
кого они видят справа от себя (поясняем, что
значит "справа от себя"); если они слышат
слово "ухо", они должны сделать все то же
самое, но по очереди рассказать, какие звуки они
слышат в классе (скрип обуви или столов, голоса
соседей, шум задетого стула и т.д.).
После динамической паузы организуется
работа с тетрадью для самостоятельных работ
учащихся. Учитель демонстрирует рабочую тетрадь,
предлагает полистать ее, обращая внимание
учеников на то, что в этой тетради они будут
рисовать, раскрашивать картинки, писать,
вырезать и наклеивать картинки. Последовательно
выполняются задания 1–3.
Задание 3: "Представь, что ты
загораешь на солнышке. Что ты видишь, слышишь,
чувствуешь?" Заслушивая ответы детей, учитель
уточняет, а что помогло ученикам это видеть,
слышать, чувствовать. Цель задания – закрепление
того, что информацию об окружающем мире мы
собираем с помощью органов чувств. Впервые может
прозвучать понятие "органы чувств", под
которым мы понимаем нос, глаза, уши и кожу
человека.
Выполняя задание 4, дети должны
отметить "галочкой" те предметы или явления,
которые можно узнать в жизни и не глядя на них.
Это пение петуха, стук дятла, стрекотание
кузнечика, телефонный звонок. Они рассказывают,
какой орган чувств помог им это узнать (ухо), и
рисуют его в пустой клетке.
Заключительная часть урока – момент
очень ответственный: дети впервые встретятся с
термином "признак предмета", который
усваивают на новом материале урока – органы
чувств. Обращаем внимание учащихся на левую
часть разворота учебника "Мы познаем мир".
Дети находят на рисунке Мишу и отвечают на
вопросы: что делает Миша? Сладкое ли яблоко у
Миши? Как вы узнали? О том, что яблоко кислое, дети
узнают по выражению лица Миши. Учитель обращает
внимание на само яблоко: большое и зеленое. Он
подчеркивает, что по всем названным признакам
(большое, зеленое, кислое) мы определяем, что
яблоко у Миши невкусное. Затем дети думают над
вопросом: а что помогло Мише узнать вкус яблока?
Делается вывод, что определять вкус человеку
помогает язык. Язык помогает нам определять вкус
яблока, груши, сахара, т.е. познавать окружающий
мир еще с одной стороны. Учитель читает вслух
вывод на развороте учебного пособия.
Для закрепления понятия "признак
предмета" можно предложить детям задания типа
"Назовите предмет по признакам". Например,
холодное, сладкое, тает на языке (мороженое);
круглый, очень кислый, желтый (лимон) и т.д.
Мы познаем окружающий мир с помощью
органов чувств
Задача урока: первая серьезная встреча
с термином "органы чувств",
экспериментальное доказательство возможности
определения признаков предметов с помощью
органов чувств.
В начале урока учитель предлагает
учащимся вспомнить, какие органы чувств помогают
нам определять предметы по их признакам. Дети
должны назвать все пять органов чувств: глаза,
уши, нос, язык и кожу.
Учитель сообщает школьникам, что
сегодня у них не будет урока, так как надо срочно
заняться экспериментальным исследованием.
Внимание детей обращается на разворот учебника
по теме "Мы познаем окружающий мир с помощью
органов чувств". Сначала предлагается
рассмотреть центральный рисунок и рассказать,
что делают Маша и Миша. Отмечается, что Маша с
закрытыми глазами проводит эксперимент
(пытается на ощупь определить предметы), а Миша
наблюдает. Далее рассматриваются рисунки слева и
справа от центрального рисунка. На них
изображены предметы, с которыми учащиеся будут
работать в ходе экспериментов. Учитель обращает
внимание на значок "работа в парах" около
каждого рисунка. Это значит, что подобную работу
на уроке дети будут делать не в одиночку, а в
парах. Так как этот вид работы вводится впервые,
необходимо объяснить детям основные правила
выполнения экспериментальных заданий:
1. Работу можно проводить стоя, но
говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать
другим.
2. Экспериментируют дети по очереди:
первым экспериментирует тот, кто сидит ближе к
двери классной комнаты, а другой наблюдает; во
время второго эксперимента учащиеся меняются
ролями.
3. После выполнения задания ученики
молча берутся за руки и поднимают их вверх,
показывая этим, что работа завершена. По
разрешению учителя они подходят к столу и
производят замену "лабораторного"
оборудования (дети любят, когда звучат
"серьезные" научные термины).
Для проведения урока необходимо
подготовить материал.
Для первого эксперимента
готовится несколько непрозрачных мешочков или
коробки из-под обуви, где сделаны отверстия сбоку
для детской руки. В мешочки (коробочки)
помещается набор предметов, которые ученики
будут определять на ощупь. Это могут быть счетные
палочки, ластик, ключик, колечко, шишка, катушка
ниток, круглый шарик и др. Если класс небольшой,
то каждой паре можно подготовить свой набор
предметов.
Для второго эксперимента
понадобятся стаканчики с холодной и теплой водой
(ни в коем случае не с горячей!). Они на подносе
стоят на учительском столе.
Для третьего эксперимента
нужны тарелочки с семенами злаков (овес, пшено,
рис, пшеница).
Для четвертого эксперимента
понадобятся пакетики с различным фруктовым чаем
(мятный, лимонный, земляничный). В качестве
раздаточного материала можно использовать и
пакетики с листьями смородины, укропа, мяты,
дольками чеснока, зернами кофе.
Для пятого эксперимента
нужны одноразовые стаканчики с различными
соками (яблочный, томатный, морковный). Можно
использовать минеральную воду, зеленый чай.
Для шестого эксперимента
нужно приготовить в чисто вымытых баночках
крупную соль, сахарный песок, крахмал, муку,
маленькие разовые ложечки и тарелочки.
После выполнения всех экспериментов
обсуждение результатов проходит в следующей
последовательности.
Ученики рассказывают, как они
выполнили первый, второй и третий эксперименты и
что обнаружили. Учитель подводит итоги: "Мы не
видели предметов, но узнали их кончиками пальцев;
мы не знали, в каком стакане холодная вода, пока
не ощутили кожей рук, что один стакан теплый, а
другой холодный. Мы не видели семян проса, но
смогли их узнать – осязать кончиками пальцев.
Кожа человека – это его орган осязания, который
помогает нам узнать предмет даже тогда, когда мы
его не видим".
Далее обсуждаются пятый и шестой
эксперименты. Последний эксперимент интересен
тем, что для определения веществ надо привлечь
уже два органа чувств. Так, например, муку и
крахмал от сахара и соли можно отличить с
завязанными глазами на ощупь, а сахарный песок от
крупной соли, крахмал от муки можно отличить и по
вкусу. Затем дети рассказывают о ходе проведения
пятого эксперимента и какие напитки им удалось
определить. Делается вывод, что язык – орган
вкуса.
Подводя итоги четвертого
эксперимента, школьники рассказывают о
предметах, которые им удалось узнать по запаху.
Делается вывод: нос – орган обоняния.
Поскольку дети выполняли задания стоя
и постоянно подходили к столу учителя, можно
переходить к выполнению очередного задания без
динамической паузы. Выполняется задание № 5 из
рабочей тетради: "Отметь "галочкой"
рисунки, где изображено то, что в жизни ты можешь
узнать, не дотрагиваясь до предметов, с
завязанными глазами. Нарисуй, какой из органов
чувств тебе может помочь в этом. Расскажи случай
из жизни, когда ты узнал что-то или кого-то в
темноте".
Это задание позволяет выяснить
значимость обоняния и слуха в жизни человека. В
своих рассказах дети могут отметить, что они не
видят, но знают, что мама варит варенье, в темноте
по голосу узнают маму, по мяуканью – кошку и так
далее.
Далее можно провести игру: дети
закрывают глаза и пытаются определить источник
звука (учитель открывает и закрывает дверь,
хлопает в ладоши, переливает воду в стаканчиках,
стучит ложкой о стенки стакана и тому подобное).
Обобщая материал урока, учитель вновь
обращает внимание на разворот в учебном пособии.
Дети рассматривают рисунки органов чувств, а
учитель еще раз говорит об их функциях (глаз –
орган зрения, ухо – орган слуха, нос – орган
обоняния, язык – орган вкуса, кожа – орган
осязания). Органы чувств – верные помощники
человека. Они помогают ему видеть, слышать,
чувствовать запах и вкус, ощущать холод,
прикосновение, боль.
В заключение урока выполняются задания № 5–7 из
рабочей тетради.
|