МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ СУБЪЕКТОВ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
направляет для использования в работе
"Методические рекомендации по проведению
"Урока гражданина" в первом классе".
Приложение: письмо на 2 л.
Руководитель Департамента А.В. Баранников.
Методические рекомендации по
проведению
"Урока гражданина" в первом классе
Любовь к родному городу (поселку, селу),
гордость за свою страну имеет огромное значение
для развития личности ребенка. Без любви к Родине
и уважения к ее истории и культуре невозможно
воспитать гражданина и патриота своей Родины,
сформировать у детей чувство собственного
достоинства, положительных качеств личности.
Первый урок, с которого начинается
учебный год в первом классе, – "Урок
гражданина".
Задача урока – вызвать у детей интерес
к родной стране, дать первоначальные
представления о родном крае, о Родине,
познакомить с понятиями "государство",
"гражданин", "законы страны",
"государственные символы: флаг, герб, гимн",
"права и обязанности гражданина".
На уроке рекомендуется использовать
изображения Государственного герба и
Государственного флага России, картин природы
родного края, нашей Родины, запись
Государственного гимна Российской Федерации,
музыкальные записи народных песен, плясовых и
хороводных мелодий. Для создания эмоционального
настроя на уроке можно начать его с
прослушивания песни "С чего начинается
Родина" (сл. М.Матусовского, муз. В.Баснера).
На уроке дети должны почувствовать,
что они являются частью народа огромной и
богатой страны, что они – граждане России,
россияне. Для этого целесообразно начать
знакомство детей с малой Родины – города (села),
где они живут, и постепенно подвести к пониманию
того, что город – часть большой страны, а дети –
жители России, граждане страны. Гражданин –
житель страны, который признает ее законы
(правила поведения), он любит свою страну,
гордится ею, вместе с ней переживает горе и
радости, старается сделать ее сильной и богатой.
Первоклассник – маленький гражданин большой
страны, ее будущее. Званием гражданина России
следует гордиться. За время учебы в школе дети
многое узнают о родной стране, ее прошлом и
настоящем.
Можно задать первоклассникам вопросы:
"Как называется наш город (село)?", "Как
называется наша большая страна?", "Какой
город в нашей стране самый главный?" Беседа
сопровождается показом иллюстраций картин
природы родного края, его
достопримечательностей, а также картин природы
России и др. Это дает возможность вызвать у детей
чувство гордости за свой родной край. Можно
предложить ученикам объяснить смысл некоторых
пословиц и поговорок о Родине. Например:
"Береги землю родимую, как мать любимую",
"Всякому мила своя сторона".
Что нас объединяет и делает гражданами
одной страны? Это общая территория, единый язык,
законы. Также у страны есть государственные
символы: флаг, герб и гимн. Учитель показывает
детям изображения флага и герба и рассказывает,
что эти символы можно увидеть в городах и селах,
на границе нашей Родины, на форме защитников
Отечества, на российских космических кораблях,
на скафандрах космонавтов, на костюмах
олимпийской сборной и пр.
На уроке возможен небольшой рассказ о
земляке – жителе родного города, села,
прославившем свой край успехами в труде или бою,
в науке или искусстве.
Можно рекомендовать при приеме детей в
школу (апрель–август) предложить родителям к
"Уроку гражданина" подготовить вместе с
ребенком материал из опыта семейной жизни
(пословицы, поговорки, песенки, обычаи). На уроке
заслушивается несколько детей (можно пригласить
поучаствовать в уроке бабушек, мам или других
родственников). После этого учитель помогает
детям сделать вывод, что все мы разные, но живем в
одной стране – мы граждане России.
В первом классе целесообразно
ограничиться знакомством с символикой России.
Ученики должны зрительно представлять, как
выглядят Государственный флаг и Государственный
герб России. Значения символов раскрываются в
последующих классах.
Для первоначального знакомства с
понятиями "права" и "обязанности"
разговор на уроке идет о важном для каждого
ребенка событии – с сегодняшнего дня они
ученики, школьники. Детям разъясняется, что они
как граждане России имеют право на образование.
Главная задача школы – вырастить из учеников
достойных граждан своей страны. Главная задача
школьников – старательно учиться. Следует
подчеркнуть, что кроме права на учебу у
школьников есть и обязанности. Они должны
бережно относиться к своей школе и своему классу,
стремиться внести посильный вклад в то, чтобы они
были красивыми и чистыми. Школьники должны
следить за своим внешним видом, поддерживать
порядок на своем рабочем месте.
|