Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Начальная школа»Содержание №32/2002

ТРАДИЦИОННАЯ ШКОЛА

Нина АНДРИЯНОВА,
учитель начальных классов,
с. Тихменево,
Пензенская обл.

Математическая карусель

Тема. "Решение задач".

Цели. Совершенствовать вычислительные навыки; закреплять и обобщать знания о решении задач; стимулировать активный учебный труд; воспитывать любовь к родному краю; развивать воображение, внимание и логическое мышление.

ХОД УРОКА

На доске сказочный лес, силуэт карусели. После выполнения задания в карусель садятся зверушки. В конце урока карусель вращается, если ребята выполнили все задания.

I. Организационный момент

Учитель. Улыбнемся друг другу. Наступает самая загадочная часть урока. Медленно погружаемся в фантастический мир урока и перемещаемся в сказочный лес.

II. Постановка темы

У. Сегодня мы будем решать задачи. Кто из вас любит решать задачи? Поставьте перед собой цель: учиться правильно решать задачи.

III. Закрепление пройденного

1. Устный счет.

У. Как-то раз в лесу густом
Под березовым кустом
Медведь построил карусель,
Пригласил лесных зверей
Покататься на ней.

Лесные звери живут далеко. В разных уголках леса. И им необходимо доехать до карусели. А на чем они поедут, мы узнаем, поработав с геометрическим материалом.

Учитель читает задание. Ребята из геометрического набора показывают ответ, который написан на фигуре, и составляют силуэт машины.

Увеличьте 8 на 5.

Дети. 13.

У. Уменьшите 12 на 4.

Д. 8.

У. На сколько 9 больше, чем 6?

Д. На 3.

У. Уменьшаемое 13, вычитаемое 6. Найдите разность.

Д. 7.

У. Высота рябины 6 м, а тополь на 3 м выше рябины. Найдите высоту тополя.

Д. 9.

У. У комара 6 ног, а у паука 8 ног. На сколько больше ног у паука, чем у комара?

Д. На 2.

У. Какой вид транспорта у нас получился?

Д. Грузовик.

У. На какие группы можно разделить эти фигуры?

Д. Квадрат, круги, прямоугольники, треугольники.

У. Назовите свойства прямоугольника, квадрата.

Д. У квадрата все стороны равны.
– У прямоугольника равны противоположные стороны.

2. Минутка чистописания.

У. Едут они на машине, а вдоль дороги растут сосны да грибы. На шум машины прилетела любопытная сойка (показывает рисунок). Посмотрите, как растут сосны и грибы. Запишите в тетрадь. А сойка посмотрит, кто из вас самый внимательный.

3. Решение примеров.

У. Семь веселых мышек
Решили погулять.
К карусели весело бежали.
Вот летит сова,
Распугала всех она.

Учитель прикрепляет рисунки мышей. Какие примеры хотели составить мышки? Кто из вас больше составит примеров и правильно их решит?

Проверка примеров.

Д.
8 + 7 = 15,
15 – 7 = 8;
8 + 6 = 14,
14 – 6 = 8,
14 – 8 = 6.

У. Мышка садится в карусель.

4. Решение задач.

У. Пять зайчиков в прятки
С лисою играли,
А попросту скажем –
В травке лежали.

Решите задачу.

На опушке леса играло 6 лисят, а зайчат на 3 больше. Сколько играло зайчат на опушке?
Анализ задачи и составление модели.

Решение задачи и составление модели. Схематизированный чертеж. Решение задачи школьниками самостоятельно.

Д. 6 + 3 = 9 (з.).

У. Что можно узнать по условию, если изменить вопрос?
Придумайте новый вопрос к задаче.

Д. Сколько всего зверят играло на опушке?

У. Как вы это изобразите на схеме? Как будет решаться эта задача?

Ученик с комментированием решает у доски.

На доске.

6 + 3 = 9 (зайчат)

9 + 6 = 15 (зверят)

Ответ: 15 зверят играло на опушке.
 А можно ли другим способом решить эту задачу?
Объяснение второго способа решения задачи.

На доске.

6 + 6 = 12 (зверят)

12 + 3 = 15 (зверят)

Ответ: 15 зверят играло на опушке.
Лиса и зайчик садятся в карусель.

5. Минутка отдыха.

У. Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх – хлопок над головой.
Руки вниз – хлопок другой.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Вдруг мы видим у куста
Птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Зайчик быстро скачет в поле,
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы-ребятишки.

6. Нахождение неизвестных компонентов.

У. У резной избушки
На лесной опушке
Бельчата гуляли,
Орехи считали.

Мы поможем бельчатам считать орехи.
На доске примеры, неизвестное число закрыто рисунком ореха.

Проговариваются правила, как найти неизвестное число.

Д. Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
– Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
– Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Белочка садится в карусель.

7. Составление задач.

У. Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Два несут травинку,
Два несут былинку.
А один принес задание для ребят.

Учитель вывешивает рисунок, на котором изображены 6 шмелей и 3 осы.

– Составьте задачу по рисунку, чтобы она решалась 6 – 3 = 3. Запишите модель к задаче, решение, ответ.

Д. На лужайке летало 6 шмелей и 3 осы. На сколько шмелей больше, чем ос?

У. А если изменить вопрос и решение? Как будет решаться задача? Можно ли изменить вопрос задачи, не изменяя первоначального действия в решении?

Д. На лужайке летало 6 шмелей и 3 осы. Сколько всего насекомых летало? 6 + 3 = 9 (н.)
Муравей садится в карусель.

У. Лиса учила своих малышей
Ловить под кустом веселых мышей.
Мыши услышали злую лису,
И спрятались все под елкой в лесу.

Учащиеся получают карточки с задачей, где необходимо дополнить условие и поставить вопрос.

Задача

На поляне резвилось [ ] зайцев. Увидев лису, несколько зайчат спрятались, а остальные семеро разбежались. Сколько ________________________?

Составление и решение задачи.

Д. Сколько зайчат осталось на поляне?

IV. Итог урока

У. Молодцы, ребята. Все звери "уселись" в карусель. Но она не вращается. Необходимо выполнить тестовые задания, найти шифр к карусели.

Ребятам раздаются тесты, где они подчеркивают код правильного ответа.

Тест

1. На рябине сидело 6 снегирей, а синиц на 3 больше. Сколько сидело синиц?
Указать верное решение.

А. 6 – 3
Б. 6 + 3
В. 6 + (6 – 3)

2. Сколько грибов во второй корзинке?

А. 17 грибов.
Б. 7 грибов.
В. 11 грибов.

3. Белка собрала 8 шишек и 6 орехов. На сколько больше она собрала шишек, чем орехов?

А. На 2 шишки больше.
Б. На 2 ореха больше.
В. На 2 ореха меньше.

4. Синица поймала 9 насекомых, из них 5 гусениц, остальные жуки. Сколько она поймала жуков? Выбери краткое условие.

Ответы на тест: 1 – Б; 2 – Б; 3 – А; 4 – А.

У. Вот и закрутилась наша карусель.

V. Домашнее задание

Домашнее задание написано на силуэтах зверей, которых ребята берут c карусели.